Юридическая Соколов Н.Я., Матевосова Е.К. Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие

Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 01.05.2015
ISBN: 9785392184286
Язык:
Объем текста: 142 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы правового воспитания

Глава 2. Правовой нигилизм как негативное социальное явление

Глава 3. Проблемы борьбы с правовым нигилизмом в современном российском обществе

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1.
Теоретические основы правового воспитания


§ 1. Подходы к пониманию правового воспитания в современной юридической науке


Для исследования такого комплексного и многоаспектного явления, каким является правовое воспитание, требуется использование современной научной методики с обозначением и глубинным анализом таких вопросов, как природа и социальные факторы правового воспитания.


В настоящее время изучению проблем правового воспитания уделяется значительное внимание, однако многие принципиально важные вопросы, касающиеся данного процесса, остаются все еще не­решенными. Основные формы и средства правовоспитательного воздействия, результаты их влияния на поведение людей в правовой сфере, структура потребностей, которые необходимо формировать с помощью правового воспитания, изучены недостаточно глубоко.


Процесс научного исследования правового воспитания порождает своеобразную познавательную ситуацию, характеризуемую наличием множества различных специальных понятий и терминов, используемых в философии, психологии, педагогике, социологии и других гуманитарных науках, изучающих смежные с юриспруденцией вопросы, одним из которых и является правовое воспитание. Это в очередной раз подтверждает то, что ни одну сложную юридическую проблему не представляется возможным решить с помощью только правовых категорий, понятий и терминов, и исключительно в рамках юридической науки. Однако в данном контексте следует указать и на существование тесной взаимосвязи юридической науки с целым рядом других наук (педагогики, политологии, социологии и др.), состоящей в том, что последние с необходимостью должны учитывать и в определенной степени отталкиваться от устоявшегося и признанного в юридической науке понятийного (категориального) аппарата.


Критерий правовой воспитанности до настоящего времени не разработан, и это представляется, действительно, достаточно сложной задачей. Правовое воспитание, как проблема многогранная, затрагивает, наравне с правовыми, политические, социологические, психологические, нравственные и педагогические аспекты жизни общества. Кроме того, правовое воспитание имеет неразрывную связь с другими видами воспитания, среди которых – политическое, патриотическое, семейное, нравственное, культурное, религиозное, эстетическое и т. д.


Широта, многоаспектность и подвижность содержания понятия права в значительной степени усложняет задачу исследования правового воспитания, ключевым элементом которого является право. Как отмечалось еще в начале XX века, «…юридические теории расходятся между собою в самых разнообразных и существенных вопросах и, прежде всего, в изначальном и коренном вопросе о природе права». Однако, несмотря на известную научную полемику о понятии права, представляющего собой многогранное явление, сегодня можно наблюдать объективное сближение различных подходов (системного, функционального, институционального, феноменологического и иных), что позволяет провести глубокий и всесторонний анализ исследуемых вопросов построения эффективной системы правового воспитания и борьбы с правовым нигилизмом, избегая при этом односторонних заключений и необоснованных выводов.


Т.Н. Радько, рассматривая экономическую, политическую и воспитательную функцию права (социальные функции права), указывает на то, что действие права необходимо изучать прежде всего в правомерных поступках людей, исследовать социальные результаты «нормального» действия права.


Проблема правового воспитания привлекла к себе серьезное теоретическое внимание в отечественной юридической науке в середине XX века, поэтому основные работы по этой теме датированы советским периодом. Но и сегодня отсутствие в науке единообразного понимания правового воспитания затрудняет исследовательский процесс данного вопроса, что нередко объясняется его особыми «юридическими и педагогическими» свойствами. Правовое воспитание рассматривается в юридической литературе как: «…систематическое влияние на сознание, психологию воспитуемых (индивидов и общественных групп) всего уклада общественной жизни и идеологических факторов…»; организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения; целенаправленное, систематическое воздействие на личность для формирования правового сознания, выработки навыков и привычек правомерного поведения; структурный элемент механизма правового воздействия, средство воздействия на правовое сознание и поведение субъектов правоотношений; целевое воздействие, направленное на формирование системы нравственно-правовых ценностей личности, обеспечивающей высокий уровень правовой культуры; комплексная система мер по интеграции в сознание людей политико-правовых ценностей и политико-правового опыта, реализуемая в целенаправленной деятельности государства, общественных организаций, отдельных граждан с целью формирования позитивного правового сознания граждан.


Традиционным в юридической науке является подход к рассмотрению правового воспитания в его широком и узком смыслах. По мнению А.В. Мицкевича, в широком смысле правовое воспитание включает в себя воздействие всех факторов жизни на формирование качеств личности, а в узком – есть целенаправленное воздействие общества на сознание людей, их нравы, черты характера, образ поведения. А.Д. Бойков определял правовое воспитание в широком смысле как всеохватывающий процесс воздействия на сознание воспитуемых объективных условий жизни (ближайшего бытового окружения, учебного или трудового коллектива, личного правового опыта и т. д.), в узком смысле как вид организованного и целенаправленного воздействия на сознание воспитуемых. Современный исследователь А.Н. Бабенко, также являясь сторонником такого подхода, понимает под правовым воспитанием в широком смысле общий процесс формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, нравственно-правовой атмосферы, а в узком смысле – один из видов общественной деятельности, которая выражается в целеустремленной и организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование правовой культуры и воспитание правопослушных граждан.


При исследовании правового воспитания, рассматриваемого «в движении» – как процесс и «в статике» – как результат, необходимым условием является оперирование множеством различных синонимичных или объединенных единым воспитательным замыслом понятий (правовоспитательная деятельность, правовоспитанность и т. д.). Представляется, что указанные и смежные с ними понятия следует использовать с учетом их основной смысловой нагрузки.


Обобщая мнение отечественных ученых-юристов, как в советский, так и современный периоды, под правовым воспитанием предлагается понимать – целенаправленное воздействие на сознание личности, социальных групп и всего общества в целях превращения правовых идей и требований в личные убеждения и правомерное поведение граждан, формирование их правовой культуры.


Правовое воспитание, как многоэтапный, непрерывный и длительный процесс, должно сопровождаться созданием благоприятных условий для развития личной инициативы, проявления дисциплины, организованности и ответственности. Только тогда возможно ожидаемое изменение в отношении к правовым ценностям и нормам, что не замедлит сказаться и на повседневном поведении каждого индивида в обществе.


В настоящее время в юридической науке не сложилось единого подхода и к классификации форм правового воспитания. Л.А. Петручак выделяет в правовом воспитании следующие компоненты: правовое обучение, правовую информированность, правовую пропаганду, самовоспитание, самообразование, а также участие граждан в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. А.И. Долгова рассматривает правовое просвещение, правовую пропаганду и правовое обучение как составные части процесса правового воспитания. По мнению Е.А. Певцовой, правовое обучение есть целенаправленное общение, в ходе которого осуществляется правовое образование, правовое воспитание и формирование, развитие правовой компетентности обучаемого, усваиваются отдельные стороны правового опыта человечества, опыта деятельности в сфере права и познания права.


Обобщая существующие подходы, можно выделить следующие формы правового воспитания: правовое информирование, правовое обучение, юридическое образование, оказание бесплатной юридической помощи, правовую пропаганду, участие в общественном обсуждении законопроектов, самовоспитание.


Эффективность правового воспитания, достижение положительных результатов и их долговременность определяются также используемыми приемами и способами воздействия на сознание и поведение людей.


Сложное строение механизма правового воспитания и вариативность форм его осуществления оправдывает применение целого набора методов, в числе которых можно назвать убеждение, принуждение, поощрение и пример. Традиционным является выделение двух основных методов правового воспитания: убеждение и принуждение. По мнению С.С. Крыгина в основе современного правовоспитательного процесса положены две группы методов воспитательного воздействия: метод прямого воздействия, результатом которого является формирование правовой психологии, правовых установок, активной гражданской позиции личности, групп, коллективов и метод опосредованного воздействия, осуществляемый посредством средств массовой информации, через механизмы общественного мнения и т.п..


При планировании правовоспитательного процесса важно знать и учитывать, насколько подбираемые методы совместимы с теми или иными формами и средствами правового воспитания. Так, правовая пропаганда не приемлет метод принуждения, он не может быть ведущим (основным) при правовом обучении, при организованной и контролируемой правовой практике. А.С. Бондарев выступает против отнесения к основным методам правового воспитания метода внушения, поскольку здесь преобладает целенаправленное, но не аргументированное воздействие, правовая информация воспитуемым принимается на веру, по сути, не затрагивается сфера аналитического мышления воспитуемых, где преобладают уже сила логики, доказательность, научная аргументированность, достигается объективность, правдивость, убедительность сообщаемой информации.


Представляется, что правовоспитательные мероприятия должны проводиться в отношении всех категорий граждан без исключения, в том числе независимо от их субъективной оценки собственного уровня правовоспитанности. Однако принуждение к правовому воспитанию с использованием силовых методов и способов таит в себе серьезную угрозу – обратный эффект, т. е. нигилизм, при котором необходимость правового воспитания, как нечто, насаждаемое властью, отрицается. Как справедливо было отмечено итальянским правоведом Ч. Беккариа, «сомнительный метод приказаний не приемлем для воспитания. Этим достигается лишь притворное и кратковременное послушание». Чрезвычайно важно убедить граждан в том, что право представляет собой величайшую ценность, ответственность за бережное отношение к которому лежит на каждом, в том, что большая часть их проблем может быть решена не иначе, как правовым путем, и пусть и небольшое, но отступление от права наносит невосполнимый вред той кладези «правовых богатств», что имеется в каждом государстве, бездумно «разграбляемых» теми, кто призван их сохранять, передавая из поколения в поколение. Известный ученый-философ И.А. Ильин писал, что «задача верного воспитания состоит именно в том, чтобы с детства проявить в человеческом инстинкте духовное начало, и притом не в смысле дисциплинарно навязанного обыкновения, а в смысле свободной радости и свободного предпочтения».


Применение воспитательных мер наряду с государственным принуждением, которое является последствием наступления соответствующего вида ответственности, имеет определенную специфику. В большинстве случаев воспитательные меры не могут подменять меры государственного принуждения, поэтому распространенное мнение о том, что «сажать надо, а не воспитывать» вполне справедливо в той степени, в какой при совершении определенных категорий преступлений лица должны быть осуждены к реальному отбытию наказания, и правовое воспитание осужденных будет иметь весьма важное, но далеко не определяющее значение в исправлении осужденного.


Правовоспитательное воздействие протекает в рамках механизма, который при правильном и четком взаимодействии его структурных элементов обеспечивает эффективность всего процесса правового воспитания граждан. В научной литературе, посвященной проблеме правового воспитания, нередко допускается, как представляется, неоправданное отождествление таких понятий, как «система» и «механизм» правового воспитания. Несмотря на некую схожесть этих понятий, следует признать их различное смысловое значение. Так, если система правового воспитания – это общая совокупность всех основных тесно связанных и взаимодействующих частей, элементов единого правовоспитательного процесса, которые обеспечивают его определенный порядок и организацию, то механизм правового воспитания – это внутреннее устройство такого процесса, функциональная механика перевода и преобразования тех идей, принципов и ценностей, что являются неотъемлемой составной частью правосознания общества (отдельных социальных групп и индивида). В этой связи особую важность приобретает вопрос теоретической разработки системы и механизма правового воспитания, и их практического применения и внедрения.


Развитая мыслительно-аналитическая деятельность человека в сочетании с правовым опытом, приобретаемым им в ходе постижения правовой реальности, способствует выработке определенных представлений о праве, в своей совокупности образующих некий «образ права». Когнитивные способности индивида обеспечивают непрерывный преобразовательный процесс «образа права», однако его базовая основа, будучи устойчивой составляющей, предопределяет всевозможные модификации «образа». Представления о праве включают в себя как знание правовых норм, так и знание общих принципов, практики применения нормативных установлений, технику и процедурность их исполнения. Наиболее предпочтительным вариантом следует считать тесную интеграцию всех пластов знаний – общего («теоретического») и частного («практического») порядка.


Формирование представлений о праве с той или иной степенью устойчивости на уровне индивидуального правосознания детерминировано рядом внешних условий, при которых субъект приобретает соответствующие знания, а также уровнем культурного развития человека в целом, его духовных запросов и собственно интеллектуальных возможностей.


Несмотря на высокую интенсивность происходящих в обществе изменений, освобождение кого-либо от обязанности знать и соблюдать закон невозможно. В этой связи обращает на себя внимание мнение о том, что презумпция знания закона должна найти закрепление в законодательном акте. Если от гражданина требуется знание закона, поскольку незнание влечет для него отрицательные последствия, то, следовательно, на гражданина возлагается и соответствующая обязанность. Таким образом, сама по себе возможность наступления негативных последствий, несмотря на отсутствие прямой обязанности «знания права», онтологически предполагает ее наличие для гражданина, несущего не только традиционную (ретроспективную), но и позитивную (перспективную) ответственность. Весьма желательно, чтобы знание такой общей принципиальной и мобилизующей нормы получило повсеместное распространение. Знание закона – это одна из гарантий обеспечения прав и свобод граждан, однако полное знание норм позитивного права всеми гражданами, как справедливо отмечалось в литературе, – несбыточная иллюзия, фикция. С.С. Алексеев, развивая данную мысль, отмечает, что если не сводить правовое воспитание к освещению некоторых, взятых то оттуда, то отсюда отрывочных сведений, зачастую весьма поверхностных, то другого пути, кроме ориентировки на глубокие основы знаний для достижения эффективности в правовом воспитании, нет. Очевидно, что для граждан необходимо знание не только позитивного права, но и важных социально-политических, нравственных начал, составляющих его фундамент.


Роль правовых знаний в жизни общества весьма значительна для социальной ориентации и поведения граждан в конкретных правовых ситуациях. Именно обладание правовыми знаниями позволяет субъекту выбрать наиболее приемлемый в конкретных условиях вариант разрешения того или иного вопроса в сфере общественных отношений, подпадающих под действие права и вводимых в соответствующие юридические рамки. Выбор такого варианта подчинен его внутренним убеждениям и установкам, определяющим отношение субъекта к существующим государственно-правовым институтам. Хотя нельзя не признать, что обладание знаниями не означает безусловного умения ими пользоваться. Более того, следует согласиться с тем, что «уровень правосознания не находится в прямой зависимости только от знания права и его источников. Можно знать правовые нормы, законы и тем не менее иметь низкое правосознание. И наоборот, при незначительных правовых знаниях можно обладать достаточно высоким правосознанием». Но предпочтительным является тот вариант, при которым граждане, обладая высоким правосознанием, вместе с тем обладают и большим объемом правовых знаний. Как справедливо утверждает Е.А. Лукашева, правосознание выступает опосредующим звеном между нормой права и ее практической реализацией, а сам процесс реализации правовой нормы – это взаимодействие ее требований с сознанием и деятельностью людей в правовой сфере.




Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие

В настоящем учебном пособии рассмотрены проблемы создания эффективного механизма функционирования системы правового воспитания в Российской Федерации с целью борьбы с правовым нигилизмом — негативным социальным явлением, препятствующим построению правового государства и формированию гражданского общества.<br /> Законодательство приведено по состоянию на январь 2015 г.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также представителей профессионального юридического сообщества.

179
Юридическая Соколов Н.Я., Матевосова Е.К. Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие

Юридическая Соколов Н.Я., Матевосова Е.К. Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие

Юридическая Соколов Н.Я., Матевосова Е.К. Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие

В настоящем учебном пособии рассмотрены проблемы создания эффективного механизма функционирования системы правового воспитания в Российской Федерации с целью борьбы с правовым нигилизмом — негативным социальным явлением, препятствующим построению правового государства и формированию гражданского общества.<br /> Законодательство приведено по состоянию на январь 2015 г.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также представителей профессионального юридического сообщества.

Внимание! Авторские права на книгу "Правовое воспитание в современном российском обществе. Учебное пособие" (Соколов Н.Я., Матевосова Е.К.) охраняются законодательством!