Современная Проза Пищулин А.Ю. Полтинник мелочью

Полтинник мелочью

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Современная Проза
Издательство: Проспект
Дата размещения: 07.06.2017
ISBN: 9785392261390
Язык:
Объем текста: 277 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Авантитул:. Путешествия во времени

Движение по вертикали

Всероссийский музей утюга

Решение принято



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Решение принято


И, видимо, так оно и было, потому что тотчас неподалёку, на главной площади страны, случилась необъяснимая природная аномалия. Зловещая ступенчатая пирамидка, когда-то изгнавшая с площади весёлый торг, лотки с пряниками и сбитнем, заморозившая тут всякую жизнь — начала на глазах зевак с фотоаппаратами одеваться мохнатым инеем — не по погоде, совсем не по сезону! Вскоре она сделалась похожа на морозильник нерадивой хозяйки, покрытый игольчатой шубой. Откуда ни возьмись, налетел с реки бешеный порыв ветра, захлопал флагами и флажками, повернул флюгера на башнях, а потом разогнался, оттолкнулся от древней кирпичной стены с зубцами — и враз сдул с брусчатки белую снежную пыль! И не оказалось под ней привычной гранитной коробки, открылось на её месте тёмное чрево, жёсткая каменная постель, на которой, сложив на груди руки, лежала желтоватая куколка в чёрном костюме. Рыжий мертвец с восковыми щеками, спрятанный в сердце города, как игла в яйце, был до крайности похож на Кащея Бессмертного — по крайней мере, его приспешники любили повторять, что он «живее всех живых»: это могло означать только то, что он, как всякая неприкаянная душа, к числу живых не принадлежит, а умереть никак не может.


Но теперь над этой удручающей картиной безрадостного бессмертия зажглась, разгораясь, свеча колокольни Ивана Великого: её недавно позолоченный купол сиял всё ярче, наливаясь румяным огнём, и остроухие розовые зайчики забегали по реке с её теплоходами и мостами, по приземистым двухэтажным особнякам Замоскворечья… Наконец, отвечая сестре, вспыхнула розовым узорная свеча софийской колокольни, а за ней полыхнул самоварным золотом шлем богатырского Храма… Не выдержав всего этого света и сияния, непогребённый, неотпетый мертвец заплакал восковыми слезами, пролился по складкам чёрного гранита, потёк по брусчатке под уклон Васильевского спуска, где была выставлена строительная техника и гремела из репродуктора фальшивая музыка… Ртутные ручейки просочились в складки и поры земли; освобождённая от непосильной ноши площадь приподнялась, как стёганое одеяло на груди спящего, и опустилась с подземным гулом, выдув китовые фонтаны пара через ливневые стоки и вентиляционные решётки метро.


Конечно, я не мог видеть этих чудес в своём далеке, но мне было не до них: внезапно оказалось, что ветки моих давно переживших своё плодородие яблонь трещат и гнутся до земли под тяжестью таких налитых и душистых антоновских яблок, какие могут родиться только в России — или уж в райском саду! Разрывающий сердце кисловатый дух кадильным благоуханием слоился над опустевшим шоссе, забирался под одежду, под кожу, пропитывал пейзаж и даже шерсть ошалевшей от счастья Машки, которая повизгивала, поднимаясь на задние лапы на своей каторжной цепи. Первым делом я освободил её от оков, а потом принялся подпирать занозистыми досками ветки, собирать попадавшие в пожухлую траву огромные яблочные бомбы, и скоро в музейном зале, в моей жилой половине, на крыльце — повсюду стояли корзины, бездонные клетчатые сумки, целлофановые пакеты и ящики, полные яблок. Я и не заметил, как сгустились голубые сумерки, как остыл чистый воздух (с утра мимо не проехала ни одна машина), и только тогда разогнулся, когда на невидимой отсюда церковке один раз ударил слабый, недавно возвращённый на своё место колокол. Круглый звук прокатился по моему позвоночнику, как уходит в землю по громоотводу заряд небесного электричества, и перегруженная счастьем душа запросила пощады и отдыха. По-стариковски кряхтя после целого дня непривычного колхозного труда, я устроился на верхней ступеньке крыльца, распухшей рукой с негнущимися пальцами стал перебирать шерсть заснувшей у моих ног собаки и только теперь увидел, как проступают звёзды в дымной вышине небес.


Сидел я недолго: вскоре послышался нарастающий шорох, он медленно приближался, словно шла по земле гигантская щётка с длинной прозрачной щетиной — и к моим ногам, на бесцветное, вытертое дерево ступенек упали первые капли дождя. Антоновкой пахнуло так, словно дирижёр кивнул ей: давай fortissimo! Я не выдержал всей этой незаслуженной благодати, поднялся на ноющие ноги, нырнул в свою нору, пропахшую бедностью и одиночеством, не зажигая света, напился воды из эмалированной кружки, и одетым упал на лежанку, не издавшую в этот вечер ни звука, ставшую облаком и царской периной…


…и тут же всплыл, покачиваясь, на поверхность шелестящих вод, выше дождевых облаков, и с высоты птичьего лёта увидел такое, чего не видал ещё никто никогда.


На горизонте, помаргивая, лежал на своих холмах огромный город в слабом свечении ночных огней; и к нему, через убранные поля и овраги, попирая разметку опустевших шоссе, перешагивая через заборы и провода, со всех сторон торопились прозрачные светлые путники в длинных одеждах. Каждый был ростом с подъёмный кран, но их широко шагающие ноги не причиняли разрушений и не оставляли следов.


В автосервисе у кольцевой как раз начали разбирать на запчасти угнанную иномарку, когда в немытом, чёрном от копоти стекле окна механик Самвел, обмирая, увидел то, чего просто не может быть: гигантская ступня в сандалии, составленной из пёрышек белого дыма, переступила с пятки на носок и пропала, унося идущего к его цели. Самвел так и остался стоять, держа в руках хромированную скобку бампера и слушая, как где-то снаружи, в темноте, раньше времени закричал ликующий петух.


Кошкам на крышах было виднее: мимо них, вровень с антеннами и трубами, проплывали по ущельям улиц склонённые озабоченные лица в венце стянутых сзади в пучок курчавых светлых волос. В домах, мимо которых бесшумно скользили идущие, переставали плакать младенцы, исцелялись во сне больные, мёртвые садились в своих гробах и прислушивались. Псы на подстилках, не просыпаясь, настораживались и поднимали ухо, но тут же успокаивались и улыбались с плотно закрытыми глазами, словно знали о происходящем больше своих храпящих хозяев.


Оказавшись в центре города, пришедшие разделились; каждый занялся своим делом. Один побрёл по Садовому, опустив с плеча на землю конец длинного яблочно-зелёного шарфа; и там, где лёгкая ткань прикасалась к укатанному миллионами колёс асфальту, мёртвую серую поверхность пробивали настырные стрелки молодых деревьев. К рассвету загазованная, отравленная транспортная артерия должна была снова стать тем, чем была когда-то — кольцом бульвара.


Другой, повесив на сгиб бестелесной руки корзинку, как заправский грибник, собирал в неё отвратительные стекляшки недавно построенных офисных зданий; иногда, приблизив к глазам очередной гранёный кубик, занятый прополкой улиц печальник слегка пожимал плечами и украдкой вздыхал… А на освободившихся местах, сперва едва различимые, проступали, проявляясь, как на фотобумаге, погубленные бульдозерами двух- и трёхэтажные дома — булочные, аптеки, монастыри.


Третий, хмурясь, счищал с фасадов домов рекламу, вывески, лепнину со звёздами и скуластыми уродами обоего пола. Ему было достаточно бросить взгляд на испещрённую похабными надписями и граффити поверхность стены, чтобы она стала непорочной и словно хрустящей от чистоты, точно выстиранная с отбеливателем, отмытая в проточной воде.


— Сколько работы! — шептал он, скорбно качая головой и переходя на другую сторону площади со спящими троллейбусами. — Надо же, сколько работы…


И тогда я понял: они — только начнут, помогут с первой, самой грязной фазой уборки; к утру они покинут город, так что продолжать (и заканчивать) придётся нам самим. Поэтому сейчас лучше поспать, а поутру приниматься за дело: на Кащея больше не спишешь.


Вот как всё было, если хотите знать правду. Я ведь музейный работник, и потому считаю своим профессиональным долгом восстановить картину события, очевидцем и участником которого оказался. Не моё дело — выбирать среди версий единственно верную; моя работа — хранить вещественные доказательства: шкатулку со сценой утиной охоты, обломки костяного яйца… Небесные молитвенники выпросили наконец у Бога прощение для нашего огромного запущенного пространства, или неловкая рука алкоголика случайно сломала древнее заклятье — теперь уже неважно. Главное, это случилось как раз вовремя: а то, глядишь, от нашего племени остался бы потомкам лишь стоящий на обочине истории, неохотно посещаемый иностранцами, по самые окна вросший в землю «музей утюга».


Из пророка Ионы


«…объяли меня воды до души моей…»


Аще осени достúже,
не ищи себе тепла:
в воды вечности всё ниже
погружаются тела,
и уже, как рыбы, дышим
то слезами, то дождём…
Точно кровь течёт по крыше,
по лицу… чего мы ждём?
Обнимает нам колени
не июльская вода —
влага пагубных молений
утонувших поколений…
Глубина Его суда
исцеляет от надежды
лучше капель и врача:
в этот омут без одежды
не полезешь, хохоча…
В реку прожитого лета
не опустишь две ноги,
не найдёшь на дне ответа…
Брат Иона, не беги!
Божью волю уважая,
влагой вечера дыши:
осень — время урожая
для пророка и души.


Крыша


До поры до времени мой сын был просто идеальным ребёнком: послушным, осмотрительным, разборчивым в общении со сверстниками. Но наступил чёрный день, когда его мужское начало заявило о себе желанием попробовать окружающий мир на прочность.


Я узнал об этом благодаря коменданту дома: взволнованная дама, шумно дыша в трубку телефона, сообщила мне, что «детей видели на крыше». Мне не пришлось повторять дважды: перепрыгивая через ступеньки, я взлетел на восьмой этаж и обнаружил, что сетчатая железная дверь, преграждавшая путь на чердак, гостеприимно приоткрыта. Как это могло случиться? Техник не запер или сами хитроумные подростки вскрыли — сейчас было не так важно; время разборок и наказаний ещё не пришло, надо было торопиться со спасательной операцией.


Хотя я уже несколько лет жил в этом доме, бывать на крыше мне до сего дня не доводилось. Но я смутно представлял себе, что она — плоская, с торчащими телевизионными антеннами и непонятными прямоугольными сооружениями, которые не могли же быть каминными трубами, коль скоро в типовой застройке тех лет каминов уже и ещё не имелось? Самое главное — наша кровля не была кошмарной жестяной горкой с покатыми склонами, по которым непоправимо скользят подошвы детских ботинок… Это успокаивало, но не слишком.


Стараясь не касаться липковатых стен, я поднялся по сварной лесенке к невысокой железной дверце, нажал на грязный металлический рычаг и с отвратительным скрежетом приоткрыл лаз, похожий на корабельную переборку. Мне в лицо влажно пахнуло улицей и нежилым строительным запахом. Высоко подняв ногу и одновременно пригнув голову, так и ждавшую удара о низкий железный косяк, я кое-как выбрался наружу.


Мы, горожане, плохо знаем закоулки нашего мира. Они непохожи на надоевшие картины, день за днём сопровождающие наш путь на работу, в магазин и ещё по нескольким привычным адресам. Стоит заблудиться или в сумерках очутиться на стройплощадке, за условным забором, чтобы убедиться, что нарисованные очаги наших каморок скрывают от нас чудовищ мегаполиса: тусклые скрипучие фонари, непонятные заброшенные строения, железные конструкции, какие-то цистерны, мотки проволоки, катушки кабеля, больных голодных псов… И это — на земле! Лучше даже не задумываться, что таится под ней или над ней, в мире крыш и слабо жужжащих проводов.


Но я вынужденно ступил в этот мир, и как ни озабочен был поисками своего наследника, всё же не мог не почувствовать себя хотя бы на минуту подростком, вторгшимся на запретную территорию.


Было довольно тихо; многоголосый шум города долетал сюда словно издалека. К тому же наступило обманчивое время суток, когда ещё светло, но солнце уже скрылось и тени погасли. И то, что я увидел, легче всего было считать именно миражом.


В десятке метров от меня, бледно светясь в сумерках, обозначились две необъяснимо-неподвижные фигуры. Четыре светло-голубых глаза не мигая смотрели прямо на меня.


Я был нацелен на поиск детей, и вовсе не ожидал встретить на крыше посторонних. Но чем больше я приглядывался, тем больше изумлялся. Во-первых, эти двое глядели на меня сверху вниз: если принимать во внимание мой немаленький рост, они были ощутимо выше, никак не меньше двух метров! Во-вторых, я почему-то не мог толком разглядеть их лиц, только глаза плавали внутри светлых овалов, словно серебристые рыбки в аквариуме… Ну, и в-третьих… у них были крылья.


Ну, не то что крылья… просто за плечами каждого вырастали как бы ещё одни плечи, и больше всего это напоминало крылатых персонажей старой европейской живописи. Только они не были ни златокудрыми красавцами с глазами навыкате, ни бело-розовыми юношами в парчовых одеяниях. Просто на крыше моего дома стояли и молча взирали на меня два существа, которых сложно было принять за обитателей нашего мира — установщиков антенн, рабочих-ремонтников, членов компетентной комиссии… Я набрался храбрости и попытался сделать шаг…


Тогда один из них, тот, что стоял ближе ко мне, властным предостерегающим жестом поднял руку, я увидел светлую ладонь с длинными пальцами — и замер на месте. В ту же минуту другой, словно забыв обо мне, отвернулся и сосредоточился на чём-то, чего с моего места было не видно. В особенной прозрачной тишине я услышал, словно приближенные к моему уху, возбуждённые озорством детские голоса.


Я догадался, что эти двое были здесь затем же, зачем и я: они приглядывали за детьми! В замешательстве я смотрел на поверхность лужи, оставшейся на липком чёрном покрытии крыши после недавнего дождя: в полном, совершенном безветрии вечера по воде бежала частая рябь, какую я видел в репортажах под лопастями садящегося на воду вертолёта. Центром этой ряби были две пары ног в плоских туфлях без каблуков, и от прикосновения их подошв дрожь бежала по поверхности лужи — и передавалась мне.


Голоса детей приближались. Их хранители посмотрели друг на друга, затем — на меня. Почти не различая их лиц, я каким-то образом догадался, что они улыбаются. И тень воспоминания об этой улыбке, которой я не видел, теперь преследует меня в каждом солнечном зайчике, в каждом весёлом блике на воде… Я напрягал зрение, пытаясь разглядеть тех, кого не надеялся больше увидеть… но внезапно за их спинами поднялись отвесно вверх четыре веерообразных луча, таких ярких, что я опустил голову и зажмурился… Но тут же, боясь пропустить невиданное зрелище, разлепил веки — и увидел пустую крышу, сгустившуюся темноту, и лишь по блестящей чешуе лужи бежала рябь от несуществующего вертолёта, который уже улетел.


В ту же минуту из-за нелепого прямоугольного сооружения неизвестного назначения высыпала ватага детей с лихорадочно горящими в сумерках глазами, и среди них мой сын — единственный, кто, наткнувшись на меня, замер, как кролик при виде удава… И, должно быть, весьма удивился, обнаружив, что папа лишился обычного красноречия и даже не способен многозначительно пригрозить взглядом, сулящим недоброе маленькому первооткрывателю чердаков и крыш.


Я поспешно отвернулся и первым шагнул в темноту дома; не оглядываясь, чтобы не смотреть в лица детей, спустился по ступенькам, отпер квартиру и спрятался в своей комнате, захлопнув дверь прямо перед носом провинившегося ребёнка. Я не в состоянии был играть роль строгого отца: розовыми волнами запоздалой эйфории по мне прокатывались радость, благодарность, смятение… Но громче всего во мне пела дерзкая надежда, что когда-нибудь и меня, быть может, удержат от опрометчивого шага с крыши светлые ладони с длинными пальцами — ладони крылатых рук, от начала времён не совершавших зла.


Никудыкина Гора


По разбитому просёлку наш автобус закатился, подпрыгивая, в обшарпанный маленький городок и там сломался. Надо же было мне прозевать полустёртую красную букву «К» у номера! Она означала, что по дорогое мы станем заруливать в каждый забытый Богом населённый пункт... А уж сломались мы — сверх программы, просто попав под заклятие маленьких городков, в которых всё давно вышло из строя: оборваны трубки телефона-автоматов, треснули и осыпались немытые стёкла остановок, расстреляны из мелкашки ни в чём не повинные дорожные знаки и уличные фонари.


Я последним шагнул из автобусного чрева в сонную солнечную глушь незнакомого места и встал столбом посреди бесформенной площади, оглядываясь. Весь пейзаж был слеплен из грязного бетона в подтёках ржавчины, в пятнах сырости, с торчащими из ран сломанными костями арматуры. Кое-где к неопрятной поверхности, как кокетливые кружева, прилипли листочки частных объявлений о продаже немыслимых, никому не нужных предметов. Бандитского вида туземцы в застиранных спортивных костюмах кучковались возле ларька, торговавшего пивом, и оглядывали нас, транзитников, нехорошим взглядом — как добычу. Разомлевшие псы дремали в избыточном пыльном мехе собственных шкур, которые, увы, нельзя сменить на более соответствующее сезону х/б.


— Два часа, минимум, — зло бросил нам шофёр, двумя руками захлопнув крышку капота и мастерски сплюнув в тень между колёс. — Говорил я им, б... — тут он покосился на тётку с детьми и осёкся; потом забрался в кабину, завозился там, доставая инструмент, и с нехитрыми орудиями в руках вернулся к поцарапанному носу своей повозки.


— Погуляйте, — посоветовал он нам, не оборачиваясь, уже весь в сложных расчётах безнадёжного любительского ремонта. Один из ехавших с нами мужиков закурил и остался стоять, с интересом наблюдая за медицинской операцией на открытом моторе.


Вот уж совсем не хотелось два часа гулять в подобном месте, а не миновать. Вяло, без цели я побрёл куда глаза глядят — пересёк площадь и нырнул в тень пятиэтажек с неряшливо застеклёнными балконами и раскрывшими варежку подъездами. Тарахтя, проехала древняя иномарка с провисшим задом, едва не цеплявшим асфальт.


Интересно, думал я, какими глазами смотрел бы на этот враждебный, бесчеловечный быт иностранец? Какие чувства вызывали бы в нём привычные нашему глазу картины пожизненного убожества, наплевательского отношения к самим себе, к комфорту и основательности своей скоротечной жизни?


— Дядя, ты чего ищешь? — раздался сзади и снизу жидкий младенческий голосок.


Я опустил глаза. На меня без дружелюбия смотрела девочка лет пяти, хмурая, со ссадиной на коленке. В левой руке она держала круглый леденец на палочке, от которого оставался шарик чуть больше черешни.


А действительно, чего я ищу? Или, если разбираться в ситуации досконально: куда я, собственно, ехал? Я в растерянности смотрел в глаза ребёнку, терпеливо ждавшему ответа, и совершенно не знал, что сказать.


Тогда юное создание, довольно замызганное для феи, но явно посланное мне свыше, свободной от леденца рукой сжало три моих пальца и потянуло меня за собой.


Мы свернули за угол под неодобрительными взглядами замолчавших тёток, моих попутчиц, и углубились в сырую тень между домами. Я смотрел под ноги, стараясь не наступать в грязные углубления, сверкавшие голубым отражением неба. Моя фея время от времени деловито шмыгала сопливым носом; один её сандалик то и дело сваливался, и она, притормозив, елозила пяткой в потерявшем всякую форму обувном задке, возвращая его на место.


— Хочешь поиграть, — не вопросительно, а утвердительно произнесла она во время очередной вынужденной остановки.


— Да вообще-то… не очень, — пробормотал я, но тут же забыл об этом: снова свернув, мы оказались перед совершенно посторонним для этого пейзажа зданием. Раскинувшись, как жирный кот на подоконнике, сверкая лампочками, гремя музыкой в дрожащих дисках колонок, лежал враспор между стеной трёхэтажного барака и бетонным забором нелепый игровой павильон с безвкусной вывеской «Испытай судьбу». Он выглядел как брачный аферист в провинции — лоснились его стеклянные щёки, перемигивали лживые неоновые глазки, а яркий пластик стен напоминал поддельную «фирмý» с Черкизовского рынка.


Я перевёл глаза на маленького конвоира, который отпустил мою руку и теперь взирал на меня в немом ожидании. Потом я нерешительно посмотрел на стеклянные двери игорного притона.


— Я тебя здесь подожду. Туда детям нельзя, — серьёзно сказала девочка. — Только ты недолго.


Да мне там вообще нечего делать, хотел было сказать я — но не нашёл в себе смелости разочаровать ребёнка. Чувствуя лопатками её взгляд, я поднялся по бетонным ступенькам и потянул замотанную изолентой (чтобы зимой не примерзали лапы?) ручку двери.


Внутри было пустовато. Прямо напротив входа стояли два видавших виды «одноруких бандита»: один был выключен, у другого треснуло стекло. Третьим в их шеренге — я не поверил своим глазам! — стоял «Морской бой», допотопный аппарат, какие в моём детстве украшали фойе кинотеатров. Сколько пятнадцатикопеечных монет я скормил тогда его братцу! Несмотря на пенсионный возраст, игральный автомат подавал признаки жизни: ухал и завывал, и призывно зажигал изображение линкора с огромной красной звездой на носу.


Я огляделся. Справа в углу по-домашнему дремало голубое пластмассовое ведро с белой ручкой. Рядом стоял скучный канцелярский стул. На вешалке с оловянными крючками сиротливо висел чёрный сатиновый халат. Видимо, он был опустившимся провинциальным родственником смокингов, выдаваемых напрокат, без которых не пускают в игровые залы приличных казино.


По обе стороны от трёх богатырей — автоматов по отъёму денег — я разглядел небольшие дверцы, над которыми светились красными абажурами лампиончики самого бордельного вида. Я сделал шаг к одной из дверок. Её украшала небольшая картинка в неряшливо позолочённой рамке: в самом наивном духе был изображён холм, с одной стороны поросший ёлками, а с другой — бритый, как голова панка. У подножия холма были по-детски намалёваны разноцветные домики. Разумеется, была и подпись; ученическим почерком в нижнем правом углу было выведено красным: «НИКУДЫКИНА ГОРА». Я добросовестно обследовал и другую дверь, в которой и вовсе не было ничего примечательного, если не считать белых букв с подтёками, задутых через прорезной трафарет: «СБЫЧА МЕЧТ». Кто бы мог подумать! В этом покинутом богом поселении тоже водились шутники.




Полтинник мелочью

Алексей Пищулин - художник, публицист, кинодокументалист, автор и режиссёр фильмов &quot;Жизнь Солженицына&quot;, &quot;Стриндберг глазами русских&quot;, &quot;Моё Переделкино&quot;, &quot;Сальвадор Дали в поисках неба&quot;, &quot;Кто Ты, Король Артур?&quot;, телевизионных циклов &quot;Неизвестная Европа&quot;, &quot;Великие праздники&quot;, &quot;Династия&quot; и др.<br /> В юбилейный сборник, вышедший в год 50-летия, автор включил стихи и прозу, написанные или отредактированные в 2007-2009 гг.

229
 Пищулин А.Ю. Полтинник мелочью

Пищулин А.Ю. Полтинник мелочью

Пищулин А.Ю. Полтинник мелочью

Алексей Пищулин - художник, публицист, кинодокументалист, автор и режиссёр фильмов &quot;Жизнь Солженицына&quot;, &quot;Стриндберг глазами русских&quot;, &quot;Моё Переделкино&quot;, &quot;Сальвадор Дали в поисках неба&quot;, &quot;Кто Ты, Король Артур?&quot;, телевизионных циклов &quot;Неизвестная Европа&quot;, &quot;Великие праздники&quot;, &quot;Династия&quot; и др.<br /> В юбилейный сборник, вышедший в год 50-летия, автор включил стихи и прозу, написанные или отредактированные в 2007-2009 гг.

Внимание! Авторские права на книгу "Полтинник мелочью" (Пищулин А.Ю.) охраняются законодательством!