Юридическая Под ред. Курбанова Р.А., Лалетиной А.С. Международное частное право. Учебник

Международное частное право. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 26.11.2014
ISBN: 9785392165377
Язык:
Объем текста: 355 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Понятие и источники МЧП

Глава II. Коллизионная норма, ее структура и виды

Глава III. Взаимность в международном частном праве. Механизм действия коллизионной нормы

Глава IV. Субъекты МЧП

Глава V. Вещное право

Глава VI. Договорные обязательства в МЧП

Глава VII. Деликтные обязательства в МЧП

Глава VIII. Семейное право

Глава IX. Трудовые отношения в международном частном праве

Глава X. Интеллектуальная собственность в международном частном праве

Глава XI. Перевозки в международном частном праве

Глава XII. Международный гражданский процесс и международный коммерческий арбитраж



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава V.
Вещное право


В результате изучения данной главы студент


будет знать:


• понятие вещного права и его виды;


• коллизионные вопросы вещных прав;


• регулирование защиты вещных прав иностранных инвесторов;


• источники правового регулирования национализации иностранной собственности;


• международно-правовые документы и нормы российского права, регулирующие иностранные инвестиции;


будет уметь:


• анализировать международно-правовые документы и нормы российского права, регулирующие иностранные инвестиции;


• анализировать коллизионные вопросы вещных прав;


• анализировать международно-правовые документы, регулирующие защиту права собственности Российской Федерации за рубежом;


будет владеть:


• навыками анализа нормативно-правовых документов, регулирующих иностранные инвестиции;


• навыками применения норм, регулирующих защиту вещных прав, в том числе иностранных инвестиций;


• навыками применения коллизионных норм, регулирующих вещно-правовые отношения.


§ 1. Понятие вещного права и его виды в международном частном праве


В российском праве (ст. 216 ГК РФ) под вещным правом понимается право собственности и другие вещные права, в том числе право пожизненного владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право хозяйственного ведения и право оперативного управления, сервитуты.


Положения российского права, регулирующие вещные (имущественные) отношения с иностранным элементом, целесообразно разделить на две категории по критерию предмета правового регулирования. К первой категории относятся инвестиционные отношения, тогда как ко второй — прочие вещные (имущественные) отношения с иностранным элементом. Если материально-правовые нормы об иностранных инвестициях и нормы материального права о вещных (имущественных) правах иностранных лиц, а также граждан РФ за границей России представляют собой хотя и взаимосвязанные, но все же различные правовые режимы, то коллизионно-правовое регулирование не делает различия для иностранных обладателей вещных (имущественных) прав. С точки зрения применения в соответствии с коллизионными нормами иностранного права наличие или отсутствие у объекта гражданских прав статуса имущества, принадлежащего иностранному инвестору и используемого в процессе инвестиционной деятельности, не имеет значения. Как справедливо замечает В. А. Канашевский, гарантии права, закрепленные в ст. 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. на беспрепятственное пользование своим имуществом, распространяются на всех физических и юридических лиц, законно владеющих своим имуществом на территории России, а не только на иностранцев, как это имеет место в договорах о поощрении и взаимной защите капиталовложений.


С конца 60-х, начала 70-х гг. ХХ в. в практике (Суда Европейских сообществ) соблюдение основных прав признано в качестве одного из «общих принципов права Сообщества», а принцип уважения права собственности провозглашен Судом в качестве самостоятельного принципа правовой системы ЕС.


Для защиты права собственности в ЕС имеет правовое значение ряд решений Европейского суда по правам человека.


В качестве хрестоматийного примера можно привести спор Marckx v. Belgium (1979), в котором был подтвержден приоритет принципа абсолютного характера прав собственника над законами, устанавливающими специальный порядок наследования имущества детьми, рожденными вне брака.


Следует обратить внимание на то, что Европейский суд по правам человека расширительно трактует термин possessions (имущества), включая в него не только материальное имущество (tangible property), но также экономические интересы, частноправовые соглашения, имеющие денежную оценку, права требования к государству и публично-правовые по своему характеру выплаты — пособия, пенсии и т. д.


В деле «Бывший король Греции и другие члены его семьи против Греции» (Former King of Greece & others v. Greece (2003)) суд пришел к выводу о том, что понятие «собственность» в том смысле, в каком оно закреплено в п. 1 ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, имеет содержание, независимое от официальной классификации во внутригосударственном праве. В деле Belvedere Alberghiera S.R.L. v Italy (2000) ЕСПЧ признал недопустимой практику итальянских судов, допускающих косвенную экспроприацию, указав, что она должна основываться исключительно на прямом указании закона.


Весьма своеобразна трактовка ЕСПЧ объема понятия «имущество». Так, вполне возможно признание наличия на стороне заявителя «правомерного ожидания», связанного с имуществом даже в случае констатации судами национальных судебных систем отсутствия у этого лица вещных (имущественных) правовых титулов на объекты. В частности, к категории «правомерное ожидание». Имущество по смыслу ст. 1 Протокола № 1 подразделяется на две основные категории. Если первая являет собой «имеющееся в наличии имущество», то вторая, именуемая «активы», включает требования, в отношении которых заявитель может доказать наличие у него «правомерного ожидания» реализации его имущественного права (дело Kopecky v. Slovakia). В споре Oneryuildiz v. Turkey состав суда рассмотрел взимание государственными органами Турецкой Республики налога на имущество с определенного субъекта и оказание ему платных социально-бытовых услуг в отношении этого имущества как признание за ним права на него.


В ряде дел ЕСПЧ признал отсутствие «правомерного ожидания» (Копецкий против Словакии), (Гратцингер и Гратцингерова против Чешской Республики). Не рассматривается в качестве имущества, в частности, «надежда на признание имущественного права».


Свердловский областной суд отказался исследовать практику ЕСПЧ о признании допустимым использование воображаемого диалога, указав на то, что практика Европейского суда по правам человека подлежит учету судом первой инстанции, но не может быть применена судом отдельная практика по отдельным делам без исследования в полном объеме материалов именно этих дел.


§ 2. Международно-правовые документы,
регулирующие вещно-правовые отношения


Из международных конвенций наибольшую значимость для регулирования деятельности иностранных юридических лиц имеют Сеульская конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (далее — МИГА или Сеульская конвенция), в которой участвует Россия (ратифицирована постановлением Верховного Совета РФ от 22 дек. 1992 г.), и Вашингтонская конвенция о разрешении споров с участием иностранных инвесторов 1965 г., подписанная, но не ратифицированная Россией. Кроме того, международно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется рядом международных договоров регионального уровня и двусторонних соглашений между государствами, между государствами и международными организациями, а также международными организациями друг с другом.


Принятие Вашингтонской конвенции 1965 г. преследовало цель защиты инвесторов (физических и юридических лиц) от «иммунитета» государства — реципиента капитала (на территории которого находится объект инвестирования). Данная защита предусматривает изъятие инвестиционных споров из-под действия национальных судов и передачу их на рассмотрение специально созданного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (The International Centre for Solving Investment Disputes (ICSID)). В рамках этого центра предусмотрено осуществление двух видов разбирательств: примирительной и арбитражной процедуры.


Сеульская конвенция 1985 г. принята с целью защиты иностранных инвесторов от некоммерческих рисков (политических). Была учреждена межгосударственная организация, занимающаяся страхованием инвестиционных рисков, — Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, — которая занимается страхованием инвесторов. Цель всех видов страхования заключается в стимулировании инвестиционной активности в менее развитых странах. Условием предоставления гарантий является экономическая обоснованность капиталовложений. После выплаты соответствующей компенсации инвестору Агентство приобретает право требования перечисленных сумм у государства-реципиента.


В соответствии с положениями ст. 11 гл. III Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (заключена в Сеуле в 1985 г.), агентство может гарантировать подпадающие под гарантии капиталовложения на случай убытка в результате одного или нескольких нижеприводимых видов риска:


— перевод валюты;


— экспроприация или аналогичные меры;


— нарушение договора;


— война и гражданские беспорядки.


Применительно к России ключевое значение в данной связи придается Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА — Multilateral Investment Guarantee Agency) (участвуют все государства СНГ), подписанной в Сеуле в 1985 г. и ратифицированной Россией в 1992 г. МИГА было предоставлено около 70 гарантий по инвестиционным проектам в России и других государствах-реципиентах. По состоянию на ноябрь 2010 г. Конвенцию подписали 150 развивающихся государств и 25 развитых стран (включая США, Канаду, Японию, Великобританию, Германию, Францию, Италию). Для того чтобы стать полноправным членом МИГА, государству необходимо соответствовать следующим предъявляемым требованиям: стать членом МБРР; подписать и ратифицировать Конвенцию 1985 г.; внести взнос в уставный фонд МИГА.


Основная задача МИГА в качестве международной организации в составе Группы Всемирного банка заключается в содействии притока прямых инвестиций частного капитала в развивающиеся страны. МИГА осуществляет данную функцию посредством правовых инструментов страхования политических (некоммерческих) рисков инвестирования в развивающихся странах путем предоставления долгосрочных гарантий частным инвесторам и кредиторам.


Правовой статус Агентства весьма своеобразен. С одной стороны, это международная межправительственная организация, обладающая юридической правосубъектностью, с привилегиями и иммунитетом, присущими субъекту международного права. Но в то же время основной предмет деятельности МИГА — страхование инвестиций от политических рисков — носит чисто коммерческий характер. Поэтому она обладает признаками, характерными для коммерческой организации. Прежде всего это выражается в том, что оно располагает акционерным капиталом. На начало деятельности МИГА в его распоряжении находился уставный фонд в размере 1082 млн долл. США.


Другое соглашение в рамках СНГ, посвященное гарантиям инвестиций,— Конвенция о защите прав инвестора, заключенная в Москве 28 марта 1997 г. В Конвенции устанавливались такие важные принципы международной защиты инвестиций, как предоставление безусловной правовой защиты, обеспеченной настоящей Конвенцией, национальным законодательством сторон, а также международными договорами, участниками которых они являются, гарантии защиты инвестиций от национализации, реквизиции (кроме исключительных случаев — (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным Законом (Конституцией) страны-реципиента), от решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права инвестора, предусмотрена выплата инвестору адекватной компенсации при национализации; выплата компенсации за нанесение ущерба инвестору выплачивается в валюте, в которой осуществлены инвестиции.


Однако Российская Федерация на основании распоряжений Президента РФ от 04.03.2002 г. № 84-РП «О прекращении временного применения Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности» и от 16.04.2007 г. № 166-РП «О некоторых международных договорах, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств» прекратила применять данные Соглашения и отказалась быть их участником. В распоряжении № 84-РП такое решение объясняется следующим: «Отношения Российской Федерации с другими государствами — участниками Содружества Независимых Государств в этой области (т. е. инвестиционной деятельности) осуществляются на двусторонней основе». Положительная роль такого решения видится в том, что двустороннее регулирование является более гибким и позволяет полнее учитывать все специфические особенности отношений инвестора и реципиента инвестиций. В то же время инвестиционное сотрудничество можно было бы эффективно организовать на основе единого многостороннего акта СНГ в целях обеспечения гораздо большей стабильности и единообразия регулирования, который дополняли бы двусторонние соглашения по специальным вопросам. Данный шаг не менее эффективный, чем сотрудничество полностью на двусторонней основе.




Международное частное право. Учебник

В учебнике, подготовленном в соответствии с государственным образовательным стандартом, рассматриваются основные вопросы современного международного частного права: правовое положение иностранных граждан на территории РФ, а также граждан и организаций за рубежом, участников внешнеэкономической деятельности и т. д. Учебник состоит из двух частей. В общей части раскрываются теоретические аспекты — понятие, предмет, метод и источники. Особенная часть посвящена анализу подотраслей и специализированных институтов международного частного права.<br /> Учебник предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, для юристов-практиков, а также всех тех, кто интересуется вопросами международного частного права.

209
Юридическая Под ред. Курбанова Р.А., Лалетиной А.С. Международное частное право. Учебник

Юридическая Под ред. Курбанова Р.А., Лалетиной А.С. Международное частное право. Учебник

Юридическая Под ред. Курбанова Р.А., Лалетиной А.С. Международное частное право. Учебник

В учебнике, подготовленном в соответствии с государственным образовательным стандартом, рассматриваются основные вопросы современного международного частного права: правовое положение иностранных граждан на территории РФ, а также граждан и организаций за рубежом, участников внешнеэкономической деятельности и т. д. Учебник состоит из двух частей. В общей части раскрываются теоретические аспекты — понятие, предмет, метод и источники. Особенная часть посвящена анализу подотраслей и специализированных институтов международного частного права.<br /> Учебник предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, для юристов-практиков, а также всех тех, кто интересуется вопросами международного частного права.

Внимание! Авторские права на книгу "Международное частное право. Учебник" (Под ред. Курбанова Р.А., Лалетиной А.С.) охраняются законодательством!