Экономика гл. ред. серии В. А. Ионцев Международная миграция населения и демографическое развитие

Международная миграция населения и демографическое развитие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Экономика
Издательство: МГУ
Дата размещения: 14.01.2016
ISBN: 9785392172825
Язык:
Объем текста: 150 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Трибуна ученого. Пол Демени. Геополитические аспекты населения в XXI в.

Владимир Ионцев, Юлия Прохорова. Международная миграция населения и брачность в свете концепции четвертого демографического перехода

Дэвид Коулмен. Мигранты и миграция в европе в XXI веке: тренды, меры регулирования и прогнозы на будущее

Джиампаоло Ланциеры. Два прогноза численности населения по признаку иностранного или коренного происхождения для 27 стран Европы

Приложение

Далхат Эдиев, Дэвид Коулмэн, Сергей Щербов. Новые показатели воспроизводства населения в эру высокой миграции

Молодежная страница. Дмитрий Савеленко. Влияние международной трудовой миграции на демографическое развитие стран — экспортеров рабочей силы

Научная жизнь. Международная конференция «Демографическое развитие: вызовы глобализации» (Седьмые Валентеевские чтения) Москва, МГУ, 15—17 ноября 2012 г.

Всемирный конгресс по народонаселению, Корея, август 2013 г.

Международная конференция «Смешанные браки через призму истории» (г. Клуж-Напока, Румыния)

Рецензируемые работы. Что такое интеграция мигрантов и как выстраивать миграционную политику в условиях нарастания антииммигрантских настроений?

Трансграничный брак: глобальные тренды и различия (под ред. Профессора Ду-Саб Кима)

Сведения об авторах



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Дэвид Коулмен.
МИГРАНТЫ И МИГРАЦИЯ В ЕВРОПЕ В XXI ВЕКЕ: ТРЕНДЫ, МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ


Взгляд в прошлое (предпосылки)


Вплоть до середины XX в. Европа была континентом, притягивающим эмигрантов. В промежуток между 1815 и 1914 гг. по некоторым оценкам эмигрировало около 54 млн европейцев, причем большинство из них пересекло Атлантику (Baines 1991). Но XX в. принес в Западную Европу миграционные потоки, ставшие беспрецедентными за все прошедшее тысячелетие. Сначала это была вынужденная миграция и вынужденные этнические перемещения населения, которые были вызваны двумя мировыми войнами и их последствиями. Причем отголоски этих событий имеют последствия по сей день. Затем программы по привлечению иностранной рабочей силы, которые начались в 1950-х гг., а также неофициальные потоки трудовых мигрантов в Европу — особенно в Германию — из беднейших европейских стран и все больше — из-за пределов Европы, особенно из Турции и других стран, ранее являвшихся европейскими колониями. Во Франции и Великобритании граждане колониальных стран и бывших колоний также на протяжении некоторого времени имели право неограниченного въезда в эти страны (причем не обязательно с целью трудоустройства), которое сохранилось еще с тех времен, когда эти страны были ведущими мировыми державами. Однако при этом подразумевалось (как самими мигрантами, так и этими государствами), что эти граждане вернутся на родину. Большинство из этих мигрантов не вернулось, даже когда экономический рост в Европе замедлился. Вместо этого программы по воссоединению семей и создание новых семей в странах приема превратили временных мигрантов в безвозвратных. Более того, их численность увеличилась благодаря росту интенсификации миграционных потоков. Приток мигрантов усилился также благодаря трем мирным послевоенным революциям в области транспорта, коммуникаций и человеческих прав, а также благодаря послевоенному экономическому росту (Freeman 1994, Martin et al. 2006). Численность лиц, ищущих убежище, возросла после 1980-х. И хотя большая часть обозначенных причин может быть оспорена, однако не принимать во внимание хотя бы одну из них достаточно трудно. Вплоть до 1989 г. передвижения людей через «железный занавес» в страны Восточной Европы и за их пределы были минимальны. После 1961 г. Восточная Германия укрепила границу, в том числе и с помощью Берлинской стены, сократив тем самым до минимума поток мигрантов, следующих в Западную Германию.


Первоначально свободные перемещения трудовых мигрантов между странами Евросоюза вносили незначительный вклад в миграционные потоки. Изменения начались в конце XX в. и продолжились в XXI в., когда население беднейших стран Восточной Европы после 1989 г. получило возможность свободно перемещаться, особенно после того, как их государства стали членами Евросоюза. В 2004 г. в Евросоюз вступило 8 таких стран и затем к этому списку добавилось еще три страны (Евростат 2008). Кипр и Мальта (А2) также были включены в состав ЕС в 2004 г. Трудовая миграция не менее важна, однако большая часть иммиграционных потоков в Европу за последние десятилетия якобы не имели целью трудоустройство. В основном это были семьи, иждивенцы, студенты, лица, ищущие убежище, и нелегальные мигранты (Freeman 1994, Martinet al. 2006). Благодаря всем этим процессам и особенно вышеобозначенным «цепочкам» миграций Западная Европа превратилась в регион массовой миграции, независимо от целей национальной политики. Как следствие, значительные потоки населения неевропейского происхождения хлынули в Европу. Это произошло впервые с момента Великого переселения народов и привело к новому этническому и религиозному разнообразию, а также вывело на первый план проблему интеграции.


Современные миграционные тенденции в Европе


Иммиграция в страны Евросоюза в целом возросла за последние десятилетия. Совокупный чистый приток мигрантов часто был выше, чем валовый приток мигрантов в США (см. диаграмму 1).



Диаграмма L Чистая иммиграция в ЕС-15 и ЕС-27, валовый приток иммигрантов в США, чистая иммиграция в США 2001—2011 гг., тыс. чел.


Источник: Евростат, Департамент внутренней безопасности США.



Хотя в основе этих показателей лежат разные критерии оценки. В 2011 г. 1,7 млн людей мигрировали в ЕС из страны, не входящей в 27 стран — членов ЕС. А 1,3 млн людей, уже проживающих в одной из этих 27 стран, мигрировали в другую страну из этого же списка. В совокупности более 3 млн людей иммигрировали в одну из 27 стран — членов ЕС, в то время как 2,3 млн покинули их (обе эти цифры включают в себя передвижения между государствами — членами ЕС, Евростат 2013 г.). Большинство иммигрантов из-за пределов ЕС прибыли из стран со средним показателем ИЧР — это Марокко, Китай, Гана, Индия, Украина. В то время как 6,3% приехали из стран с низким уровнем ИЧР — Иран, Пакистан, Нигерия и большая часть африканских стран. 34,6% прибыли из стран с высоким уровнем ИЧР, не входящих в состав ЕС (например, из США и Японии). А 3,6 и 3,1% соответственно — из Европейской зоны свободной торговли (EFTA) и стран — кандидатов в члены ЕС. Большинство иммигрантов в страны ЕС приезжают из-за пределов Европы, хотя открытие стран Восточной Европы с 1990-х гг. изменило баланс.


Начиная с 2008 г. иммиграция в страны ЕС снизилась по причине экономического кризиса. Отчасти из-за этого современная европейская иммиграционная сцена (европейского иммиграционного общества) является отражением одной из наиболее неоднородных и противоречивых тенденций в различных странах. Иммиграция и иммиграционная политика были подвержены колебаниям. Сейчас мы лишь медленно и неуверенно выходим из этого кризиса. Проблемы стран Еврозоны подавили иммиграцию, в то время как эмиграция из этих стран возросла — особенно в Германию. Это обстоятельство позволило приостановить снижение численности населения в Германии. В 2012 г. чистая иммиграция в 369 тыс. чел. в Германии скомпенсировала превышение количества смертей над рождениями (-196 тыс. чел.), увеличив численность населения на 173 тыс. чел., или на 0,2% — наибольшее увеличение численности населения этой страны с 1995 г. Более ранние изменения в миграционных тенденциях последнего десятилетия включают в себя рост эмиграции жителей Соединенного Королевства, Нидерландов, Германии и сильное увеличение миграции из стран новой Восточной Европы (А8) в Евросоюз, особенно в те страны, которые первоначально не вводили ограничения на въезд рабочей силы после их вступления в ЕС в 2004 г. (Соединенное Королевство, Швеция, Ирландия).


Эти ограничения были сняты в 2011 г., а ограничения, касающиеся Румынии и Болгарии — недавних членов ЕС, — должны быть сняты в 2014 г. Последствия этих решений ожидаются с нетерпением, хотя, по правде, многие из тех, кто хотел эмигрировать, уже сделали это нелегально. Наиболее процветающие страны Центральной Европы (например, Чехия) имели скромные миграционные вливания. Большинство из них теряло население из-за миграции начиная с 2004 г. или с более раннего периода (например, в Польше пик потерь был достигнут в 2006 г. — страну покинуло 36 тыс. человек, но к 2012 г. эта цифра снизилась до 7 тыс. человек). В беднейших странах, например в Болгарии, наибольший отток населения наблюдался в 2001 г. (-214 тыс. чел.), для сравнения: в 2012 г. — лишь 3 тыс. чел. В Румынии отток населения из страны казался совсем неправдоподобным — в 2006 г. это было 458 тыс. чел., в 2007 — 164 тыс. чел., а в 2012 г. — лишь 3 тыс. чел. Независимо от точности приведенных данных отток населения был очень большим и (до 2014 г.) миграция носила в основном краткосрочный и нелегальный характер. В вышеобозначенных странах это привело к глубокой депопуляции в сельской местности и ускоряющемуся снижению численности населения. В свою очередь, это снижение было усугублено устойчивым низким уровнем рождаемости и относительно высоким уровнем смертности. Страны Балтии, ранее входившие в состав СССР (Эстония, Латвия, Литва), также теряли свое население по причине эмиграции, особенно Латвия и Литва, что вызывает крайнюю озабоченность, так как численность населения этих стран и так невелика.



Диаграмма 2. Чистая миграция. Некоторые страны, 1997-2012 гг.


Источник: Евростат.



В РФ, однако, фиксировался чистый приток мигрантов, который возрос с 99 тыс. чел. в 2004 г. до 329 тыс. чел. в 2012 г. РФ является центром миграционной системы, отличающейся от европейской. В связи с этим в РФ стекается значительный поток мигрантов из соседних стран, которые ранее входили в состав СССР (из так называемого ближнего зарубежья: Украины и особенно Узбекистана, Киргизстана, Казахстана и других государств Центральной Азии и Кавказа). Эти иммиграционные потоки, обусловленные возможностями трудоустройства и относительным процветанием РФ, основанном на экспорте нефти и газа, помогли приостановить и даже немного изменить в лучшую строну ситуацию с убылью населения в России, которая началась после 1991 г.


Совокупная тенденция роста миграционных потоков (до настоящего момента) маскирует ряд тенденций, которые сильно отличаются от общепринятого мнения (см. диаграмму 2).


В Соединенном Королевстве приток мигрантов увеличился настолько, что она стала ведущим реципиентом мигрантом среди стран, входящих в состав ЕС, вытеснив с этой позиции Германию, которая находилась на ней в период с 2003 по 2010 г. Совсем недавно в 1993 г. чистая иммиграция в Великобританию была отрицательной. В то время как Германия (до 2009 г.) и Франция испытывали лишь небольшое снижение чистой иммиграции, которое затем для Германии (также, как и для Нидерландов) перешло в отрицательную плоскость в период с 2003 по 2007 г. Ежегодные потоки мигрантов могут оставаться на высоком уровне, даже если сальдо миграции останется небольшим — например, в Германии — 600 тыс. человек в год. Численность некоторых потоков может быть низкой в абсолютных показателях, например в Дании, Норвегии и Швейцарии, однако они являются существенными по отношению к небольшой численности населения этих стран. В приведенных примерах, также как и в Швейцарии и в некоторых других странах, которые здесь не упоминаются, чистая иммиграция в последнее время возрастала.


Для двух европейских стран современные миграционные потоки должны быть показаны в другом свете. Испания и Италия —традиционные страны эмиграции до 1980-х гг. — обладали скромным количеством информации относительно иммиграции вплоть до конца 1990-х. Растущие масштабы миграции, иногда нелегальной и нигде не зафиксированной, преимущественно из Северной Африки и Восточной Европы, изменили ситуацию, и особенно в Испании. Когда проведенные миграционные амнистии позволили получить законный статус большинству нелегальных мигрантов, а их численность была отражена в статистических базах данных, картина ситуации кардинально изменилась (см. диаграмму 3). После 2007 г. чистый приток мигрантов резко снизился и многие мигранты, а также и коренные жители этих стран стали переезжать в другие страны ЕС. В период с 2011 по 2012 г. Испанию покинуло больше людей, чем прибыло. Миграция в Ирландию — 12 на 1000 человек до 2007 г. — это очень высокий показатель для страны, привыкшей к эмиграции населения, — в настоящее время сменила вектор на противоположный.



Диаграмма 3. Чистая миграция, Испания. Италия, 1997—2012 гг., тыс. чел.


Источник: Евростат.



Миграционные потоки по целям поездок


Довольно трудно провести сравнение стран Европы по интенсивности миграционных потоков по целям поездок, за исключением группы лиц, ищущих убежише, так как измерение масштабов трудовой миграции достаточно редко делается по той же методике, которая соответствует критерию ООН по оценке общих масштабов миграции. И баланс варьируется в зависимости от страны. Однако в целом с 1970 г. большая часть регулярных миграционных потоков не была классифицирована по трудовому критерию. Учет шел по другим категориям, таким как воссоединение семей, иждивенцы, студенты, лица, ищущие убежише. В большинстве стран, привлекательных для трудовых мигрантов, среди которых Германия являлась лидером, трудовая миграция была сильно ограничена после «нефтяного шока» 1973 г. К этому времени отрасли, в которых традиционно требовался труд низкоквалифицированной рабочей силы, либо находились в упадке, либо оставались на плаву благодаря замене ручного труда автоматизированными системами. И хотя спрос на неквалифицированную рабочую силу продолжает иметь место и, возможно, даже увеличивается в таких сферах, как услуги по уходу за престарелыми, услуги по уходу за домом, спрос на рабочую силу сместился в сторону высококвалифицированных работников, обладающих определенным и навыками и являющихся конкурентоспособными на рынке труда (Salt and Clarke 2004, Lowell 2005). На сегодняшний день уже есть специальные программы по привлечению высококвалифицированных специалистов (McLaughlan and Salt 2002), включая программу ЕС по выдаче «голубой карты». Миграция таких специалистов часто организуется путем перевода сотрудника в офис той же компании, но расположенный в другой стране.




Международная миграция населения и демографическое развитие

28-й выпуск серии «Международная миграция населения: Россия и современный мир» посвящен одному из важнейших вопросов демографического развития, а именно роли международной миграции в этом развитии. В этом выпуске представлены статьи, которые с разных сторон рассматривают эту роль: речь идет и о теории демографического перехода, и о влиянии миграции на воспроизводство населения, и о роли смешанных семей (где один из супругов — мигрант), о влиянии трудовой миграции на демографическое развитие и др.<br> Публикуемые в сборнике материалы не отображают точку зрения редколлегии, Авторы несут ответственность за их достоверность. Материалы серии имеют как научный, так и учебный характер и соответственно могут быть использованы в учебном процессе.<br> С электронной версией настоящего и предыдущих выпусков серии можно ознакомиться на сайте кафедры народонаселения экономического факультета МГУ (www.demostudy.ru), <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/mezhdunarodnaya_migratsiya_naseleniya_i_demograficheskoe_razvitie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

119
 гл. ред. серии В. А. Ионцев Международная миграция населения и демографическое развитие

гл. ред. серии В. А. Ионцев Международная миграция населения и демографическое развитие

гл. ред. серии В. А. Ионцев Международная миграция населения и демографическое развитие

28-й выпуск серии «Международная миграция населения: Россия и современный мир» посвящен одному из важнейших вопросов демографического развития, а именно роли международной миграции в этом развитии. В этом выпуске представлены статьи, которые с разных сторон рассматривают эту роль: речь идет и о теории демографического перехода, и о влиянии миграции на воспроизводство населения, и о роли смешанных семей (где один из супругов — мигрант), о влиянии трудовой миграции на демографическое развитие и др.<br> Публикуемые в сборнике материалы не отображают точку зрения редколлегии, Авторы несут ответственность за их достоверность. Материалы серии имеют как научный, так и учебный характер и соответственно могут быть использованы в учебном процессе.<br> С электронной версией настоящего и предыдущих выпусков серии можно ознакомиться на сайте кафедры народонаселения экономического факультета МГУ (www.demostudy.ru), <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/mezhdunarodnaya_migratsiya_naseleniya_i_demograficheskoe_razvitie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Международная миграция населения и демографическое развитие" ( гл. ред. серии В. А. Ионцев ) охраняются законодательством!