Экономика Буланов В.С. Методологии экономических явлений и процессов: сравнительный анализ. Монография

Методологии экономических явлений и процессов: сравнительный анализ. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Экономика
Издательство: Проспект
Дата размещения: 29.06.2017
ISBN: 9785392259335
Язык:
Объем текста: 64 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Методологии экономических явлений (процессов): исторический экскурс и современность

Глава 2. Современные методологии общественных наук

Глава 3. Становление интегральной методологии. Системный подход

Глава 4. Взгляд в будущее

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Становление интегральной методологии. Системный подход


3.1. Системный подход


В самом деле, один и тот же человек в разных ситуациях может вести себя по-разному. Так, в обыденной жизни он руководствуется своими интересами и выступает как эгоист, и его поведение можно описать с помощью методологического индивидуализма. Но работающий в том или ином производственном коллективе человек может разделять взгляды, присущие данному коллективу или профессиональной группе. И, если, например, коллективу угрожает опасность закрытия предприятия или снижения заработной платы, он может проявить солидарность с другими членами коллектива, защищая не только свои, но и коллективные интересы в отстаивании своих прав на справедливую оплату труда или противодействуя закрытию предприятия.


Или, если стране, гражданином которой является данный человек, угрожает опасность захвата со стороны внешних сил, то он может встать на защиту своей страны, даже рискуя жизнью, т. е. в данном случае он проявляет свой общественный интерес. Такое поведение есть результат воспитательного воздействия общества, общественных организаций на индивида. Воспитательное воздействие общества, его организаций начинается буквально со дня рождения человека (родильные дома, материальная помощь). В России, например, начиная с 3-летнего возраста, ребенок может посещать детский сад, где становится объектом воспитания со стороны персонала детского сада. Здесь ребенок получает первые навыки общения с другими детьми, приобретает коллективистские качества. Они более интенсивно приобретаются в процессе обучения в школе, а затем и в вузе. В высших учебных заведениях не только формируются коллективистские качества, но и дается серьезная подготовка специалистов разного профиля, способных включиться в общественное разделение труда. Если с этой стороны подходить к анализу поведения индивида, то здесь уместно использовать методологический холизм, методологический коллективизм. Конечно, все указанные действия не приведут к формированию личности, если сам индивид не захочет стать самостоятельной личностью.


Методология как наука о методах познания не стоит на месте, она развивается, обогащается новыми данными, новыми подходами по мере усложнения самого общества, т. е. усложнения связей, взаимодействий людей, составляющих общество. И хотя часть текущих связей устаревает и отмирает за ненадобностью, фундаментальные, сущностные связи сохраняются, обогащаясь новыми гранями по мере познания объекта изучения — мира реальных общественных событий, фактов, процессов, отношений, признания материальности, причинности, упорядоченности в мире, его первичности и способности к саморазвитию как свойств, присущих миру изначально, внутренне. Все эти достижения теории познания явились результатом жесткой, изнурительной борьбы разных течений научной мысли. В частности, раннего метафизического материализма, научного идеализма, а также религиозных воззрений. В результате появилась новая методология — диалектический материализм, который связывается с именами Маркса и Энгельса.


Диалектический материализм как наиболее общая методология научного познания мира применительно к отдельным формам движения материи, как, например, к общественной практике, имеющей значительные особенности по сравнению с другими формами, является чрезвычайно абстрактным. Примененный к анализу общественного развития, он получил название исторического материализма, который рассматривает общественное развитие не вообще, а применительно к конкретному этапу развития, конкретному историческому периоду, т. е. используется конкретно-исторический подход. Новый метод анализа общественной практики взяли на вооружение сторонники социалистических преобразований, социалистической революции. Это не отвечало интересам господствующего класса. Идеологи буржуазии в общественных науках выступили против диалектического и исторического материализма. Эта борьба между сторонниками социалистических преобразований и защитниками буржуазного строя происходит и в настоящее время. Последние обвиняют сторонников диалектического и исторического материализма в привязанности жесткой прямолинейной причинно-следственной связи и выводимой из нее закономерности общественного развития. Такой однолинейный подход, по их мнению, не соответствует действительности. Развитие общества происходит хаотично, имеется много вариантов, по которому оно может пойти, и заранее неясно, какая тенденция победит.


Однако следует заметить, что исторический подход как раз и исходит из вариантов развития, что вероятностный характер общественного развития является его внутренней закономерностью. Поэтому и сам метод называется конкретно-историческим, он позволяет более точно определить направление развития в конкретной ситуации, на конкретном этапе развития общества. Человек, человеческое общество в целом свободно, когда оно познало закономерности природы, следует им. Как часть природы, как особая форма движения мира общество должно находиться в динамическом равновесии с природой. Но поскольку закономерности развития природы и общества не лежат на поверхности, а требуют от человека, от общества значительных усилий, то это приводит к нарушению равновесия между общественной практикой и остальными формами движения живой и существования неживой природы. Поэтому возникает необходимость восстановления и поддержания равновесия.


Взаимосвязи индивидуального, общественного и планетарного существуют как энергетические и информационные потоки. Двигаясь в противоположных направлениях, они взаимодействуют друг с другом, открываются друг другу, раскрывая свою сущность, направленно влияют на нормы поведения, подготавливают мыслящих индивидов к новым смыслам бытия. А через изменения поведения, культуры человека меняется и образ жизни отдельных обществ и мирового сообщества в целом. Ведь общество, как отмечал еще К. Маркс, «есть человек во всем многообразии его отношений», включая, добавим от себя, и глобальные, планетарные взаимосвязи людей.


Большую роль для упорядочения отношений между людьми и обществом играет государство, разрабатывая юридические законы. Принятые законы несут информацию о том, как поступить людям в той или иной ситуации, тем самым они влияют на выбор индивидов, а следовательно, и на конечный экономический результат, если эти законы регулируют хозяйственную жизнь в обществе.


Стремление к сохранению жизни на планете Земля, общественному благу, так же как и стремление к удовлетворению своего личного, эгоистического интереса тоже изначально присуще человеку, но проявляются они в разные периоды его жизни. Все зависит от воспитания индивида с момента его рождения. Какие склонности поддерживаются в процессе обучения и воспитания больше, таков и будет конечный результат. Признание идеи сохранения жизни на Земле, стремления к общественному благу наряду с признанием личного интереса как равноценных, изначально присущих человеку важно для разработки правильной социально-экономической стратегии как отдельного социума, так и мирового сообщества. Именно стратегическая политика, нацеленная на решение общей задачи — построения справедливого и процветающего общества в каждой стране и в глобальном масштабе, как бы она ни казалась сегодня утопической, может обеспечить мировой прогресс, стать достойной альтернативой современного кризисного развития. Речь должна идти о том, чтобы наиболее эффективно использовать все имеющиеся ресурсы в каждой стране, на каждом рабочем месте для развития человека при поддержании равновесия в отношениях с природой, ибо животный и растительный мир, климат, природные заповедники имеют не меньше прав на существование на планете Земля. Построение гармонических отношений — очень трудная задача, но ее можно и необходимо решать общими усилиями. То кризисное состояние, в котором оказалось мировое сообщество в настоящее время, чревато катастрофическими последствиями для всего человечества, а также для животного и растительного мира.


Данный методологический подход открывает дополнительные возможности для новых стратегий, направленных на повышение производительности труда, умножение человеческого капитала. Так, частое общение родителей с детьми в семье содействует интеллектуальному развитию детей, их уверенности в себе. Эти задатки дальше в период работы в том или ином трудовом коллективе, где царят доверительные отношения, творческая атмосфера, поддержка новаторских идей, забота о профессиональном и культурном росте, способствуют формированию высокопрофессиональных работников, способных обеспечить высокую производительность труда, своевременное обновление продукции и технологий, накоплению организационного капитала данной фирмы. Все это позволяет успешно конкурировать на рынке в течение длительного времени.


Таким образом, в становлении индивида как личности в той или иной степени принимают участие и сама личность (семья), и организация (предприятие), и общество, и государство, и международные организации. Вот почему необходим интегральный подход. На наш взгляд, лучше всего этот подход можно применить тогда, когда мы рассматриваем человека, его взаимосвязи как органическую систему, которая входит в системы более высокого порядка. При системном подходе все рассмотренные выше методологические доктрины оказываются взаимодополняющими и полезными для исследований.


Система в переводе с греческого языка означает целое, состоящее из частей; соединение. Первые представления о системе возникли в античной философии (Платон, Аристотель). Это понятие употребляли И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, трактуя системность познания как важнейшее требование диалектического мышления. На формирование современного системного мышления, создание общей теории систем большое влияние оказали труды А. А. Богданова, Людвига фон Берталанфи, В. И. Вернадского, Э. Ле Руа, П. Тейяр де Шардена и других ученых, прежде всего естественных и медицинских наук.


В ХХ в. выявилась возможность широкого применения системного подхода и системной методологии в общественных науках: теоретической социологии, экономике, теории труда, социально-экономической теории развития человека и др. Для органических систем, к которым относятся и социально-экономические системы, характерны следующие основные свойства систем: целостность, целенаправленность, иерархичность, эмерджентность [13]. В ходе эволюции в рамках органических систем появились системы более высокого порядка. К ним можно отнести все системы, в которые вовлечен человек (Homo sapiens). В процессе эволюции у человека сформировалось такое качество, как способность мыслить, связанное с мутацией гена НAR1F, отвечающего за рост мозга. Увеличение объема мозга позволило первобытному человеку принимать, закреплять в памяти и передавать больше информации, познавать окружающую среду, лучше приспосабливаться к угрозам, накапливать опыт, вырабатывать знания, передавать их своему потомству [14. С. 156]. Ученые выяснили, сообщил Интернет 5 июля 2015 г., что информацию о социально-экономических отношениях мозг записывает в гиппокампе. Этот процесс можно назвать мыслительной деятельностью. Как показано в ряде исследований, в течение многих сотен тысяч лет мыслительная деятельность первобытных людей (Homo erectus) совершенствовалась, что находило выражение в изготовлении простейших орудий труда, овладении огнем, которые сыграли исключительно важную роль в их жизни. Они делали их более сильными и искусными, позволили выделиться среди человекообразных, подняться в своем развитии до уровня человека разумного (homo sapiens). Неандерталец появился 125 тыс. лет назад, а анатомически близкий нам человек — 45 тыс. лет назад. И только 8–10 тыс. лет назад человек оставил кочевой образ жизни, перейдя от охоты и собирательства к выращиванию растений и приручению животных, т. е. к сельскохозяйственному производству и оседлому образу жизни [15. С. 12, 13]. С этого времени определяющими моментами в его жизни стали трудовая деятельность и социальный образ жизни, началась его социальная эволюция и социальная история, оказывающая громадное обратное влияние на развитие мыслительной, познавательной деятельности. Это случилось по историческим меркам совсем недавно, всего 8–10 тыс. лет назад [16. С. 14].


Следовательно, можно утверждать, что прежде чем человек стал социальным, в его биологической природе произошли гигантские изменения, появилось новое фундаментальное качество — способность мыслить, т. е. усваивать, перерабатывать и передавать большое количество информации, накапливать опыт, вырабатывать знания и передавать их потомству. Мыслительные процессы, прежде всего, были направлены на изготовление орудий охоты, труда, чтобы лучше удовлетворять свои первейшие потребности в пище. Это были зачатки целесообразной деятельности. С течением времени сознательная постановка целей, сознательная деятельность превратили человека прямоходящего (Homo erectus) в человека разумного (Homo sapiens). С переходом к регулярной трудовой деятельности стали возникать первобытные общины, первобытные социумы, появилось разделение труда. Возникли социально-трудовые системы, развитие которых привело к становлению и развитию социально-экономических систем, т. е. к формированию отношений не только по поводу труда, но и по поводу орудий труда и его результатов [17. С. 14].




Методологии экономических явлений и процессов: сравнительный анализ. Монография

Работа посвящена сравнительному анализу наиболее известных в области экономических наук методологий и поиску новых методологических подходов к изучению современных экономических явлений и процессов.<br /> Данная проблема стала особенно актуальной в первой четверти ХХI в. — времени обострения всех противоречий современности и поиска новых путей развития мировой экономики и мирового сообщества в целом. Для разрешения противоречий требуется совершенствование методологии их анализа. По мнению автора, такой методологией могла бы стать интегральная методология, вобравшая в себя все лучшие достижения предшествовавших методов исследования.<br /> Книга предназначена для всех исследователей в области общественных наук, докторантов, аспирантов, магистров и тех, кто интересуется развитием национальной экономики.

129
 Буланов В.С. Методологии экономических явлений и процессов: сравнительный анализ. Монография

Буланов В.С. Методологии экономических явлений и процессов: сравнительный анализ. Монография

Буланов В.С. Методологии экономических явлений и процессов: сравнительный анализ. Монография

Работа посвящена сравнительному анализу наиболее известных в области экономических наук методологий и поиску новых методологических подходов к изучению современных экономических явлений и процессов.<br /> Данная проблема стала особенно актуальной в первой четверти ХХI в. — времени обострения всех противоречий современности и поиска новых путей развития мировой экономики и мирового сообщества в целом. Для разрешения противоречий требуется совершенствование методологии их анализа. По мнению автора, такой методологией могла бы стать интегральная методология, вобравшая в себя все лучшие достижения предшествовавших методов исследования.<br /> Книга предназначена для всех исследователей в области общественных наук, докторантов, аспирантов, магистров и тех, кто интересуется развитием национальной экономики.

Внимание! Авторские права на книгу "Методологии экономических явлений и процессов: сравнительный анализ. Монография" (Буланов В.С.) охраняются законодательством!