Религия Кураев А.В. «Мастер и Маргарита»: За Христа или против? 3-е издание

«Мастер и Маргарита»: За Христа или против? 3-е издание

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Религия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.11.2016
ISBN: 9785392215133
Язык:
Объем текста: 313 стр.
Формат:
epub

Оглавление

От автора

В защиту черновиков

Булгаков и Вера

Булгаков и безверие

Булгаков приглашает к абсурду

Шестое и седьмое доказательства бытия Бога

Когда Иешуа равен Иисусу

Зачем Воланду нужен роман?

Кто автор романа о Пилате?

Когда мастер познакомился с Воландом?

Роман или Евангелие?

Путь Пилата: от рукописи к луне

«Рукописи не горят»

Свет, тени и софистика

Есть ли защита от Воланда?

Скоро ли Пасха?

Почему Воланд — иностранец?

Об обезьяне Бога

Книга Иова — «Фауст» — «Мастер и Маргарита»

Маргарита и Низа

Маргарита + мастер = ?

Ведьма — это не комплимент

Обрадует ли вечность с Маргаритой?

«Он заслужил покой»

Есть ли положительные персонажи в романе?

Другие прочтения романа

Заслужил ли Булгаков памятник?

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Другие прочтения романа


Пожалуй, ни один другой художественный текст русской литературы не породил такого количества и такого разнобоя комментариев и толкований, как закатный роман Булгакова.


Основные толкования религиозных смыслов булгаковского романа (именно они интересуют меня):


1) не берите в голову. Это просто фэнтези, игра. «Художественная литература», ничего не говорящая об убеждениях самого автора и не ставящая целью как-то повлиять на убеждения читателей. Давайте просто смеяться, разгадывать шарады (за какой маской спрятан Сталин или Маяковский?) и восхищаться бесподобным стилем. Воланд — это просто забавный персонаж вроде старухи Шапокляк. «А самой-то главной загадки романа — почему, из чего у Булгакова родилось такое кардинальное отклонение от евангельской истории, до переоборачивания ее духовного смысла? — этого атеистическая, из советского праха выросшая критика даже и не потянулась поднять»;


2) роман Булгакова кощунствен. Он отрекся от Христа. Поэтому надо его анфематствовать;


3) роман Булгакова кощунствен. Это здорово: именно такого Иешуа-Христа, освобожденного от церковных догм, только и может принять современный человек;


4) то прочтение, которое предлагает моя книга;


5) это роман, написанный экзистенциалистом, скорбящим об утрате своей веры. Как Камю или Сартр. Человек проваливается в бездну безверия, но, в отличие от ликующего советского безбожия, понимает, что это бездна и потому отчаянно кричит.


«Он написал роман антонимичный по отношению к “Белой гвардии”. В том сюжете было очевидное противостояние добра и зла, чести и бесчестия, Бога и дьявола, там женщина получила по своим молитвам, и над залитой кровью землею простиралось примиряющее небо с вечными звездами, — в “Мастере и Маргарите” восторжествовала неверная изменчивая луна, а попытавшейся перекреститься простолюдинке нечисть пообещала отрезать руку, и кухарка испугалась — если бы нет! — но в этом эпизоде заключался увиденный Булгаковым, запечатленный им образ времени, когда люди сами отказались, отреклись от силы креста и предали себя и свой город, свою страну во власть сатане.


“Белая гвардия” — это роман о Рождестве, которое было, “Мастер и Маргарита” — о Пасхе, которая не пришла. Вместо простодушного, честного Николки, сумевшего несмотря ни на что выполнить христианский долг и предать земле тело праведного Най-Турса по православному обряду, — жуликоватый “царь бутербродов” Андрей Фокич, вместо несчастной и безвестной жертвы братоубийственной брани — распутная ведьма и вампирша Гелла — вот движение времени и страны, Булгаковым обозначенное.


Причем особенность этой перемены заключена в том, что и Андрей Фокич назван в романе человеком богобоязненным, но его религиозность не решает ничего, она бессодержательна, бесплодна, соль утратила силу, и в той картине мира, которую увидел и нарисовал Булгаков, бесы не трепещут и ничего не боятся. Они не злы, а по-своему обаятельны, добры и щедры, потому что победили и им более никто не противостоит. Это их шабаш, их разгул, их первомайское торжество, а Тот, Кто принял крестную муку, ничем не может защитить своих верных. Да и не осталось этих верных, как считал сам создатель романа. “Мастер и Маргарита” — книга об обезбоженном мире, где самые прекрасные женщины присягают дьяволу и становятся ведьмами, а «народ-богоносец» представлен все тем же Андреем Фокичем с его знаменитой осетриной второй свежести, да разлившей подсолнечное масло Аннушкой по прозвищу Чума.




«Мастер и Маргарита»: За Христа или против? 3-е издание

Новое, значительно переработанное издание великолепного исследования Андрея Кураева – это возможность еще раз задуматься о феерическом и одновременно глубоко продуманном мире одной из главных книг нашего времени. Что видит в романе Булгакова профессор богословия? Факты, логика, неожиданные выводы, юмор и эрудиция автора обещают всем поклонникам и противникам творчества Булгакова незабываемое чтение.

219
 Кураев А.В. «Мастер и Маргарита»: За Христа или против? 3-е издание

Кураев А.В. «Мастер и Маргарита»: За Христа или против? 3-е издание

Кураев А.В. «Мастер и Маргарита»: За Христа или против? 3-е издание

Новое, значительно переработанное издание великолепного исследования Андрея Кураева – это возможность еще раз задуматься о феерическом и одновременно глубоко продуманном мире одной из главных книг нашего времени. Что видит в романе Булгакова профессор богословия? Факты, логика, неожиданные выводы, юмор и эрудиция автора обещают всем поклонникам и противникам творчества Булгакова незабываемое чтение.

Внимание! Авторские права на книгу "«Мастер и Маргарита»: За Христа или против? 3-е издание" (Кураев А.В.) охраняются законодательством!