|
ОглавлениеШестое и седьмое доказательства бытия Бога Когда мастер познакомился с Воландом? Путь Пилата: от рукописи к луне Книга Иова — «Фауст» — «Мастер и Маргарита» Обрадует ли вечность с Маргаритой? Есть ли положительные персонажи в романе? Заслужил ли Булгаков памятник? Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуСвет, тени и софистика«– Я к тебе, дух зла и повелитель теней, — ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда. — Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? — заговорил Воланд сурово. — Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, — ответил дерзко вошедший. — Но тебе придется примириться с этим, — возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, — не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, — в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп. — Я не буду с тобой спорить, старый софист, — ответил Левий Матвей» (гл. 29). Вот самое заколдованное место во всем булгаковском романе. И поклонники Булгакова, и его враги видят в этом диалоге нечто сугубо авторское. Немалое же число первых видят в этом пассаже и некую «неопровержимую диалектическую логику». Логика Воланда, конечно, ослепила массу людей, чуждых культуре религиозной мысли. Бездомные «образованцы» (а русские интеллигенты без православия остаются бездомными в русской культуре) бросились восхвалять сатану как своего наконец-то найденного учителя. «Воланд — это олицетворенная в традиционном “дьявольском” облике абсолютная Истина». Позицию Воланда призывают «ценить как “вечно совершающую благо”». «Воланд — это сама жизнь, выражение некоей субстанции ее. Воланд безусловно несет в себе и начала зла, но только в том смысле, в каком олицетворением его является сам Христос, сама могучая ночь творения, где зло в то же время — и оборотная сторона Добра. Поэтому Воланд в романе — как бы выражение самой диалектики жизни, ее сущности, некой абсолютной истины ее». «Шайка Воланда защищает добропорядочность, чистоту нравов». Внимание! Авторские права на книгу "«Мастер и Маргарита»: За Христа или против? 3-е издание" (Кураев А.В.) охраняются законодательством! |