Наука Под ред. Василенко В.И. Массмедиа в условиях глобализации. Информационно-коммуникационная безопасность. Монография

Массмедиа в условиях глобализации. Информационно-коммуникационная безопасность. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 23.01.2017
ISBN: 9785392165384
Язык:
Объем текста: 168 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Массмедиа и современная медиасреда в контексте информационной безопасности

Глава 2. Информационно-коммуникационная безопасность

Глава 3. Медиасреда и государство в процессах обеспечения информационно-коммуникационной безопасности

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1. Массмедиа и современная медиасреда в контексте информационной безопасности


1.1. Массмедиа в условиях глобализации


В ХХ в. появились новые угрозы для общества, связанные с резким ростом сложности общественных процессов под влиянием интенсивного развития информационных технологий, обусловивших многообразие новых форм коммуникации. Глобализация информационного пространства и формирование сетевой структуры информационного социума освоения привели к созданию качественно нового социального ландшафта. Интернет как основной элемент инфраструктуры информационного общества фактически превратился в публичный ресурс глобального масштаба, требующий новых подходов. В современном мире формируется единый планетарный комплекс информационных ресурсов планеты. Открывается поле для восприятия информации всем населением земли.


Обратимся к сравнительно недавней истории данного процесса. В начале 1980-х гг. Й. Масудой был введен в научный оборот термин «информационное общество», положивший начало одноименной теории. Теория информационного общества разрабатывалась в трудах таких зарубежных авторов, как У. Дайзард, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер, А. Турен, отечественными учеными Р.Ф. Абдеевым, Л.А. Василенко, В.Л. Иноземцевым, А.И. Ракитовым, А.Д. Урсулом. Информационное общество определяется как общество, где информатизация предоставит людям доступ к надежным источникам информации и избавит их от рутинной работы, обеспечив высокий уровень автоматизации производства. Производство информационного продукта, а не продукта материального, по мнению авторов, будет движущей силой становления и развития общества.


В настоящее время термин «информационное общество» не имеет однозначного толкования ни в западной, ни в отечественной литературе. На наш взгляд, важной является новая научно обоснованная интерпретация данного понятия с тем, чтобы адекватнее оценить тенденции развития информационного общества. Становление информационного общества является предпосылкой для эволюционного перехода к следующей стадии развития человечества, технологическим фундаментом которой является индустрия создания, обработки и передачи информации, производства интеллектуальных инноваций культурных стандартов. Определить понятие «информационное общество» можно как минимум четырьмя способами.


Во-первых, можно увязать становление информационного общества с реализацией концепции устойчивого развития или концепции коэволюционного развития. Например, информационное общество, как утверждает Н.Н. Моисеев, — «это такой этап истории человечества, когда Коллективный Разум становится не только опорой развития вида homo sapiens, но и объектом целенаправленных усилий по его совершенствованию». Аналогично мыслит М.А. Мунтян, который считает, что «постиндустриальное общество предстает как некая последняя «формация» в эволюционном ряду естественно-стихийного развития». На наш взгляд, такой подход к информационному обществу несколько сужен, хотя, безусловно, правомерен, так как новое общество не сможет утвердиться само по себе, без целенаправленного действия людей, причем людей новой цивилизационной парадигмы. В этом плане трактовка информационного общества как нового этапа истории, «новейшей истории» Н.Н. Моисеева несколько схожа с трактовкой Э. Тоффлера, Ф. Фукуямы.


Во-вторых, указав, что информационное общество — это следующая ступень в культурно-историческом развитии человечества по пути «аграрное — индустриальное — информационное» общество, предложить дефиницию типа: «информационное общество — это следующая ступень или стадия развития человечества, на котором доминирующим объектом производства и потребления становятся информационные, интеллектуальные и культурные продукты и услуги». Конечно, это не означает, что традиционные предметы потребления, производимые промышленностью и сельским хозяйством, теряют для человека свою актуальность, просто и в процессе производства, и в объеме потребляемых товаров и услуг доля «информационных» операций и продуктов начинает резко преобладать. Такое определение учитывает позицию, отрицающую прогрессивность и желательность перехода к информационному обществу, основанную на недоверии к тому, что технологии могут улучшить жизнь человека и функционирование социальных структур. В данном ключе интересным является понимание информационного общества М. Кастельсом, который дал современному обществу название — «информациональное», дифференцируя от «информационного». Он убежден и с ним солидарен автор диссертационного исследования, что термин «информационное общество» подчеркивает роль информации в обществе, но последняя имела важность во всех обществах. В противоположность этому термин «информациональное» указывает на атрибут специфической формы социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти.


В-третьих, называть нынешний период переходным, который завершится где-то в середине XXI в., когда новая глобальная цивилизация начнет развиваться на собственной основе и, возможно, обретет какое-то другое название. В частности, Ю.В. Яковец утверждает, что «это наиболее тяжелый период в истории человечества за последнее тысячелетие, ибо он отражает всеобщий кризис, агонию индустриального общества и «родовые схватки» постиндустриального, которое, выйдя из чрева уходящей цивилизации, еще слишком слабо, чтобы оказывать определенное влияние на судьбы человечества».


В-четвертых, перечислить при определении информационного общества характеристики, которые ему присущи, без конкретизации их в определении. Список таких характеристик можно продолжать в зависимости от глубины постижения сути информационного общества, но полного и исчерпывающего перечня достичь невозможно, поскольку жизнь будет постоянно вносить свои коррективы. Таким путем идет, например, Р.Ф. Абдеев, который определяет информационное общество как общество со следующими характерными чертами: сокращение числа занятых в промышленном производстве и сельском хозяйстве; рост эффективности труда происходит за счет применения передовых технологий, роботизации и повышения квалификации ­работающих; увеличение свободного время граждан — для досуга, повышения уровня культуры и самообразования; превращение информации в новый ресурс человечества, позволяющий создавать высокоэффективные технологии; оперирование наукоемкими технологиями с минимальным использованием сырья и энергии; распространение власти информации, что означает свободу печати, гласность, обилие общедоступных банков данных; реализация власти интеллекта благодаря жесткому отбору в руководящие звенья всех уровней наиболее подготовленных, компетентных специалистов во всех сферах; развитость системы образования и здравоохранения; успехи в области охраны природы.


Большую работу по систематизации взглядов на концепции информационного общества провел Ф. Уэбстер. Он полагает, что можно выделить пять критериев определения информационного общества, связанных с параметрами идентификации новизны: технологический, экономический, трудовой, пространственный и культурный.


В центре технологических концепций лежит множество технологических инноваций, появившихся в конце 1970-х гг. Новые технологии — один из самых заметных признаков наступления новых времен, принимаются за признак рождения информационного общества. Имеется в виду, что технологии производства, хранения, распространения и передачи деловой, культурной и развлекательной информации становятся важнейшей частью экономики. А всеобщая компьютеризация за счет распространения и повышения доступности компьютеров, создания удобного и дружественного компьютерного контента, а также применение мобильных средств связи в глобальных масштабах является сущностью информационного общества. Становление технологической инфраструктуры обеспечивает мгновенную компьютерную коммуникацию в любое время и в любом месте, где имеется соответствующее оборудование.


Экономический подход предполагает учет роста экономической ценности информационной деятельности. Сегодня налицо превращение социальной информации в ключевой экономический ресурс, решающий фактор интенсификации производства, ускорения научно-технического прогресса, а информационные технологии, продукты и услуги становятся основным товаром рыночной экономики. В обществе сформировалась информационная индустрия, которая включила компьютерную и телекоммуникационную промышленность, разработчиков аудиовизуального содержания и программного обеспечения, производителей элементной базы и бытовой электроники, мультимедийную промышленность. Если же в экономической сфере информационная активность превалирует над деятельностью в области сельского хозяйства и промышленности, то, следовательно, можно говорить об информационном обществе.


Социально-трудовой подход предполагает, что человечество вступает в информационное общество, когда большинство трудоспособного населения работает в информационной сфере. Сегодня продолжается концентрация в информационном секторе экономики трудоспособного населения; модернизация старых и появление новых информационных профессий умственного труда. Поскольку «сырьем» для нефизического труда является информация (она противопоставляется физической силе, навыкам ручного труда и его «машинным» характеристикам), существенное увеличение доли труда в информационной сфере может рассматриваться как возникновение информационного общества.


Пространственные концепции основываются на географическом принципе. Главный акцент делается на глобальные телекомуникационные сети, которые могут оказать глубокое воздействие на организацию времени и пространства. Так как такая сеть доступна всем, кто имеет соответствующее оборудование, то вполне можно вообразить общество, функционирующее на национальном, международном и глобальных уровнях, обеспечивая «информационную кольцевую магистраль» в каждом доме, магазине, университете и даже для тех, кто находится в дороге. Тем или иным способом индивиды все больше и больше вовлекаются в работу сетей, которые играют значительную роль в социальной организации.


И, наконец, в культурных концепциях акцент делается на рост обращения символической информации в жизни человека. В обществе наблюдается активное использование постоянно растущего куль­турного наследия, расцвет науки, образования, искусства; развитие всемирного универсума знаний и развитие творческих, культуросозидательных способностей личности; переход от материально-потребительских ценностных ориентации к познавательным и этико-эстетическим ориентациям. Все проявления жизнедеятельности человека приобретают символический характер. Жизнь проходит в процессах обмена и получения или попытках такого обмена. Размышления о проблемах формирования имиджа и продвижения брендов помогают понять, что информационное содержание социальных отношений стало гораздо более значимым, чем когда-либо прежде. Признание взрывного роста смыслов позволяет говорить о вступлении человечества в информационное общество.


Мы полагаем, что приведенные критерии определения информационного общества не обязательно взаимоисключающие, хотя выводят на первый план то или иное определение. Основой всех этих дефиниций, на наш взгляд, становится убеждение, что количественные изменения в сфере распространения, потребления и передачи информации привели к возникновению качественно нового типа социального устройства — информационного общества, в котором происходят качественные изменения во всех сферах общественной жизни, но в первую очередь в сфере информационного обмена.


Хотя по ряду теоретических положений концепция «информационного общества» вызывает споры, несомненно и другое: подмечены принципиально новые черты общественного развития, очерчены внешние признаки и характерные моменты образа жизни общества будущего, основы которого активно закладываются сегодня. Тот факт, что растет социальное, экономическое и политическое значение использования информации и новых информационных технологий, уже ни у кого не вызывает сомнения.


На самом же деле действительность, как всегда, оказывается значительно разнообразнее ее предварительных прогнозов. Если разобраться в теоретическом смысле понятия «информационное общество» и рассмотреть то, что реально происходит в обществе на рубеже веков, то можно прийти к парадоксальному выводу: внедрение в жизнь человека новых информационных технологий скорее удаляет нас от первоначальной концепции информационного общества. В частности, по мнению Е.П. Белинской, реальная практика воздействия новых информационных технологий на социокультурную структуру общества заключается в следующем:


1) создание новых форм коммуникаций, которые и определяют создание новых структур;


2) социальная и культурная дифференциация проходит по уровню доступа к новым информационным технологиям, а не по уровню владения знанием и информацией;


3) вместо социального программирования общество получило спорадические сетевые структуры. Рассмотрим более подробно данные социальные трансформации, чтобы выявить возможности управления в информационном обществе.


Во-первых, оказалось, что новое общество характеризуется не столько расширением возможностей накопления и переработки информации (как это представлялось в классических вариантах концепции информационного общества), сколько новыми формами коммуникации на основе новых информационных технологий. Эти новые формы коммуникации, имеющие свойства интерактивности, анонимности, ризомичности, накладывают специфику на социальное взаимодействие между людьми. Итогом распространения новых форм коммуникации стало обострение проблем информационной безопасности различных субъектов, включая само общество.



Массмедиа в условиях глобализации. Информационно-коммуникационная безопасность. Монография

В монографии рассматриваются вопросы массмедиа и состояние безопасности медиасреды в современных условиях. Актуальность исследования обуславливается новыми тенденциями формирования качественных характеристик массмедиа. Особое внимание уделено анализу информационно-коммуникационной безопасности в системе национальной безопасности России. Показана роль массмедиа в информационных войнах, возможности и пути нейтрализации угроз информационной безопасности. Представлена структурно-функциональная модель обеспечения информационной безопасности.<br /> Предназначено для государственных и муниципальных служащих, управленцев всех уровней, работников системы науки и образования, средств массовой коммуникации, принимающих участие в разработке и реализации управленческих решений в сфере массмедиа, а также в преподавательской и научно-исследовательской деятельности.

249
Наука Под ред. Василенко В.И. Массмедиа в условиях глобализации. Информационно-коммуникационная безопасность. Монография

Наука Под ред. Василенко В.И. Массмедиа в условиях глобализации. Информационно-коммуникационная безопасность. Монография

Наука Под ред. Василенко В.И. Массмедиа в условиях глобализации. Информационно-коммуникационная безопасность. Монография

В монографии рассматриваются вопросы массмедиа и состояние безопасности медиасреды в современных условиях. Актуальность исследования обуславливается новыми тенденциями формирования качественных характеристик массмедиа. Особое внимание уделено анализу информационно-коммуникационной безопасности в системе национальной безопасности России. Показана роль массмедиа в информационных войнах, возможности и пути нейтрализации угроз информационной безопасности. Представлена структурно-функциональная модель обеспечения информационной безопасности.<br /> Предназначено для государственных и муниципальных служащих, управленцев всех уровней, работников системы науки и образования, средств массовой коммуникации, принимающих участие в разработке и реализации управленческих решений в сфере массмедиа, а также в преподавательской и научно-исследовательской деятельности.