История Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник

История России с древнейших времен до наших дней. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.02.2013
ISBN: 9785392018284
Язык:
Объем текста: 1090 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Древняя Русь. Глава 1. Происхождение славян. Их соседи и враги

Глава 2. Древняя Русь

Глава 3. Эпоха Ярослава Мудрого

Глава 4. Русь на перепутье

Глава 5. Политический распад Руси

Глава 6. Образование на территории Руси княжеств-государств

Глава 7. Культура Руси X — начала XIII вв.

Глава 8. Начало монголо-татарского вторжения на Русь

Раздел II. Средневековый период. Глава 1. Ордынское владычество

Глава 2. Борьба русских земель за независимость

Глава 3. Возвышение Москвы

Глава 4. Москва берет верх

Глава 5. Образование русского централизованного государства

Глава 6. Россия в XVI в.

Глава 7. Россия в период Смуты

Глава 8. Россия в первой половине XVII в.

Раздел III. Россия в новое время. Глава 1. Новые черты старой России. Вторая половина XVII в.

Глава 2. Россия накануне преобразований

Глава 3. Эпоха Петра I

Глава 4. Эпоха дворцовых переворотов

Глава 5. Россия во второй половине XVIII в.

Раздел IV. Россия в XIX — начале XX в.. Глава 1. Россия в первой четверти XIX в.

Глава 2. Российская империя при Николае I

Глава 3. Национальный вопрос и имперские интересы в период царствования Николая I

Глава 4. Россия в эпоху преобразований 60—70 гг. XIX в.

Глава 5. Основные направления внутренней и внешней политики

Глава 6. Общественная мысль и духовная жизнь в России XIX в.

Глава 7. Россия на исходе XIX в.

Глава 8. Россия в начале XX в.

Глава 9. Последнее десятилетие монархической России (1907—1917 гг.)

Раздел V. Новейшая история России. ХХ — начало ХХI в.: 1917—2005 гг.. Глава 1. Революция 1917 г. Истоки и причины

Глава 2. Гражданская война в России

Глава 3. Формирование советской системы

Глава 4. Советская модель модернизации

Глава 5. СССР и Вторая мировая война

Глава 6. Послевоенные вызовы. 1945— 1953 гг.

Глава 7. Первые попытки либерализации системы

Глава 8. Эпоха «Развитого» социализма. 1964—1984 гг.

Глава 9. Крах тоталитарного коммунистического режима

Глава 10. Современная Россия



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4. СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ


§ 1. Свертывание нэпа


«Выбор 1929 г.». Советская историография рубеж конца 20 — начала 30-х гг. характеризовала как «великий перелом», «переход к наступлению социализма по всему фронту». Сегодня более обоснованной представляется точка зрения историков, связывающих 1929 г. с созданием новой командно-административной системы с целью догнать и перегнать Запад экономически, развиваясь на антизападной общественно-политической основе.


Отход от нэпа обозначился уже с середины 20-х гг. Сформировавшаяся коммунистическая авторитарная политическая система была несовместима с полнокровными рыночными отношениями, поскольку рынок создавал реальную угрозу буржуазной реставрации. В 1921 г. большевики «всерьез и надолго» занялись постройкой пролетарского социалистического государства. Одна из причин этого — слабость отечественного частнопредпринимательского сектора, не способного при самом благоприятном для него повороте правительственной политики быстро модернизировать отсталую российскую промышленность. Стало быть, реальный выбор на рубеже 30-х гг. состоял либо в продолжении нэпа, либо в возврате к военно-коммунистической линии.


С победой сталинского курса и ужесточением политического режима многовариантность нэповской идеи была исчерпана. Лишь опасения большинства высших советских руководителей потерять власть в результате новой волны крестьянских восстаний привязывали их к нэпу. В 1926— 1927-х гг. давление на частный сектор усиливается. Сталинское большинство, ведя борьбу с троцкистско-зиновьевской оппозицией, берет на вооружение ее предложения о перекачке средств из частного сектора на нужды индустриализации. Достигнув потолка в извлечении средств обычными методами, государство возрождает чрезвычайные меры времен «военного коммунизма».


Их активным проводником становится В. В. Куйбышев, возглавивший после смерти Ф. Э. Дзержинского ВСНХ.


Всячески преувеличиваемая угроза войны со стороны «капиталистического окружения» стала весьма удобным поводом для слома нэпа. В первой половине 1927 г. в выступлениях советских руководителей все настойчивее повторяется мысль о возможности скорой войны. 1 июня 1927 г. ЦК ВКП(б) «в связи с обострением международной обстановки» призвал партию и весь народ к укреплению обороны СССР путем усиления темпов индустриализации, повышения производительности труда, всемерного укрепления вооруженных сил. В итоге форсированное развитие оборонных производств оборачивается постепенным подчинением им всей экономики.


§ 2. Консервативная революция в экономике


«Наши планы — планы-директивы». В условиях отсутствия экономических механизмов, способных одновременно обеспечить и динамичное развитие народного хозяйства, и его сбалансированность, к середине 20-х гг. из недалекого военно-коммунистического прошлого извлекается идея всеобщего государственного планирования.


Еще в 1921 г. для осуществления грандиозного плана электрификации (ГОЭЛРО) была создана Государственная общеплановая комиссия при Совете Труда и Обороны — Госплан. После завершения работы над «контрольными цифрами» на 1925/1926 г. Госплан начинает играть роль фактического, а не формального органа планирования.


В конце 20-х гг. Госплан уже сам точно определял количественные объемы производства каждого продукта и затем в виде заданий разверстывал их по плановым комиссиям наркоматов и экономических районов. При этом плановая установка превращалась в жесткую директиву, а планирование велось от достигнутого. Фактически уже «контрольные цифры» на 1927/28 хозяйственный год становятся обязательными для ведомств.


Особенности первой пятилетки. Разработкой первого пятилетнего плана занимались две группы специалистов: одна из Госплана, другая представляла ВСНХ. Сталинским руководством был поддержан вариант ВСНХ, основное внимание в котором уделялось развитию тяжелой промышленности, остальные же отрасли должны были развиваться в зависимости от этого решающего сектора экономики. Выполнение пятилетнего плана, намеченного на 1928/29—1932/33 гг., официально началось 1 октября 1928 г. (хозяйственный год тогда начинался с октября). К этому сроку задания не были еще опубликованы и даже не утверждены. Характерно, что председатель ВСНХ В. В. Куйбышев уже после этой даты получил «свыше» задание за ночь свести баланс по «контрольным цифрам». Широкое обсуждение плана началось лишь в самом конце 1928 г. Из двух подготовленных вариантов пятилетки — отправного, или минимального, и оптимального (который по основным показателям был примерно на 20% выше первого), XVI партконференция (апрель 1929 г.) без всяких споров утвердила оптимальный. Он предусматривал ежегодный рост промышленного производства на 21—25%, т. е. несколько более высокий темп, чем прогнозировал в 1925 г. Троцкий, обвиненный тогда за это в «сверхиндустриализаторстве».


После партконференции серией постановлений ЦК партии, Совнаркома, ЦИК СССР были повышены пятилетние задания по выплавке чугуна, добыче нефти, производству тракторов и провозглашен лозунг «пятилетку — в четыре года».


Первый пятилетний план был ориентирован прежде всего на развитие тяжелой индустрии: металлургической и топливной промышленности, машиностроения. Тем самым он должен был создать надежную техническую базу для производства новейших систем вооружений. При общем темпе роста валовой продукции всей планируемой промышленности в 2,8 раза тяжелую индустрию предполагалось поднять в 3,3 раза, а легкую — в 2,3 раза.


Главной политической целью пятилетки было усиление социалистического сектора в городе и деревне. Но при этом первый пятилетний план, в отличие от последующих, базировался на принципах нэпа. В нем намечалось дальнейшее развертывание хозрасчета, доведение его до каждого предприятия. Важнейшим его достоинством была сбалансированность всех важнейших заданий.


Решая задачи первой пятилетки, сталинское руководство становится на путь пересмотра и без того завышенных заданий. Летом 1930 г. на XVI съезде партии Куйбышев заявил о том, что необходимо каждый год удваивать объем капиталовложений и увеличивать производство на 30%. В феврале 1931 г. Сталин заговорил о возможности и необходимости выполнения плана в основных отраслях за три года. Новые планы были далеки от реальных возможностей страны. На их выполнение привлекалось все больше рабочих. За первую пятилетку их численность удвоилась (с 4,6 до 10 миллионов человек). Но рабочих рук не хватало. Наркомтруд получает право переводить любого квалифицированного рабочего в любую точку страны без согласия последнего. Росло число начатых и незавершенных строек; в конце первой пятилетки в них было заморожено 76% капиталовложений, против 31% в начале. В конечном итоге фактические показатели выполнения пятилетнего плана существенно отклонились от запланированных.


Цена индустриального скачка. Непосредственным поводом для отказа от нэпа послужил кризис хлебозаготовок конца 1927 г., прямо связанный с попыткой форсировать темпы роста накопления и удержать цены на зерно на низком уровне. Хлеб давал валюту, поэтому от хлебозаготовок во многом зависели сроки и темпы превращения СССР из аграрной страны в индустриальную.


После очередного снижения цен на сельскохозяйственные продукты крестьяне отказались продавать свои излишки государству. За вторую половину 1927 г. заготовки зерна по сравнению с аналогичным периодом 1926 г. сократились с 428 до 300 миллионов пудов. Политика высоких темпов индустриализации оказалась под угрозой срыва. Привычка видеть причины экономических и политических провалов и просчетов главным образом в недостаточной организационно-партийной и идеологической работе приводит к тому, что власть использует всю репрессивную мощь государства, встает на путь «закручивания гаек» и репрессий.


После того как направленные в конце 1927 — начале 1928 г. на места для ужесточения административных мер по отношению к крестьянству грозные директивы ЦК ВКП(б) не внесли перелома в ход хлебозаготовок, Сталин обвинил в неудачах местное руководство. «Хлебозаготовки, — указывал он в телеграмме на места, — представляют крепость, которую должны мы взять во что бы то ни стало. И мы возьмем ее наверняка, если проведем работу по-большевистски, с большевистским нажимом».


Что это такое, Сталин продемонстрировал на практике во время своей секретной поездки в Сибирь в начале 1928 г. За три недели сибирского вояжа генерального секретаря ЦК ВКП(б) была отработана система репрессивных мер против крестьянства, получившая затем наименование «урало-сибирского метода».


Посещая хлебные районы Сибири, Сталин требовал наказывать крестьян по 107-й статье УК РСФСР, предусматривавшей лишение свободы до одного года с конфискацией имущества, за то, что они не желали продавать государственным заготовителям по низким ценам произведенный ими хлеб. План хлебозаготовок 1928 г. удалось выполнить ценой повальных обысков в деревнях, судебных репрессий.


Свертывание нэпа в деревне. Партийные руководители рьяно взялись за выполнение сталинских директив. На местах создаются наделенные всей полнотой власти чрезвычайные неконституционные и внеуставные «хлебные тройки» в составе секретаря и двух членов окружкома и райкома. Для активизации хлебозаготовок применяются методы продовольственной разверстки. Как и в период комбедов, большевистская власть поднимает против зажиточной части деревни бедноту.


Осенью 1928 г. на ноябрьском Пленуме была сформулирована задача увязать производственное кооперирование сельского хозяйства с разгромом кулачества. На пленуме Сталин определил колхозно-совхозное строительство в качестве важнейшего направления аграрной политики. На эти цели вдвое увеличивались капиталовложения и тем самым фактически уже в 1928 г. в деревне нэп был ликвидирован. Его сменила политика «военно-феодальной эксплуатации крестьянства», взимания с него дани.


Осенью 1929 г. примерно 1/3 хлеба из деревни изымалась силой. В ответ крестьянство пыталось оказывать сопротивление. В 1929 г. было зарегистрировано до 1300 «кулацких» мятежей. Одновременно крупные зажиточные хозяйства дробились на мелкие, чтобы скрыть доходы и уменьшить налоги, число кулацких хозяйств снизилось на 25%. Уменьшался приток продовольствия на городской рынок. Торговцы, не выдерживая произвола властей, закрывали свои предприятия. Экономический кризис приобретал всеобщий характер.


Перспектива экономического застоя и реальная возможность социального взрыва заставили советских руководителей отключить рыночные механизмы.


Была и другая, не менее веская причина, заставившая Сталина «отбросить к черту» нэп. Сталин и его окружение отчетливо видели, что дальнейшее осуществление нэпа неминуемо ведет к ослаблению режима диктатуры пролетариата, подрывает однопартийность, «поднимает шансы на восстановление капитализма в стране».


Чтобы обеспечить поддержку новому курсу на «социалистическое наступление», Сталин развертывает борьбу против тех партийных руководителей, кто продолжал отстаивать принципы нэпа. В силу этого обстоятельства анонимный «правый уклон» очень скоро был персонифицирован и стал связываться с именем главного идеолога нэпа Бухарина.


Непосредственным поводом для перерастания скрытых разногласий в открытое противостояние послужили чрезвычайные меры, принятые Сталиным для преодоления хлебозаготовительного кризиса, которые Бухарин и его сторонники справедливо расценили как отход от нэпа. В статье «Заметки экономиста», опубликованной в «Правде» осенью 1928 г., Бухарин под видом борьбы с троцкизмом выступил против «авантюризма» нового курса, связав с ним возможность нарушения политического равновесия в стране. Сталин расценил статью как теоретическую платформу новой оппозиции и антипартийное выступление.




История России с древнейших времен до наших дней. Учебник

В учебнике представлена история России с начала расселения славянских племен на ее территории до современности, эволюция государственности, внешняя и внутренняя политика, социально-экономическое и духовное развитие общества. Учебник отражает последние достижения исторической науки, содержит комплексный анализ основных периодов отечественной истории. Материал учебника соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, аккумулирует опыт научной и преподавательской деятельности его авторов в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Для абитуриентов, студентов, преподавателей вузов и школ, а также всех интересующихся историей России. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_rossii_s_drevneyshikh_vremen_do_nashikh_dney_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
История Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник

История Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник

История Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник

В учебнике представлена история России с начала расселения славянских племен на ее территории до современности, эволюция государственности, внешняя и внутренняя политика, социально-экономическое и духовное развитие общества. Учебник отражает последние достижения исторической науки, содержит комплексный анализ основных периодов отечественной истории. Материал учебника соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, аккумулирует опыт научной и преподавательской деятельности его авторов в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Для абитуриентов, студентов, преподавателей вузов и школ, а также всех интересующихся историей России. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_rossii_s_drevneyshikh_vremen_do_nashikh_dney_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "История России с древнейших времен до наших дней. Учебник" (Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А.) охраняются законодательством!