Юридическая Терешина Е.А. История конфликтологии. Учебное пособие

История конфликтологии. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785392161560
Язык:
Объем текста: 266 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

1. Конфликтологическая мысль в Древнем мире

2. Конфликтологическая мысль эпохи Средневековья и Возрождения

3. Конфликтологическая мысль в Новое время

4. Конфликтологическая мысль Новейшей эпохи



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



4. Конфликтологическая мысль Новейшей эпохи


4.1. «Философия существования» и проблема конфликтов


Сёрен Кьеркегор – предтеча экзистенциализма.


Эдмунд Гуссерль и возникновение феноменологии. Альфред Щюц.


Сущность и основные принципы экзистенциализма. Представители экзистенциализма: Жан Поль Сартр, Альбер Камю.


Экзистенциализм является явлением XX в. Благодаря своей тяге к изучению эмоциональной стороны личности человека учение во многих отношениях приближено к искусству и литературе, чем к формальной философии.


Поэтому зачастую даже сложно определить понятие экзистенциализма. Ряд «экзистенциалистов» не желали себя так называть. Единственной особенностью экзистенциализма является их отказ соответствовать всем классическим научным школам и своего рода неудовлетворенность традиционной философией как поверхностной и далекой от жизни.


Главным содержанием экзистенциализма является принцип индивидуализма. Своими истоками экзистенциализм восходит к учениям Ф. Ницше и С. Кьеркегора.


Сёрен Кьеркегор – предтеча экзистенциализма


Датский теолог, философ, писатель Серён Аби Кьеркегор (1813–1855) родился в Копенгагене. Отцу мальчика Микаэлю было 57 лет, матери – 45. Возможно, это было причиной его слабости и хилости при необычной остроте ума. Отец был суровым человеком и религиозным фанатиком. Воспитание юного Серена находилось под контролем отца.


«С детства, – писал С. Кьеркегор, – я находился во власти невыносимой деспотии. Будучи ребенком, я подвергался строгому и суровому христианскому воспитанию, говоря по-человечески, безумному воспитанию…».


После окончания школы в 1830 г. по воле отца Серен стал студентом теологического факультета Копенгагенского университета. Но теология не заинтересовала молодого студента. Его больше привлекала эстетика. Студенческие годы стали для Кьеркегора долгими. Только в 1840 г. он сдал последний университетский экзамен. Кьеркегор вел легкомысленный образ жизни, предпочитая серьезным занятиям и изучению богословских трактатов попойки с приятелями в ресторанах и посещение оперного театра. Однако образ жизни повесы привел его к неудовлетворенности, разочарованию и депрессии, из которой вывело Серена неожиданное знакомство с четырнадцатилетней Региной Ольсен. Она не стала его женой, но осталась его музой на всю жизнь. Кьеркегор посвятил своей возлюбленной две «Назидательные речи», завещал ей все свое имущество. Впоследствии Регина Шлегель (она пережила Кьеркегора на полвека и умерла в 82 года) написала: «Он пожертвовал мною Богу».


В последние годы жизни С. Кьеркегор жил замкнуто, в полном одиночестве. Всю жизнь Кьеркегор чувствовал себя несчастным человеком, и это отразилось на всем его творчестве. Он умер в возрасте 42 лет.


Основные его сочинения – «Или – или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Философские крохи» (1844), «Стадии жизненного пути» (1845).


Произведения Кьеркегора устремлены на самого себя, обращены внутрь, к собственным переживаниям. Причем все свои работы он публиковал под различными псевдонимами.


Самая основная его работа – «Страх и трепет». Название он позаимствовал из Ветхого завета. Работа посвящена рассмотрению философско-нравственных проблем на материале сказания о Аврааме и Исааке. Задумываясь о смысле человеческой жизни, Кьеркегор создает весьма пессимистическую картину, связанную с реальной действительностью общества своего времени, но эта картина может быть соотнесена с современной эпохой.


Серен Кьеркегор противопоставил объективизму Гегеля субъективную («экзистенциальную») диалектику личности. Личность человека должна пройти три стадии на пути к Богу эстетическую, этическую и религиозную.


На первой стадии человек живет непосредственной жизнью, не задумываясь о смысле своего существования. Но постепенно происходит внутренний конфликт. В глубине «несмышленого ребенка» просыпается «человек думающий». Он начинает испытывать чувство тревоги, сменяющееся отчаянием и страхом, осознает бессмысленность мира. Затем на последней стадии человек приходит к Богу. Ему открывается возможность веры в Бога. Но на как раз на второй стадии своей жизни человек начинает испытывать страх. По убеждениям самого мыслителя, страх находится в нераздельном единстве с грехом, страданием и свободой. Страх – беспредметное чувство, владеющее человеком, страх перед «ничто», тревога, беспокойство. Больше всего страх человек испытывает перед смертью. Жизнь человеческая – это «жизнь к смерти».


Отношение писателя к жизни четко прописано в его «Дневнике»: «Назначение этой жизни – довести себя до высшей степени презрения к жизни». И человек может уверовать. Его окончательная альтернатива: либо вера, либо отчаяние.


Жизнь, полная страдания, приобретает смысл и оправдание как путь к спасению через искупление. Если разум приводит к отчаянию, вера спасает от него – это один из принципов экзистенциализма. Если разум убеждает в безнадежности, вера дает надежду, служит утешением. Надежду на бессмертие души. Жизни как преходящему, временному страданию противостоит вечное блаженство. Человек стоит на перекрестке. Одно из двух: или временная, земная жизнь, страх и страдание, «или презрение к земному, жертвенностью и страданием возвещая христианство» как путь к потустороннему вечному блаженству.


Таким образом, страх смерти устраняется не презрением к смерти, а презрением к жизни, волей к смерти, преклонением перед ней. За этим следует безудержная мистика бессмертия души и загробного блаженства.


В творчестве С. Кьеркегора предвосхищены основные моменты современного экзистенционализма в работах Э. Гуссерля, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю.


Эдмунд Гуссерль и возникновение феноменологии. Альфред Щюц


Феноменология отчасти формировалась под влиянием философии экзистенциализма. Основателем ее стал немецкий ученый, философ Эдмунд Гуссерль (1859–1938). Среди трудов автора можно упомянуть следующие: «Философия арифметики» (1891), «Логические исследования» (1900–1901).


По утверждениям Э. Гуссерля, феноменология есть наука, которая изучает мир сознания или мир феноменов, явлений. Все эти предметы являются человеческому сознанию в виде познавательных актов («вещей-для-нас»). Но представители феноменологии отвергают разделение мира на субъективный и объективный. Не существует в отдельности мир сознания и мир, лежащий за пределами сознания. Феноменологи поясняют, что человек не может сказать что-то конкретное о самом мире (мир со стороны – «вещь-в-себе»). По мнению Э. Гуссерля, если человеческое сознание как-то работает с этой «вещью-в-себе», то она уже «вещь-для-нас». Если же сознание ее не видит, то тогда для сознания этой вещи не существует.


Феноменологи, скорее, стремятся понять значение явлений, нежели объяснить механизм их возникновения. В сущности они проникают вовнутрь самих феноменов.


Первым, кто попытался объяснить, как можно использовать феноменологию для проникновения внутрь социального мира, стал Альфред Шюц (1899–1959). Главная его работа – «Феноменология социального мира» (1932). Именно в ней мыслитель объединяет идеи Э. Гуссерля и «понимающей социологии» М. Вебера.


Основная заслуга А. Шюца состояла в доказательстве того, что способ, с помощью которого люди классифицируют и придают значение окружающему их миру, не является сугубо индивидуальным процессом. Люди используют то, что социолог назвал «типизациями» — понятия, обозначающие классы предметов, которые они выражают. Так, «банковский служащий», «футбольный матч», «дерево» – это примеры типизации. Эти типизации не являются уникальными по отношению к каждому отдельному человеку, наоборот, они воспринимаются членами общества, передаются от старого поколения к новому в процессе изучения языка, чтения книг и общения с людьми. Используя типизации, люди могут вступать в общение с другими людьми. Постепенно у человека скапливается определенный багаж типизаций – то, что А. Шюц назвал «знанием здравого смысла». Этот багаж знаний разделяют другие члены общества, что позволяет им жить и взаимодействовать друг с другом.


Но А. Шюц поясняет, что, хотя знанием здравого смысла руководствуется подавляющее большинство членов общества, оно не является неизменным. Напротив, знание здравого смысла постоянно изменяется в процессе взаимодействия людей. Каждый индивид по-своему интерпретирует мир. Безусловно, эта несовместимость множества субъективно сконструированных образов социальной реальности мира может привести к противоречиям и конфликтам между людьми (как правило, из различных социальных групп). Возникает вопрос: каким образом можно их избежать? Типизации, или запас знаний здравого смысла, позволяют отчасти понимать действия других людей. Соответственно, если люди будут использовать типизации, у них сформируется одинаковое представление о том или ином феномене или явлении.


Таким образом, феноменология не только позволяет человеку по-своему сконструировать и открыть предметы и явления, но и частично с помощью типизаций понять действия других людей по отношению к данным предметам.


В дальнейшем основные положения феноменологии А. Шюца были продолжены представителями других школ (школа феноменологической социологии П. Бергера, этнометология Г. Гарфинкеля). Немалое влияние феноменология оказала и на такое социально-философское направление, как экзистенциализм.


Сущность и основные принципы экзистенциализма. Представители экзистенциализма: Жан-Поль Сартр, Альбер Камю


Идеи экзистенциализма развивали многие выдающиеся философы. В Германии это Мартин Хайдеггер (1889–1976), Карл Ясперс (1883–1969), во Франции – Жан-Поль Сартр (1905–1980), Альбер Камю (1913–1960), в России – Лев Шестов (1866–1938), Николай Бердяев (1874–1948).


Обычно различают атеистический (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) и религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.) экзистенциализм.


В центре внимания исследователей вопросы существования человека, экзистенциалистов волнуют темы смысла жизни и судьбы человека в мире.


В понимании экзистенциалистов существование субъекта предшествует его сущности. В данном случае под субъектом понимается человек. К примеру, у Мартина Хайдеггера встречается понятие «человеческая реальность». Представители данного направления полагают, что человек склонен переживать по поводу своего существования. Существование (экзистенция) нельзя выразить словами, понятиями, оно выходит за пределы рационального познания. Его можно только пережить.


Жан-Поль Сартр принадлежит к атеистическому направлению экзистенциализма. Это философ, которого по достоинству оценивали не только при жизни, но и после его смерти. Как отмечают исследователи, «во-первых, Сартр заявил о себе как о представителе экзистенциализма в весьма подходящий момент: эта философия заполнила духовный вакуум, возникший на месте рухнувших идеалов в послевоенной Европе. И, во-вторых, последующий выбор философа в пользу революционых антиавторитарных настроений задел некую чувствительную струну общества: то была эпоха Че Гевары, повсеместных студенческих волнений, симпатий у культурной революции в коммунистическом Китае…».


Ж.-П. Сартр родился в семье морского офицера, почти в два года остался без отца. Мать перевезла ребенка в парижское поместье к своему отцу Шарлю Швейцеру (дяде известного африканского миссионера Альберта Швейцера). В 15 лет Ж.-П. Сартр стал учащимся престижного королевского лицея. Он увлеченно читал, а его писательский энтузиазм обретал новые формы: появились тетради с афоризмами и философскими размышлениями. Сдав экзамен на звание бакалавра, Сартр стал студентом престижной высшей школы – Эколь Нормаль. В 1920 г. Ж.-П. Сартр возвращается в Париж, где оканчивает лицей Генриха IV. Первые произведения юного писателя начинают печатать в местных периодических изданиях. Далее было изучение философии в Высшей нормальной школе, служба в метеорологических войсках и преподавание в различных лицеях Франции. В тот период Ж.-П. Сартр сближается с Симоной де Бовуар, которая впоследствии стала его другом и соратником. Вместе с ней и Морисом Мерло-Понти Ж.-П. Сартр основывает журнал «Новые времена».


Среди работ автора можно выделить «Тошноту» (1938), «Трансцендентность Эго» с подзаголовком «Основы феноменологического описания» (1936), «Воображение» (1936), «Очерк теории эмоций» (1939) и «Воображаемое» (1940).


Взгляды Ж.-П. Сартра противоречивы и вбирают в себя элементы идеализма и материализма. Отталкиваясь от основной идеи экзистенциализма – «существование предшествует сущности», Ж.-П. Сартр выстраивает свою теорию на решительном противопоставлении двух видов бытия: 1) «бытие-в-себе», заменяющее объективную действительность; 2) «бытие-для-себя», приравненное «человеческой реальности» или сознанию.


По мнению Ж.-П. Сартра, между бытием и сознанием происходит разрыв. Сознание есть «небытие бытия», «ничто», но лишь оно является источником активности и лишь оно является причиной бытия. Ж.-П. Сартр называет свою концепцию диалектической, но он превращает диалектику в метод обоснования индетерминизма. Его диалектика негативна, и она ограничивается областью сознания, она полностью изгоняется из природы.


Над своим основным произведением «Бытие и Ничто» Ж.-П. Сартр трудился с 1930 по 1943 г. Работа была опубликована во Франции во время ее оккупации. Она посвящена теме свободы.


Красной линией этого произведения является противопоставление сознания и бытия, субъекта и объекта, свободы и необходимости, свободы и отчуждения. Причем автор стремится найти их синтез и примирение.


Особым образом дуализм Ж.-П. Сартра проявляется в противопоставлении двух разновидностей бытия: «бытие-в-себе» и «бытие-для-себя» (сознание).


«Бытие-в-себе» непрозрачно, неделимо, непроницаемо, оно просто есть и лишено качественных и количественных характеристик. При характеристике этого бытия Ж.-П. Сартр обращается к гегелевской концепции «отчуждения», прежде всего в смысле «овеществления», «опредмечивания» и «враждебности». Оно открывается человеку через такие эмоциональные чувства, как тошнота. Но, несмотря на неприятные ощущения, «бытие-в-себе» помогает человеческому сознанию понять, что оно отлично от всей существующей тошнотворной массы и является «бытием-для-себя». «Бытие-для-себя» постоянно находится в состоянии становления, и главным его свойством становится свобода.


Сознание как свобода постоянно находится в бегстве от предметностей, от данностей сознания. Это свобода от чего-то. Но одновременно свобода является свободой для чего-то. Если «бытие-в-себе» плотно, непроницаемо, заполнено и его всегда предостаточно, то сознание прозрачно, пусто. Сознание есть недостаток, выражаемый в желаниях, целях и проектах, которые должны быть выполнены. Конечным проектом сознания оказывается стремление стать абсолютом, «бытием-для-себя-в-себе», или Богом. Но это невозможно, и поэтому человек обречен на поражение. Здесь обнаруживается как «тщетная страсть».


Свобода, по Ж.-П. Сартру, это возможность свободно строить свой «проект» жизни и выбирать свою сущность в отличие от вещи или животного, которым сущность уже дана изначально. Благодаря сознанию экзистенция человека свободна от любых внешних факторов.


По мнению Ж.-П. Сартра, в своем внутреннем мире мы не зависим ни от кого и ни от чего. Человек стремится к будущему, проектирует себя в будущем. Причем человек может сам выбирать свой путь и менять его. Это личный выбор каждого. «Человек осужден на свободу, он или свободен, или его нет». Таким образом, отказ от свободы может быть понят только как попытка рассматривать себя в качестве «бытия-в-себе»; человеческая реальность есть бытие, в котором речь идет о ее свободе в бытии, так как оно постоянно пытается отказаться от ее признания. Человек свободен, потому что он не есть сам, а присутствие к себе. Бытие, которое есть то, чем оно является, не могло бы быть свободным. Свобода – это как раз то ничто, которое содержится в сердце человека и вынуждает человеческую реальность делать себя вместо того, чтобы быть.


Таким образом, свобода не есть какое-то бытие, она есть бытие человека, то есть его ничто бытия.


В годы оккупации Франции Ж.-П. Сартр призывал общественность к активным действиям: оставаться мыслящим и разумным существом – сопротивляться всему (в том числе и оккупантам-фашистам), что вызывает тошноту. Причем даже в условиях приближении смерти Сартр подчеркивал, что есть вещи куда важнее, чем жизнь.


Элементы конфликтологии у Ж.-П. Сартра также можно встретить при рассмотрении понятия «бытие-для-другого». Неожиданно, писал Ж.-П. Сартр, мы можем обнаружить, что в нашу субъективность внедрился посторонний субъект – «другой».


Здесь философ фактически расширяет и углубляет положение Гегеля и Маркса о том, что каждый смотрится в другого, как в свое зеркало: границей моей свободы оказывается свобода другого; под взглядом другого я становлюсь объектом, но и другой становится объектом под моим взглядом; если бы не было другого, я бы никогда не смог быть для себя объектом, не имел бы самосознания. Свой интерес Ж.-П. Сартр фиксирует на негативной, отчуждающей функции сознания как свободы. Всякое опредмечивание обнаруживает себя только как отчуждение, враждебность. Хотя свобода другого и не может быть отчуждена, основой отношений людей друг с другом является конфликт.


Казалось бы, Ж.-П. Сартр преувеличивает конфликтность во взаимоотношениях между людьми, но он не отрицает возможности солидарности и милосердия в контексте морали, а не онтологии.


В 1964 г. Ж.-П. Сартру присвоили звание лауреата Нобелевской премии по литературе, но он отказался от нее по политическим мотивам. В последние годы жизни много занимался политикой, поддерживал национально-освободительное движение в странах третьего мира (требовал предоставить независимость Алжиру), «культурную революцию» в Китае и «молодежную революцию» мая 1968 г. Был замечен в сотрудничестве с ультралевыми организациями. В 1979 г. Ж.-П. Сартр требует от правительства принять беженцев из Вьетнама. Умер Ж.-П. Сартр в 1980 г. от опухоли в легких. После смерти французского философа, писателя его книги были переведены на многие языки. Впоследствии это значительно расширило круг его последователей. В частности, в 1987 г. во Франкфурте-на-Майне состоялся Международный конгресс по философии Сартра. Появились «Общество Сартра» в Северной Америке, «Группа сартровских исследований» во Франции. В Германии, Великобритании и Италии периодически организуются встречи исследователей творчества французского философа.


Альбер Камю (1913–1960). Французский писатель, мыслитель-экзистенциалист родился в Алжире в семье сельского рабочего. Камю учился в коммунальной школе, затем в Алжирском лицее, после окончания лицея поступил в Алжирский университет. Интересовался литературой и философией. В 1935 г. стал создателем, режиссером, актером самодеятельного театра под названием «Театр труда».


В 1937 г. издал свой первый сборник эссе «Изнанка и лицо». Через год написал первый роман «Счастливая смерть».


В числе его произведений можно упомянуть повесть «Посторонний» (1940), эссе «Миф о Сизифе» (1941), драму «Калигула» (1941), роман «Чума» (1947), эссе «Бунтующий человек» (1951), повесть «Падение» (1956), этапный сборник «Изгнание и царство» (1957), эссе «Своевременные размышления» (1950–1958).


Альбер Камю погиб в автокатастрофе в 1960 г.


На формирование взглядов атеистического философа и писателя А. Камю оказали влияние Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Л. Шестов, С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр. Его произведениям присущи пафос, отрицание ценностей буржуазной цивилизации, сосредоточенность на идеях абсурдности бытия и бунта. Идеи коммунизма сначала были близки А. Камю, но затем отошел от иллюзий коммунизма (был исключен в 1937 г.). А. Камю составил план будущего своего творческого пути, который содержал три этапа «абсурд», «бунт», «любовь». Он стремился построить свой творческий путь на основе соединения литературы, философии и театра.


А. Камю в своих работах смог отразить все изъяны, существующие обществе того времени. Так, в повести «Посторонний» французский писатель на примере одного человека показывает всю фальшь общества. Главный герой повести, чиновник Мерсо, ничем не отличается от других жителей алжирского предместья. Единственное отличие в том, что он не желает лицемерить и поэтому всегда говорит правду и поступает так, как считает нужным. За все это разгневанное общество мстит «бездушному» Мерсо. Долгое время Мерсо не может смириться с приговором о смертной казни. Но постепенно он смиряется с мыслью о собственной смерти. Перед казнью герой повести готов «открыть свою душу ласковому равнодушию мира», который явно создан не для него. Собственная смерть избавляет героя от равнодушного мира.




История конфликтологии. Учебное пособие

В учебном пособии представлены основные этапы исторического развития ключевых подходов к пониманию конфликтов начиная с эпохи Древнего мира и завершая эпохой Возрождения. <br /> Пособие предназначено для студентов-бакалавров направления «Конфликтология», изучающих дисциплину «История конфликтологии».

209
Юридическая Терешина Е.А. История конфликтологии. Учебное пособие

Юридическая Терешина Е.А. История конфликтологии. Учебное пособие

Юридическая Терешина Е.А. История конфликтологии. Учебное пособие

В учебном пособии представлены основные этапы исторического развития ключевых подходов к пониманию конфликтов начиная с эпохи Древнего мира и завершая эпохой Возрождения. <br /> Пособие предназначено для студентов-бакалавров направления «Конфликтология», изучающих дисциплину «История конфликтологии».

Внимание! Авторские права на книгу "История конфликтологии. Учебное пособие" (Терешина Е.А.) охраняются законодательством!