|
ОглавлениеРаздел I. Понятие и признаки участников гражданских правоотношений Раздел II. Физические лица (граждане) Раздел IV. Публично-правовые образования Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуРаздел II. |
Сделкоспособность | Деликтоспособность | |
1. | Полная, частичная, ограниченная | Полная |
2. | Может быть восполнена действиями сделкоспособного лица (законного представителя) | Невосполнима |
3. | Законный представитель: • не становится субъектом возникающих в связи с его действиями прав и обязанностей, • осуществляет права и исполняет обязанности за счет лица, не обладающего полной сделкоспособностью, поскольку обладателем прав и обязанностей рассматривается он. |
Законный представитель: • становится субъектом ответственности за действия подопечного, отвечая за свою вину, • несет ответственность за счет собственного имущества. |
Дееспособность — это способность лица своими действиями влиять на динамику гражданских правоотношений, а потому лицо должно осознавать значение своих действий и руководить ими, для чего необходим определенный уровень психической зрелости. Прежде всего, уровень психической зрелости физического лица зависит от его возраста, а потому объем дееспособности граждан напрямую связан с достижением ими определенного возраста.
Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК).
Несовершеннолетних законодатель делит на три группы в зависимости от объема дееспособности, которым они обладают:
1) несовершеннолетние — в возрасте от 14 до 18 лет;
2) малолетние — в возрасте от 6 до 14 лет — одни авторы полагают, что частично дееспособны, другие — что недееспособны, способность же к самостоятельному совершению отдельных сделок рассматривают в качестве исключения из правила;
3) малолетние — в возрасте до 6 лет — полностью недееспособны: все сделки от их имени совершают законные представители, которые, кроме того, несут ответственность по сделкам малолетнего, а также отвечают за причиненный им вред; законные представители освобождаются от ответственности только в том случае, если докажут, что обязательство было нарушено или вред возник не по их вине.
§ 3. Ограничение дееспособности граждан. Признание гражданина недееспособным
Признание гражданина недееспособным (лишение гражданской дееспособности) — это лишение гражданина права совершать сделки и иные юридические акты, а также лишение способности нести ответственность (как договорную, так и деликтную).
Физическое лицо может быть признано недееспособным только судом в порядке, установленном гл. 31 ГПК.
Цель института — защита прав и законных интересов граждан, страдающих расстройствами психики, а также третьих лиц, вступающих с ними в гражданско-правовые отношения. Граждане, неспособные понимать значения своих действий или руководить ими, с одной стороны, уязвимы для недобросовестных участников оборота, которые могут воспользоваться их состоянием при совершении сделок, с другой — сами могут представлять опасность ввиду поражения психических функций. В связи с этим они нуждаются в надзоре иного лица при осуществлении принадлежащих им прав и исполнении обязанностей.
Гражданин может быть признан недееспособным при соблюдении в совокупности следующих условий (критериев):
1) наличие психического расстройства — медицинский критерий;
2) неспособность понимать значение своих действий (интеллектуальный признак) или руководить ими (волевой признак) — юридический критерий;
3) наличие причинно-следственной связи между обозначенными обстоятельствами.
Недееспособными вследствие психического расстройства могут быть признаны граждане, обладающие не только полной, но и частичной дееспособностью. Так, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, страдающие психическими заболеваниями, препятствующими им понимать значение своих действий или руководить ими, могут быть лишены судом того объема дееспособности, которым они наделены в соответствии со ст. 26 ГК.
При наличии условий для признания гражданина недееспособным суд выносит соответствующее решение, которое влечет следующие правовые последствия:
1) лишение сделкоспособности — все необходимые сделки, в том числе мелкие бытовые, от имени и в интересах недееспособного гражданина совершает его опекун (п. 2 ст. 29 ГК), являющийся его законным представителем (п. 2 ст. 32 ГК);
2) лишение способности нести имущественную ответственность, в том числе лишение деликтоспособности, — недееспособный гражданин не отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, а также не несет ответственности за причиненный им вред; вред, причиненный недееспособным, возмещают его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (ст. 1076 ГК);
3) лишение права своими действиями защищать принадлежащие субъективные права и законные интересы — согласно п. 2 ст. 31 ГК, права, свободы и законные интересы недееспособных граждан в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия защищают законные представители — опекуны.
Решение суда о признании гражданина недееспособным является основанием для назначения ему органом опеки и попечительства опекуна (п. 1 ст. 29 ГК). Если гражданин помещен под надзор в соответствующую организацию, например оказывающую социальные услуги, опекунские обязанности возлагаются на данную организацию (п. 4 ст. 35 ГК, п. 5 ст. 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
Признается необходимость учитывать мнение недееспособного гражданина при решении ряда вопросов, касающихся его жизнедеятельности (принцип управомоченности быть заслушанным лично), в частности, при совершении сделок от его имени (п. 2 ст. 29 ГК), распоряжении его имуществом (п. 4 ст. 37 ГК), исполнении опекуном иных своих функций (абз. 4 п. 3 ст. 36 ГК). В случае, когда в силу состояния здоровья недееспособный гражданин не может выразить свое мнение, оно должно быть выявлено опекуном на основе информации о предпочтениях такого гражданина, полученной от лиц, которым они могут быть известны (его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности).
Признание гражданина недееспособным влечет не только гражданско-правовые последствия. Так, недееспособность лица препятствует заключению брака (ст. 14 СК), является основанием для его расторжения в упрощенном порядке (в органах ЗАГСа) (п. 2 ст. 19 СК), исключает возможность усыновления детей (п. 1 ст. 127 СК), а также исключает возможность избирать, быть избранным и участвовать в референдуме (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Следовательно, признание гражданина недееспособным влечет существенное изменение его правового статуса в целом, причем на формально неопределенный срок.
В случае выздоровления гражданина он признается дееспособным (п. 3 ст. 29 ГК), что влечет восстановление его гражданско-правовой дееспособности в полном объеме. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.
Относительной новеллой законодательства является и такой механизм защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, как ограничение дееспособности (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — постановление № 25).
Это связано с тем, что психическое расстройство у гражданина может быть различной степени выраженности, а потому оно может по-разному отражаться на его интеллектуальных и волевых способностях. Если одни граждане нуждаются в постоянном надзоре иных лиц, другим необходима лишь помощь в отдельных сферах жизнедеятельности.
Выбор конкретного механизма защиты судом поставлен в зависимость от степени выраженности заболевания психики (принцип гибкости). Если лицо в силу психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, оно признается недееспособным, что влечет правовые последствия, рассмотренные выше. Если гражданин вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими только при помощи других лиц, его можно лишь ограничить в дееспособности (принцип максимального сохранения дееспособности). Объем дееспособности такого гражданина близок к дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (п. 2 ст. 30 ГК). Над ним устанавливается не опека, а попечительство. Сделкоспособность ограничивается необходимостью получения письменного согласия попечителя на совершение сделок. Согласие попечителя необходимо и на распоряжение выплатами, предоставляемыми на содержание такого гражданина (социальными пенсиями, алиментами и т. п.). В то же время ряд сделок данная категория лиц вправе совершать самостоятельно. К их числу относятся мелкие бытовые сделки и иные юридические действия, разрешенные малолетним, а также распоряжение заработком, стипендией и иными доходами. При этом сделкоспособность может быть ограничена путем лишения или ограничения права самостоятельно распоряжаться своими доходами (подп. 1 п. 2 ст. 26 ГК). Имущественную ответственность по сделкам данная категория лиц несет самостоятельно.
Кроме того, законодатель установил возможность перехода с одной степени ограничения дееспособности на другую (п. 3 ст. 29, абз. 2 п. 3 ст. 30 ГК), в чем также проявляется принцип максимального сохранения дееспособности. При улучшении психического состояния лица сразу же должны быть приняты меры, направленные на увеличение объема его дееспособности. То есть, если лицо, признанное недееспособным, стало осознавать значение своих действий или руководить ими с помощью иных лиц, оно должно быть признано ограниченно дееспособным, а если оно не нуждается в помощи посторонних лиц — полностью дееспособным. На опекунов и попечителей таких лиц возложены соответствующие обязанности по обращению в суд (п. 5 ст. 36 ГК), а также обязанность заботиться о восстановлении способности гражданина понимать значение своих действий или руководить ими (абз. 3 п. 3 ст. 36 ГК).
Традиционно действуют и иные основания ограничения дееспособности граждан.
По общему правилу дееспособность может быть ограничена при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) пристрастие к азартным играм, злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами;
2) факт тяжелого материального положения семьи;
3) наличие причинно-следственной связи между обстоятельствами, указанными выше.
Под злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами следует понимать их систематическое и/или чрезмерное употребление, а под пристрастием к азартным играм — систематическое участие в них. Акцент следует делать на признаке систематичности, поскольку именно он свидетельствует о зависимости лица, следствием которой является постоянное расходование средств, которое и может поставить семью в тяжелое материальное положение. Однократное, пусть даже и чрезмерное их употребление, не свидетельствует о зависимости и не создает угрозу материальному положению семьи употребившего их лица. В то же время для ограничения дееспособности не требуется признания лица наркоманом или хроническим алкоголиком. Достаточно факта злоупотребления указанными средствами.
Основанием для ограничения дееспособности является не только лудомания, а любая степень пристрастия гражданина к азартным играм, которая нарушает имущественные интересы членов семьи и ставит их в тяжелое материальное положение. Под пристрастием к азартным играм, которое может служить основанием для ограничения дееспособности гражданина, следует понимать психологическую зависимость, которая помимо труднопреодолимого влечения к игре характеризуется расстройствами поведения, психического здоровья и самочувствия гражданина, проявляется в патологическом влечении к азартным играм, потере игрового контроля, а также в продолжительном участии в азартных играх вопреки наступлению неблагоприятных последствий для материального благосостояния членов его семьи (п. 18 Постановления № 25).
Исходя из смысла положения п. 1 ст. 30 ГК, понятие «наркотические средства» следует толковать расширительно и включать в него собственно наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги или прекурсоры, наркосодержащие растения или их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Употребление всех обозначенных веществ влечет возникновение зависимости у лица, результатом которой является систематическое расходование денежных средств и иного имущества и, как следствие, нарушение имущественных интересов членов семьи зависимого лица, на защиту которых и направлены нормы об ограничении гражданской дееспособности.
Применительно ко второму условию понятие и состав семьи нормативно не определены. Вместе с тем судебная практика и доктрина используют перечень членов семьи, закрепленный в утратившем силу постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 мая 1990 г. № 4 «О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами». К их числу относятся: супруг, совершеннолетние дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, которые проживают совместно с гражданином, злоупотребляющим спиртными и наркотическими средствами, а также азартными играми, и ведут с ним общее хозяйство. Именно на защиту их имущественных интересов направлены гражданско-правовые нормы об ограничении дееспособности.
Ведение общего хозяйства предполагает наличие общего бюджета (общих доходов и расходов), вложение средств каждым из лиц, ведущих общее хозяйство, на несение общих расходов (организацию общего питания, приобретение имущества для общего пользования и т. п.). Поэтому лица, ведущие общее хозяйство, имеют имущественный интерес в получении всего или определенной части дохода друг друга на организацию общего хозяйства. Если же гражданин систематически расходует свои средства на спиртные, наркотические средства либо на участие в азартных играх и не вносит их в формирование общего бюджета, он грубо нарушает имущественные интересы членов своей семьи. Ведение общего хозяйства предполагает совместное проживание лиц, поскольку вести его, проживая раздельно, как правило, невозможно. Совместное проживание и ведение общего хозяйства традиционно рассматриваются в качестве характерных признаков семейной связи.