Юридическая Под ред. Захарова А.В. Государство, право, общество в условиях глобализирующегося мира. Монография

Государство, право, общество в условиях глобализирующегося мира. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.11.2016
ISBN: 9785392231942
Язык:
Объем текста: 413 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Современные тенденции развития государства под влиянием глобализации

2. Современные тенденции развития права под воздействием глобализации

3. Современные тенденции развития общества под воздействием глобализации

4. Отраслевые особенности проявления глобализации

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



1. Современные тенденции развития государства под влиянием глобализации


1.1. Особенности глобализации современного мира


Одним из самых сложных, противоречивых и спорных процессов современного мира является глобализация. Она исследуется одновременно многими науками, каждая из которых имеет понятийный аппарат, свою методику, свой набор категорий, не всегда стыкующихся между собой. Глобализация — это не просто рост интернационализации или рост взаимозависимости и взаимопроникновения человеческих отношений наряду с ростом интеграции социально-экономической жизни. Глобализация, по мнению Ф. Уэбстера, является одновременно экономическим, политическим, социальным и культурным явлением, о чем свидетельствует, например, взрывной рост миграции, туризма, возникновение гибридных музыкальных форм и одновременно увеличение озабоченности выработкой глобальных политических стратегий или переменами в сфере управления.


Термин «глобализация» употребляется в разных смыслах, контекстах и ситуациях. Нет единой точки зрения даже на то, когда возник этот термин. В. Л. Иноземцев полагает, что эпизодически термин «глобализация» применялся уже с 1960-х гг., но в центр концептуальных построений был поставлен в 1981 г. американским социологом Дж. Маклином, который пытался понять исторический процесс усиления глобализации социальных отношений и дать ему объяснение. Другие авторы полагают, что понятие «глобализация» было введено американским исследователем Т. Левитом в 1983 г. Чаще всего рождение термина «глобализация» связывают с американским социологом Р. Робертсоном, который в 1983 г. использовал термин «глобальность» (globality) в названии своей статьи «Обсуждая глобальность», а в начале 1990-х гг. выпустил книгу, посвященную социальной теории глобализации и исследованию глобальной культуры.


За прошедшие несколько десятилетий было предпринято огромное количество попыток создать теорию глобализации. Но, несмотря на появление действительно серьезных теорий как в нашей стране, так и за рубежом, использование понятия в популярной литературе приводит к тому, что термин «глобализация» теряет свою аналитическую ценность и приобретает двусмысленный оттенок. «В самом общем виде глобализация подразумевает “сжатие” мира, с одной стороны, и быстрый рост осознания миром самого себя — с другой. Образно говоря, мир движется от состояния “в себе” к состоянию “для себя”».


В современном мире, как в научном сообществе, так и в средствах массовой информации, все чаще используются такие понятия, как глобализация, глобализм, глобальные проблемы, глобалистика, глокализация, гробализация и др. Поскольку сам термин американского происхождения, большую часть исследований, посвященных изучению процессов глобализации, проделали английские, американские, австралийские и скандинавские социологи. Несмотря на это, в том или ином виде проблемы, которые затрагивает глобализация, обсуждаются на разных языках: во Франции употребляя термин mondialisation, в Испании и Латинской Америке — globalizacion, в Германии — Globalisierung. Повсеместное распространение термина «глобализация» свидетельствует о масштабе явлений, которые оно обозначает.


Р. Робертсон одним из первых рассмотрел глобализацию как совокупность процессов, делающих единым социальный мир, как серию эмпирически фиксируемых изменений, разнородных, но объединенных логикой превращения мира в «единое место», что означает универсализацию условий и характера социальных взаимодействий в любой точке мира и, наоборот, ситуацию, когда события в разных точках мира могут быть условиями или даже элементами одного процесса социального взаимодействия. Ученый выявил в глобализации два направления: глобальную институционализацию жизненного мира и локализацию глобальности. Глобальная институционализация социального мира представляет собой формирование повседневных локальных взаимодействий под непосредственным воздействием макроструктур мирового порядка. Макроструктурирование мирового порядка происходит, по мысли Р. Робертсона, под действием трех факторов: экспансии капитализма, западного империализма, развития глобальной системы массмедиа.


Локализация глобальности призвана отразить становление процессов глобализации «снизу», посредством взаимодействия с представителями других государств и культур в повседневной культуре, включения в нее инонациональных, экзотических культурных компонентов. Сегодня такие тенденции нашли отражение в концепциях мультикультурности, где «глобальное» означает не только «интернациональное» и «субнациональное», но и «локальное» в той степени, что оно помогает осознать глобальные тенденции в повседневной жизни. Подчеркивая двухуровневость процессов глобализации, Р. Робертсон ввел термин «глокализация», который объединяет гомогенные и гетерогенные тенденции современных глобальных процессов.


Выделение Р. Робертсоном двух направлений глобализации (глобальной институционализации жизненного мира и локализации глобальности) и двух аспектов глобализации (глобальная взаимозависимость и глобальное сознание) позволило анализировать глобальные процессы не только на макро- (система/структура), но и на микроуровне (социальное действие / актор).


В современном социально-гуманитарном знании под понятием «глобализация» понимается широкий спектр событий и тенденций, среди которых выделяют:


• развитие мировых идеологий, интенсивную борьбу за установление мирового порядка;


• скачкообразный рост числа и влияния международных организаций, ослабление суверенитета национальных государств;


• появление и развитие транснациональных корпораций, рост международной торговли;


• интенсивные массовые миграции и формирование мультикультурных обществ;


• создание планетарных средств массовой информации и экспансию западной культуры во все регионы мира и т. д.


Актуальным для современного социально-гуманитарного знания является выявление не только структурных составляющих процессов глобализации, но и принципов теории глобализации. Среди последних в работах ученых (социологов, культурологов, философов, политологов, историков) сформулированы следующие [24, с. 25–26]:


• процесс глобализации происходит одновременно с модернизацией и включает в себя укрепление экономических связей между государствами и возникновение глобальной культуры сознания;


• глобализация приводит к сближению людей;


• пространство сжимается, а время становится глобальным;


• обитатели планеты сформировали рефлексивную ориентацию к миру в целом;


• дихотомия универсализма и партикуляризма утратила силу;


• риск и ответственность расширились глобально;


• в ходе глобализации возрастает культурализация социальной жизни.


Под глобализацией обычно подразумевают как всеобщие проблемы, затрагивающие мир в целом, так и последствия интеграционных процессов в виде становления единого мирового рынка, свободного движения товаров и капитала, а также распространения информации. Более подробно в процессах глобализации выделяют новые отношения обмена, интернационализацию торговли, реструктурирование международного рынка труда, уменьшение конфликтов на уровне трудовых капиталов, международное разделение труда, развитие новых сил производства и технологий, капиталоемкое производство, увеличение численности женщин, занятых в производственно-экономических процессах, увеличение размера и значения сферы услуг. Говорят также об информационной революции и о зарождении в недалеком будущем качественно новой формы общества — мегаобщества, мегакультуры, мегаэтноса.


Какую бы из противоположных точек зрения на глобализацию мы ни выбрали, сегодня ясно одно: глобализация как процесс, вызванный экономическими, политическими, технологическими и культурными изменениями, перемещает как ценности культуры, так и капиталы на новые уровни — они функционируют в новых сетях, коалициях, учреждениях. Так, М. Кастельс рассматривает глобализацию как все более взаимозависимые отношения между экономиками, культурами, общественными организациями и национальными государствами. Глобализация формирует новую культуру посредством растущей взаимозависимости технологий связи и средств информации, что порождает проблемы идентичности и взаимозависимости внутри отдельных культур и между ними.


Среди всего многообразия исследований глобализации можно выделить разные концепции, которые отсчитывают существование единого глобального мира с разных эпох:


1) зарождения человечества;


2) неолитической революции (5 тыс. лет назад);


3) Нового времени, эпохи модерна (около 500 лет назад);


4) середины XIX в.;


5) середины ХХ в.;


6) конца ХХ в.


Есть и такие исследователи, которые считают, что глобализации в ее идеальном значении никогда не было и еще долго не будет.


Каждая из этих точек зрения имеет право на существование, мы будем придерживаться той, что существует два подхода к исследованию глобализации: одни (мы назовем их эволюционистами) считают, что глобализация — естественный процесс развития человечества, который был подготовлен всей историей и прошел несколько этапов своего развития, другие считают, что глобализация — революционный процесс, характерный только для современности, поскольку связан с теми радикальными изменениями (информационными, технологическими, биологическими, экологическими и т. д.), которые возникают только в современном мире.


Сторонники эволюционного развития процессов глобализации считают, что этот процесс объединения, универсализации общественных структур уходит своими корнями в далекое прошлое. Факт взаимозависимости между культурами был известен задолго до появления понятия «глобализация». Постепенное сближение стран и континентов характеризует всю историю человечества, и в этом плане мировая история — своего рода совокупность медленных и быстрых шагов государств и народов в направлении глобального сближения. Источники таких сближений можно найти и в пространственных перемещениях племен и народностей, и в экономических взаимодействиях, и в культурных влияниях, а также в социальных факторах. В истории есть множество примеров пространственного перемещения людей между отдельными регионами, странами и континентами, которые порождались потребностями сельского хозяйства, торговли или простого любопытства. Уже в древности и в Средневековье существовали крупные социальные общности, объединявшие огромные территории и народы: Персидская держава, держава Александра Македонского, Римская империя, держава Чингисхана. Но эти общности чаще всего были неустойчивыми политическими объединениями разношерстных территорий, оказывались непрочными и существовали недолго.


По мнению Э. Биркенса, такое длительное развитие процессов глобализации связано прежде всего с распространением культурных и религиозных факторов, примером чему могут служить процессы распространения христианства в первые века нашей эры и ислама на рубеже первого и второго тысячелетия. Последние десятилетия ХХ века посредством распространения западных продуктов культуры, ее американизации только сделали этот процесс более массовым и гомогенным. Современные исследователи, по мнению Э. Биркенса, рассматривают глобализацию как синтез разных культур и его последствия. Одни представители этого подхода (С. Хантингтон) считают, что столкновение культур и цивилизаций приведет к увеличению напряженных отношений между Западом и традиционными обществами, примером чему могут служить этнические конфликты в современных мультикультурных обществах, которые усилились после 11 сентября 2001 г. Другие (Т. Фридман) — что современная культура, основанная на взаимодействии разных национальных культур, одержит победу без потери своего традиционного значения.


Следующий период активизации глобальных процессов исследователи видят в XIV–XIX вв., когда начался процесс резкого усиления интеграции, т. е. взаимодействия и взаимовлияния различных регионов мира. Это ускорение было связано с Великими географическими открытиями, изобретением и распространением книгопечатания, возникновением капиталистического общества и индустриальной революцией в Западной Европе. Более мобильным человечество стало приблизительно с XVI в., когда начали развиваться интенсивные межконтинентальные потоки, основанные на колониальных связях. Глобальная система была достигнута к началу ХХ в. благодаря развитию средств транспорта и связи. В конце XX — начале XXI в. происходит интенсификация процесса глобализации благодаря тому, что цифровая революция последних десятилетий сделала массовыми движения товаров, людей, финансов и информации.


Сторонники эволюционного подхода к исследованию процессов глобализации чаще всего выделяют несколько стадий, которые они прошли в своем развитии. Отправной точкой чаще всего считают два периода — эпоху Великих географических открытий и конец XIX в., когда получили развитие не только средства связи, но и транспорт, средства массовой информации. Так, Р. Робертсон выделил в процессе глобализации пять фаз:


• зародышевая (начало XV — середина XVIII в.);


• начальная (середина XVIII в. — 1870-е гг.);


• фаза подъема (1870-е — середина 1920-х гг.);


• фаза борьбы за гегемонию (1920-е — середина 1960-х гг.);


• фаза неопределенности (середина 1960-х — 1990-е гг.).


На наш взгляд, для современных процессов глобализации большое значение имеет период рубежа XIX–ХХ вв., что подтверждает целый ряд авторов как первой половины ХХ в. (например, Й. Шумпетер), так и современности (например, исследователи Всемирного банка). Последние выделяют две/три волны глобализации, периоды, когда мировое сближение шло революционными темпами. Существенных различий во взглядах при таком разделении не наблюдается, третья волна рассматривается как промежуточная стадия формирования современного этапа глобализации после Второй мировой войны.


Первую волну глобализации исследователи Всемирного банка относят к рубежу XIX–XX вв., когда мир вступил в фазу активного взаимосближения на основе распространения торговли и инвестиций в глобальном масштабе благодаря пароходу, телефону, конвейеру, телеграфу и железным дорогам. В работах идеологов первой волны глобализации (Р. Кобдена, Дж. Брайта, Й. Шумпетера) получила развитие мысль о главной особенности наступившего времени: инновация заменяет традицию, невиданно ускорилось наступление будущего, которое безжалостно поглощает не только прошлое, но и настоящее. Промежуточная волна, которая охватывает три десятилетия послевоенного периода, характеризовалась переходом к интернационализации и подготовила современное возрождение глобализации в конце 1970-х — начале 1980-х гг. Второе рождение глобализации началось на основе невероятной революции в совершенствовании средств доставки глобального радиуса действия в информатике, телекоммуникациях и цифровых технологиях, в результате чего произошло то, что именуют политическим триумфом западного капитализма. Процесс глобализации перешел на такой уровень, что впервые в истории интеграция, взаимодействие и взаимовлияние различных частей человечества охватили всю планету, объединив все регионы без исключения. Именно с этого момента можно говорить о глобализации в строгом смысле этого слова. Интегрированным оказалось все человечество в целом, пусть даже разные его части в разной степени. Такая интеграция продолжается и интенсифицируется во все большей и большей степени.


Таким образом, на протяжении длительного времени и в разной степени глобализация охватывала основные сферы человеческой деятельности:


– экономическую (функционирование великих торговых путей, зарождение и смену разных социально-экономических систем, формирование транснациональных компаний, мировой экономики и мировых финансов);


– политическую (интеграцию родов и племен в народы, формирование государств и наций, региональных сообществ, наднациональных органов управления);


– религиозную (формирование мировых религий и их распространение);


– географическую и геополитическую (великое переселение народов, открытие и освоение новых земель, формирование империй и мировых держав);


– идеологическую (распространение тех или иных социальных идей на многие страны и народы);


– информационную (формирование речи, создание и развитие письменности, книгопечатания, массмедиа, Всемирной паутины — Интернет).


Сторонники эволюционного подхода считают, что глобализация (протоглобализация) имеет глубокие корни, которые неравномерно давали ростки в течение всей истории человечества, активизируясь в определенные эпохи, и достигли своего расцвета в современном мире.


Другая точка зрения фокусирует внимание на том, что современная глобализация — во многом явление не только новое, но и революционное. Причем представители этого направления считают, что глобализация — не один процесс, а сложное сочетание целого ряда процессов.


Отталкиваясь от экономического понимания глобализации, Э. Гидденс аргументирует революционность современных процессов. Сегодня уровень международной торговли намного выше, чем когда-либо ранее, — в ней задействован значительно более широкий набор товаров и услуг. Но главное отличие заключается в интенсивности финансовых потоков и движения капиталов. Современная «электронная экономика» позволяет одним щелчком мыши переводить громадные объемы капиталов из одной части света в другую. На глобальных валютных рынках ежедневно обращаются суммы, намного превышающие триллион долларов.


Далее английский социолог подчеркивает, что концентрироваться только на революционности экономической составляющей глобализации нецелесообразно. Глобализация охватывает политическую, технологическую, культурную сферы, которые глобализируются под непосредственным развитием систем коммуникаций, которые произошли несколько десятилетий назад. Сегодня впервые в мире стала возможной мгновенная связь между противоположными точками земного шара. Развитие мгновенной электронной связи — не просто способ ускоренной передачи информации или новостей, но и способ изменения нашей повседневной жизни, когда лицо нашего соседа нам знакомо меньше, чем лицо политического деятеля или кинозвезды. Революционность процессов глобализации обеспечивает информационно-коммуникативная революция, которая сама по себе является причиной почти всех современных перемен в производстве, потреблении, торговле, процессах социализации, передачи знаний, организации промышленности, формировании государства, предоставлении услуг, распространении всех типов знаний и информации.


Э. Гидденс связывает с глобализацией переход человечества от радикального модерна к состоянию постмодерна, которое характеризуется ускоряющейся и усложняющейся социокультурной динамикой:


– изменения бытия происходят в контексте разрывов в познании;


– социальные трансформации обретают центробежный и беспорядочный характер;


– личность индивида подвергается разрывам, расчлененности в результате того, что жизненный опыт носит фрагментарный характер;


– истина обретает контекстуальный характер;


– ощущается теоретическая беспомощность перед лицом глобальных тенденций;


– возникает «опустошение» повседневной жизни как результат вторжения в нее абстрактных систем;


– координация политических усилий лишена благоприятных возможностей из-за возрастания роли локального фактора и дисперсии.


Все тенденции, которые связывают сегодня с процессами глобализации, происходят и на локальных уровнях, поэтому глобализация и локализация представляют собой две стороны мировых процессов, порождают риски и вызовы, равнозначные друг другу. Один из крупнейших современных социологов Дж. Ритцер добавляет к вызовам, формируемым глобализацией и глокализацией, вызовы гробализации (от англ. слова «grow» — «растут»). Вызовы и риски гробализации связаны с производством десоциализированного общества — ничего. Ничто выступает в виде не-мест, не-вещей, не-людей, не-услуг, т.е. общественных явлений, лишенных конкретного социального, культурного и временного контекста. Они проявляются в современном обществе амбивалентно. С одной стороны, не-вещи и не-услуги макдональдизированных ресторанов, больниц, университетов уменьшают конкретные риски неопределенности и, следовательно, вызовы глобализации, а с другой — ничто увеличивает риски ненамеренных последствий, особенно в плане возможной дегуманизации человеческих отношений.


Обоснование сущности процессов (глокализации, гробализации, вестернизации, американизации и т. д.), которые сопровождают современные процессы глобализации, отличает работы приверженцев именно революционной сущности глобализации. Представители этого подхода считают, что в наши дни глобализация проявляет и всеобщую инновационность, и неоднозначность.


Тому, что глобализация появилась только в конце ХХ в., есть много причин. Во-первых, возникновение глобализации совпало с исчезновением социалистической системы, что способствовало превращению в общезначимые нормы рыночных отношений, демократии, открытого общества. Во-вторых, научно-техническая революция конца ХХ в., изменения информационных технологий способствовали трансформации таких фундаментальных категорий человеческого существования, как пространство и время (пространство сжимается, время стремится к нулю). В-третьих, человечество осознало, что решение глобальных проблем (рост народонаселения, нехватка пищи и воды, дефицит природных ресурсов, экология, эпидемии, международная преступность, терроризм, торговля оружием и наркотиками и т. д.) требует совместных усилий государств и международных организаций всех уровней. В-четвертых, попытки создания системы глобального управления мировыми политическими процессами постоянно приводят к негативным последствиям («государства-изгои», асимметричные конфликты, терроризм, оружие массового уничтожения и т. д.). В-пятых, становление глобальной экономики способствует формированию мировых рынков капитала, товаров, услуг, в том числе и социальных, рабочей силы. В-шестых, формируется международная система прав человека, демократических норм, что влечет за собой изменение основ политической организации общества. Наконец, во избежание «столкновения цивилизаций» (С. Хантингтон) возникает необходимость «диалога культур», «диалога цивилизаций», формирования принципов толерантности.


Революционность современных процессов позволила представителям этого подхода представить глобальные тенденции как институциональные изменения. В теориях М. Кастельса, И. Валлерстайна, Э. Гидденса, Дж. Ритцера современная социальность не зависит от национальных организаций, а определяется некоторой формой космополитической солидарности, глобальным сознанием, которое формируется вокруг «общего будущего всего человечества». Такие институциональные концепции глобализации привели к ощущению глобального гражданства через понимание мира в целом, к космополитическому обществу, важными элементами которого выступают такие организации, как ООН, первые экспедиции в космос, приземление американского космического корабля на Луне, падение Берлинской стены, современные изменения в международном праве.


Таким образом, современный этап глобализации необходимо рассматривать не просто как продолжение тенденций интеграции или интернационализации, а действительно как уникальный процесс, который не только количественно, но и качественно отличается от всех предыдущих эпох. Исследовательская группа Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации выделила следующие отличительные черты современной глобализации:


• происходят «достраивание» глобальной экономики, всеобщая либерализация рыночных отношений, осуществляется свободное и по существу мгновенное в масштабе реального времени движение капиталов;


• складывающаяся глобальная информационная сеть и современные коммуникационные средства делают возможным общепланетарное общение, «сжатие» времени и пространства;


• знания превращаются в базовый элемент общественного богатства;


• принципиально меняется роль человеческого капитала, его интеллектуальной составляющей;


• качественные изменения происходят в повседневном бытии человека: всеобщим спросом пользуются одни и те же товары, поставляемые на мировой рынок; формируются общие формы и нормы общения и поведения, не связанные с их национальной и культурной принадлежностью, а являющиеся проявлением именно глобальных процессов;


• беспрецедентны глобальные вызовы и угрозы, среди них — появление глобального оружия, способного уничтожить все живое на планете. Никогда еще жизнь человечества не была поставлена в такую зависимость от применения или неприменения оружия «судного дня»;


• глобализация, как ни один из процессов прошлого, заострила проблему социоприродного единства, подвела человечество к «антропогенному переделу Земли», высветила необходимость перехода к новому типу эволюции (коэволюции), означающему достижение гармонии между природой и обществом вместо господствовавшей ранее идеи покорения природы человеком и властвования над нею.


Глобализация несет в себе как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, глобализация делает мир единым, способствует процессам объединения экономических и политических систем, культурному диалогу, а с другой — идет фрагментация, диверсификация и дифференциация мира. Формируется глобальный разрыв между богатыми и бедными странами, огромное число людей не только не знакомы с достижениями современной цивилизации, но и лишены пищи, питьевой воды, не могут получать образование, пользоваться услугами здравоохранения. Усиливающийся рост народонаселения приводит к массовым миграционным процессам, усилению мультикультурных взаимодействий в современном мире, распространению западных форм жизни на Востоке и незападных на Западе. Истощаются природные ресурсы, что приводит к энергетическим кризисам. Глобализируется терроризм, международная преступность. Нарастают причины мировых финансовых кризисов. Все это свидетельствует о бинарности современных процессов глобализации.


Политически нейтральные представления о глобализации как о сокращении времени и пространства сосуществуют с теорией развития экономики, связанной с рыночными ценностями. Развитие единой универсальной космополитической культуры сталкивается с процессами нарастания локальных тенденций, этнического ренессанса, развития культурного разнообразия. Глобализация рассматривается одновременно как гомогенный и гетерогенный процесс, усиливающий и подобия, и различия. С одной стороны, глобализация расширяет возможности для отдельных людей и целых стран и народов, с другой — усиливает эксплуатацию и тенденции культурного империализма. Одни видят в глобализации расширение демократии и прав человека, другие — разнообразие колониализма, эксплуатации, безработицы и бедности. Глобализация ассоциируется исключительно с экономическими процессами и одновременно затрагивает вопросы создания единого социокультурного пространства. Многие исследователи связывают современные процессы глобализации только с постмодерными изменениями, вызванными развитием информационных потоков и тенденций виртуализации, другие говорят о том, что причины возникновения глобализации можно увидеть несколько веков назад.


В. Б. Кувалдин выделяет несколько признаков современной глобализации, которые и рождают такие противоречия:


1) нетривиальность путей, стихийно-сознательное формирование глобального мира. Нельзя сказать, что на формирование глобализации не оказывают влияние воля и силовое принуждение. В то же время глобальные тенденции во многом разворачиваются стихийно, как поиск решений глобальных проблем, как выход различных видов деятельности за национально ограниченные рамки;


2) незапрограммированность результата. Сегодня нельзя точно сказать, к каким результатам приведет глобализация. Будет ли она продолжаться дальше, захватывая все большие пространства и процессы, или она может быть обращена вспять, как это случилось в начале ХХ в. под влиянием двух мировых войн (правда такой сценарий большинством исследователей рассматривается как маловероятный);


3) неравномерность процесса. Скорость и основательность глобализационных процессов сильно отличаются в зависимости от места, социальной среды, личных качеств индивида; в разных сферах глобализация также проявляет себя в разной степени, экономика сегодня более глобализирована, чем культура;


4) высокая степень конфликтности. Современный глобальный мир очень разнообразен, в него входят сообщества, фундаментально отличающиеся друг от друга уровнем развития и образом жизни, существуют большие перепады потенциалов национально-государственных образований, обилие культур и цивилизаций, отсутствуют эффективные регуляторы глобальных процессов (если о таких вообще можно говорить);


5) беспрецедентные возможности и угрозы кризисов невиданных масштабов. Глобализация — одно из самых грандиозных предприятий в истории человечества. В случае своего успешного осуществления она знаменует собой переход всего мирового сообщества на новый уровень развития, что не может происходить безболезненно, таит в себе большие угрозы, серьезные потрясения и может окончиться катастрофой. Одновременно глобализация раздвигает горизонты, создает уникальные исторические возможности, способствует зарождению новых форм жизни человека.


На наш взгляд, все бинарные противоречия глобализации можно объединить в две большие группы.


Уникальность глобализации связана с ее современной революционной сущностью, гетерогенностью, культурным разнообразием, социокультурная направленность глобализации определяет и инвайронментальные особенности проявления и решения глобальных проблем, и существование квазирыночных отношений, и расширение пространства и времени до бесконечности.


Экономическая составляющая глобализации может рассматриваться как основа американизации (распространение системы ценностей рыночных отношений, капитализма, общества потребления), формирование гомогенности, разделение мировой системы на центр и периферию, сокращение пространства и времени, продолжение тенденций интернационализации и интеграции.


Когда глобализацию сводят только к экономической составляющей (что происходит достаточно часто), она воспринимается как линейный процесс, как непрерывное расширение всякого рода зависимости от мирового рынка. Как результат — глобализация предстает в упрощенной форме, которая функционирует по законам линейности. А трактовка глобальных процессов как линейных не соответствует действительным процессам, поскольку не учитывает открытость социокультурных процессов, нелинейный характер взаимодействия ведущих подсистем глобализирующегося целого: экономики и политики, экономики и моральных ценностей, экономики и образования, экономики и культуры. Поэтому противоречие «экономическое — социокультурное» в глобализации можно рассматривать как определяющее.


Глобализация затрагивает все стороны развития общества и прежде всего характеризует процессы, влияющие на рост взаимосвязанности и взаимозависимости в мире. Это результат взаимозависимости экономических и финансовых секторов на мировом уровне. Причем глобализация все чаще рассматривается в единстве с финансово-экономической сферой в силу того, что сегодня возможно извлечение более высокой прибыли от вложения капитала в сочетании с возможностью размещения производства товаров и услуг почти по всему миру.


Глобализация начиналась прежде всего как экономический процесс, как стремление к нахождению новых рынков сбыта и дешевой рабочей силы. Сегодня транснациональные корпорации создали разветвленные, опутывающие весь мир организационные сети, координирующие производство продукции и ее продажу.


Явление глобализации мировой экономики находит свое проявление и сопровождение в таких процессах, как: усиление интернационализации хозяйственной жизни; образование инфраструктуры для транснационального перелива капитала, инвестиций; размывание экономических границ (так называемое явление второй экономики); развертывание региональной, межрегиональной и глобальной экономической интеграции государств; изменение характера экономической функции значительного числа государств, перешедших или находящихся в стадии перехода к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку; противостояние тенденций на моноцентризм и полицентризм в МЭО; обострение проблем международного долгового кризиса, международной монополизации товарных рынков, ресурсопользования.


Экономические источники глобализации подчеркивают практически все исследователи, которые рассматривают ее как революционный, гетерогенный, уникальный характер. Так, по мнению У. Бека, функционирующая в глобальных масштабах экономика подрывает основы национальной безопасности и национальных государств. Современные процессы активизируют то, что всегда незримо присутствовало в капитализме: предприятия, особенно функционирующие в глобальном масштабе, играют ключевую роль не только в организации экономики, но и обществе в целом — они в состоянии отнимать у общества такие материальные ресурсы, как капитал, налоги, сырье, рабочие места и т. д.


Связь глобализации с капитализмом подчеркивает и другой современный социолог — З. Бауман, хотя и не сводит ее только к капиталистическим отношениям. Развитие неолиберализма и глобальных процессов сделали ключевым потребительский, поверхностный стиль жизни. Глобализация порождает ориентацию общества на рыночные ценности, тем самым глобальные экономические отношения заменяют власть национальных государств. Одновременно с этим экономическая составляющая, по мнению и У. Бека, и З. Баумана, оставляет глобальные потоки за капиталом, рынками, транснациональными корпорациями, тогда как большинство населения («бродяги») находятся в болоте «локализации», создавая множество гетерогенных общностей, часто изолированных друг от друга.


Признавая экономические источники глобализации первичными, необходимо отметить, что под влиянием современных процессов экономика сама изменяется. Глобальная экономика отличается от предшествующих типом производственной деятельности, базовыми технологиями, структурой. Современные процессы информатизации и глобализации породили новый этап развития экономики знаний, в котором качественно меняются такие экономические параметры, как факторы производства, тип производственной деятельности, базовые технологии, разновидности товаров, услуг, производственная деятельность человека и т. д. На базе использования новых технологий происходит формирование отраслей, специфическим образом сочетающих формы производства товаров и услуг: ИТ, средства связи, интернет-услуги. Высокие технологии проникают и в другие секторы экономики.


Основными ресурсами глобальной экономики выступают знания и информация, которые могут выступать и как предмет, и как средство труда. В первом случае они — это первичные необработанные данные, во втором — совокупность знаний, с помощью которых информация может быть обработана и использована.


При этом информация как производственный ресурс специфична. Распространение информации тождественно ее самовозрастанию — она становится стандартным свойством факторов производства. Потребление информации не ведет к ее исчерпаемости как производственного ресурса: вне зависимости от того, кто и в каких количествах, насколько интенсивно использует информацию, она не уменьшается в объеме.


Информация как основа современной экономики формирует социокультурную направленность процессов глобализации.


Социокультурный подход к возникновению и сущности современных тенденций глобализации свидетельствует о том, что глобализация может как повышать, так и понижать культурное разнообразие. Она сближает различные культуры, позволяя людям сохранить свою индивидуальность. С другой стороны, процесс рекультурализации, сопровождающий глобализацию, часто бывает жестоким, антигуманным, оскорбляет моральные устои многих национальных культур.


Сегодня признано, что в культурном отношении общества по мере интеграции становятся более разнообразными, но без политики, направленной на защиту местных культурных традиций, глобализация может привести к преобладанию унифицированной глобальной культуры, которую сегодня связывают с американскими паттернами. В связи с этим формируется новая парадигма глобальных отношений, связанная с диалогом культур. Современные концептуальные подходы к глобализации культуры основаны на признании культурных различий, увеличении их роли в процессе становления единого мультикультурного мира. Прежде всего, это объясняется тем, что «сегодня невозможно говорить о культуре как о чем-то едином и однородном для всех времен и народов… Культура по своей сути не монистична, а плюралистична — таково преобладающее воззрение нашего времени».


Взаимодействие культур, основанное на уважении к культурной самобытности и духовному наследию того или иного народа, — важнейшая предпосылка формирования модели не только мультикультурного, но и современного космополитического мира. Диалог культур предполагает восприятие другой культуры с точки зрения культурного релятивизма, толерантное отношение к «другому», укрепление взаимопонимания и взаимного уважения с помощью интеркультурного взаимодействия, а не обращение «другого» в свою веру, как это насаждалось этноцентристами. Современные тенденции мультикультурализма предполагают уважение к партнеру, умение услышать иное мнение и принять альтернативные варианты. Причем эти тенденции не должны приводить к культурной изоляции, пропагандированию культуры как четко очерченной целостности соответствующей группы населения.


Диалог культур ведет к взаимному обогащению и развитию знаний, выявляет и поощряет то, что объединяет народы, содействует более глубокому пониманию общих этнических стандартов и универсальных человеческих ценностей. Ценности, разделяемые всеми, должны помочь космополитам обосновать принципы культурной терпимости и диалога культур. Современный космополитизм рассматривает терпимость в отношении культурного разнообразия в тесной связи с демократическими процессами, что предполагает его победу в конфликте фундаментализма и космополитической толерантности.


На наш взгляд, глобализация представляет собой именно социокультурный феномен, поскольку культура — наиболее глобализированная сфера, где социальные отношения максимально символизированы и могут осуществляться без привязки к определенной территории. Кроме этого, культурные основы глобализации стимулируют потоки симулякров в политике и экономике, в результате чего и в этих сферах общества глобальные потоки нарастают.


Одновременно именно социокультурные причины, особенности, следствия глобализации формируют ее непредсказуемость, асимметричность. В современных исследованиях последний термин начинает употребляться очень часто, характеризуя множество сфер действительности: асимметричные системы, асимметричные рынки, информационная асимметрия рыночной экономики, асимметричная взаимозависимость, асимметричные конфликты, асимметричные войны и т. д. Асимметричность глобализации проявляется во всех ее процессах, влияниях на сферы общества, но в большей степени она определяет неравномерность, неравнозначность, разновеликость акторов глобализации, что выступает одним из главных вызовов глобализации. Причем «мягкая мощь» (культурное разнообразие, культурное влияние, нарастание тенденций мультикультурализма) зачастую может в большей степени определять глобальную силу, чем привычные экономические, военные и политические рычаги влияния, что демонстрируют террористические акты, современные рынки, международные конфликты.


Классические глобальные проблемы под влиянием нарастания асимметричности современного мира становятся настоящими вызовами глобализации. Асимметричность формирует ситуацию, когда в разных цивилизациях, культурах, государствах по-разному проявляются угрозы современному миру. Так, проблема народонаселения в развитых странах связана с его сокращением, увеличением представителей «третьего возраста», миграцией представителей других культур, формированием мультикультурного общества, а в развивающихся странах — это проблема смерти новорожденных, увеличение количества населения и одновременно сокращение запасов природных ресурсов, воды и пищи, малая продолжительность жизни. Такая асимметричность характерна практически для всех вызовов глобализации: изменения запасов и потребления природных ресурсов, угроз окружающей среде, информационного неравенства и формирования информационных кризисов, изменения системы социальной защиты населения, несоответствия развития разных уровней системы образования, проблем экологической безопасности, глобального изменения климата.


1.2. Глобализация и процессы трансформации национального суверенитета


Актуализация проблемы государственного суверенитета в условиях глобализационных процессов связана с тем, что в условиях современного мирового развития государства, будучи длительное время едва ли не единственными субъектами международного права, оказались в окружении различных образований, которые стали играть ведущую роль в регулировании геополитических процессов.


Современная мировая политика стала ареной обостряющейся борьбы глобального и внутриполитических начал. С одной стороны, на мировой арене последовательно уменьшается роль национальных государств. При этом не просто растет их зависимость от международного сообщества в плане решения проблем, требующих соединения усилий многих государств, или при решении крупных международных конфликтов, предполагающих выработку интегрированных позиций, но и от политики группы наиболее развитых и мощных в экономическом и военном отношениях стран и их военно-политических союзов.


Среди факторов, воздействующих на политическую структуру мира, на развитие международных отношений, выделяют такие, как глобализация, усиление взаимозависимости, формирование «планетарного экономического организма». Во всем многообразии современных тенденций можно назвать две наиболее значимые:


1) развитие глобализации и глобальных процессов;


2) увеличение числа различных субъектов на мировой арене и их суверенизация.


В свою очередь теория глобализации показала неоднозначность и противоречивость социально-политических и экономических процессов, протекающих в современном мире. С одной стороны, налицо качественная трансформация современной цивилизации, усиление взаимозависимости стран и народов, которое является следствием глубоких интеграционных процессов, с другой — обострение противоречий на национальной, религиозной и культурной почве, эскалация сепаратистских настроений, расшатывающих целостность суверенных государств.


Также к негативным последствиям глобализации следует отнести и такие факты, как растущее неравенство, когда получаемые выгоды и возможности концентрируются в относительно небольшом числе стран и неравномерно распределяются в данных странах; связанное с этим нарастание уязвимости и маргинализации многих государств; возросшие угрозы целостности национальных культур и вызовы суверенитету государств.


Перед международным сообществом встали сложные многоплановые проблемы, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества, а поэтому требуют для своего решения международного сотрудничества в самом широком масштабе. Наиболее значимыми среди глобальных проблем являются поляризация мирового сообщества, выражающаяся в фундаментальном различии уровня жизни, степени социально-экономического развития различных стран и народов; международный терроризм; международные конфликты как в «горячей», так и в «холодной» формах, включая информационные войны, киберпреступность, экономические катастрофы и эпидемии, часто связанные с бесконтрольной хозяйственной деятельностью транснациональных корпораций; нарушение прав и свобод человека; демографические катастрофы; пандемии; национальные и религиозные конфликты; бедность и голод, захватывающие крупные географические регионы земного шара; «гуманитарная» экспансия сильных держав в отношении слаборазвитых стран и др. Масштаб этих проблем опять же оказывается несопоставим с возможностями даже самых крупных и развитых государств по их решению.


По мнению В. А. Дергачева, говорить о системном видении проблем в эпоху глобализации и их адекватной классификации здесь не приходится, поскольку исследователи, как правило, фиксируют надводную часть айсберга, оставляя без внимания его скрытую и более масштабную часть.


Глобализация давно вышла за свои экономические рамки. Фундаментальные изменения захватывают всю сферу социально-политических отношений, которая вынуждена подстраиваться под новые реалии и вызовы. Все большее значение и актуальность приобретает вопрос об эволюции роли государств и их взаимоотношений в стремительно меняющемся мире.


Несмотря на все произошедшие и происходящие в мире перемены, формально государственный суверенитет продолжает оставаться основой современной системы международных отношений, и у государств остается законное право противостоять любому внешнему диктату. Однако интенсивная глобализация и активные интеграционные процессы, сопровождающиеся возложением государствами своих традиционных функций и полномочий на международные организации с целью успешного решения региональных и универсальных задач, становятся очевидной тенденцией развития международного сообщества.


Противоречие заключается в том, что современная международная система, создавшая условия для развития процесса глобализации, под его воздействием сама постепенно стала устаревать, а сформированные послевоенные институты международного сообщества оказались не готовыми эффективно функционировать в условиях глобального мира.


Процессы глобализации, приобретающие все большее ускорение в последние годы, безусловно, оказывают сильное воздействие на функционирование государств, на их базовые институты, а значит, и на суверенитет. Но, несмотря на глубокие и многочисленные изменения, происходящие в мире в последние полтора десятилетия, государственный суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств.



Государство, право, общество в условиях глобализирующегося мира. Монография

Монография является комплексным исследованием, посвященным анализу развития государства, права и общества в условиях происходящей глобализации современного мира.<br /> Книга предназначена для широкого круга специалистов.

209
Юридическая Под ред. Захарова А.В. Государство, право, общество в условиях глобализирующегося мира. Монография

Юридическая Под ред. Захарова А.В. Государство, право, общество в условиях глобализирующегося мира. Монография

Юридическая Под ред. Захарова А.В. Государство, право, общество в условиях глобализирующегося мира. Монография

Монография является комплексным исследованием, посвященным анализу развития государства, права и общества в условиях происходящей глобализации современного мира.<br /> Книга предназначена для широкого круга специалистов.