Философия Ивин А.А. Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 27.02.2017
ISBN: 9785392161645
Язык:
Объем текста: 218 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Диалектика как стиль мышления

Глава 2. Два полярных типа цивилизаций

Глава 3. Проблески диалектики в античности

Глава 4. Диалектика в средние века

Глава 5. Диалектика Гегеля

Глава 6. Диалектика Маркса

Глава 7. Диалектика в коммунистической культуре

Глава 8. Диалектика и коллективистическое мышление

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5
ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ


1. Средневековая диалектика как предшественница гегелевской диалектики


От коммунистических времен достался в наследство предрассудок, будто диалектику как теорию первым открыл в ХIХ в. немецкий философ Гегель. В прошлом (начиная уже с Античности) у него были, конечно, предшественники, но они не добились сколько-нибудь значительных успехов.


Диалектику вообще нельзя «открыть» или «изобрести», как нельзя «изобрести» мораль, деньги, рынок, государство и т. п. Как и они, диалектика не относится к тем объектам, которые «открываются» какими-то индивидами. Сколь бы высоко ни ставился коммунистической философией Гегель, «открытие» им диалектики является одним из примитивных коммунистических мифов. К «открытию» диалектики Гегель не имеет (да и в принципе не мог иметь) ровным счетом никакого отношения. Гегель участвовал в описании диалектического способа мышления, причем основные черты своего описания он позаимствовал из средневековой философии. Но он так описал этот способ или стиль мышления, что получилась довольно злая пародия на реальный стиль мышления.


Диалектика не является наукой или псевдонаукой. Она представляет собой ядро стиля мышления коллективистических обществ. Такого рода общества или культуры, подобно средневековому и коммунистическому обществам, ставят перед собой глобальную цель построения совершенного мира («рая на небесах» или «рая на земле») и направляют все свои силы на реализацию этой утопической цели.


Диалектика является необходимой предпосылкой истолкования и понимания коллективистическим обществом связи существующего мира с тем будущим миром, достижение которого выступает как глобальная цель этого общества.


Гегель, почти полностью позаимствовавший свое теорию диалектики у средневековых авторов, никогда не ссылался на своих средневековых предшественников в области изучения диалектики. Более того, в «Истории философии» он советовал «проходить скучную историю средневековой философии в семимильных сапогах». Это кажется довольно странным: позаимствовать у каких-то людей свои наиболее важные идеи, а затем отозваться об этих людях с явным пренебрежением, намекнуть на то, что ничего интересного у них, в сущности, нет, так что если и захочешь что-то у них взять, то только зря потеряешь время.


Гегель как-то заметил, что нет худшего способа зарабатывать деньги, как заниматься философией. Если учесть, что при этом приходится, как это делал он, еще и прибегать к грубому обману, с ним нельзя не согласиться.


Внимательное прочтение средневековых философов показывает, что у них были все те ключевые элементы диалектики Гегеля, включая так называемый закон отрицания отрицания, которые позднее он включил в свою «диалектику природы, общества и мышления». Но диалектика как особая философская концепция, описывающая стиль мышления коллективистического общества, в Средние века не была построена. В ясной форме она действительно появилась только в работах Гегеля. Причина отсутствия связного описания диалектики в средневековой философии очевидна: в диалектике и являющейся ее развитием диалектической логике до XIX в. не было нужды. Средневековое понимание связи небесного мира с земным было религиозным и требовало прежде всего веры, и только потом и в той мере, в какой это оказывалось возможным, знания.


Тезис «Верую, чтобы понимать» Августина хорошо передает эту сторону дела. «Там, где это возможно, соединяй веру с разумом», говорит Боэций и одновременно признает, что в вопросе о Святой Троице – центральном в средневековой диалектике – такое соединение недостижимо. Принцип «Понимаю, чтобы верить», выдвинутый Абеляром, был уже отступлением от ортодоксии и такой рационализацией веры, которая вела в конечном счете к ее ослаблению. К XIX в. укрепилось убеждение, что будущее человеческого общества не может быть предметом ненадежной веры, а должно стать объектом обоснованного знания.


Средневековый человек мог связывать настоящее (Бога-сына) с будущим (Богом-отцом) посредством мистического Бога – Святого духа. Представители индустриального общества обращаются уже к разуму. Наиболее радикальные из них позднее начинают, подобно Марксу, связывать настоящее и будущее человечества с помощью диалектики социального развития: именно она неотвратимо ведет от капитализма через социализм к коммунизму.


Диалектика как описание реального коллективистического мышления вызревала на протяжении Cредних веков, но окончательно она сложилась только в преддверии новой, индустриальной формы коллективистического общества.


2. Решение Гегелем средневекового догмата триединства


По мысли Гегеля, догмат триединства вносит в сверхкачественную негативность абсолюта позитивно-личностное наполнение, полагает внутри абсолюта через отношение первых двух ипостасей субъективно-объективную противопоставленность и одновременно снимает ее через присутствие третьей ипостаси.


Если в религии абстрактно держаться за личность, пишет Гегель в «Философии религии», то получается три бога, а так как бесконечная форма, абсолютная отрицательность оказывается забытой, т. е. личность выступает как нерастворенная, то получают зло. Абстрактный бог, Отец, есть всеобщее, вечная всеобъемлющая, тотальная особенность. Мы находимся на ступени Духа, всеобщее здесь включает в себя все; другое, Сын, есть бесконечная особенность, явление; третье, Дух, есть единичность как таковая, но всеобщее как тотальность само есть Дух, все трое суть Дух. В третьем, как мы утверждаем, бог есть Дух, но последний является также предпосылкой, третье есть также первое. А именно, поскольку мы говорим: бог сам по себе, по своему понятию есть непосредственная, разделяющая и возвращающаяся в себя сила, он является таковым в качестве непосредственно к самой себе относящейся отрицательности, т. е. абсолютной рефлексии в себя, что уже есть определение Духа.


Гегель сравнивает различение, через которое проходит божественная жизнь, с любовью и ответной любовью и замечает, что этот процесс есть не что иное, как игра самосохранения, самоудостоверения.


У Гегеля вообще трудно найти что-то изложенное ясно, но в своих туманных рассуждениях о триединстве он превосходит, как кажется, самого себя. Можно выделить тем не менее ряд важных моментов, интересных с точки зрения последующего обсуждения.


Проблема триединства – центральная в христианстве, и в своем учении о триединстве оно схватило самую глубокую суть дела. Эта идея, говорит Гегель, есть вся истина и единая истина, именно поэтому все особенное, что постигается как истинное, должно постигаться в соответствии с формой этой идеи. К этой мысли Гегеля можно было бы добавить, что догмат триединства должен быть центральным не только в христианстве, но и во всякой иной религии, постулирующей переход человека и человечества в некий иной, совершенный во всех отношениях мир. Более того, как станет ясно из дальнейшего, та или иная форма утверждения триединства характерна не только для средневекового, но и для всякого коллективистического мышления. Идея триединства, пишет Гегель, не является сверхразумной, она может быть постигнута человеком, и ее постижение есть всеобщая основа всего, что рассматривается согласно истине. К этому нужно добавить, что коллективистическое мышление в разные эпохи ставит проблему триединства по-разному, но всегда предлагает ее иллюзорные решения.


Догмат триединства непосредственно связан с динамическим истолкованием бога и его связей с миром, с пониманием бога не как события или состояния, а как процесса:


«...Мы видели, чем является бог в себе и для себя: он есть этот жизненный процесс, триединство, в котором всеобщее противопоставляет себя самому себе и в этом противопоставлении тождественно с собой. В этом элементе вечности бог есть совпадение с самим собой, смыкание с самим собой. Только вера постигает и сознает то, что в Христе эта в себе и для себя сущая истина созерцается в своем процессе и что только через него эта истина впервые открылась».


Для решения проблемы триединства необходима диалектика. Только она способна представить бога как конкретное единство. «...Дух в качестве конкретного духа должен быть постигнут как триединый», – пишет Гегель. – Первое есть тотальность вообще в качестве единого, взятого совершенно абстрактно; второе – определенность, различенность вообще, а третье – в соответствии с истинным определением, которое заключается в том, что различия должны быть возвращены в единство, – есть конкретное единство».


Решение Гегелем проблемы триединства можно охарактеризовать как мистико-диалектическое. Он истолковывает ее как вопрос, относящийся к религии и прежде всего к христианству, в котором этот вопрос выступал наиболее отчетливо, и усматривает то же мистическое единство трех божественных «ипостасей», или «лиц», на котором остановилась в свое время средневековая философия. Не случайно Гегель, обсуждая триединство, постоянно ссылается на мистика Я. Бёме. С другой стороны, Гегель не считает возможным ограничиться мистическим чувством и верой в триединство и пытается, используя диалектику, сформулировать разумные основания триединства. Двойственность позиции Гегеля объясняется, конечно, тем, что он оказывается связующим звеном между двумя разными историческими формами коллективизма: религиозным средневековым коллективизмом, способным удовлетвориться верой в триединство, и атеистическим современным коллективизмом, иначе истолковывающим триединство и требующим его обоснования исходя из разума.


3. Диалектика Гегеля как перефразировка средневековой концепции истории


Глубинной основой гегелевской диалектики является средневековая концепция истории. Эта концепция представляет собой развитие применительно к человеческому обществу христианской доктрины бога и человека. Диалектика Гегеля – это распространение не только на общество, но и на природу ключевых идей христианского понимания бога и человека.




Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Несколько десятилетий назад почти треть человечества строила коммунизм – общество без частной собственности, эксплуатации и тяжелого монотонного труда. Руководством при этом служила диалектика. Ее изучали не только в России и в Китае, но даже в Мозамбике. Диалектика понималась как универсальная наука о развитии природы, общества и мышления. Как только идея коммунистического «рая на земле» пришла в упадок, неожиданно исчезла и диалектика, хотя в ней ни слова не говорилось о коммунизме. В книге развивается идея, что диалектика не является наукой, паранаукой или псевдонаукой, как обычно принято думать. Она представляет собой особый стиль мышления, характерный для определенного типа культур (средневековой, коммунистической и др.). Как только культура, породившая ее, исчезает, уходит в прошлое («засыпает глубоким летаргическим сном») и диалектика. В этом плане она похожа на стили в искусстве (классицизм, романтизм, реализм, модернизм), исчезающие вместе с характерной для них культурой.<br /> Книга &quot;Что такое диалектика. Очерки философской полемики&quot;, написанная простым и ясным языком, снабженная большим числом примеров из современной и средневековой философии и истории, предназначена для широкого круга читателей, интересующихся современной философией и отечественной историей.<br /> <br /> <br /> <br /> <br /> Внимание! Авторские права на книгу &quot;Что такое диалектика. Очерки философской полемики&quot; Ивина Александра Архиповича охраняются законодательством.

129
 Ивин А.А. Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Ивин А.А. Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Ивин А.А. Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Несколько десятилетий назад почти треть человечества строила коммунизм – общество без частной собственности, эксплуатации и тяжелого монотонного труда. Руководством при этом служила диалектика. Ее изучали не только в России и в Китае, но даже в Мозамбике. Диалектика понималась как универсальная наука о развитии природы, общества и мышления. Как только идея коммунистического «рая на земле» пришла в упадок, неожиданно исчезла и диалектика, хотя в ней ни слова не говорилось о коммунизме. В книге развивается идея, что диалектика не является наукой, паранаукой или псевдонаукой, как обычно принято думать. Она представляет собой особый стиль мышления, характерный для определенного типа культур (средневековой, коммунистической и др.). Как только культура, породившая ее, исчезает, уходит в прошлое («засыпает глубоким летаргическим сном») и диалектика. В этом плане она похожа на стили в искусстве (классицизм, романтизм, реализм, модернизм), исчезающие вместе с характерной для них культурой.<br /> Книга &quot;Что такое диалектика. Очерки философской полемики&quot;, написанная простым и ясным языком, снабженная большим числом примеров из современной и средневековой философии и истории, предназначена для широкого круга читателей, интересующихся современной философией и отечественной историей.<br /> <br /> <br /> <br /> <br /> Внимание! Авторские права на книгу &quot;Что такое диалектика. Очерки философской полемики&quot; Ивина Александра Архиповича охраняются законодательством.

Внимание! Авторские права на книгу "Что такое диалектика. Очерки философской полемики" (Ивин А.А.) охраняются законодательством!