Философия Ивин А.А. Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 27.02.2017
ISBN: 9785392161645
Язык:
Объем текста: 218 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Диалектика как стиль мышления

Глава 2. Два полярных типа цивилизаций

Глава 3. Проблески диалектики в античности

Глава 4. Диалектика в средние века

Глава 5. Диалектика Гегеля

Глава 6. Диалектика Маркса

Глава 7. Диалектика в коммунистической культуре

Глава 8. Диалектика и коллективистическое мышление

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1
ДИАЛЕКТИКА КАК СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ


1. Диалектика – результат массового творчества


В истории действуют не только отдельные индивиды, но и их исторические объединения: общества, культуры и цивилизации. Естественный язык, мораль, религия, право, закон, рынок, деньги, государство и т. д. никем не открывались. Они сложились стихийно исторически.


Точно так же обстоит дело и со стилями теоретического и художественного мышления. Их авторами являются не отдельные индивиды, а целостные культуры, иногда совокупности культур. Самые существенные для развития человечества институты являются плодами коллективного творения, а не чьими-то индивидуальными открытиями. Как писал З. Фрейд, хотя великие интеллектуальные достижения возможны только в случае отдельного человека, трудящегося в уединении, тем не менее и массовая душа способна на гениальное духовное творчество, и это прежде всего доказывает сам язык, а также народная песня, фольклор и др. И, кроме того, остается нерешенным, насколько мыслитель или поэт обязан стимулам, полученным от массы, среди которой он живет, и не является ли он, скорее, завершителем духовной работы, в которой одновременно участвовали и другие.


Диалектика – это определенный стиль мышления. Она никем не «открывается» и не «изобретается». Диалектика вырастает из глубин соответствующей культуры и умирает («уходит в глубокий летаргический сон», как я писал в одной из своих статей) вместе с гибелью породившей ее культуры. Диалектику можно сравнить с художественными стилями, подобными барокко, романтизму, реализму и т. д. У них нет авторов, и ушли они в историческое прошлое вместе с изменением породившей их культуры, а не благодаря неудачам их сторонников или проискам каких-то недоброжелателей.


Диалектику можно сопоставлять также с такими известными стилями теоретического мышления, как «классическое» мышление Нового времени и «неклассическое» мышление первой половины ХХ в. Никто не «изобретал» и не «открывал» эти стили мышления: они были порождены самим развитием теоретического знания своего времени и менялись в соответствии с изменениями этого знания. Кто открыл, скажем, классическое мышление Нового времени? Вопрос такой же бессмысленный, как и вопрос, кто открыл романтизм или классицизм. Были первые романтики и первые классицисты, т. е. люди, стоящие у истоков этих художественных стилей. Но эти люди не знали о себе главного, того, что они являются романтиками или классицистами.


Своеобразие диалектики в сравнении со стилями художественного и теоретического мышления заключается в том, что если эти стили никогда уже не вернутся на историческую арену, то диалектика, неразрывно связанная с коллективистической культурой, возрождается в истории всякий раз, когда появляется такая культура. Но возрождается, конечно, в новой форме, поскольку и сама коллективистическая культура не повторяет, а лишь напоминает в общих чертах когда-то существовавшие коллективистические общества.


Если диалектика – это стиль мышления, она вообще не является теорией и не может быть изобретением какого-то особо талантливого индивида. Диалектика – творение коллективистической культуры. Что могут индивиды – это всего лишь попытаться понять и истолковать результаты массового творчества. Сходным образом лингвисты пытаются объяснить, что представляет собой язык и какие функции он выполняет; этики стремятся понять, естественно, сложившиеся системы морали; экономисты – уяснить механизмы функционирования рынка и денег и т. п. Попытка этика, даже такого крупного, как Б. Спиноза, построить собственную этику, столь же строгую, как геометрия, закончилась, как известно, ничем и не оказала никакого влияния на развитие реальной морали.


Диалектика как особый стиль мышления


Основная идея этой работы, на первый взгляд, может показаться необычной. Диалектика вообще не является наукой. Она не относится также к псевдонаукам или паранаукам. Диалектика – не наука, а особый стиль мышления. Он характерен для вполне определенных, а именно коллективистических культур, подобных средневековой и коммунистической.


Однако это понимание того, что представляет собой диалектика, необычно только на первый взгляд. В сущности, оно является попыткой восстановить первоначальное, еще античное значение слова «диалектика». До Гегеля это слово означало «искусство рассуждать», в частности вести спор, противопоставляя друг другу противоположные мнения. Именно особым стилем рассуждения (и соответственно стилем мышления) называли диалектику Платон и другие античные авторы.


Гегель отступил от этой традиции и первым назвал диалектикой науку о развитии посредством борьбы противоположностей.


Те, кто занимается систематическим, подчиняющимся требованиям научного метода исследованием стиля мышления какой-то культуры или ее художественного стиля, являются, конечно, учеными. Но сам предмет их изучения не принадлежит к наукам.


Понимание диалектики как стиля мышления позволяет объяснить нетипичные для науки особенности ее исторического развития и понять ее сущность. Диалектическая логика представляет собой ядро коллективистического стиля мышления, который характерен для обществ, ставящих перед собой глобальную общую цель построения совершенного во всех отношениях общества (в Средние века – «рая на небесах», в ХХ в. – «рая на земле» и т. п.). Этот стиль мышления, господствовавший, в частности, в средневековой и коммунистической культурах, с уходом их с исторической арены утрачивал свои социальные предпосылки и в короткое время оказывался забытым.


Диалектика реально существовала, и, возможно, когда-то через столетия, с появлением коллективистического общества она снова обретет утраченную силу. Однако она никогда не станет наукой, подобной физике или формальной логике, поскольку представляет собой совокупность неявных глобальных предпосылок мышления коллективистических культур, теми, почти не заметными для них очками, через которые они смотрят на мир.




Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Несколько десятилетий назад почти треть человечества строила коммунизм – общество без частной собственности, эксплуатации и тяжелого монотонного труда. Руководством при этом служила диалектика. Ее изучали не только в России и в Китае, но даже в Мозамбике. Диалектика понималась как универсальная наука о развитии природы, общества и мышления. Как только идея коммунистического «рая на земле» пришла в упадок, неожиданно исчезла и диалектика, хотя в ней ни слова не говорилось о коммунизме. В книге развивается идея, что диалектика не является наукой, паранаукой или псевдонаукой, как обычно принято думать. Она представляет собой особый стиль мышления, характерный для определенного типа культур (средневековой, коммунистической и др.). Как только культура, породившая ее, исчезает, уходит в прошлое («засыпает глубоким летаргическим сном») и диалектика. В этом плане она похожа на стили в искусстве (классицизм, романтизм, реализм, модернизм), исчезающие вместе с характерной для них культурой.<br /> Книга &quot;Что такое диалектика. Очерки философской полемики&quot;, написанная простым и ясным языком, снабженная большим числом примеров из современной и средневековой философии и истории, предназначена для широкого круга читателей, интересующихся современной философией и отечественной историей.<br /> <br /> <br /> <br /> <br /> Внимание! Авторские права на книгу &quot;Что такое диалектика. Очерки философской полемики&quot; Ивина Александра Архиповича охраняются законодательством.

129
 Ивин А.А. Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Ивин А.А. Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Ивин А.А. Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Несколько десятилетий назад почти треть человечества строила коммунизм – общество без частной собственности, эксплуатации и тяжелого монотонного труда. Руководством при этом служила диалектика. Ее изучали не только в России и в Китае, но даже в Мозамбике. Диалектика понималась как универсальная наука о развитии природы, общества и мышления. Как только идея коммунистического «рая на земле» пришла в упадок, неожиданно исчезла и диалектика, хотя в ней ни слова не говорилось о коммунизме. В книге развивается идея, что диалектика не является наукой, паранаукой или псевдонаукой, как обычно принято думать. Она представляет собой особый стиль мышления, характерный для определенного типа культур (средневековой, коммунистической и др.). Как только культура, породившая ее, исчезает, уходит в прошлое («засыпает глубоким летаргическим сном») и диалектика. В этом плане она похожа на стили в искусстве (классицизм, романтизм, реализм, модернизм), исчезающие вместе с характерной для них культурой.<br /> Книга &quot;Что такое диалектика. Очерки философской полемики&quot;, написанная простым и ясным языком, снабженная большим числом примеров из современной и средневековой философии и истории, предназначена для широкого круга читателей, интересующихся современной философией и отечественной историей.<br /> <br /> <br /> <br /> <br /> Внимание! Авторские права на книгу &quot;Что такое диалектика. Очерки философской полемики&quot; Ивина Александра Архиповича охраняются законодательством.

Внимание! Авторские права на книгу "Что такое диалектика. Очерки философской полемики" (Ивин А.А.) охраняются законодательством!