Философия Ивин А.А. Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 27.02.2017
ISBN: 9785392161645
Язык:
Объем текста: 218 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Диалектика как стиль мышления

Глава 2. Два полярных типа цивилизаций

Глава 3. Проблески диалектики в античности

Глава 4. Диалектика в средние века

Глава 5. Диалектика Гегеля

Глава 6. Диалектика Маркса

Глава 7. Диалектика в коммунистической культуре

Глава 8. Диалектика и коллективистическое мышление

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2
ДВА ПОЛЯРНЫХ ТИПА ЦИВИЛИЗАЦИЙ


1. Коллективизм и индивидуализм – два полюса истории


Как показывает рассмотрение принципа триединства, обсуждение проблем диалектики требует предварительного анализа определенных общих вопросов философии истории и прежде всего вопроса об основных единицах измерения истории – эпохах и цивилизациях.


Эпохи и цивилизации


В историческом описании с его «неисчерпаемым предметом исследования» (А. Шопенгауэр) особую роль играет деление человеческой истории на эпохи, цивилизации, культуру и т. п. Принимаемое деление истории на основные периоды определяет ту перспективу, в которой располагаются все рассматриваемые исторические события и точкой схода которой является «настоящее».


В истории после архаического, или первобытного, общества выделяются следующие три основные эпохи: древнее аграрное общество; средневековое аграрно-промышленное общество; современное индустриальное общество.


В рамках каждой из этих эпох могут существовать одна или несколько цивилизаций. Отдельная цивилизация необязательно охватывает всю свою эпоху. Цивилизация понимается предельно широко, так что она включает всю сложную, иерархически упорядоченную систему явных и неявных запретов, повелений, принципов и категорий теоретического и практического освоения мира, определяющих своеобразие мышления, строя чувств и действий своих индивидов. Цивилизации, пишет французский историк Ф. Бродель, представляют океан привычек, ограничений, одобрений, советов, утверждений, всех этих реальностей, которые каждому из нас кажутся личными и спонтанными, в то время как пришли они к нам зачастую из очень далекого прошлого. Они – наследие, точно так же, как язык, на котором мы говорим. Всякий раз, когда в обществе обнаруживается тенденция к появлению трещин или провалов, вездесущая культура заполняет или по меньшей мере маскирует их, окончательно замыкая нас в рамках наших повседневных задач.


Перефразируя Ж. Неккера, говорившего о религии, Ф. Бродель характеризует цивилизацию как «мощные оковы и каждодневное утешение» для каждого человека. «Цивилизация – это одновременно постоянство и движение. Существуя в каком-то пространстве, она удерживалась там, цепляясь за него на протяжении столетий. И в то же время она принимала определенные ценности, которые предлагали ей соседние или далекие цивилизации, и распространяла собственные ценности за своими пределами. Подражание и “заразительность” действовали наравне с определенными соблазнами внутри общества против привычки, против уже сделанного, уже известного».


Цивилизация подобна живому организму, проходящему путь от рождения до смерти, постоянно воспроизводящему себя и придающему неповторимое своеобразие всем протекающим в нем процессам. Понятие цивилизации, одно из центральных в историческом исследовании, чрезвычайно многозначно, причем разные придаваемые ему значения являются недостаточно ясными. В частности, сам Бродель говорит о «европейской цивилизации», «исламской цивилизации», «западной цивилизации» и замечает, что западный капитализм, создавший новый образ жизни и новый тип мышления, не был, тем не менее, новой цивилизацией, ибо цивилизация – это накопление на протяжении куда более долгого времени.


Коллективистические, индивидуалистические и промежуточные цивилизации


Все цивилизации будут делиться на коллективистические, индивидуалистические и промежуточные в зависимости от характерных для них стиля мышления, строя чувств и своеобразных коллективных действий. Если в одну эпоху имеется два или большее число вариантов коллективистической или индивидуалистической цивилизации, они должны внутренне походить друг на друга, и сходство двух, скажем, коллективистических цивилизаций одной и той же эпохи должно быть неизмеримо большим, чем сходство любой из этих цивилизаций с индивидуалистической цивилизацией своей эпохи.


Средневековое общество является не аграрным, как принято считать, а аграрно-промышленным. Оно характеризуется прежде всего постоянным ростом слоя ремесленников, все более концентрирующегося в городах, резким усилением торговли и коммуникаций, соединяющих разрозненные в аграрном обществе сельские общины. Возникают и приобретают господствующее значение монотеистические религии, с их ясной иерархией небесного мира. Складывается и приобретает универсальную значимость представление о низшем, земном и высшем, небесном этапах человеческой жизни; земное содержание все более пронизывается небесным с явным приоритетом последнего. Если бы средневековье и в особенности позднее средневековье не являлось аграрно-промышленной эпохой, осталось бы непонятным, как на месте аграрного общества в исторически очень короткий период вырос капитализм, знаменующий переход к индустриальному обществу. Характерно, что слова «буржуазия» и «буржуа» были в употреблении уже в XII в.: буржуа – это привилегированный гражданин города.


Обычно индустриальные общества, добившиеся в XX в. особо эффективного экономического роста, называются постиндустриальными. Д. Белл выдвинул идею, что с точки зрения реализации обществом различных технологий производства в мировой истории можно выделить три главных типа социальной организации: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Такое деление истории является, однако, грубым и поверхностным. В его основе лежит одна черта общественного развития – уровень экономического роста. В результате последние три столетия истории оказываются разделенными на две противопоставляемые друг другу эпохи, в то время как вся предшествующая история, занимающая тысячелетия, попадает в невыразительную рубрику «доиндустриальное общество». Само различие между индустриальным и постиндустриальным типами общества существенно лишь с точки зрения уровня экономического развития. Оно оказывается, однако, второстепенным, когда во внимание принимается целостная культура развитых обществ трех последних веков. Постиндустриальное общество – не самостоятельная историческая эпоха, а лишь современный этап индустриальной эпохи, обладающей несомненным внутренним единством.


Термин «феодализм» означает средневековую западно-европейскую коллективистическую цивилизацию. Термин «капитализм», еще менее удовлетворительный, чем термин «феодализм», и заставляющий, как говорит Бродель, «вздрагивать при его произнесении», можно оставить за неимением лучшего варианта в качестве наименования индивидуалистической цивилизации индустриальной эпохи.


В развитии капитализма отчетливо различаются две стадии. Первая из них, называемая иногда «классическим капитализмом», завершилась в большинстве развитых стран в первые десятилетия XX в. Постепенная трансформация капитализма привела к неклассическому капитализму, который можно назвать также посткапитализмом.


Термин «социализм» означает, как и обычно, все те формы теоретического и практического коллективизма индустриального общества, которые ставят своей целью «построение социализма» или по меньшей мере «движение к социализму». Советское общество, называвшее себя социалистическим, будет называться также коммунистическим, чтобы отличить его от многих иных форм «социализма».


Коллективистические общества одной эпохи, даже находящиеся в разных частях света и не связанные между собой, обнаруживают удивительное и далеко идущее сходство, начиная со способов мышления и строя чувств и кончая формами коллективных действий, собственности, идеологии, искусства и т. д. Точно так же обстоит дело с индивидуалистическими обществами, относящимися к одной и той же эпохе. Нет сомнения, например, что древнеегипетское и древнекитайское общества сходны друг с другом во многих даже конкретных деталях социальной жизни. Родство древнегреческого и древнеримского обществ очевидно.


Еще более примечательно то, что все коллективистические общества, принадлежащие к трем разным историческим эпохам, обнаруживают глубинное, но тем не менее несомненное сходство между собой. Разделенные иногда тысячелетиями, они демонстрируют очень похожие друг на друга стили теоретического мышления, настрои чувств и способы коллективной деятельности. Но если в случае коллективистических обществ одной и той же эпохи можно говорить о содержательном сходстве их мышления, верований, действий и т. д., то применительно к коллективистическим обществам разных эпох речь должна идти о формальном, или структурном, сходстве. Сходным образом подобны друг другу и индивидуалистические общества, относящиеся к разным эпохам.


Есть несомненное сходство, например, между средневековым феодальным коллективистическим обществом и современными формами социалистического устройства общества, подобными коммунизму. Не случайно общественный строй коммунистической России иногда называли феодальным социализмом. Столь же очевидно сходство, существующее, скажем, между индивидуалистическим обществом Древней Греции и современным западным индивидуалистическим обществом.


Коллективизм и индивидуализм являются, так сказать, двумя полюсами того магнита, между которыми проходит вся человеческая история. От эпохи к эпохе радикально меняется общество и те конкретные формы коллективизма и индивидуализма, которые могут быть реализованы в данную эпоху. Но выбор всегда остается узким: либо та, либо иная разновидность коллективизма, либо тот, либо иной вариант индивидуализма. При этом различие между вариациями коллективизма и соответственно индивидуализма возможными в конкретную эпоху, оказывается далеко не таким существенным, каким оно представляется тем, кто живет в эту эпоху и вынужден выбирать либо коллективизм, либо индивидуализм. Можно сказать, что разные формы коллективизма одной и той же эпохи походят друг на друга как однояйцевые близнецы; также походят одна на другую и разные формы индивидуализма одной эпохи. Коллективизм и индивидуализм одной и той же эпохи различаются как родные братья, имеющие разный генетический материал: они рождаются одной и той же эпохой, но с разными предпосылками и возможно в разное время.




Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Несколько десятилетий назад почти треть человечества строила коммунизм – общество без частной собственности, эксплуатации и тяжелого монотонного труда. Руководством при этом служила диалектика. Ее изучали не только в России и в Китае, но даже в Мозамбике. Диалектика понималась как универсальная наука о развитии природы, общества и мышления. Как только идея коммунистического «рая на земле» пришла в упадок, неожиданно исчезла и диалектика, хотя в ней ни слова не говорилось о коммунизме. В книге развивается идея, что диалектика не является наукой, паранаукой или псевдонаукой, как обычно принято думать. Она представляет собой особый стиль мышления, характерный для определенного типа культур (средневековой, коммунистической и др.). Как только культура, породившая ее, исчезает, уходит в прошлое («засыпает глубоким летаргическим сном») и диалектика. В этом плане она похожа на стили в искусстве (классицизм, романтизм, реализм, модернизм), исчезающие вместе с характерной для них культурой.<br /> Книга &quot;Что такое диалектика. Очерки философской полемики&quot;, написанная простым и ясным языком, снабженная большим числом примеров из современной и средневековой философии и истории, предназначена для широкого круга читателей, интересующихся современной философией и отечественной историей.<br /> <br /> <br /> <br /> <br /> Внимание! Авторские права на книгу &quot;Что такое диалектика. Очерки философской полемики&quot; Ивина Александра Архиповича охраняются законодательством.

129
 Ивин А.А. Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Ивин А.А. Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Ивин А.А. Что такое диалектика. Очерки философской полемики

Несколько десятилетий назад почти треть человечества строила коммунизм – общество без частной собственности, эксплуатации и тяжелого монотонного труда. Руководством при этом служила диалектика. Ее изучали не только в России и в Китае, но даже в Мозамбике. Диалектика понималась как универсальная наука о развитии природы, общества и мышления. Как только идея коммунистического «рая на земле» пришла в упадок, неожиданно исчезла и диалектика, хотя в ней ни слова не говорилось о коммунизме. В книге развивается идея, что диалектика не является наукой, паранаукой или псевдонаукой, как обычно принято думать. Она представляет собой особый стиль мышления, характерный для определенного типа культур (средневековой, коммунистической и др.). Как только культура, породившая ее, исчезает, уходит в прошлое («засыпает глубоким летаргическим сном») и диалектика. В этом плане она похожа на стили в искусстве (классицизм, романтизм, реализм, модернизм), исчезающие вместе с характерной для них культурой.<br /> Книга &quot;Что такое диалектика. Очерки философской полемики&quot;, написанная простым и ясным языком, снабженная большим числом примеров из современной и средневековой философии и истории, предназначена для широкого круга читателей, интересующихся современной философией и отечественной историей.<br /> <br /> <br /> <br /> <br /> Внимание! Авторские права на книгу &quot;Что такое диалектика. Очерки философской полемики&quot; Ивина Александра Архиповича охраняются законодательством.

Внимание! Авторские права на книгу "Что такое диалектика. Очерки философской полемики" (Ивин А.А.) охраняются законодательством!