Философия Ивин А.А. Человек, творящий историю. Новая философия истории. Монография

Человек, творящий историю. Новая философия истории. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.04.2018
ISBN: 9785392275335
Язык:
Объем текста: 194 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Новая концепция человеческой истории

Глава 2. Коллективизм и индивидуализм как два полюса истории

Глава 3. Многофакторность и полилинейность истории

Глава 4. Стадии истории

Глава 5. Исторические эпохи и цивилизации

Глава 6. О законах и тенденциях истории

Глава 7. Смысл истории

Глава 8. Исторический прогресс

Глава 9. Обозримое будущее



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4.
Стадии истории


1. Выделение основных стадий истории


Стадии истории представляют собой весьма продолжительные промежутки ее развития, отличающиеся внутренним единством и связностью, особым темпом, собственным представлением о человеке и обществе и о направлении их эволюции. В истории отчетливо различаются четыре последовательных ритма: предыстория, история великих культур древности, история становления духовной культуры человека и общества и история переустройства мира с помощью техники. Переход от одной стадии к последующей представляет своего рода коренной поворот в развитии обществ и цивилизаций и занимает столетия. В частности, переходный период между доисторией и историей продолжался шесть веков (800–200 гг. до н. э.), переход от истории к мировой истории охватывал четыре века (ХIV–ХVII вв.).


Понятие стадии, или фазы, в развитии человечества ввел в конце 40-х гг. прошлого века К. Ясперс.


Выделение культур как определенных целостностей представляется Ясперсу ценным, но только при условии, что оно не противоречит концепции универсальной истории: нельзя возводить в принцип ни тезис о рассеянных, не соотносящихся друг с другом культурных организмах, ни единство человеческой истории как таковой.


При создании схемы целостной исторической картины необходимо исходить из уверенности, что человечество имеет единые истоки и общую цель. Научно доказать эту уверенность, полагает Ясперс, невозможно: единство истории может быть только предметом веры. «Эти истоки и эта цель нам неизвестны, во всяком случае, в виде достоверного знания. Они ощутимы лишь в мерцании многозначных символов. Наше существование ограничено ими. В философском осмыслении мы пытаемся приблизиться к тому и другому, к истокам и к цели».


Иногда такая позиция сближается с христианской традицией истолкования истории, представляющей исторический процесс как единую линию, имеющую начало и конец, т. е. имеющую свое смысловое завершение. Такое сближение является, однако, довольно поверхностным. Во-первых, в христианской концепции истории отправной пункт исторического развития (явление Христа) и его конечная цель (переход человечества в идеальное состояние) мыслились как совершенно определенные и очевидные. Во-вторых, в христианской концепции главным действующим лицом драмы человеческой истории был Бог. Ясперс вообще не считает возможным обращаться к божественному вмешательству при анализе истории. Единство истории, по Ясперсу, — постулат веры и в то же время допущение разума, но постулат не религиозный, а философской веры. Каузальное объяснение, каким бы оно ни было, не может быть принято, признает Ясперс, как достаточное в истории. «Может создаться впечатление, — пишет он, — будто, признаваясь в этом, я хочу указать на то, что произошло божественное вмешательство. Ни в коей мере. Ибо это было бы не только salto mortale из сферы познания в сферу видимости познания, но и непростительной навязчивостью по отношению к божеству. Я стремлюсь лишь опровергнуть удобное и по существу ничего не значащее толкование истории как постижимого и необходимого поступательного движения человечества. Я стремлюсь оставить вопрос открытым и допустить возможность новых подступов к познанию… Удивление перед тайной само является плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования».


Всю историю человечества Ясперс делит на три последовательно сменяющие друг друга фазы: доистория, история и мировая история. Длительный период доистории охватывает время становления человека — от возникновения языка и рас до начала исторических культур. «Здесь мы соприкасаемся с тайной человеческой сущности, осознаем неповторимость существования человека на Земле, перед нами встает вопрос о нашей свободе, которая неизбежно должна быть связана с происхождением всех вещей и которую мы больше нигде в мире не встречаем». История охватывает события примерно пятитысячелетней давности в Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Европе. Универсальная, или мировая, история начинается с возникающего в наши дни глобального единства мира и человечества, подготовленного эпохой великих географических открытий. Ее начало относится к XX в. В фазе истории развертывание немногих великих культур шло, несмотря на ряд случайных соприкосновений, параллельно. Это были отдельные истории. В фазе мировой истории обнаруживается единство целого, за пределы которого выйти уже невозможно. «Эта фаза — еще не историческая реальность, но предвосхищение грядущих возможностей, поэтому она не может быть предметом эмпирического исследования, а служит лишь материалом для наброска, в основу которого положено осознание настоящего и современной нам ситуации».


2. Осевые (переходные) периоды истории


Особую роль в фазе истории играет период, называемый Ясперсом осевым временем. В этот период между 800 и 200 гг. до н. э. произошел самый резкий поворот в истории, появился человек такого типа, какой существует по сей день, и сформировалась как бы ось мировой истории.


Христианская история видела отправной пункт исторического развития в явлении Христа. Даже Гегель, пытавшийся нарисовать картину истории так, чтобы христианство выступало лишь как один ее момент, говорил, что весь исторический процесс движется к Христу и идет от него, явление Сына Божьего есть ось мировой истории. Ясперс отказывается видеть ось истории в явлении Христа: оно имеет значение только для христиан, а историческая ось должна иметь значение для всего человечества. «…Христианская вера — это лишь одна вера, а не вера всего человечества. Недостаток ее в том, что подобное понимание мировой истории представляется убедительным лишь верующему христианину. Более того, и на Западе христианин не связывает свое эмпирическое постижение истории с этой верой». Ясперс подчеркивает, что ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. «Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным… что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости».


В осевое время произошло много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда, в философии были рассмотрены все возможности философского осмысления действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом. В Палестине выступали пророки, в Греции это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все, связанное с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе, независимо друг от друга. «Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, — резюмирует Ясперс, — что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира». В эту эпоху были разработаны те основные категории, которыми человек мыслит по сей день, заложены основы мировых религий, существующих и сегодня. В осевое время почти одновременно и независимо друг от друга образовались несколько духовных центров, внутренне родственных друг другу. Важнейшей характеристикой этого времени является прорыв мифологического миросозерцания, переход от мифа к логосу. «Тем, что свершилось тогда, было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня. В каждом своем порыве люди, вспоминая, обращаются к осевому времени, воспламеняются идеями той эпохи. С тех пор принято считать, что воспоминание об осевом времени и возрождение его возможностей — Ренессанс — всегда ведут к духовному подъему».




Человек, творящий историю. Новая философия истории. Монография

В монографии излагается новая концепция развития обществ, цивилизаций и человека. История не имеет законов, ее смысл является субъективным, исторический прогресс существует и проявляется во всех наиболее важных для человечества областях. Ход истории зависит от самого человека, тысячелетиями выстраивающего ее по постоянно меняющимся и нередко фантастическим планам. История является движением между полюсом коллективистического общества и полюсом индивидуалистического общества.<br /> Развитие обществ определяется многими факторами, в числе которых экономика, идеология, политика, мораль, религия, внешнее окружение, доминирующие социальные мифы, коллективные верования и чувства, внутренняя энергия народа, политические партии и т. д. Специфические, изменяющиеся в ходе развития сочетания этих факторов обусловливают движение обществ по многим линиям исторического развития. Подробно описывается характер мыслей, чувств и действий представителей полярно противоположных обществ. Итогом является концепция двухполюсной, многофакторной, полилинейной, стадиальной человеческой истории.

229
 Ивин А.А. Человек, творящий историю. Новая философия истории. Монография

Ивин А.А. Человек, творящий историю. Новая философия истории. Монография

Ивин А.А. Человек, творящий историю. Новая философия истории. Монография

В монографии излагается новая концепция развития обществ, цивилизаций и человека. История не имеет законов, ее смысл является субъективным, исторический прогресс существует и проявляется во всех наиболее важных для человечества областях. Ход истории зависит от самого человека, тысячелетиями выстраивающего ее по постоянно меняющимся и нередко фантастическим планам. История является движением между полюсом коллективистического общества и полюсом индивидуалистического общества.<br /> Развитие обществ определяется многими факторами, в числе которых экономика, идеология, политика, мораль, религия, внешнее окружение, доминирующие социальные мифы, коллективные верования и чувства, внутренняя энергия народа, политические партии и т. д. Специфические, изменяющиеся в ходе развития сочетания этих факторов обусловливают движение обществ по многим линиям исторического развития. Подробно описывается характер мыслей, чувств и действий представителей полярно противоположных обществ. Итогом является концепция двухполюсной, многофакторной, полилинейной, стадиальной человеческой истории.

Внимание! Авторские права на книгу "Человек, творящий историю. Новая философия истории. Монография" (Ивин А.А.) охраняются законодательством!