Юридическая Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Возрастное ограничение: 16+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 15.05.2015
ISBN: 9785392185863
Язык:
Объем текста: 290 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел I. Правовая охрана музыкальных произведений

Раздел II. Правовая охрана музыкальных исполнений

Раздел III. Правовая охрана фонограмм с записями музыкальных произведений и исполнений

Раздел IV. Распоряжение правами на музыкальные произведения, музыкальные исполнения, фонограммы

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел IV. РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВАМИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ, ФОНОГРАММЫ


ГЛАВА 1. ПРАВА НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ, ФОНОГРАММЫ: СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБЫ РАСПОРЯЖЕНИЯ


В соответствии со ст. 128 ГК охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации относятся к объектам гражданских прав. В силу п. 4 ст. 129 ГК результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены ГК.


Приведенные нормы ГК об объектах гражданских прав закрепляют предельно общие правила оборотоспособности прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе прав на музыкальные произведения, музыкальные исполнения и фонограммы. Специальное регулирование оборота интеллектуальных прав, и в частности авторских и смежных прав, осуществляется нормами части четвертой ГК.


Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о правилах распоряжения правами на музыкальные произведения, музыкальные исполнения и фонограммы, целесообразно дать общую характеристику данным правам и указать на особенности их содержания.


§ 1. Общая характеристика прав на музыкальные произведения, музыкальные исполнения и фонограммы


Действующее законодательство предусматривает три категории интеллектуальных прав. В соответствии со ст. 1226 ГК интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным, личные неимущественные права и иные интеллектуальные права.


Исключительное право является имущественным правом, предоставляющим его обладателю юридическую монополию в отношении объекта. Обладатель исключительного права вправе использовать объект данного права любым не противоречащим закону способом, а также вправе распоряжаться данным правом по своему усмотрению, если ГК не предусмотрено иное (п. 1 ст. 1229 ГК).


С точки зрения содержания — тех конкретных возможностей, которое предоставляет исключительное право, оно во многом схоже с классическим правом собственности. Собственник вправе совершать в отношении принадлежащей ему вещи любые действия, кроме тех, которые прямо запрещены законом либо нарушают права или законные интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК). Точно так же обладатель исключительного права вправе самостоятельно использовать результат интеллектуальной деятельности любым не запрещенным способом, вправе разрешать либо запрещать использование результата интеллектуальной деятельности другим лицам, вправе распорядиться исключительным правом, в том числе совершить его отчуждение в пользу другого лица.


Примерные перечни наиболее типичных способов использования музыкальных произведений, музыкальных исполнений и фонограмм, на которые распространяется исключительное право, содержатся в п. 2 ст. 1270, п. 2 ст. 1317, п. 2 ст. 1324 ГК. Данные перечни не являются исчерпывающими, сфера действия исключительного права распространяется на любые другие способы использования указанных объектов.


В отличие от права собственности исключительное право является срочным правом. Так, по общему правилу исключительное право на музыкальное произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. Специальные сроки установлены для произведений, созданных под псевдонимом, обнародованных после смерти автора, созданных авторами, репрессированными и посмертно реабилитированными, а также созданных авторами, работавшими в период Великой Отечественной войны (ст. 1281 ГК).


Исключительное право на музыкальное исполнение по общему правилу действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет с момента создания исполнения. Специальные сроки предусмотрены для исполнений, созданных репрессированными и посмертно реабилитированными исполнителями, а также исполнителями, работавшими в период Великой Отечественной войны (ст. 1318 ГК).


Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет с момента ее изготовления (ст. 1327 ГК).


Следует отметить, что указанные сроки существования исключительных прав на музыкальное произведение, музыкальное исполнение и фонограмму отсчитываются не с момента возникновения правовой охраны данных объектов — момента их создания, а с 1 января года, следующего за годом их создания.


В отличие от права собственности исключительное право действует на определенной территории. Территория действия исключитального права на музыкальное произведение, музыкальное исполнение и фонограмму непосредственно зависит от нескольких факторов, среди которых: участие РФ в международных договорах в области авторского права и смежных прав, участие других государств в многосторонних международных договорах и двусторонних международных договорах с РФ, особенности внутреннего законодательства, действующего на территории той или иной страны.


Круг музыкальных произведений, музыкальных исполнений и фонограмм, исключительные права на которые действуют на территории РФ, определен в ст. 1256, 1321, 1328 ГК.


Исходя из положений действующего законодательства оборотоспособность исключительного права в институтах авторского права и смежных прав не вызывает сомнений. В соответствии с п. 1 ст. 1270 ГК обладатель исключительного права на произведение вправе распоряжаться данным правом. Аналогичные нормы в отношении исключительного права на исполнение и фонограмму закреплены в п. 1 ст. 1317 и п. 1 ст. 1324 ГК.


Вторую группу интеллектуальных прав согласно ГК составляют личные неимущественные права. В основе данных прав лежат неимущественные интересы их носителей, в связи с чем их содержание непосредственно не связано с возможностью получения материальной выгоды. Личный характер данных прав подчеркивает их исключительную принадлежность первоначальным носителям.


В авторском праве к личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения и право на неприкосновенность произведения (п. 2 ст. 1255, ст. 1265–1268 ГК).


Право авторства представляет собой юридически обеспеченную возможность признаваться автором произведения. Никто не вправе отрицать, ставить под сомнение или оспаривать авторство композитора, аранжировщика, автора музыкальной обработки без достаточных оснований.


Право на имя — это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т. е. анонимно. Автор музыкального произведения вправе самостоятельно решать, будет ли созданное им произведение использоваться под его действительным именем, под псевдонимом или анонимно.


Право на обнародование заключается в возможности осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом (п. 1 ст. 1268 ГК). При жизни автора никто не вправе без его согласия знакомить общественность с его произведением, насколько бы интересным и талантливым оно ни было.


Право на неприкосновенность произведения — это право вносить в произведение изменения или давать согласие на внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (п. 1 ст. 1266 ГК). При жизни автора никто не вправе тем или иным образом менять его произведение без его согласия. После смерти автора внесение в произведение изменений возможно с согласия обладателя исключительного права при условии, что этим не искажается замысел автора, не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.


Как и исключительное право, личные неимущественные авторские права являются срочными. Срок существования данных прав равен сроку жизни автора, переход данных прав по наследству законом не предусмотрен. После смерти автора у лица, указанного автором в завещании, а при отсутствии такого указания — у наследников и иных заинтересованных лиц возникает право на защиту таких общественно значимых интересов, как авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.


В институте смежных прав предусмотрены такие личные неимущественные права, как право авторства исполнителя, право исполнителя на имя и право исполнителя на неприкосновенность исполнения (п. 1 ст. 1315 ГК).


Право авторства исполнителя по своему содержанию совпадает с правом авторства, принадлежащим автору произведения. В то же время содержание права исполнителя на имя и права исполнителя на неприкосновенность исполнения обладает определенной спецификой по сравнению с одноименными правами автора.


По непонятным причинам в содержание права исполнителя на имя не включено правомочие использования исполнения анонимно (без указания имени исполнителя). Представляется, что, несмотря на отсутствие в законе специального указания, возможность использовать исполнение анонимно является неотъемлемым составляющим данного права.


Еще одна особенность права исполнителя на имя заключается в том, что оно не действует в случаях, когда характер использования исполнения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей. К сожалению, на сегодняшний день ни законодатель, ни высшие судебные инстанции не привели примеры подобных случаев, что создает определенные препятствия для применения данной нормы.


Содержание права исполнителя на неприкосновенность исполнения является более узким по сравнению с одноименным правом автора произведения, закрепленным в ст. 1266 ГК. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 1315 ГК исполнитель вправе запрещать внесение в исполнение лишь таких изменений, которые приводят к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения. Внесение в исполнение изменений, не приводящих к указанным последствиям, может осуществляться без согласия автора исполнения.


От аналогичного права автора рассматриваемое личное неимущественное право исполнителя отличается также тем, что оно распространяется на ограниченный круг способов использования исполнения. Если право автора на неприкосновенность произведения действует при любом использовании произведения, то право исполнителя на неприкосновенность исполнения действует при использовании исполнения одним из четырех указанных в подп. 4 п. 1 ст. 1315 ГК способов использования, среди которых: запись, сообщение в эфир, сообщение по кабелю и доведение до всеобщего сведения. На наш взгляд, данное законодательное решение, предполагающее различный подход к содержанию права на неприкосновенность произведения и права на неприкосновенность исполнения, является нелогичным и необоснованным.


Срок существования личных неимущественных прав исполнителя, как срок действия личных неимущественных прав автора, равен сроку жизни исполнителя.


С 1 января 2008 г. — даты введения в действие на территории РФ части четвертой ГК закон также наделяет личными неимущественными правами изготовителей фонограмм. В связи с особенностями субъекта — изготовителя фонограммы, в качестве которого могут выступать юридические лица и публично-правовые образования, в литературе данные права иногда именуют «квазиличными неимущественными».


В соответствии с п. 1 ст. 1323 ГК изготовителю фонограммы принадлежат право на имя (наименование), право на защиту фонограммы от искажения и право на обнародование фонограммы.


Содержание права изготовителя фонограммы на имя (наименование) рке по сравнению с содержанием права на имя, принадлежащего автору и исполнителю. Изготовитель фонограммы вправе требовать указания своего имени (наименования) на копиях (экземплярах) фонограммы либо на их упаковке. При использовании фонограммы способами, не предполагающими изготовление или распространение экземпляров фонограммы (публичное исполнение, сообщение в эфир, сообщение по кабелю), изготовитель фонограммы не может претендовать на указание его имени (наименования).


В подп. 2 п. 1 ст. 1323 ГК не упоминаются такие традиционные для права автора на имя правомочия, как возможность анонимного использования объекта либо использования под вымышленным именем (псевдонимом). Из данного умолчания законодателя следует, что изготовитель фонограммы не вправе использовать псевдоним, поскольку по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 19 ГК, гражданин может использовать псевдоним лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Данное законодательное решение, видимо, обусловлено тем, что деятельность по изготовлению фонограммы во многих случаях не является творческой, в связи с чем изготовитель фонограмм хотя и заслуживает закрепления за ним ряда личных неимущественных прав, но в то же время не может претендовать на правовой статус, равный статусу автора.


Таким образом, в случае изготовления фонограммы физическим лицом в состав рассматриваемого права входят правомочие на указание своего действительного имени, а также правомочие на использование фонограммы без указания имени. Поскольку юридическое лицо и публично-правовое образование не могут иметь псевдоним в принципе, право на наименование, принадлежащее указанным субъектам, также включает правомочия на использование фонограммы под своим наименованием и на анонимное использование фонограммы.


Право на защиту фонограммы от искажения, равно как и аналогичные права автора и исполнителя (право на неприкосновенность произведения и исполнения), нацелены на охрану интереса изготовителя фонограммы в защите объекта от посягательств на его целостность третьими лицами.


Содержание данного субъективного права не совпадает ни с содержанием права автора на неприкосновенность произведения, ни с содержанием права исполнителя на неприкосновенность исполнения. В отличие от автора произведения изготовитель фонограммы вправе препятствовать внесению в фонограмму не любых изменений, а лишь тех, которые представляют собой искажения, приводящие к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия фонограммы. В отличие от исполнителя изготовитель фонограммы вправе препятствовать внесению в фонограмму искажений при любом использовании фонограммы, а не только при записи, сообщении в эфир, сообщении по кабелю и доведению до всеобщего сведения.


Еще одним правом изготовителя фонограммы, которое в авторском праве, как правило, относится к категории личных неимущественных, является право на обнародование фонограммы. Данное право по своему содержанию тождественно праву автора на обнародование произведения.


Право на обнародование, помимо прочего, включает в себя правомочие на опубликование фонограммы, под которым понимается выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.


Неоднозначным является вопрос о том, следует ли считать опубликованием доведение фонограммы с согласия правообладателя до всеобщего сведения в сети Интернет. На наш взгляд, на этот вопрос следует ответить положительно при условии, что правообладатель либо лицо, действующее с его согласия, предоставляет пользователям Сети возможность не только прослушать фонограмму в режиме онлайн, но и изготовить ее персональную копию. Данные действия могут быть квалифицированы как опубликование, поскольку в результате предоставления подобной возможности третьим лицам фактически осуществляется введение в гражданский оборот электронных экземпляров фонограммы.


Если же фонограмма с согласия правообладателя размещена в сети Интернет исключительно для прослушивания, но не для копирования, данное действие не может считаться опубликованием, поскольку оно делает экземпляр фонограммы доступным для восприятия неограниченным кругом лиц, но непосредственного введения в гражданский оборот экземпляров фонограммы при этом не происходит. Соответственно, размещение с согласия правообладателя копии фонограммы в сети Интернет без возможности изготовления ее копии по смыслу закона является обнародованием, но не опубликованием фонограммы.


Следует отметить, что современная судебная практика подходит к решению данного вопроса значительно проще. Действие по размещению с согласия правообладателя произведения или фонограммы в сети Интернет рассматривается как опубликование независимо от того, предоставляется пользователем возможность изготовления самостоятельной электронной копии объекта или нет. Данный подход хотя и противоречит букве закона, но, наш взгляд, является правильным по существу. В современных условиях законодателю следует в принципе отказаться от понятия «опубликование», поскольку оно рассчитано главным образом на случаи введения в гражданский оборот в значительном количестве материальных копий произведений и фонограмм (пластинок, кассет, дисков), что с развитием сети Интернет стало большой редкостью.


В силу п. 4 ст. 1323 ГК личные неимущественные права изготовителя фонограммы действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.


Как следует их данной характеристики личных неимущественных прав авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм, данные права не участвуют в гражданском обороте и не могут быть отчуждены в пользу других лиц. В то же время вопрос об осуществлении данных прав, которое в ряде случаев имеет черты распоряжения, будет рассмотрен в § 3 настоящей главы.


Третьей категорией интеллектуальных прав являются иные интеллектуальные права. Данная группа интеллектуальных прав появилась впервые в отечественном законодательстве с введением в действие части четвертой ГК. Ее появление является следствием концептуального подхода законодателя к исключительному праву как к единому имущественному интеллектуальному праву, распространяющему свое действие на все возможные способы использования объекта.


Иные интеллектуальные права как группа прав образована законодателем по остаточному принципу и включает права, которые по своим признакам не могут быть отнесены ни к исключительному праву, ни к личным неимущественным правам. В связи с разнородным составом прав данной группы невозможно выделить какие-либо их общие черты. Каждое право имеет свои особенности с точки зрения содержания, сроков существования, оборотоспособности.


В силу п. 3 ст. 1255 ГК к иным авторским правам относятся право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Данный перечень является открытым и не включает ряд других прав, которые также следует отнести к категории иных. В частности, ни к исключительному праву, ни к личным неимущественным правам не могут быть отнесены право композитора на вознаграждение за публичное исполнение, сообщение в эфир и сообщение по кабелю музыкального произведения в составе аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК) и право композитора на вознаграждение на свободное воспроизведение музыкального произведения в составе фонограммы в личных целях (ст. 1245 ГК).


Следует отметить, что глава 70 ГК «Авторское право» также содержит нормы о таких правах, как право на использование знака охраны авторских прав (ст. 1271 ГК), право на использование технических средств защиты (ст. 1299 ГК), право на использование информации об авторском праве (ст. 1300 ГК). Поскольку данные юридические возможности всегда принадлежат обладателю исключительного права и следуют судьбе данного права, на наш взгляд, следует исходить из того, что они являются не субъективными правами, а правомочиями, входящими в состав исключительного права.


Во-первых, в соответствии с п. 2 ст. 1295 ГК в случае, если исключительное право на служебное произведение — произведение, созданное работником при исполнении трудовых обязанностей, автору-работнику принадлежит право на вознаграждение. По смыслу закона вознаграждение, на получение которого управомочен автор, имеет гражданско-правовую природу и не охватывается выплатами, причитающимися работнику согласно трудовому законодательству.


Размер, порядок и условия выплаты вознаграждения за служебное произведение определяются договором между работником и работодателем. В случае возникновения спора о размере вознаграждения за служебное произведение он подлежит рассмотрению в судебном порядке.


В п. 2 ст. 1295 ГК в редакции, действующей с 1 октября 2014 г., подчеркивается, что право автора на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству. Из данной нормы, в частности, следует, что срок действия рассматриваемого права по действующему законодательству равен сроку жизни автора.


Во-вторых, согласно п. 1 ст. 1269 ГК автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков.


С 1 октября 2014 г. содержание данного права существенно изменилось. Если ранее автор мог отозвать произведение как до, так и после его обнародования, то согласно новой редакции п. 1 ст. 1269 ГК отзыв возможен лишь до момента обнародования произведения. Соответственно, согласно новым правилам срок существования права на отзыв равен периоду времени, разделяющему момент принятия решения автором об обнародовании произведения и момент фактического обнародования произведения.


В случае реализации данного права на авторе лежит обязанность по возмещению убытков лицу, в пользу которого автор совершил отчуждение исключительного права на произведение либо которому предоставил право использования произведения на основании лицензионного договора.


Отнесение права на отзыв к числу иных интеллектуальных прав является достаточно спорным решением законодателя. На наш взгляд, право на отзыв, как и право на обнародование, по отношению к которому оно является противоположностью, является личным неимущественным правом и должно быть отнесено в ГК именно к этой группе интеллектуальных прав.


В-третьих, к числу иных авторских прав относится право следования. С введением в действие части четвертой ГК право следования принадлежит не только авторам произведений изобразительного искусства, но также авторам литературных и музыкальных произведений.


Исходя из п. 2 ст. 1293 ГК автору музыкального произведения принадлежит право следования в отношении авторских рукописей музыкальных произведений. Содержание данного права составляет принадлежащая автору возможность требовать выплаты вознаграждения в случае перепродажи авторской рукописи. Обязательным условием возникновения данного права является наличие посредника, организующего перепродажу на основании договора с собственником оригинала рукописи. Таковым может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которому принадлежит аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иное подобное предприятие


В п. 1 ст. 1293 ГК подчеркивается, что автор вправе требовать от продавца оригинала выплаты вознаграждения в виде процентных отчислений от цены договора купли-продажи. Правительству РФ предоставлено полномочие определить размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты. В настоящий момент данные отношения урегулированы Постановлением Правительства РФ от 19.04.2008 № 285 «Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений».


В силу п. 3 ст. 1293 ГК срок действия данного права равен сроку действия исключительного права.


В-четвертых, в соответствии с п. 3 ст. 1263 ГК при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения. По смыслу закона срок действия рассматриваемого права автора музыкального произведения равен сроку действия исключительного права. (Данное право авторов музыкальных произведений подробно рассмотрено в § 2 главы 2 раздела I настоящей работы.)


В-пятых, в соответствии с п. 1 ст. 1245 ГК авторам музыкальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение музыкальных произведений в составе фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Срок действия данного права также равен сроку действия исключительного права.


(Данное субъективное право рассмотрено в § 5 главы 2 раздела I настоящей работы.)


Несмотря на то, что в п. 2 ст. 1303 ГК упоминаются смежные права лишь двух видов — исключительное право и личные неимущественные права, в действительности круг смежных прав шире. К смежным правам следует относить не только исключительное право и личные неимущественные права, но и так называемые иные интеллектуальные права, к которым относятся право исполнителя и изготовителя фонограммы на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях (ст. 1245 ГК) и право исполнителя на вознаграждение за использование служебного исполнения (ст. 1320 ГК).


Кроме того, в главе 71 ГК «Права, смежные с авторскими» также содержатся нормы о праве на использование знака охраны смежных прав (ст. 1305 ГК), праве на использование технических средств защиты (ст. 1309 ГК), праве на использование информации об авторском праве (ст. 1310 ГК). Как и в случае с аналогичными авторскими правами, при определении правовой природы данных юридических возможностей следует исходить из того, что они являются не субъективными правами, а правомочиями, входящими в состав исключительного права, поскольку всегда принадлежат обладателю исключительного права и следуют судьбе исключительного права.


Предусмотренные ст. 1245 ГК право исполнителя и право изготовителя фонограммы на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм в личных целях в целом совпадает с одноименным правом автора музыкального произведения. Единственная особенность данного права заключается в том, что исполнителю и изготовителю фонограммы, в отличие от автора, причитается по 30% от сумм вознаграждения, собранных с пользователей организацией коллективного управления (п. 3 ст. 1245 ГК).


Предусмотренное ст. 1320 ГК во взаимосвязи с п. 2 ст. 1295 ГК право исполнителя на вознаграждение за использование служебного исполнения по своему содержанию в полной мере совпадает с рассмотренным одноименным правом автора служебного произведения.


Как уже отмечалось, иные интеллектуальные права являются разнородными юридическими конструкциями, не имеют единых общих признаков или черт, в связи с чем сделать общий вывод о допустимости их участия в гражданском обороте невозможно. (Данный вопрос рассмотрен более подробно в § 4 настоящей главы.)


§ 2. Распоряжение исключительным правом


2.1. Общие положения


Общий принцип распоряжения исключительным правом закреплен в п. 1 ст. 1233 ГК. В соответствии с данной нормой правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом любым не противоречащим закону и существу такого права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования в установленных договором пределах (лицензионный договор). Рассматриваемый принцип в полной мере соответствует основным началам гражданского права, принципам автономии воли участников гражданского оборота и свободы договора.


Из п. 1 ст. 1233 ГК следует, что круг способов распоряжения исключительным правом законом не ограничен. Основными способами распоряжения данным правом являются договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор. При этом допускаются и другие способы распоряжения исключительным правом. Конкретный способ распоряжения исключительным правом необязательно должен быть урегулирован законом.


Указание в п. 1 ст. 1233 ГК на то, что правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом, не следует понимать буквально. Вполне возможна ситуация, при которой лицо распоряжается исключительным правом, которое на момент распоряжения ему еще не принадлежит. Например, в соответствии с п. 3, 4 ст. 1288 ГК договор авторского заказа может содержать условие об отчуждении исключительного или предоставлении права использования произведения, которого на момент заключения договора еще не существует. Заключая договор авторского заказа с подобным условием, автор распоряжается исключительным правом заранее, до момента создания произведения и, соответственно, до того, как у него возникнет исключительное право на произведение.


Возможны и другие схожие ситуации. Например, лицо, принимающее на себя обязательство организовать создание музыкального произведения в рамках государственного контракта, соглашается при заключении договора на условие о принадлежности исключительного права государственному заказчику (п. 1 ст. 1298 ГК). В этой ситуации исполнитель заранее распоряжается исключительным правом, которое ему на момент заключения государственного контракта не принадлежит и не может принадлежать в связи с отсутствием музыкального произведения как объекта исключительного права.


С точки зрения учения о юридических фактах распоряжение исключительным правом представляет собой сделку, непосредственно направленную на создание правовых последствий — возникновение у другого лица права использования объекта в тех или иных пределах. Исходя из п. 1 ст. 1234 ГК распоряжение исключительным правом возможно не только посредством заключения договора, но и путем совершения односторонней сделки. В частности, обладатель исключительного права может сделать публичное заявление о предоставлении любому лицу права использования музыкального произведения, музыкального исполнения или фонограммы (и. 5 ст. 1233 ГК) либо завещать исключительное право (ст. 1112, п.5 ст. 1118, ст. 1120 ГК).


В связи с ярко выраженным имущественным характером исключительного права распоряжение данным правом не следует относить к числу сделок, которые по своему характеру могут быть совершены только лично (и. 4 ст. 182 ГК). Правообладатель вправе распорядиться исключительным правом как лично, так и через представителя. В тех случаях, когда правообладателем является малолетний гражданин в возрасте до 14 лет или лицо, ограниченное в дееспособности, или лицо, дееспособность которого ограничена, распоряжение исключительным правом через законного представителя является единственным допустимым вариантом (п. 1 ст. 28, п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 29 ГК). В то же время несовершеннолетний правообладатель в возрасте от 14 до 18 лет может распоряжаться исключительным правом самостоятельно, без согласия законных представителей, если он является автором музыкального произведения или музыкального исполнения (п. 2 ст. 26 ГК). Поскольку изготовители фонограммы по действующему законодательству не относятся к числу авторов, несовершеннолетний изготовитель фонограммы праве распоряжаться исключительным правом с согласия родителей или лиц, их заменяющих.


При распоряжении исключительным смежным правом на музыкальное исполнение или фонограмму следует также учитывать, что в силу п. 2 ст. 1315, п. 2 ст. 1323 ГК данное действие будет правомерным при условии соблюдения прав автора и обладателя исключительного права на исполненное и записанное музыкальное произведение. В случае, если на момент распоряжения исключительным смежным правом правообладатель не согласовал с автором и обладателем исключительного авторского права на произведение условия его использования, внесение в произведение изменений или дополнений, не указал автора или иным образом нарушил авторские права, действие обладателя исключительного смежного права по распоряжению данным правом следует считать неправомерным, а совершенную сделку — ничтожной на основании п. 2 ст. 168 ГК.


В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей. Договор является видом сделки, может быть двусторонним или многосторонним. В силу п. 3 ст. 154 ГК для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).


На сегодняшний день договор является наиболее типичным способом распоряжения исключительным правом. Общие правила о договорах, опосредующих распоряжение исключительным правом, закреплены в п. 2—4 ст. 1233 ГК.


В соответствии с п. 2 ст. 1233 ГК к договорам о распоряжении исключительным правом применяются общие положения об обязательствах (ст. 307—419 ГК) и о договоре (ст. 420—453 ГК), поскольку иное не установлено нормами части четвертой ГК или не вытекает из содержания или характера исключительного права.


Принципы исполнения обязательств, нормы о субъектах исполнения, месте, времени исполнения, последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств непосредственно распространяются на отношения сторон договоров о распоряжении исключительным правом в той части, в какой рассматриваемые договоры порождают обязательственные правоотношения. Например, выплата лицензиатом вознаграждения лицензиару в полном объеме в предусмотренный срок прекращает денежное обязательство лицензиара на основании ст. 408 ГК; с лицензиата, допустившего просрочку выплаты вознаграждения, могут быть взысканы проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК.


Равным образом на данные отношения распространяются принцип свободы договора, нормы о видах, содержании, форме, заключении, изменении и расторжении договора. Например, правообладатель по общему правилу вправе самостоятельно решать, с кем и на каких условиях заключать лицензионный договор (ст. 421 ГК). В то же время правообладатель, сделавший публичную оферту, содержащую условия лицензионного договора (открытая лицензия), обязан заключить такой договор с каждым, кто отзовется (ст. 436, п. 2 ст. 437 ГК). В случае существенного нарушения договора о распоряжении исключительным правом потерпевшая сторона вправе требовать в судебном порядке изменения или расторжения договора (ст. 450 ГК).


Несмотря на то, что в п. 2 ст. 1233 ГК отсутствует отсылка к общим нормам ГК о сделках, очевидно, что нормы о понятии, видах, форме сделок, условиях и последствиях недействительности сделок, порядке признания сделок недействительными также распространяются на договоры о распоряжении исключительным правом. Например, договор об отчуждении исключительного права может быть признан судом недействительным, если одна из сторон при заключении договора действовала под влиянием существенного заблуждения, обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств (ст. 178—179 ГК). В случае признания судом данного договора недействительным каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре — возместить его стоимость (п. 2 ст. 167 ГК).


Согласно п. 3 ст. 1233 ГК договор, в котором прямо не указано, что исключительное право передается в полном объеме, считается лицензионным договором. Исключение из данного правила предусмотрено для договора, заключаемого в отношении права использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в сложный объект.


В соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК к сложным объектам относятся аудиовизуальные произведения, театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты и базы данных. В случае, когда лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Например, презумпция договора об отчуждении исключительного права будет действовать в случае заключения между автором и организатором договора о создании музыкального произведения или предоставлении права использования музыкального произведения, специально созданного для кинофильма, ледового шоу или компьютерной игры.


С момента введения в действие части четвертой ГК договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор — основные договоры, опосредующие отношения по распоряжению исключительным правом. Ключевое различие между данными договорами заключается в предмете и, как следствие, в объеме юридических возможностей, которые предоставляются в результате заключения договора контрагенту правообладателя.


Договор об отчуждении исключительным правом нацелен на переход исключительного права от правообладателя к приобретателю в полном объеме. В результате заключения данного договора происходит смена обладателя исключительного права.


В отличие от договора об отчуждении исключительного права лицензионный договор направлен на предоставление лицензиату — контрагенту правообладателя (лицензиара) права использования объекта исключительного права определенными способами, в течение определенного срока и на определенной территории. В результате заключения лицензионного договора обладатель исключительного права не меняется. Им остается лицензиар, а у лицензиата возникает право использования объекта в определенных пределах.


Следует отметить, что норма п. 3 ст. 1233 ГК вступает в определенное противоречие с рассмотренным общим принципом распоряжения исключительным правом (п. 1 ст. 1233 ГК), а также с только что рассмотренной нормой п. 2 ст. 1233 ГК. Если из п. 1 и 2 ст. 1233 ГК следует, что договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор — это основные, но не единственные договорные типы в рассматриваемой сфере, то из п. 3 ст. 1233 ГК следует прямо противоположное. По сути, в данной норме законодатель противопоставил договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор друг другу. В результате ее толкования напрашивается вывод о том, что договором о распоряжении исключительного права может быть либо договор об отчуждении исключительного права, либо лицензионный договор, третьего не дано.


Данный вывод был доведен до логического завершения высшими судебными инстанциями в п. 13.1 Постановления Пленумов ВС и ВАС № 5/29, где отмечается, что «договор, предусматривающий отчуждение права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, но в то же время вводящий ограничения по способам использования соответствующего результата или средства либо устанавливающий срок действия этого договора, с учетом положений статьи 431 Кодекса может быть квалифицирован судом как лицензионный договор. При отсутствии такой возможности договор подлежит признанию недействительным (статья 168 ГК РФ)».


Очевидно, что позиция законодателя и высших судебных инстанций вступает в определенное противоречие с принципом свободы договора и интересами участников гражданского оборота. Если стороны заинтересованы в отчуждении исключительного права на срок или отчуждении отдельных правомочий, входящих в состав исключительного права, почему не предоставить им возможность заключить смешанный договор, сочетающий в себе элементы договора об отчуждении исключительного права и лицензионный договор, либо непоименованный договор?


Следует также отметить, что специальные нормы части четвертой ГК предусматривают случаи распоряжения исключительным правом при заключении договоров, предметом которых является создание произведения или выполнение работ. В частности, лицо, являющееся исполнителем по государственному контракту и принявшее на себя обязательства по созданию или организации создания музыкального произведения, может при заключении данного договора на основании п. 1 ст. 1298 ГК распорядиться исключительным правом на будущий объект авторских прав — согласовать в контракте условие о принадлежности исключительного права госзаказчику либо госзаказчику и исполнителю совместно. Точно так же лицо, принявшее на себя обязательство по выполнению тех или иных работ, в силу п. 2 ст. 1297 ГК вправе при заключении договора распорядиться исключительным правом на произведение, создание которого прямо договором не предусмотрено, но которое, возможно, будет создано при исполнении данного договора, — согласовать условие о принадлежности заказчику исключительного права на произведение.


Более того, распорядиться исключительным правом можно посредством заключения договора залога. В соответствии со ст. 358.18 ГК исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (п. 1 ст. 1225) могут быть предметом залога в той мере, в какой правила ГК допускают их отчуждение. Исходя из того, что нормы глав 70 и 71 ГК допускают отчуждение исключительного права, можно констатировать, что исключительное право на музыкальное произведение, музыкальное исполнение или фонограмму может быть предметом договора залога.


В соответствии с п. 4 ст. 358.18 ГК по договору залога исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации залогодатель в течение срока действия этого договора без согласия залогодержателя вправе использовать такой результат интеллектуальной деятельности или такое средство индивидуализации и распоряжаться исключительным правом на такой результат или на такое средство, за исключением случая отчуждения исключительного права, если договором не предусмотрено иное. Залогодатель не вправе отчуждать исключительное право без согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено договором.


Таким образом, договоры о распоряжении исключительным правом не исчерпываются договором об отчуждении исключительного права и лицензионным договором. Возможны и иные договорные конструкции, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом. При этом на практике необходимо учитывать ограничения, предусмотренные п. 13.1 Постановления Пленумов ВС и ВАС № 5/29.


Еще одно общее правило о договорах, опосредующих распоряжение исключительным правом, закреплено в п. 4 ст. 1233 ГК. Согласно данной норме условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, ограничивающие право гражданина создавать результаты интеллектуальной деятельности определенного рода или в определенной области интеллектуальной деятельности либо отчуждать исключительное право на такие результаты другим лицам, ничтожны.


Включение в договор условий, ограничивающих право гражданина создавать результаты интеллектуальной деятельности определенного рода или в определенной области, является нарушением закрепленного в ст. 44 Конституции РФ принципа свободы творчества. Например, не будет считаться действительным условие договора об отчуждении исключительного права на музыкальное исполнение, согласно которому исполнитель обязуется в будущем не исполнять определенное музыкальное произведение или музыкальные произведения определенного жанра. Точно так же будет считаться ничтожным условие лицензионного договора о предоставлении права использования музыкального произведения, согласно которому композитор обязуется не заниматься в течение действия договора музыкальным творчеством.


Условие договора, запрещающее автору, исполнителю или изготовителю фонограммы отчуждать в будущем исключительное право на объекты, не являющиеся объектом данного договора, является ограничением дееспособности гражданина, что согласно п. 3 ст. 22 ГК допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законом. В сущности, в п. 4 ст. 1233 ГК подчеркивается действие общей нормы п. 3 ст. 22 ГК по отношению к договорам об отчуждении исключительного права. По непонятным причинам в п. 4 ст. 1233 ГК не упоминается лицензионный договор, хотя совершенно очевидно, что условие, ограничивающее право гражданина заключать с третьими лицами лицензионные договоры в отношении музыкальных произведений, музыкальных исполнений или фонограмм, не являющихся объектами данного договора, также является необоснованным ограничением его дееспособности и, следовательно, ничтожным на основании п. 3 ст. 22 ГК.


Норму п. 4 ст. 1233 ГК не следует толковать таким образом, что данные условия запрещены только для двух упомянутых в ней договорах и при этом могут содержаться в других гражданско-правовых договорах. Представляется, что с учетом положений ст. 44 Конституции РФ и п. 3 ст. 22 ГК норма п. 4 ст. 1233 ГК подлежит расширительному толкованию. Условия, в ней перечисленные, должны считаться ничтожными в случае их включения в договор авторского заказа (ст. 1288 ГК), договор заказа (ст. 1296, 1298 ГК), договоры, непосредственно не предусматривающие создание результата интеллектуальной деятельности (ст. 1297, 1298 ГК), агентский договор, продюсерский договор, сочетающий в себе элементы договора о распоряжении исключительным правом и агентского договора, и т. д.


Нельзя не отметить актуальность и важность положений, содержащихся в п. 3 ст. 22 и п. 4 ст. 1233 ГК. В настоящее время включение в продюсерские и иные подобные договоры условий, ограничивающих дееспособность экономически слабой стороны — автора или исполнителя, является достаточно распространенным явлением. В частности, продюсерские договоры часто содержат условия о том, что исполнитель обязуется отчуждать продюсеру исключительные права или предоставлять ему исключительную лицензию на все исполнения, которые будут им созданы в период действия договора. Данное условие есть не что иное, как установленный для исполнителя запрет заключать с другими лицами в период действия продюсерского договора сделки о распоряжении исключительным правом на объекты, которые могут им быть созданы в будущем. Подобные договорные условия, несмотря на их широкое распространение на практике, следует считать ничтожными — недействительными с момента заключения договора (п. 1 ст. 166, ст. 180 ГК).


Представляется, что условие продюсерского договора о запрете передачи другим лицам прав на будущие исполнения может иметь юридическую силу лишь в том случае, если оно содержит указание на конкретные музыкальные произведения, права на исполнения которых передаются по данному договору. По смыслу закона каждое новое исполнение одного и того же произведения является самостоятельным объектом смежных прав. При этом возможна ситуация, при которой созданные артистом несколько исполнений одного и того же музыкального произведения мало чем отличаются друг от друга. Интерес продюсера в том, чтобы исполнитель не передал права на практически идентичное исполнение того же произведения другому лицу, очевидно, заслуживает внимания и правовой охраны.


Таким образом, недействительным должно считаться условие продюсерского договора, устанавливающее или предполагающее общий запрет на передачу исполнителем прав на будущие исполнения третьим лицам. Условие продюсерского договора, не допускающее передачу исполнителем прав третьим лицам на исполнения конкретных музыкальных произведений, правй на исполнения которых передаются по данному договору, следует считать действительным и не умаляющим гражданскую дееспособность артиста.




Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Второе издание книги Н. В. Иванова «Авторские и смежные права в музыке» содержит подробный анализ правовой охраны музыкальных произведений, исполнений музыкальных произведений и фонограмм с учетом произошедших за последние годы изменений в законодательстве и правоприменительной практике. По сравнению с предыдущим изданием в представленном издании значительное внимание уделено вопросам распоряжения авторскими и смежными правами на результаты интеллектуальной деятельности в области музыки.<br /> Содержащиеся в работе выводы и их аргументация могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти в деятельности по реформированию гражданского законодательства, органами судебной власти при подготовке руководящих постановлений по вопросам правоприменения и разрешении конкретных споров в сфере авторского права и смежных прав, практикующими юристами при представлении интересов правообладателей или пользователей, работниками образования при подготовке учебных пособий или курсов по авторскому праву, студентами, аспирантами, соискателями и докторантами при изучении соответствующего раздела гражданского права.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 15 января 2015 г.<br /> Книга также может быть интересна и полезна авторам музыкальных произведений, артистам-исполнителям, изготовителям фонограмм, их правопреемникам при поиске оптимального варианта осуществления и защиты принадлежащих им прав, а также пользователям и всем, кто интересуется вопросами авторского права и смежных прав.

259
Юридическая Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Юридическая Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Юридическая Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Второе издание книги Н. В. Иванова «Авторские и смежные права в музыке» содержит подробный анализ правовой охраны музыкальных произведений, исполнений музыкальных произведений и фонограмм с учетом произошедших за последние годы изменений в законодательстве и правоприменительной практике. По сравнению с предыдущим изданием в представленном издании значительное внимание уделено вопросам распоряжения авторскими и смежными правами на результаты интеллектуальной деятельности в области музыки.<br /> Содержащиеся в работе выводы и их аргументация могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти в деятельности по реформированию гражданского законодательства, органами судебной власти при подготовке руководящих постановлений по вопросам правоприменения и разрешении конкретных споров в сфере авторского права и смежных прав, практикующими юристами при представлении интересов правообладателей или пользователей, работниками образования при подготовке учебных пособий или курсов по авторскому праву, студентами, аспирантами, соискателями и докторантами при изучении соответствующего раздела гражданского права.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 15 января 2015 г.<br /> Книга также может быть интересна и полезна авторам музыкальных произведений, артистам-исполнителям, изготовителям фонограмм, их правопреемникам при поиске оптимального варианта осуществления и защиты принадлежащих им прав, а также пользователям и всем, кто интересуется вопросами авторского права и смежных прав.

Внимание! Авторские права на книгу "Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография" (Иванов Н.В.) охраняются законодательством!