Юридическая Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Возрастное ограничение: 16+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 15.05.2015
ISBN: 9785392185863
Язык:
Объем текста: 290 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел I. Правовая охрана музыкальных произведений

Раздел II. Правовая охрана музыкальных исполнений

Раздел III. Правовая охрана фонограмм с записями музыкальных произведений и исполнений

Раздел IV. Распоряжение правами на музыкальные произведения, музыкальные исполнения, фонограммы

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел III. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ФОНОГРАММ С ЗАПИСЯМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ИСПОЛНЕНИЙ


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФОНОГРАММЫ КАК ОБЪЕКТА СМЕЖНЫХ ПРАВ. СУБЪЕКТ ПРАВ НА ФОНОГРАММУ


§ 1. Общие положения


Стремительное развитие техники неизбежно оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Область искусства, в том числе музыки, в этом отношении не является исключением. Постоянное совершенствование и изобретение принципиально новых звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств, переход последних из разряда профессиональной в разряд общедоступной бытовой техники привели к возникновению массового спроса на результаты звуковой записи — фонограммы. В этих условиях возникла необходимость в правовой охране интересов участников звукозаписывающего процесса, в результате чего был создан институт охраны прав производителей фонограмм.


В нашей стране фонограммы впервые получили правовую охрану в 1992 г. — с введением в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Свое развитие институт правовой охраны фонограмм получил в 1993 г. в связи с принятием Закона об авторском праве и, далее, в 2008 г. с введением в действие части четвертой ГК. Включение нового института в российскую правовую систему вызвало целый ряд вопросов, связанных с его реализацией. Основной причиной возникших трудностей стало явно недостаточное количество правовых норм, содержащихся в Основах гражданского законодательства и Законе об авторском праве, которые были призваны регулировать отношения по созданию и использованию фонограмм. Часть четвертая ГК более подробно регламентирует рассматриваемые отношения. Однако, как будет показано далее, и современное регулирование не свободно от недостатков.


Легальное определение фонограммы содержится в подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК. Под фонограммой в законе понимается любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков. В отличие от определения фонограммы, закрепленного в Законе об авторском праве, определение, содержащееся в ГК, дополнено указанием на то, что фонограмма — это не только запись звуков, но их отображений. Под отображением звуков согласно ст. 1305 ГК понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств. При этом специально подчеркивается, что фонограммой не считается звуковая запись, включенная в состав аудиовизуального произведения.


Поскольку объектами авторского права и смежных прав являются именно результаты деятельности человека, а не сама деятельность, запись в данном случае следует понимать не как процесс, а как определенный результат — объект материального мира, выраженный в соответствующей форме. Следует также иметь в виду, что понятие «запись» в данном случае имеет специальное по сравнению с общепринятым содержание: к числу записей, охраняющихся законом, относятся те, которые могут быть воспроизведены только механически — с помощью специальных технических средств. Соответственно, к объектам смежных прав не могут быть отнесены, например, различные графические записи, для воспроизведения которых достижения техники, как правило, не требуются.


Что касается формы записи, то в законе указано, что она должна быть исключительно звуковой. Следовательно, запись, выраженная в какой-либо иной форме, например визуальной, к фонограммам не относится.


Набор звуков, зафиксированный на фонограмме, может быть любым. В подавляющем большинстве случаев на фонограмму записываются исполнения музыкальных произведений. Однако это могут быть и иные звуки, издаваемые человеком, животными, объектами неживой природы и т. д. Для правовой охраны фонограммы конкретный набор звуков значения не имеет.


§ 2. Соотношение понятий «фонограмма», «копия фонограммы», «экземпляр фонограммы» и «материальный носитель фонограммы»


В целях правильного применения норм гражданского права в рассматриваемой сфере важно различать понятия «фонограмма», «экземпляр фонограммы» и «материальный носитель фонограммы». Если фонограмма — это исключительно звуковая запись исполнения и иных звуков, то экземпляр фонограммы согласно ст. 1305 ГК — это копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в фонограмме. Из данного определения видно, что экземпляр фонограммы вторичен по отношению к фонограмме. Фонограмма представляет собой результат первой, непосредственной фиксации на оригинальном носителе тех или иных звуков окружающей действительности. В момент изготовления экземпляра фонограммы происходит фиксация звуков, которые уже имели место и были записаны ранее.


В зависимости от того, использовалась ли для изготовления экземпляра фонограммы сама оригинальная фонограмма либо ее копия, следует различать прямое и косвенное изготовление экземпляра фонограммы. Изготовление экземпляра фонограммы «напрямую» имеет место в случае, если запись производится непосредственно с самой фонограммы. В сфере звукозаписи экземпляр, изготовленный таким образом, принято именовать «мастертейп» или «мастер-копия». «Косвенное» изготовление копии налицо, если запись производится с другого экземпляра фонограммы или перезаписывается фонограмма, сообщаемая в эфир или по кабелю.


Фонограмма может быть скопирована путем использования технических средств цифровой либо аналоговой записи. В результате применения цифровой записи возникает новый объект, содержащий последовательность звуков, тождественную копируемой. При цифровом копировании фонограммы на ЭВМ такой объект принято именовать «звуковой файл» или «аудиофайл». Аудиофайл представляет собой копию фонограммы, выраженную в цифровой форме. Любой аудиофайл, где бы он ни был зафиксирован — на жестком диске компьютера, компакт-диске, дискете, флеш-карте и т. п., по общему правилу является экземпляром (копией) фонограммы. Исключение составляют файлы, содержащие саму фонограмму как результат непосредственной фиксации звуков окружающей действительности. Поскольку в сфере профессиональной звукозаписи в течение последнего десятилетия цифровые технологии практически полностью вытеснили аналоговый способ записи, результат работы в студии — фонограмма — на сегодняшний день также представляет собой звуковой файл (аудиофайл).


Учитывая изложенное, понятие «экземпляр фонограммы» нельзя признать тождественным понятию «материальный носитель». Материальный носитель представляет собой обычную телесную индивидуально-определенную вещь — предмет материального мира, имеющий пространственно-временные характеристики. Данная вещь является внешним объектом по отношению к фонограмме или к экземпляру фонограммы. Она не является непосредственно копией фонограммы, а представляет собой самостоятельный объект, на котором зафиксирована (размещена) фонограмма или ее копия. Наиболее распространенными видами материального носителя фонограмм и их копий на сегодняшний день являются компакт-диск, различные карты памяти (USB-Card, SD Card, Smart-Media и др.), жесткий диск компьютера.


Нельзя не отметить, что законодателю не удалось избежать смешения понятий «экземпляр фонограммы» и «материальный носитель фонограммы». Если в ст. 1305 и п. 2 ст. 1324 ГК экземпляр фонограммы и материальный носитель рассматриваются как самостоятельные объекты, то в ст. 1322 ГК под экземпляром фонограммы понимается ее материальный носитель. Законодатель в данном случае не совсем точно расставляет акценты. По смыслу данной нормы знак охраны смежных прав подлежит размещению в первую очередь на материальном носителе или его упаковке, которые являются внешними по отношению к экземпляру фонограммы объектами. Непосредственно на экземпляре фонограммы знак охраны может быть нанесен в том случае, если речь идет об экземпляре, выраженном в электронной форме (аудиофайле). Размещение знака охраны возможно посредством снабжения аудиофайла сопроводительной информацией (метаданными), которые могут быть доступны через монитор (дисплей) воспроизводящего устройства.


Что касается объективных характеристик фонограммы и экземпляра фонограммы, то, как и материальный носитель, они являются материальными благами, которые одновременно являются составной частью другого материального блага — материального носителя. Из этого следует, что по своей сути и фонограмма, и ее копия являются вещами, так как вещь есть не что иное, как материальное благо — фрагмент окружающей человека реальной действительности. Справедливости ради следует отметить, что данная точка зрения разделяется не всеми специалистами. Некоторые представители «информационного направления», подчеркивающие информативную природу объектов интеллектуальной собственности, считают квалификацию фонограммы как вещи неприемлемой. Фонограмма, по их мнению, — это информация, а вещью является лишь материальный носитель, на котором фонограмма зафиксирована. Хотя данная позиция имеет под собой объективные основания, ее итоговый вывод, на наш взгляд, является ошибочным. Никто не ставит под сомнение тот очевидный факт, что фонограмма информативна, что она содержит в себе определенную информацию, несет в себе определенные знания. Но в силу данного очевидного обстоятельства фонограмма не перестает быть вещью с точки зрения общепринятого философского деления объектов на материальное и идеальное. Как известно, все, что окружает человека и что он способен ощутить, относится к материи, элементами которой являются в том числе вещи. Человек посредством органов слуха и с помощью применения специальных технических средств способен ощутить фонограмму. Следовательно, фонограмма материальна, следовательно, она вещь. Информативность — одна из основных особенностей, свойств данной вещи, которое, однако, не переводит ее из разряда вещей в разряд «не вещей». Принимая во внимание информативный характер фонограммы, можно утверждать, что фонограмма, как, например, книга, является информативной вещью, т. е. вещью, которая содержит в себе больший по сравнению с иными вещами объем информации и основная ценность которой заключается в содержащейся в ней информации.


Несмотря на то, что фонограммы и их копии, в сущности, являются вещами, в силу специфики содержания, представляющего собой зафиксированную последовательность тех или иных звуков, способную к механическому воспроизведению, фонограммы и их копии, в отличие от большинства других объектов материального мира, в российском гражданском праве вещами не признаются и охраняются правом особо. До недавнего времени это означало, что общие нормы, регулирующие отношения по поводу создания и использования обычных вещей, в частности положения глав 6, 13—18 ГК, могли применяться к фонограммам и копиям фонограмм только при отсутствии непосредственного регулирования того или иного отношения частью четвертой ГК и только по аналогии. При этом в случае отсутствия в главах 69 и 71 ГК нормы, которая бы регулировала то или иное отношение по использованию фонограммы, приоритетное применение по аналогии закона имели правила, содержащиеся в разделе об авторском праве. И только при отсутствии аналогичной нормы в главе 70 ГК следовало применять по аналогии нормы, посвященные вещным правам.


С 1 октября 2014 г. ст. 1227 ГК дополнена п. 3, в соответствии с которым «к интеллектуальным правам не применяются положения раздела II настоящего Кодекса, если иное не установлено правилами настоящего раздела». Поскольку иное нормами части четвертой ГК не установлено, нормы о вещных правах не могут быть распространены на отношения по использованию объектов интеллектуальных прав, в том числе фонограмм. Причем рассматриваемое правило следует толковать таким образом, что нормы о вещных правах не могут применяться к отношениям по использованию объектов интеллектуальных прав ни непосредственно, ни по аналогии закона.


Учитывая изложенное, можно утверждать, что правовые последствия разграничения понятий «фонограмма» и «материальный носитель фонограммы» аналогичны последствиям разграничения понятий «произведение» и «материальный носитель произведения». Как и в авторском праве на произведения, права на фонограмму никоим образом не связаны с правами на материальный носитель: передача права собственности или иного имущественного права на материальный носитель, пусть даже оригинальный, сама по себе не влечет передачи смежных прав на фонограмму, на нем зафиксированную. Общее правило о независимости прав на результат интеллектуальной деятельности от прав на материальный носитель, в котором результат выражен, содержится в п. 1 ст. 1227 ГК.


Что касается Закона об авторском праве, то, хотя напрямую данное правило в нем закреплено не было, его можно было вывести по аналогии из п. 5 ст. 6 Закона, в котором содержалась норма о соотношении прав на произведение и на материальный носитель.


Единственным исключением, при котором указанное общее правило о независимости вещных и интеллектуальных прав применительно к фонограммам действовать не будет, является, пожалуй, случай, когда материальные носители, содержащие и саму фонограмму, и ее копии, будут утрачены. В данной ситуации судьба смежных прав на фонограмму и вещных прав на носители будет одинакова — и те и другие прекратятся. Фонограмма, в отличие от музыкального произведения, не может быть выражена в устной форме и воспроизведена человеком по памяти. В свою очередь, повторное создание утраченной фонограммы всегда приведет к появлению новой фонограммы. Поэтому с момента утраты последнего экземпляра фонограммы прекращает свое существование сама фонограмма и, как следствие, права на нее.


Правовые последствия разграничения понятий «фонограмма» и «экземпляр фонограммы» будут иными. Поскольку в действительности в подавляющем большинстве случаев использованию подлежат не сами фонограммы, а их копии (фонограмма хранится на жестком диске компьютера, при помощи которого осуществлялась запись), следует исходить из единства правового режима данных объектов. Правовые нормы, устанавливающие правила поведения в отношении фонограммы, следует толковать расширительно и распространять не только на сами фонограммы, но и на экземпляры фонограмм. Например, норму п. 1 ст. 1324 ГК следует трактовать следующим образом: изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму и экземпляры фонограммы в соответствии со ст. 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фонограмму), в том числе способами, указанными в п. 3 настоящей статьи. Изготовитель фонограммы может распоряжаться исключительным правом на фонограмму. Аналогичную норму, содержавшуюся в п. 1 ст. 38 Закона об авторском праве, следовало толковать следующим образом: кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, производителю фонограммы в отношении его фонограммы и экземпляров фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы и экземпляров фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы и экземпляров фонограммы.


§ 3. Условия охраноспособности фонограммы с записями исполнений музыкальных произведений


Чтобы охраняться правом, фонограмма не обязательно должна являться результатом творческой деятельности. Хотя запись профессиональной фонограммы в области музыки в большинстве случаев требует, помимо применения специальной аппаратуры, наличия определенных навыков, вкуса и нередко творчества, по смыслу закона любая фонограмма, в том числе ничем не отличающаяся от аналогичной, записанной ранее, является объектом правовой охраны.


Далее, с точки зрения закона неважно, записана ли фонограмма в окончательном виде или она представляет собой лишь черновую запись, над которой будет вестись дальнейшая работа, — и в том и в другом случае фонограмма является объектом смежных прав. При этом даже если фонограмма является «законченной», но с технической и эстетической точки зрения качество записи оставляет желать лучшего, она все равно будет охраняться правом. Данные выводы следуют из п. 1, п. 7 ст. 1259 ГК, которые устанавливают правовую охрану произведений и их частей независимо от их назначения и достоинства и применяются в данном случае по аналогии.


В соответствии с п. 2 ст. 1304 ГК для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Фонограмма становится объектом правовой охраны по факту создания, т. е. с момента придания ей объективной формы. При этом изготовитель фонограммы в целях оповещения третьих лиц о возникшей правовой охране и принадлежащем ему исключительном праве вправе размещать на материальных носителях, содержащих копии фонограммы, а также на их упаковке знак охраны смежных прав, который состоит из трех элементов — латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права и года первого опубликования фонограммы (ст. 1305 ГК). С 1 октября 2014 г. содержание данного права изготовителя фонограммы расширено за счет возможности наносить знак охраны смежных прав иным образом в соответствии со ст. 1310 ГК, содержащей нормы об информации о смежных правах. В частности, знак охраны смежных прав может быть размещен при доведении фонограммы до всеобщего сведения на соответствующей странице информационного ресурса (интернет-сайта), закодирован в аудиофайл, содержащий фонограмму, в виде метаданных и т. п.


Именно объективная форма является неотъемлемым признаком охраноспособности фонограммы, хотя непосредственного указания на это в законе и не содержится. Данный вывод можно сделать из общеправового принципа о том, что сфера права распространяется лишь на те отношения и объекты, которые существуют объективно, вне сознания людей. Не вызывает сомнений, что фонограмма, которая является лишь замыслом ее создателя, правом охраняться не будет.


Не упоминая об объективной форме — неотъемлемом признаке охраноспобности фонограммы, Закон об авторском праве в то же время предъявлял к фонограмме ряд специальных требований. Согласно п. 2 ст. 35 Закона права производителя фонограммы признавались за ним, если производитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации, либо если фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации. До недавнего времени приведенные условия существенно ограничивали круг фонограмм, подпадающих под правовую охрану, по критерию субъектного состава и территориальному признаку. Однако Федеральным законом от 20.07.2004 № 72-ФЗ ст. 35 Закона об авторском праве была дополнена п. 4, который значительно расширил круг фонограмм, охраняющихся смежными правами на территории РФ. С 26 июля 2004 г. — даты введения в действие указанных изменений в Закон об авторском праве правовой охраной в нашей стране стали пользоваться также фонограммы, не перешедшие в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия смежных прав и не перешедшие в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного российским Законом срока действия смежных прав. При этом необходимо, чтобы между страной происхождения фонограммы и Российской Федерацией имелся вступивший в силу международный договор, устанавливающий взаимную правовую охрану фонограмм, либо чтобы оба государства являлись участниками многосторонних международных соглашений в данной сфере.


В ГК специальные условия охраноспособности фонограммы сформулированы несколько иначе, чем в Законе об авторском праве. Согласно ст. 1328 ГК фонограмма является объектом смежных прав, если изготовителем фонограммы является гражданин РФ или российское юридическое лицо либо если фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространены на территории РФ. Кроме того, фонограмма охраняется на территории России, если она не перешла в общественное достояние в стране происхождения и не перешла в общественное достояние в РФ, при условии, что РФ и страна места происхождения участвуют в международном договоре, предусматривающем взаимную охрану фонограмм (п. 3 ст. 1304 ГК). Как уже отмечалось, Российская Федерация является участником Римской конвенции и Договора ВОИС по исполнениям и фонограмм, в связи с чем на территории РФ охраняются фонограммы, происходящие из многих иностранных государств.


С 1 января 2008 г. впервые на территории РФ правовую охрану получили переработанные фонограммы. Данный вывод следует из п. 3 ст. 1324 ГК, в соответствии с которым лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму. Как уже отмечалось, в авторском праве понятие «переработка» является синонимом по отношению к понятию «производное произведение». Соответственно, переработка произведения — это результат внесения в произведение не любых изменений, а лишь таких, которые являются следствием творческой деятельности переработчика. В сфере правовой охраны фонограмм дело обстоит несколько иначе. В связи с тем, что оригинальность не является условием охраноспособности фонограммы, переработка фонограммы также не обязательно должна представлять собой результат творчества, а может заключаться во внесении чисто технических изменений в первоначальное звучание записи (удаление или снижение шумов, добавление спецэффектов и т. п.).


По смыслу закона для возникновения правовой охраны переработанной фонограммы необходимо, помимо наличия условий, необходимых для возникновения правовой охраны собственно фонограммы, также наличие согласия на переработку обладателя исключительного права на перерабатываемую фонограмму (п. 3 ст. 1324 ГК). Нельзя не отметить, что данное правило, ставящее возникновение правовой охраны переработанной фонограммы в зависимость от наличия согласия обладателя исключительного права на фонограмму на осуществление переработки, выглядит несколько непоследовательным по сравнению со ставшими уже традиционными правилами возникновения правовой охраны производных произведений — объектов авторского права, а также исполнений — объектов смежных прав. Как известно, правовая охрана указанных объектов возникает независимо от наличия согласия авторов перерабатываемых или исполняемых произведений. Все предусмотренные законом субъективные права возникают у автора производного произведения и исполнителя с момента создания соответствующего объекта. И лишь в случае необходимости осуществления возникших субъективных прав вступает в действие правило, требующее соблюдения законных интересов обладателей исключительного права на перерабатываемое или исполняемое произведение (п. 3 ст. 1260, п. 2 ст. 1315 ГК). В связи с этим, на наш взгляд, законодателю следовало продолжить существующий логический ряд и установить иную юридическую зависимость — зависимость допустимости осуществления прав переработчика фонограммы от согласия изготовителя «оригинальной» фонограммы на использование созданной переработки.


§ 4. Субъект прав на фонограмму


Одним из ключевых вопросов российского института правовой охраны фонограмм на современном этапе является проблема определения субъекта прав на фонограмму. Как будет показано далее, ответ на вопрос о том, у кого по действующему законодательству с момента появления фонограммы на свет возникают соответствующие субъективные права, далеко не очевиден.


Прежде чем перейти к содержательной стороне данного вопроса, следует отметить, что до 1 января 2008 г. в Законе об авторском праве, регулировавшем в том числе отношения по возникновению прав на фонограммы, относительно субъекта прав на фонограмму содержалась терминологическая путаница. Несмотря на то, что в ст. 35—40, 42, 43 и др. Закона об авторском праве речь шла о производителе фонограммы, в ст. 4 Закона содержалось легальное определение понятия «изготовитель фонограммы». В той же ст. 4 далее указывалось, что при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом. Учитывая тот факт, что в остальных статьях Закона об авторском праве термин «изготовитель фонограммы» не встречался, можно утверждать, что налицо терминологическая ошибка, допущенная разработчиками Закона: в ст. 4, посвященной раскрытию основных понятий, содержащихся в Законе, вместо «производитель фонограммы» было указано «изготовитель фонограммы». Поскольку за весь период действия Закона об авторском праве данная неточность так и не была устранена, понятия «производитель фонограммы» и «изготовитель фонограммы» следовало рассматривать с юридической точки зрения как синонимы.


В части четвертой ГК в отличие от Закона об авторском праве единство терминологии выдержано: субъект прав на фонограмму во всех статьях последовательно именуется «изготовителем фонограммы». Что касается определения изготовителя фонограммы, содержащегося в ст. 1322 ГК, то оно ничем не отличается от определения, которое было закреплено в ст. 4 Закона об авторском праве.


Таким образом, как по ранее действовавшему, так и по ныне действующему законодательству под изготовителем фонограммы следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись исполнения или иных звуков. Данное определение едва ли можно признать удачным, поскольку при его анализе возникает проблема определения содержания понятий «инициатива» и «ответственность», через которые оно раскрывается.




Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Второе издание книги Н. В. Иванова «Авторские и смежные права в музыке» содержит подробный анализ правовой охраны музыкальных произведений, исполнений музыкальных произведений и фонограмм с учетом произошедших за последние годы изменений в законодательстве и правоприменительной практике. По сравнению с предыдущим изданием в представленном издании значительное внимание уделено вопросам распоряжения авторскими и смежными правами на результаты интеллектуальной деятельности в области музыки.<br /> Содержащиеся в работе выводы и их аргументация могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти в деятельности по реформированию гражданского законодательства, органами судебной власти при подготовке руководящих постановлений по вопросам правоприменения и разрешении конкретных споров в сфере авторского права и смежных прав, практикующими юристами при представлении интересов правообладателей или пользователей, работниками образования при подготовке учебных пособий или курсов по авторскому праву, студентами, аспирантами, соискателями и докторантами при изучении соответствующего раздела гражданского права.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 15 января 2015 г.<br /> Книга также может быть интересна и полезна авторам музыкальных произведений, артистам-исполнителям, изготовителям фонограмм, их правопреемникам при поиске оптимального варианта осуществления и защиты принадлежащих им прав, а также пользователям и всем, кто интересуется вопросами авторского права и смежных прав.

259
Юридическая Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Юридическая Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Юридическая Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Второе издание книги Н. В. Иванова «Авторские и смежные права в музыке» содержит подробный анализ правовой охраны музыкальных произведений, исполнений музыкальных произведений и фонограмм с учетом произошедших за последние годы изменений в законодательстве и правоприменительной практике. По сравнению с предыдущим изданием в представленном издании значительное внимание уделено вопросам распоряжения авторскими и смежными правами на результаты интеллектуальной деятельности в области музыки.<br /> Содержащиеся в работе выводы и их аргументация могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти в деятельности по реформированию гражданского законодательства, органами судебной власти при подготовке руководящих постановлений по вопросам правоприменения и разрешении конкретных споров в сфере авторского права и смежных прав, практикующими юристами при представлении интересов правообладателей или пользователей, работниками образования при подготовке учебных пособий или курсов по авторскому праву, студентами, аспирантами, соискателями и докторантами при изучении соответствующего раздела гражданского права.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 15 января 2015 г.<br /> Книга также может быть интересна и полезна авторам музыкальных произведений, артистам-исполнителям, изготовителям фонограмм, их правопреемникам при поиске оптимального варианта осуществления и защиты принадлежащих им прав, а также пользователям и всем, кто интересуется вопросами авторского права и смежных прав.

Внимание! Авторские права на книгу "Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография" (Иванов Н.В.) охраняются законодательством!