Юридическая Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Возрастное ограничение: 16+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 15.05.2015
ISBN: 9785392185863
Язык:
Объем текста: 290 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел I. Правовая охрана музыкальных произведений

Раздел II. Правовая охрана музыкальных исполнений

Раздел III. Правовая охрана фонограмм с записями музыкальных произведений и исполнений

Раздел IV. Распоряжение правами на музыкальные произведения, музыкальные исполнения, фонограммы

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел II. ПРАВОВАЯ ОХРАНА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСПОЛНЕНИЙ


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА СМЕЖНЫХ ПРАВ


§ 1. Общие положения


Большинство произведений создаются авторами в целях их дальнейшего использования. Это становится особенно заметно в эпоху рыночных отношений, когда результат любого труда воспринимается как своего рода товар. Мир искусства в этом смысле не является исключением. Деятелям музыки, живописи, литературы, кино нередко приходится корректировать свое творчество в соответствии с меняющимися пристрастиями публики, чтобы снискать популярность. Однако, как показывает практика, далеко не всегда успех того или иного произведения непосредственно зависит от работы, проделанной самим автором. Специфика некоторых видов произведений в том, что наличие их самих, как правило, не является достаточным условием для возможности адекватного восприятия сочиненного более-менее широкой аудиторией. Необходимо связующее звено между автором и публикой, посредник, который сделал бы произведение доступным и понятным не только специалистам, но и всем остальным. Осознание этой необходимости на определенном этапе развития общества привело к появлению нового вида человеческой деятельности — исполнительской интерпретации.


Именно музыкальные произведения, более чем какие-либо другие, нуждаются в исполнительском искусстве, которое предполагает превращение музыки с помощью вокала или применения специальных инструментов из набора графических символов в последовательность звуков. Без исполнителей музыка стала бы достоянием избранных, понимающих язык нот.


Все вышеизложенное свидетельствует об особом значении, которое имеет труд исполнителей в современном обществе. Несмотря на это, процесс возведения исполнения в ранг самостоятельного объекта правовой охраны в нашей стране занял достаточно длительный период времени. Начиная с середины XX в. на страницах отечественной юридической литературы периодически поднимался вопрос о целесообразности создания института правовой охраны результатов исполнительского искусства. Однако лишь в 1992 г. соответствующие нормы были введены в действие со вступлением в силу Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Далее правовая охрана исполнений получила развитие в разделе III Закона об авторском праве, в котором исполнение, наряду с фонограммой и передачами организаций эфирного и кабельного вещания, было отнесено к объектам смежных прав. С 1 января 2008 г. нормы, посвященные правовой охране исполнений, содержатся в главе 71 ГК РФ. Наряду с исполнением объектами смежных прав, согласно ст. 1304 ГК РФ, являются фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач, содержание баз данных и произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние. На первый взгляд может показаться не совсем понятным, по какому критерию указанные объекты, имеющие, по сути, не так много общего, были объединены в самостоятельный правовой институт. Однако здесь необходимо учитывать, что с самого момента возникновения конструкция смежных прав служит своеобразным дополнением к институту авторского права, охватывая собой результаты интеллектуальной деятельности, которые либо по степени творчества не дотягивают до произведений (исполнения, телепередачи), либо которым творчество несвойственно, но из соображений справедливости и целесообразности, по мнению специалистов, они должны охраняться правом. Поэтому формирующийся в определенном смысле по остаточному принципу круг объектов смежных прав, скорее всего, будет в последующем периодически изменяться и дополняться новыми разнородными категориями.


Ни международные договоры в области охраны смежных прав, ни действующее российское законодательство не содержат легального определения исполнения. Утративший силу с 1 января 2008 г. Закон об авторском праве хотя и содержал в ст. 4 легальное определение исполнения, но данное определение не имело прямого отношения к одноименному объекту смежных прав. В указанной дефиниции речь шла главным образом об исполнении как способе использования объектов авторского права и смежных прав, когда произведение, фонограмма, исполнение, постановка представляются публике вживую или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и др.). Смысл закрепления в Законе об авторском праве такого определения исполнения был не совсем ясен, так как оно частично дублировало содержавшееся в той же ст. 4 Закона определение публичного исполнения. Учитывая то обстоятельство, что исполнение, не обладающее признаком публичности, вообще не является самостоятельным способом использования объектов авторского права и смежных прав, было бы более логично определить его в ст. 4 Закона именно в контексте раздела III, т. е. как результат творческой деятельности, являющийся объектом смежных прав. К сожалению, на протяжении всего периода действия Закона об авторском праве этого сделано не было.


В части четвертой ГК рассматриваемый недостаток исправлен лишь отчасти. С одной стороны, в качестве способа использования произведений совершенно обоснованно рассматривается только публичное исполнение. С другой стороны, определение исполнения как объекта смежных прав в ГК, как и в Законе об авторском праве, по-прежнему отсутствует.


Таким образом, в настоящий момент искать нужное определение следует за рамками действующего законодательства. На наш взгляд, одно из самых точных определений исполнения как объекта правовой охраны было дано В. Я. Ионасом в работе «Критерий творчества в авторском праве и судебной практике». Ученый настаивал на признании за исполнительской интерпретацией режима зависимого произведения, охраняемого авторским правом, и определял его как «синтез живых образов, содержащий решение художественной задачи доведения до зрителей или слушателей разными выразительными средствами чужого произведения литературы и искусства». Поскольку далее основное внимание будет уделено исполнению музыки, то следует уточнить, что в роли соответствующих выразительных средств для музыканта могут выступать не только музыкальные инструменты и вокальные данные, но и иные объекты окружающей действительности, которые могут быть применены для извлечения звуков.


§ 2. Музыкальное исполнение как результат творческой деятельности


До 1 января 2008 г. закон не предъявлял к исполнению специальных требований относительно его творческого характера. Однако и в тот период было очевидно, что многим исполнителям свойственна оригинальная манера, и именно творческий характер труда большинства исполнителей на определенном этапе вынудил законодателей ряда стран ввести его правовую охрану. Отсутствие же в российском законе специального указания на творчество как самостоятельное условие охраны можно было трактовать как изначальное признание оригинальности за всяким исполнением. Это означало, что если заинтересованное лицо задастся целью доказать нетворческий характер конкретного исполнения и сумеет убедить в этом кого бы то ни было, на правовом режиме такого исполнения это никоим образом не отразится. Оно по-прежнему бы охранялось наравне с другими, творческий характер которых сомнений не вызывает. Предоставление правовой охраны всякому исполнению с позиции теории права можно было рассматривать как установление неопровержимой презумпции творческого характера любого исполнения.


В настоящий момент, принимая во внимание легальное определение исполнителя (автора исполнения), содержащееся в ст. 1313 ГК, можно утверждать, что объектом смежных прав является не всякое исполнение, а лишь такое, которое создано творческим трудом артиста-исполнителя. Иными словами, с 1 января 2008 г. исполнение, для того чтобы охраняться правом, должно представлять результат творческой деятельности; оригинальность является обязательным условием охраноспособности музыкального исполнения. Соответственно, если в настоящий момент заинтересованное лицо докажет нетворческий характер конкретного исполнения, последнее должно быть признано в судебном порядке неохраняемым.


Что касается понятия оригинальности исполнения и критериев ее определения на практике, то, на наш взгляд, в данном случае следует руководствоваться подходом, выработанным для решения аналогичных вопросов, касающихся музыкальных произведений (см. § 2 главы 1 раздела 1 настоящей работы).


§ 3. Объективная форма музыкального исполнения


Как известно, непосредственной причиной появления института смежных прав стало стремительное развитие индустрии звукозаписи. До тех пор, пока у человечества не появилось фактической возможности воспроизводить и распространять записи музыкальных исполнений в неограниченных количествах, острой необходимости в их правовой охране не существовало. Однако с введением и развитием института правовой охраны исполнений под действие права стали подпадать и такие результаты творчества артистов, которые не связаны с каким-либо материальным носителем.


До 1 января 2008 г. объективная форма выражения в качестве условия охраноспособности исполнения в законе прямо названа не была, однако к таковым она, безусловно, относилась. Чтобы стать объектом смежных прав, творческий замысел исполнителя должен покинуть его внутренний мир и получить свое выражение в окружающей действительности. Именно с этого момента возможно установление его правовой охраны.


Вывод о том, что в период действия Закона об авторском праве на территории Российской Федерации охранялись исполнения, выраженные в устной форме, ни на чем не зафиксированные, не способные к воспроизведению с помощью технических средств, прямо следовал из подп. 1 и подп. 2 п. 2 ст. 37 Закона об авторском праве, в которых были установлены правила использования не только записанных, но и незаписанных исполнений. Такое решение вопроса в полной мере соответствовало Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания от 26.10.1961 (далее — Римская конвенция), в ст. 7 которой содержатся аналогичные правила использование незаписанных, «живых» исполнений.


В связи с этим совершенно неожиданной выглядит норма подп. 1 п. 1 ст. 1304 ГК, которая исключает из круга объектов смежных прав не записанные, не зафиксированные на материальном носителе исполнения. Во-первых, данное правило вступает в явное противоречие с положениями международных договоров, участником которых является Российская Федерация. Так, согласно п. 1 ст. 5 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам «...исполнитель в отношении своих незаписанных устных исполнений или исполнений, записанных на фонограммы, имеет право требовать быть признанным в качестве исполнителя своих исполнений, за исключением тех случаев, когда непредоставление такого права продиктовано характером использования исполнения, и возражать против всякого извращения, искажения или иного изменения своих исполнений, способного нанести ущерб его репутации». В соответствии со ст. 7 Римской конвенции, ст. 6 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам от 20.12.1996 исполнителю принадлежит исключительное право на запись своих незаписанных исполнений. Во-вторых, рассматриваемое правило также не согласуется с подп. 1, 2 и 3 п. 2 ст. 1317 ГК, которыми регулируются отношения по использованию (сообщению в эфир, сообщению по кабелю и собственно записи) незаписанных исполнений. Предоставление исполнителю права разрешать либо запрещать запись своего незаписанного исполнения есть не что иное, как следствие правовой охраны незаписанных исполнений. В сущности, в действующем ГК закреплены два взаимоисключающих правила: правило о фиксации исполнения на материальном носителе как условии его правовой охраны и правило о праве исполнителя разрешать или запрещать запись своего незаписанного исполнения.


Примечательно, что в первоначальном тексте проекта части четвертой ГК к объектам смежных прав были отнесены не исполнения, а результаты исполнения, способные к техническому воспроизведению. В ходе работы над законопроектом термин «результат исполнения» был заменен на более привычный — «исполнение». Однако в сущности ничего не изменилось, поскольку признак воспроизводимости исполнения с помощью технических средств из текста законопроекта исключен не был.


Таким образом, на основании п.4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК следует считать, что с момента введения в действие части четвертой ГК исполнение, не зафиксированное на материальном носителе, по-прежнему охраняется правом. Норму подп. 1 п. 1 ст. 1304 ГК в части, закрепляющей за исполнением как объектом смежных прав признак воспроизводимости с помощью технических средств, следует считать недействующей, требующей приведения в соответствие с Римской конвенцией и Договором ВОИС по исполнениям и фонограммам.


Казалось бы, данное очевидное недоразумение, допущенное в подп. 1 п. 1 ст. 1304 ГК, должно было быть устранено в установленном порядке в кратчайшие сроки. Однако по прошествии более чем шести лет с даты введения в действие части четвертой ГК приходится констатировать, что этого до сих пор не сделано. Более того, внесение соответствующих исправлений при работе над проектом закона о внесении изменений в часть четвертую ГК законодателем даже не обсуждался.


Предоставление правовой охраны не зафиксированному на материальном носителе исполнению среди прочего означает, что исполнителю, создавшему такое исполнение, принадлежит не только исключительное право, но и личные неимущественные права: право авторства, право на имя, право на неприкосновенность исполнения — право на защиту исполнения от всякого искажения или иного посягательства (подп. 3, 4 п. 1 ст. 1315 ГК), право авторства. Например, независимо от того, производится запись концертного выступления артиста на материальный носитель или нет, никто не вправе искажать с помощью каких-либо технических средств звуковую картину происходящего, скрывать от публики имя исполнителя вопреки его воле, отрицать авторство исполнителя и т. п. При этом правовая охрана исполнений, не связанных с материальным носителем, не ограничивается временными рамками самого исполнения, в приводимом примере — концертного выступления. Вполне допустима ситуация, когда право авторства или право исполнителя на имя может быть нарушено по прошествии определенного периода времени после состоявшегося концерта, даже если он не был записан. В этой ситуации исполнитель вправе на общих основаниях защищать нарушенные личные неимущественные права, причем срок защиты данных прав, исходя из ст. 208, 1316 ГК, неограничен.


§ 4. Специальные условия охраноспособности музыкального исполнения


Помимо общих условий охраноспособности, в отношении исполнения законодательство устанавливает также ряд специальных условий, наличие хотя бы одного из которых необходимо для возникновения его правовой охраны на территории РФ. Данные условия перечислены в ст. 1321 ГК. Чтобы охраняться правом, исполнение, помимо выраженности вовне, должно либо быть совершено гражданином РФ, либо иметь место на территории нашей страны, либо быть записанным на фонограмму, охраняемую по действующему российскому законодательству, либо должно быть включено в передачу организации эфирного или кабельного вещания, охраняемую в Российской Федерации. Следует при этом учитывать, что в связи с присоединением России к Римской конвенции и Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам круг исполнений, охраняющихся на территории России, значительно расширился.


В соответствии с п. 2 ст. 1304 ГК для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Создание исполнения является юридическим фактом, предоставляющим определенные права артисту и возлагающим ряд обязанностей на всех окружающих. В целях оповещения третьих лиц о возникшем в момент создания исполнения исключительном праве исполнитель вправе размещать на экземплярах записанного исполнения знак правовой охраны смежных прав. Данный знак, согласно ст. 1305 ГК, состоит из трех элементов — латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.


Исполнение охраняется правом независимо от того, что именно исполняется (п. 3 ст. 1315 ГК). Это может быть произведение как собственного, так и чужого сочинения, как классическая и так народная музыка, импровизация. Во всех перечисленных случаях у музыканта по факту исполнения возникают предусмотренные законом субъективные права. Однако если дело дойдет до осуществления исполнительских прав, то нельзя не учитывать дополнительные требования, установленные в законе. В п. 2 ст. 1315 ГК установлено, что исполнитель осуществляет принадлежащие ему права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения. Это правило наглядно демонстрирует производность и зависимость смежных прав от авторских. Каким же образом оно может повлиять на интересы исполнителей?


К сожалению, ввиду отсутствия норм, которые конкретизировали бы положение п. 2 ст. 1315 ГК, ответ на поставленный вопрос далеко не очевиден. В действовавшем до 6 ноября 2007 г. разделе III Положения о минимальных ставках, а также в утвержденном тем же Постановлением Правительства РФ № 218 и действующем в настоящий момент Положении о минимальных ставках авторского вознаграждения при воспроизведении произведений литературы и искусства» установлено, что плательщиками авторского вознаграждения, т. е. пользователями произведений, являются не сами исполнители, а организации или граждане, организовавшие и осуществившие публичное исполнение, передачу в эфир или воспроизведение. Из норм, закрепленных в указанных Положениях, следует, что непосредственно между исполнителем и обладателем авторских прав на публично исполняемое, передаваемое в эфир или воспроизводимое произведение авторского правоотношения не возникает: артист может исполнять на публике, в эфире или воспроизводить любое произведение, и все обязанности по соблюдению авторских прав, а также санкции за невыполнение данных обязанностей падают на организатора соответствующего проекта. Разъяснения, совпадающие по своей смысловой нагрузке с приведенными нормами Постановления Правительства РФ № 218, содержатся в п. 32 Постановления Пленума ВС и ВАС № 5/29: «Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение».


Однако, как показывает практика, зачастую исполнители, напротив, оказываются заинтересованными в приобретении авторских прав и сопутствующих обязанностей. Речь идет о распространенных в отечественных музыкальных кругах сделках между авторами и исполнителями, когда композитор за определенную плату предоставляет певцу или группе право исполнять свое новое произведение, включить его в собственный репертуар. В подобных случаях исполнители зачастую полагают, что, уплатив определенную соглашением сумму авторам музыки и текста, они становятся единственными лицами, управомоченными на исполнение данного сочинения. Как следствие, на практике очень редко музыканты, по крайней мере известные, берутся исполнять произведение, которое уже входит в репертуар другого артиста. Однако удерживает их от этого шага в большинстве случаев не страх юридической ответственности, а некие нравственные ограничители и нежелание портить отношения с коллегами. Поскольку данный механизм действует в музыкальных кругах довольно отлаженно и крупных скандалов по этому поводу отмечено не было, можно, конечно, оставить все как есть. Единственное, что смущает, это достаточно крупные суммы, которые тратят исполнители, чтобы заполучить в репертуар ту или иную песню. Ведь подавляющее большинство обнародованных музыкальных произведений входит в реестр аккредитованной организации коллективного управления, и, следовательно, они могут исполняться на публике, сообщаться в эфир и даже в ряде случаев, воспроизводиться любым исполнителем совершенно бесплатно. Практика показывает, что все обязанности по соблюдению авторских прав в этой ситуации падают на пользователя — организацию или гражданина, осуществивших соответствующий проект и обязанных иметь лицензию организации коллективного управления.


Заключение сделки между автором и исполнителем целесообразно для последнего лишь в том случае, если автор исключил конкретное произведение из репертуара аккредитованной организации коллективного управления. При этом следует иметь в виду, что предметом договора в данном случае должно являться либо собственно исключительное право (договор об отчуждении исключительного права), либо право использовать произведение определенными способами на исключительной основе (исключительная лицензия). Кроме того, такому соглашению должна быть придана письменная форма. При несоблюдении этих требований, как это сплошь и рядом происходит сегодня, положение исполнителя оказывается незавидным. Во-первых, в случае несоблюдения требования о простой письменной форме договора он будет недействителен (п. 2 ст. 1234, ч. 3 п. 2 ст. 1235 ГК). Во-вторых, при отсутствии в письменном договоре прямого указания на исключительность приобретаемого права использования будет действовать общее правило о его неисключительном характере, предусмотренное для договоров лицензионного типа в п. 2 ст. 1236 ГК, что позволит автору беспрепятственно заключать аналогичные соглашения с другими артистами.


У рассматриваемой проблемы есть и обратная сторона. Зачастую композитор стремится заранее ограничить круг исполнителей своих произведений одним или несколькими музыкантами. Подобное желание может возникнуть вполне естественно, поскольку не для кого не секрет, какое значение имеет исполнение в музыке. Учитывая, что данный вопрос в действующем законодательстве прямо не урегулирован, из других его положений можно вывести определенный алгоритм, в соответствии с которым надлежит действовать автору для реализации задуманного. Прежде всего ему следует обратиться в аккредитованную организацию коллективного управления авторскими правами с заявлением об исключении конкретного произведения из репертуара соответствующего общества. Указанная организация обязана подчиниться воле автора и уведомить всех пользователей, с которыми у нее имеются лицензионные соглашения, о том, какие произведения последние отныне не вправе использовать в своей деятельности без получения разрешения непосредственно у правообладателя. Далее автору, заключая договор с пользователем, необходимо предусмотреть специальное условие относительно того, в чьем исполнении он разрешает использование своей музыки. Представляется, что сужение в авторском договоре о передаче прав на музыкальное произведение круга возможных исполнителей до конкретной кандидатуры, с точки зрения закона вполне допустимо, так как в полной мере соответствует общегражданскому принципу свободы договора, закрепленному в п. 1 и 2 ст. 1 ГК. Следует отметить, что в недавнем прошлом данный вывод нашел подтверждение в разъяснениях высших судебных инстанций. Согласно п. 93 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» (далее — Постановление Пленума ВС № 9) «в случае нарушения исполнителем исключительного права на произведение правообладатель (в том числе наследник) вправе осуществлять защиту нарушенного права любым из способов, перечисленных в ст. 12 и п. 1 ст. 1252 ГК РФ, в том числе путем предъявления требования о пресечении действий, нарушающих исключительное право, в частности о запрете конкретному исполнителю исполнять те или иные произведения». Очевидно, что если Пленум Верхового Суда РФ констатирует наличие у автора произведения права запретить конкретному исполнителю исполнять свое произведения, то тем самым он констатирует и наличие у автора права разрешать конкретному исполнителю исполнять свое произведение.




Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Второе издание книги Н. В. Иванова «Авторские и смежные права в музыке» содержит подробный анализ правовой охраны музыкальных произведений, исполнений музыкальных произведений и фонограмм с учетом произошедших за последние годы изменений в законодательстве и правоприменительной практике. По сравнению с предыдущим изданием в представленном издании значительное внимание уделено вопросам распоряжения авторскими и смежными правами на результаты интеллектуальной деятельности в области музыки.<br /> Содержащиеся в работе выводы и их аргументация могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти в деятельности по реформированию гражданского законодательства, органами судебной власти при подготовке руководящих постановлений по вопросам правоприменения и разрешении конкретных споров в сфере авторского права и смежных прав, практикующими юристами при представлении интересов правообладателей или пользователей, работниками образования при подготовке учебных пособий или курсов по авторскому праву, студентами, аспирантами, соискателями и докторантами при изучении соответствующего раздела гражданского права.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 15 января 2015 г.<br /> Книга также может быть интересна и полезна авторам музыкальных произведений, артистам-исполнителям, изготовителям фонограмм, их правопреемникам при поиске оптимального варианта осуществления и защиты принадлежащих им прав, а также пользователям и всем, кто интересуется вопросами авторского права и смежных прав.

259
Юридическая Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Юридическая Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Юридическая Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

Второе издание книги Н. В. Иванова «Авторские и смежные права в музыке» содержит подробный анализ правовой охраны музыкальных произведений, исполнений музыкальных произведений и фонограмм с учетом произошедших за последние годы изменений в законодательстве и правоприменительной практике. По сравнению с предыдущим изданием в представленном издании значительное внимание уделено вопросам распоряжения авторскими и смежными правами на результаты интеллектуальной деятельности в области музыки.<br /> Содержащиеся в работе выводы и их аргументация могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти в деятельности по реформированию гражданского законодательства, органами судебной власти при подготовке руководящих постановлений по вопросам правоприменения и разрешении конкретных споров в сфере авторского права и смежных прав, практикующими юристами при представлении интересов правообладателей или пользователей, работниками образования при подготовке учебных пособий или курсов по авторскому праву, студентами, аспирантами, соискателями и докторантами при изучении соответствующего раздела гражданского права.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 15 января 2015 г.<br /> Книга также может быть интересна и полезна авторам музыкальных произведений, артистам-исполнителям, изготовителям фонограмм, их правопреемникам при поиске оптимального варианта осуществления и защиты принадлежащих им прав, а также пользователям и всем, кто интересуется вопросами авторского права и смежных прав.

Внимание! Авторские права на книгу "Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография" (Иванов Н.В.) охраняются законодательством!