Философия Ивин А.А. Апокалипсис любви: философский очерк о многообразии любви

Апокалипсис любви: философский очерк о многообразии любви

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.03.2017
ISBN: 9785392243310
Язык:
Объем текста: 404 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Девять «Кругов любви»

Глава 2. Любовь в закрытом обществе

Глава 3. Любовь к свободе

Глава 4. Природа человека и любовь

Глава 5. О смысле любви



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Любовь к свободе


1. Две формы любви к свободе


Рассмотрение видов, или форм, любви, характерных для открытого и закрытого обществ, хорошо показывает, что любовь социальна по своей природе. То, что в одном обществе является предметом привязанности или даже любви, в обществе противоположного типа может оказаться объектом неприязни, а возможно, даже ненависти.


Зависимость любви от общества лучше всего продемонстрировать на примерах отношения индивидов открытого и закрытого обществ, существовавших в ХХ в., к таким фундаментальным социальным ценностям, как свобода, гражданское общество и демократия. В основе последних двух ценностей лежит свобода. Характер любви к свободе определяет особенности любви к гражданскому обществу и к демократии.


Выбор этих объектов если не любви, то, во всяком случае, привязанности тем более уместен, что современная Россия постепенно начинает переосмысливать эти ценности и менять свое отношение к ним на прямо противоположное.


Сопоставление форм любви двух полярных типов общества показывает вместе с тем, что в чем-то глубинном эти общества похожи друг на друга. Это как раз такое сходство, по поводу которого обычно говорят, что крайности сходятся. Прибегая к образу, можно сказать, что на Северном полюсе так же холодно, как и на Южном.


К. Маркс как-то заметил, что анатомия человека есть ключ к пониманию анатомии обезьяны. Более высокая стадия развития какого-то явления позволяет яснее понять предшествующие стадии его развития. В этом смысле история прошлого века является ключом к пониманию всей человеческой истории.


Диаметрально противоположные истолкования свободы в закрытом и открытом обществах с особой наглядностью подчеркивают различия любви в этих обществах.


Проблема свободы является, как кажется, одной из тех проблем, которые затрагивают каждого и которые непременно вызывают споры. Быть может, самые глубокие противоречия между людьми, говорит К. Ясперс, обусловлены их пониманием свободы.


То, что одним кажется путем к свободе, другие считают прямо противоположным этому. Ради свободы совершается почти все, к чему стремятся люди. Во имя свободы они становятся даже на путь рабства, при этом возможность путем свободного решения отказаться от свободы представляется иногда высшей свободой. Свобода способна порождать энтузиазм, но свобода порождает и страх. Иногда даже создается впечатление, что люди совсем не хотят свободы, более того, стремятся избежать самой возможности свободы.


В короткой заметке «Свобода» итальянский писатель А. Савинио пишет: «Человек борется, чтобы обрести свободу. Он боролся против феодализма. Боролся против привилегий знати и духовенства (Французская революция). Теперь он борется против капитализма. Ну а потом?.. Не худо бы уже сейчас знать, с какими препятствиями столкнется человек после того, как одолеет капитализм, чтобы достичь полной и совершенной свободы. Какой будет свобода после капитализма, нетрудно предугадать. Она все еще будет смутной».


Идея, что человек во все времена и при любых формах общественного устройства борется за свободу, является очень распространенной, но тем не менее неверной. История — это не прогресс свободы, как это иногда представляется. Требование свободы характерно только для поднимающихся открытых, но не для закрытых обществ. Индивиды открытого общества действительно жаждут свободы и борются за нее как за одну из основных ценностей такого общества. «Братство, равенство, свобода» — лозунг буржуазной революции. Пролетарская революция оставляет из него только «равенство», но и его переосмысливает по-своему. Эта революция направлена не на свободу, тем более если она понимается индивидуалистически, а на «освобождение», и прежде всего на освобождение от эксплуатации, порождаемой частной собственностью и разделением общества на богатых и бедных.


Примеры борьбы за свободу, приводимые Савинио (борьба против феодализма, Французская революция), относятся как раз к периоду зарождения и утверждения открытого капиталистического общества. Средневековый человек не боролся ни за свободу совести, ни за свободу мысли, ни за какую-либо другую свободу. Человек тоталитарного общества борется за осуществление основной цели своего общества, борется с внутренними и внешними его врагами, препятствующими скорейшей реализации этой цели, но он не жаждет свободы и не борется за нее. Ему не нужна индивидуалистическая, своевольная и самодостаточная свобода вне глобальной социально значимой цели.


Споры о свободе проистекают прежде всего из многозначности этого понятия, в результате чего спорящие обычно говорят о разных его значениях и плохо понимают друг друга.


Можно выделить два крайних значения данного понятия:


— свобода как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности;


— свобода как возможность действовать инициативно и предприимчиво в направлении цели, поставленной коллективом или обществом.


Первый полюс можно назвать индивидуалистической свободой, второй — коллективистической свободой. Между этими полюсами располагаются многообразные промежуточные варианты понимания свободы.


В индивидуалистическом смысле свобода понимается в открытом, или индивидуалистическом, обществе; закрытое, или коллективистическое, общество понимает свободу в коллективистическом смысле. Неудивительно поэтому, что с точки зрения индивидуалистической свободы коллективистическая свобода кажется явной «несвободой»; с точки зрения коллективистической свободы индивидуалистическая свобода является «бесполезной», «формальной» или даже «репрессивной».


Рассмотрим сначала индивидуалистическую свободу и соответствующее ей понятие прав личности, а затем остановимся на понятии коллективистической свободы.


При организации той или иной области социальной жизни открытое общество максимально опирается на спонтанные силы общества и стремится как можно меньше прибегать к принуждению. Реализация этого устремления предполагает особые качества человека: он должен быть автономным, не подопечным и самодеятельным.


Особенно ясно это проявляется в современном посткапиталистическом обществе. В нем сложилась характерная идейно-психологическая ориентация, главные составляющие которой — самоценность индивида, его автономия и свобода, возможность самому определять свои жизненные цели и личная ответственность за результаты своей деятельности.


Освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную деятельность, предоставление ему возможности самому выстраивать свою жизнь непосредственно исходят из других характерных черт посткапиталистического общества, и прежде всего из свободного индивидуального и группового предпринимательства, свободного рынка, защиты частной собственности.


Частная собственность является главной гарантией свободы, причем не только для тех, кто владеет этой собственностью, но и для тех, кто ею не владеет. Если контроль над средствами производства распределен между многими не связанными между собою собственниками, никто не имеет над этими средствами безраздельной власти, и индивиды могут принимать решения и действовать самостоятельно. Но если все средства производства сосредоточены в одних руках, человек тут же попадет под ярмо абсолютной зависимости.


Можно отметить, что Маркс был одним из первых, кто понял, что институт частной собственности является одним из основных факторов, обеспечивших людям те относительные свободы и равенство, которые существовали в современном ему капиталистическом обществе. Маркс говорил, что развитие частнособственнического капитализма с его свободным рынком подготовило развитие всех демократических свобод. Вместе с тем Маркс намеревался беспредельно расширить эти свободы путем простого упразднения частной собственности. Странно, что он не задавался вопросом: не случится ли так, что вместе с устранением такой собственности и свободного рынка исчезнут и все свободы?


Существенным в обеспечении свободы является также стремление общества к равенству возможностей каждого его члена независимо от того, к какой группе или классу он принадлежит. Повышение им своего благосостояния и приобретение собственности, перемещение на более высокие этажи социальной пирамиды и т. д. должны зависеть не от исходного его положения, но в первую очередь от затраченных им усилий, степени его трудолюбия, предприимчивости, деловитости, сметливости и других свойств.


Представление о свободной личности, выбирающей из различных форм жизнедеятельности те, которые отвечают ее склонностям, начало складываться с распадом жестко организованной средневековой иерархической системы и достаточно отчетливо проявилось с развитием коммерции.


К XIX в. в основных чертах сложилась концепция либерализма с ее основным постулатом о непреходящей ценности и равноправии человеческой личности. Либерализм был идейным и политическим выражением того индивидуалистического миропонимания, которое придавало особое значение независимости личности, автономии человеческого разума и изначально заложенным в человеческой природе добродетели и способности к совершенствованию. Индивидуальная свобода рассматривалась не только как данность, но и как задача дальнейшего совершенствования общества. Либерализм настаивал прежде всего на экономической свободе, но был также требованием свободы во всех других областях — интеллектуальной, социальной, политической и религиозной.


Сложившийся в XIX в. консерватизм, как и либерализм, отстаивает индивидуалистически понимаемую свободу, хотя трактует ее иначе. Либерализм истолковывает свободу как право личности поступать по собственной воле и в первую очередь как возможность пользоваться неотъемлемыми правами человека; свобода индивида ограничивается лишь аналогичной свободой других людей. Логическим дополнением так понятой свободы является политическое равенство всех людей, без которого свобода не имеет смысла. Либерализм практически никогда не требовал полного равенства. Консервативная мысль приписала ему, однако, утверждение, что люди фактически и со всех точек зрения равны. В противовес этому положению было выдвинуто новое истолкование свободы, которое может быть названо «качественной идеей свободы». Консерватизм не нападает на само либералистское истолкование свободы, а подвергает сомнению лежащую глубже идею равенства. Утверждается, что люди принципиально неравны, неравны талантом и способностями, неравны в самом своем существе. Свобода может в силу этого основываться исключительно на способности каждого индивида к развитию без препятствий со стороны других, развитию в соответствии со склонностями и обязанностями индивида. Свобода заключается не в способности действовать так или иначе согласно арбитральным решениям, она — в способности сохранить себя и жить в соответствии с глубочайшим существом собственной личности. А наиболее глубокая сущность человеческой личности — это не только индивидуальность, но и мораль, принимаемые личностью традиции и т. п. Консерватизм подчеркивает особое значение так называемых органических коллективных ценностей (прежде всего морали и государства) для жизни индивида и реализации им своей свободы.


В открытых обществах автономия личности и соответствующие свободы и права человека являются одной из доминант и одним из наиболее важных показателей уровня развития общества. В закрытых обществах личность без остатка растворяется в различных коллективных образованиях, характерных для данных обществ, и вопрос о свободе суверенной личности воспринимается как прямое покушение на самые основы общества.


Индивидуализм предполагает свободную личность, коллективизм ее исключает.


Вместе с тем либерализм с его центральной идеей свободы явно переоценивает роль индивидуальной свободы в сложной системе социальных отношений. Во-первых, даже в индивидуалистическом, в частности посткапиталистическом, обществе далеко не все его члены горячо стремятся к свободе; во-вторых, в коллективистическом обществе люди обычно не чувствуют себя несвободными.


Хороший анализ склонности человека посткапиталистического общества уклоняться от свободы дает Э. Фромм в книге «Бегство от свободы». Он напоминает, что Первую мировую войну многие считали последней войной, а ее завершение — окончательной победой свободы. Но не прошло и нескольких лет, как появились новые социальные системы, перечеркнувшие все, что было завоевано веками борьбы. Сущность этих новых систем состояла в подчинении всех неограниченной власти небольшой кучки людей, в полном контроле всех сторон как общественной, так и личной жизни человека.


В развитии демократического общества бывают такие кризисные периоды, когда большинство его членов оказываются готовыми отказаться от свободы во имя ценностей, представляющихся им более значимыми. В спокойные, относительно благополучные периоды многие индивиды этого общества тоже не в восторге от своей свободы. Свобода — это также ответственность за принимаемые решения и борьба за их реализацию. Многим не хотелось бы постоянно бороться за свое место под солнцем. Каждодневной и временами жестокой борьбе за существование они предпочли бы пусть не особенно комфортную, но спокойную и лишенную элементов борьбы и риска жизнь. Тот, кто хочет многого, считают они, пусть испытывает судьбу. Но те, кто готов довольствоваться тем немногим, что не унижает их достоинства, имеют право жить спокойно и не занимать себя постоянными размышлениями о том, что будет завтра, как сложатся мало зависящие от них обстоятельства и к каким результатам приведут только что принятые на собственный страх и риск (свободные) решения. Многие люди склонны ставить безопасность и устойчивость своего положения выше индивидуальной свободы, всегда предполагающей ответственность и риск. Не случайно один из основных аргументов индивидов коммунистического общества в пользу своего положения сводился к ссылке на превратности жизни человека в капиталистическом обществе: сегодня он благоденствует и живет намного лучше нас, но завтра может обанкротиться или оказаться безработным, и посмотрим, кто кому будет завидовать.


Права человека основываются на признании автономии и суверенитета каждой личности. Фундаментальные и неотчуждаемые права считаются принадлежащими человеку, взятому не в качестве элемента некой общности (классовой, национальной и пр.), а в качестве индивидуальной личности.


Автономия человека имеет разный смысл в разных культурах. Для средневекового христианина — это свобода, данная Богом всякому созданию, сотворенному «по его подобию». Основным правом в этом случае является право на «спасение души», отсутствующее в современных перечнях прав человека.


В истории России социальное бытие всегда концентрировалось вокруг власти и общества, взятого как целое. Индивидуальный человек как бы растворялся в них без остатка и не мог претендовать на какую-либо автономию. Его права не были безусловными и неотъемлемыми, они даровались ему властью и ею же урезывались, видоизменялись или упразднялись. Неудивительно, что история России почти не знает массовых движений за те или иные конкретные права. Отношение тех, кто бунтовал во имя народных прав против власти, к правам индивидуальной личности строилось на тех же принципах, что и отношение к ним власти. Ни Пугачев, ни декабристы, ни народовольцы не пытались добиться от существующей власти гарантии своих прав. Все они видели такую гарантию только в ниспровержении власти. Тотальная власть порождала тотальный бунт. Декабрист Пестель планировал решительно ограничить индивидуальные права, включая такие традиционные права, как право на общественную организацию. Народовольцы полагали, что интересы общины целиком поглощают права отдельного ее члена. Для большевиков интересы класса и классового государства вообще снимали вопрос личных прав как таковой. Отмечавшееся Н. А. Бердяевым стремление русской мысли к абсолюту, тотальности, нежелание обходиться относительными категориями, извечная тяга к соборности, доминирование в нем общего над частным — глобального над локальным, общества над личностью — проявлялись практически во всех русских политических и философских системах и течениях. Большевики во многом опирались на сложившееся задолго до них критическое отношение к представлениям о самоутверждающейся, автономной личности. В России подобные представления всегда считались порочными. Личность должна подчиняться коллективу, служить общественной пользе, приносить в жертву свои эгоистические интересы. Большевики были не только самыми безжалостными разрушителями национальных святынь, но и своего рода традиционалистами, и этот традиционализм существенно помогал им удерживать власть.


Часто понятия «права человека» и «свободы человека» используются как синонимы. Сточки зрения юридической природы, нормативного закрепления прав и свобод, а также системы их защиты и механизма их реализации, между ними трудно провести четкую границу. «Свобода,– как говорил Ш. Монтескье,– есть право делать все, что разрешено законом». Иногда даже употребляется формула «право на свободу»: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии...»


Различие между правами и свободами можно провести лишь с точки зрения правомочий в отношениях «индивид — государство». Права человека — это установленные и гарантируемые государством возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. В правах фиксируются сфера, направление деятельности индивида, и государство обязуется обеспечить и защитить правомерные действия человека в указанной в законе области. Не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри конкретного права. Правом можно воспользоваться или нет, ибо оно не обязанность. Например, безусловным и однозначно определенным является право каждого на жизнь. Известно, однако, что некоторые люди добровольно отказываются от этого права.


Свободы человека — это сферы его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы области, в которой человек действует по своему выбору и усмотрению. Государство должно не только само воздерживаться от вмешательства в гарантированные свободы, но и обеспечить защиту границ свобод от вторжения других лиц. Оно законодательно защищает свободу человека и одновременно ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. К примеру, демократическому государству нет дела до религиозных убеждений своих индивидов. Оно не должно влиять на приверженность человека тому или иному вероисповеданию, утверждать какую-либо религию в качестве обязательной. Это — свобода совести человека, свобода его выбора. Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободы совести, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния. Примером может служить ограничение или запрещение деятельности так называемых тоталитарных религиозных сект.


Принято выделять три поколения прав человека — индивидуальные свободы личности, социально-экономические права и, наконец, права на жизнь и на нормальную среду обитания. Гражданские и политические права первого поколения выросли на почве европейской и американской политико-правовой мысли XVIII в. Социально-экономические права второго поколения стали международными в результате компромисса между социалистическими и капиталистическими государствами. Еще раньше ряд западноевропейских стран начал конституционно характеризовать свои государства как «социальные», закреплять право на труд и т. д. В Европе — родине теории естественных, неотъемлемых прав человека — сейчас законодательно признаны все группы прав: гражданские, политические, экономические, социальные права и права в области культуры.


Современные международные стандарты прав и свобод человека включают гражданские права, политические права, экономические права, социальные права, права в области культуры, права ребенка и др.


В число гражданских прав входят: право на жизнь; право на свободу, на личную неприкосновенность; свободу от жестокостей; право на неприкосновенность личной и семейной жизни; право на свободное передвижение; право на гражданство; право на защиту со стороны закона.


Политические права включают: право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право на участие в управлении делами государства.


В числе экономических прав: право собственности; право на труд и отдых.


Социальные права включают: право на семейную жизнь; право на достаточный жизненный уровень.


В культурные права входят: право на образование; право на участие в культурной жизни.


Перечисленные права человека не исчерпывают всех его прав. Иногда вводится понятие основных, или фундаментальных, прав и свобод человека. Обычно под ними понимаются те права, которые закреплены в принятых международных нормах и в основном законе государства, в его конституции.


Понятие прав и свобод человека складывалось на протяжении веков и утвердилось лишь в XX веке, в современном посткапиталистическом обществе. Достаточно полная и последовательная реализация этих прав и свобод возможна только в таком обществе. Хотя к международным документам, устанавливающим права и свободы, присоединилось подавляющее большинство существующих государств, во многих из них провозглашаемые права и свободы остаются чистой декларацией. Более того, попытка воплотить их в жизнь в государствах, явственно тяготеющих к коллективизму, неизбежно привела бы к серьезным осложнениям.


Характерно, что, когда коммунистическая Россия присоединялась к международным актам о правах человека, сами эти акты вообще не публиковались официально внутри страны. Борьба диссидентов за права человека, разворачивавшаяся в 1965–1985 гг., была борьбой только за те права, которые уже были приняты Советским Союзом и закреплены его законами. Эта борьба была открытой, не носила политического характера, не была организационно оформлена и отвергала любое насилие для достижения своих целей. И тем не менее диссиденты оказались прямыми врагами коммунистического режима. Их борьба за выполнение страной ее собственных законов являлась выступлением против коммунистического коллективизма, борьбой за открытое, свободное общество, в котором только и возможна свободная личность.



Апокалипсис любви: философский очерк о многообразии любви

Любовь является откровением, приносящим человеку новое и, как кажется, единственно правильное видение мира. И одновременно любовь — страшная сила, способная исковеркать и сломать жизнь человека. В большинстве случаев подлинная любовь подобна тяжелой болезни, но болезни, без которой существование человека становится ущербным и неполноценным.<br /> В книге об «откровении любви» охватываются почти все ее виды, начиная с половой любви и кончая пристрастием к ругательствам и к моде. Философско-психологическое исследование любви соединяется с популярным, живым и образным изложением.<br /> Книга рассчитана на широкий круг читателей.

209
Философия Ивин А.А. Апокалипсис любви: философский очерк о многообразии любви

Философия Ивин А.А. Апокалипсис любви: философский очерк о многообразии любви

Философия Ивин А.А. Апокалипсис любви: философский очерк о многообразии любви

Любовь является откровением, приносящим человеку новое и, как кажется, единственно правильное видение мира. И одновременно любовь — страшная сила, способная исковеркать и сломать жизнь человека. В большинстве случаев подлинная любовь подобна тяжелой болезни, но болезни, без которой существование человека становится ущербным и неполноценным.<br /> В книге об «откровении любви» охватываются почти все ее виды, начиная с половой любви и кончая пристрастием к ругательствам и к моде. Философско-психологическое исследование любви соединяется с популярным, живым и образным изложением.<br /> Книга рассчитана на широкий круг читателей.