Деловая Ищенко Е.П. Виртуальный криминал

Виртуальный криминал

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Деловая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.01.2014
ISBN: 9785392025619
Язык:
Объем текста: 350 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вместо предисловия

Глава 1. Криминальные джунгли интернета

Глава 2. Вирус виртуальный, но очень опасный

Глава 3. Играй, да не заигрывайся

Глава 4. Застрявшие в паутине

Глава 5. Полиция и суд ХХI века

Глава 6. Грядет глобальный криминал?



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5.
ПОЛИЦИЯ И СУД ХХI ВЕКА


Откройте: киберполиция!


Мотивировки у компьютерных злодеев бывают самыми разными. Одни руководствуются страстью к наживе, ведь относительно безопасные операции приносят в 150 раз больше доходов, чем вооруженные и очень рискованные налеты на банки. Другие действуют из ненависти, стремясь на свой лад отомстить начальству предприятий, где они работают и чувствуют себя ущемленными. Но встречаются и такие, кто преодолевает препятствие исключительно ради самоутверждения. Однако все они — любители своего дела. Настоящие профессионалы быстро вербуются преступной средой и ставятся на службу организованной преступности. Вот и приходится полицейским сменить револьвер на компьютер и заняться поисками преступников через электронные сети.


Так, в частности, делает французская служба по расследованию технологических нарушений, которые во Франции ежегодно наносят ущерб до 2 миллиардов долларов. Но и ей удается выявить не более 10 процентов компьютерных преступлений. При таком раскладе нарушителям нечего особенно опасаться, зато руководителям надо бы задуматься, как работать дальше.


Кто бы мог лет эдак 20 назад представить, что такая непреступная твердыня, как Пентагон, окажется мишенью бесконечных атак со стороны компьютерных пиратов и в начале 1998 года начнет взывать к властям с требованием о принятии чрезвычайных мер, а не то, мол, дело дойдет до национальной катастрофы?


Только в 1995 году на пентагонские сети было совершено 250 тысяч нападений со средним успехом взлома в 64 процента. То есть до самого конца как будто никто не дошел, но степень проникновения поражает воображение. Неужели у министерства обороны богатейшей сверхдержавы мира так мало средств для самозащиты? Правда, вопрос можно сформулировать и по-другому: неужели современная технология дает такие неограниченные возможности любому и каждому? А если да, то каким страшным оружием может стать компьютер в руках террористов, четко определивших свою задачу по наведению ужаса на мирное население?


В таком ключе легко представить глобальную катастрофу или электронный разгром страны. Достаточно группе террористов или враждебному государству учинить молниеносный налет на коммуникационные сети США, как вся страна окажется в полной отключке. Тотчас будут выведены из строя энергетика, финансовая система, транспорт, правительственные информационные сети, телекоммуникации, военные системы управления вооружением и другие жизненно важные инфраструктуры. Для людей, привыкших жить в очень комфортных условиях, это будет смерти подобно.


Удивительно, что террористы еще не освоили эту технику. Но, как утверждают специалисты, потенциальный риск новых технологий всегда намного выше реальной угрозы. Остается надеяться, что подобная мудрость не остановит представителей промышленно развитых стран в их стремлении возвести преграды на пути развития киберпреступности. Пока же речь идет о том, чтобы, как говорят американцы, бороться с угрозой XXI века, применяя средства века минувшего. Хотя, как афористично выразился американский эксперт Коннори, для глобальных проблем нет локальных решений. Компьютерные технологии продолжают развиваться гигантскими темпами, и никаким законодателям за ними не угнаться. Так что заботы хватит на многие поколения, если, конечно, не произойдет всемирной катастрофы.


Пока об этом стараются не упоминать. Интернет, как снежная лавина, не стоит на месте и, по самым скромным оценкам, в начале XXI века компьютерные сети вберут в себя около четверти миллиарда персональных компьютеров. Это значит — больше свободы в получении информации и — одновременно! — шире возможности для преступных манипуляций.


Специалисты, правда, считают, что Интернет инициирует не только негативные процессы информационного и кибернетического терроризма, а также компьютерной преступности, но и позитивные процессы создания новой виртуальной среды обитания человеческой цивилизации. К чему это нередко приводит, мы уже знаем. Но всегда хочется надеяться на лучшее. А что еще остается рядовому гражданину?


Если Белый дом создал специальную комиссию по защите жизненно важных структур США, то это делалось явно не без нужды. Включенный в телефонную линию компьютер способен в руках преступника причинить очень значительный ущерб. И так многочисленны конкретные примеры: террористические акты, промышленный, военный, технологический шпионаж, экономический и политический саботаж, всякого рода техническая и стратегическая дезинформация. Расследование ФБР показало, что три четверти американских предприятий подвергались налетам компьютерных пиратов, а годовые потери достигают 10 миллиардов долларов. Ощутимо даже для страны, чья валюта давно стала мировой.


Приведу один из характерных примеров. В 1996 году министерство юстиции США объявило об аресте в Аргентине 20-летнего студента Аргита. За короткий срок он умудрился взломать компьютерные сети военного командования американского морского флота, Центра океанских исследований в Калифорнии, лаборатории морских исследований в Колумбии, а заодно «навестить» секретные космические лаборатории НАСА и не менее засекреченные атомные центры Лос-Аламоса. И руководствовался он вовсе не праздным любопытством, как большинство его сверстников. Аргит похитил массу документов, содержащих конфиденциальные сведения о результатах последних исследований, связанных со спутниками, радиацией и энергетикой. Кому задумал их продать ретивый юноша?


Эксперты США неоднократно проверяли степень уязвимости компьютерных систем различного назначения с точки зрения информационной безопасности. Выяснилось, что из 250 тысяч попыток вторжения в системы государственного и оборонного назначения удачными оказались 160 тысяч, т. е. 64 процента. Есть от чего прийти в уныние!


Нет, не случайно Главное полицейское управление Японии летом 1998 года сформировало оснащенные по последнему слову науки и техники спецподразделения киберполиции, призванные вести активную борьбу с преступлениями в компьютерной сфере, в том числе в виртуальной реальности Интернета. Это решение стало следствием стремительного роста компьютерной преступности. Только в 1997 году японское ГПУ выявило 263 опасных преступления в этой области.


По словам начальника ГПУ Юко Сэкигути, киберполиция должна быть оснащена новейшим оборудованием, укомплектована очень квалифицированным персоналом и действовать в тесной координации с бизнесом. Предполагается также, что ее сотрудники будут на круглосуточной основе поддерживать контакты с коллегами за рубежом. Управление намерено добиться выделения из госбюджета средств на закупку «хакеростойкого» компьютера, а также выработки законоположений, облегчающих борьбу с компьютерными преступлениями.


Весной 2008 года заместитель Генпрокурора России И. Сыдорук выступил с предложением контролировать российское пространство Интернета. Активные пользователи Сети восприняли это как посягательство на личную свободу, а правоохранительные органы схватились за голову.


«Даже если все сотрудники МВД и других силовых структур будут брошены на это дело, Интернет все равно останется бесконтрольным, — считает замначальника отдела Управления «К» МВД России А. Кузнецов. — В Управлении создан Национальный контактный пункт, позволяющий обмениваться информацией с коллегами по всему миру. Сегодня те, кто предоставляет интернет-площади, руководствуются исключительно желанием получить как можно больше прибыли. Откуда поступила информация, какая именно, кто ее озвучил — никто за это не отвечает. Закон об электронных СМИ до сих пор не принят».


Поводов для беспокойства везде более чем достаточно. В декабре 1999 года редакция газеты «Нью-Йорк таймс» уволила 20 сотрудников за то, что они, пользуясь электронной почтой, отправляли «неуместные и оскорбительные письма». Военно-морские силы США разжаловали более 500 служащих в учебных частях Пенсильвании за отправленную ими электронную почту откровенно сексуального свойства. В октябре того же года компания «Ксерокс» уволила 40 человек — за «осквернение служебной компьютерной сети». По этой же причине уволило нескольких своих сотрудников авиационное предприятие «Боинг».


Вы, наверное, удивитесь: откуда об этом стало известно? Все просто. По данным Американской ассоциации менеджмента, почти половина ведущих компаний США с 1999 года занимаются электронным мониторингом работы своих служащих, т. е. регулярным досмотром их электронной почты, компьютерных файлов, записей их телефонных разговоров и материалов видеонаблюдения за ними. Отдельные компании делают это в случаях, когда получают доносы о «некорректном использовании компьютера». Но большинство действует «в превентивном порядке», для чего в повседневный обиход фактически введена слежка за всеми сотрудниками. В зону внимания входит не только содержание переписки, но и, так сказать, служебное рвение персонала — рациональность использования рабочего времени, склонность пофилонить и проч. Любителям перекуров, а также донжуанам, не упускающим случая пофлиртовать на службе, грозит увольнение. Демократия, знаете ли.


У такой практики, понятное дело, есть свои сторонники и противники. Первые считают, что все в порядке вещей — на работе надо работать. Вторые видят в компьютерной слежке ущемление гражданских прав личности — ведь не случайно же и сам компьютер назван персональным!


Однако факт остается фактом: в сегодняшнем мире, опутанном электронными сетями, каждый из нас может стать объектом пристального внимания — кто, что и кому пишет, какие интернет-сайты посещает, чем интересуется, какие мысли высказывает. И все это, представьте, абсолютно легально. Чтобы произвести такой тотальный досмотр, не нужно решения суда или санкции прокурора, его жертвой может стать и преступник, и совершенно лояльный гражданин — компании считают своей собственностью и компьютеры, и любую информацию, которая с них отправляется или на них поступает. Хорошо хоть сотрудники пока не попали в разряд их собственности!


Кибервойна бескровна, но ее последствия катастрофичны. Военное ведомство США пребывает в шоке: генералы пришли к выводу, что в XXI веке в компьютерах уже нельзя хранить секретную информацию, ибо она легко становится добычей хакеров. Но одно дело просто взломать компьютерные коды, а совсем другое — потянуть за компьютерные ниточки управления современным миром, который уже не может обходиться без электронных систем.


Несомненно, что целостность современного мира обеспечивается в основном за счет интенсивного информационного обмена. Приостановление глобальных информационных потоков даже на короткое время способно привести к кризису не меньшему, чем разрыв межгосударственных экономических отношений. Эксперты сейчас единодушны: отключение компьютерных систем приведет к необратимым процессам, связанным с подрывом экономики. В течение нескольких часов будет разорено 20 процентов средних компаний, 48 процентов потерпят крах в течение нескольких суток, 33 процента банков рухнет спустя несколько часов, а 50 — через несколько суток. Что останется? Почти ничего, и то не надолго...


Опасные примеры уже есть. Несколько лет назад голландские хакеры сумели взломать сверхсекретные коды 44 американских военных баз, на которых хранится ядерное оружие. При желании они могли бы произвести запуск баллистической ракеты, но в последний момент офицеры одной из баз случайно обнаружили, что в их компьютерах хозяйничают неизвестные. После этого военный объект перевели на режим «человеческого» контроля.


В Национальном институте обороны в Вашингтоне создана первая в мире международная школа информационных войн. Обучение студентов проходит в условиях, приближенных к боевым. К примеру, им поручили проникнуть в компьютеры американского авианосца, что и было сделано. В любой момент обучаемый мог заставить авианосец выпустить ракеты по ложным целям, повернуть корабль в любом направлении или же просто застопорить все его управляющие системы.


Американские кинобестселлеры 60—70-х годов прошлого века показывали нам этаких талантливых очкастых подростков, которые баловства ради взламывали защитные системы, например, оборонного комплекса, но в конце фильма благодаря своим талантам спасали мир... Теперь в тех же фильмах действуют те же, правда, повзрослевшие, помешанные на компьютерах «очкарики», только работающие на преступные группировки.


Стоит ли террористу закладывать тротил под какой-нибудь гидроузел, если проще организовать «компьютерную атаку» на систему управления всеми гидроузлами? «Представьте себе: вы полетели отдыхать и на высоте 11 тысяч метров ваш самолет пропадает с экранов локаторов наземных служб. Причина — вторжение хакера в систему управления полетами», — рассказывает начальник Управления по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий МВД России Владислав Селиванов.


Для того чтобы предотвратить такие катастрофы, и действует подразделение МВД, призванное решать сложнейшие интеллектуальные задачи в борьбе с компьютерными преступлениями (сетевой взлом, распространение компьютерных вирусов), незаконным оборотом запрещенных радиоэлектронных и специальных технических средств и с угрозой проникновения в междугородные и международные каналы связи.


Компьютерные преступления отличаются от всех остальных прежде всего скоростью: взлом компьютера происходит за доли секунды, причем совершить его может человек, находящийся на расстоянии в тысячи километров. Более того, если действует профессиональный хакер, он в состоянии тотчас уничтожить все следы своего вторжения. Поэтому в России есть свой Национальный контактный пункт, т. е. прямая электронная связь со всеми аналогичными управлениями за рубежом. Если где-то произошел взлом, то информация об этом сразу идет в Москву, Вашингтон, Токио и другие страны «большой восьмерки». Там и начинается поиск взломщика.


Управление оснащено по последнему слову техники. А как же иначе, если компьютерные преступники во всем мире пользуются техникой последнего поколения. Если управление по борьбе с компьютерным криминалом будет отставать в техническом оснащении, то даже самые талантливые головы не смогут обнаружить электронных следов преступлений. Конкретный пример. Хакеры взломали систему спутникового управления и перевернули натовский спутник. Просто перевернули, но беда в том, что солнечные батареи оказались в тени, поэтому НАСА потеряло над ним управление. Теперь кружит по орбите этакая бесполезная железяка ценой в несколько миллиардов долларов. А если бы то же самое было проделано с военным спутником? Последствия предсказать несложно.


А вот совершенно другая история, которая буквально заставила запаниковать военное ведомство США. Когда в начале 1999 года американцы решили провести передислокацию своей авиации вокруг Ирака, вдруг обнаружилось, что кто-то хорошо «поработал» в их сетях: были вскрыты планы дислокации. Как оказалось, израильский мальчик, всю жизнь мечтавший стать летчиком-истребителем, пришел на американскую военную базу и попросился к ним. Ему указали на дверь. Подросток страшно обиделся, после чего провел очень грамотную «атаку» на сети военных. Он-то и стал причиной паники, и какой! Почти месяц спецслужбы всего мира работали над этим «юношеским» делом.


А вот классический пример промышленного шпионажа. Хакеры украли новый рекламный ролик компании «Пепси-кола» и передали его конкурентам. Разработка этого ролика стоила нескольких миллионов долларов, конкурентам он обошелся гораздо дешевле, а главное, они смогли использовать наработки раньше «Пепси».


Напомню, что средний ущерб от одного компьютерного вторжения составляет в среднем 450 тысяч долларов США, ежегодные потери от несанкционированного доступа к информационным ресурсам некоторых фирм достигают 5 миллиардов долларов, а потери от промышленного шпионажа составляют 100 миллиардов долларов США. Наиболее часто используемым каналом несанкционированного доступа был и остается Интернет (более 65 процентов случаев). Факты, как известно, упрямая вещь.




Виртуальный криминал

Интернет — зло или величайшее благо для человека? К чему может привести повальная вседозволенность на просторах Всемирной паутины? Чем опасен виртуальный мир и как защитить себя от его негативного влияния? Как разобраться, что имеет значение в обилии и доступности информации, а что нет? Интернет-зависимость — как от нее спастись? Все ли вы знаете о безопасности ваших данных в сети? Можно ли найти лекарство от компьютерных вирусов? Это издание поможет разобраться в этих и других актуальных вопросах тем, кто дорожит сохранением своего личного пространства, конфиденциальностью информации, и всем, кому интересна данная тема.

179
 Ищенко Е.П. Виртуальный криминал

Ищенко Е.П. Виртуальный криминал

Ищенко Е.П. Виртуальный криминал

Интернет — зло или величайшее благо для человека? К чему может привести повальная вседозволенность на просторах Всемирной паутины? Чем опасен виртуальный мир и как защитить себя от его негативного влияния? Как разобраться, что имеет значение в обилии и доступности информации, а что нет? Интернет-зависимость — как от нее спастись? Все ли вы знаете о безопасности ваших данных в сети? Можно ли найти лекарство от компьютерных вирусов? Это издание поможет разобраться в этих и других актуальных вопросах тем, кто дорожит сохранением своего личного пространства, конфиденциальностью информации, и всем, кому интересна данная тема.

Внимание! Авторские права на книгу "Виртуальный криминал" (Ищенко Е.П.) охраняются законодательством!