Наука Палиенко С.И. Типографика. Учебно-методический комплекс

Типографика. Учебно-методический комплекс

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.08.2015
ISBN: 9785392189496
Язык:
Объем текста: 124 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Проектирование компьютерных шрифтов. Часть 1. Программа

Часть 2. Глиф

Часть 3. Файл

Заключение

Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4

Компьютерные шрифты. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Типографика" для студентов специальности "Графический дизайн"

Рабочая учебная программа дисциплины "Типографика"



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ШРИФТОВ



Часть 1. Программа


Введение


Наука создания шрифта содержит множество нюансов и вопросов, каждый из которых способен оказать решающее влияние на конечный результат. Эта книга — первый шаг в освоении сложного искусства проектирования компьютерных шрифтов. Книга не учит методологии проектирования шрифтов, в ней опущены вопросы выявления художественной выразительности знаков шрифта. Ее главная задача — научить художника преобразовывать свой шрифт в средство компьютерной графики, то есть превратить знаки, изображенные на бумаге, в шрифтовой файл, пригодный для набора текста на клавиатуре персонального компьютера.


Книга служит руководством для обучения начальным навыкам в проектировании и редактировании файлов компьютерных шрифтов с помощью программы Font Creator 4.5.


Программа Font Creator предназначена для специалистов графического дизайна, работающих в области создания и редактирования шрифтовых файлов на компьютере. Она принадлежит к разряду профессиональных инструментов, включающих широкие возможности рисования контуров знаков, их последующего редактирования, а также назначения персональных данных по установке шрифта. Умение создавать новые и редактировать существующие шрифты может стать существенным преимуществом дизайнера в работе над шрифтовой композицией. К ключевым особенностям программы относятся:


• создание новых отдельных знаков (глифов) или целых шрифтов;


• исправление некорректно выводимых на дисплей шрифтов;


• корректировка контуров глифов, или исправление сложных глифов;


• добавление кернинга для пары глифов;


• редактирование и корректировка имени шрифта и кодировки глифов;


• трансформация (курсивное, полужирное начертание) отдельных глифов или их групп;


• преобразование изображений в глифы. Создание индивидуальной подписи, эмблемы или почерка;


• возможность переноса знаков между ячейками.


• чтение и редактирование установленных и неустановленных шрифтов TrueType. Разделение личной коллекции TrueType шрифтов или извлечение шрифта из коллекции TrueType.


Программа позволяет не только создавать новый шрифт от начала до конца, но также добавлять отдельные знаки в шрифтовой файл, что неоценимо при создании фирменного стиля компании. Редактор обладает способностью преобразовать сканированные изображения в контуры TrueType, позволяя создавать собственный почерк, подпись, логотип или эмблему компании. Предлагаемые методы ратификации делают процесс проектирования легким и помогают избегать общих ошибок. По окончании преобразования шрифт может быть установлен на компьютере и может использоваться при обработке текста и в программах графики. Программу можно использовать также для исправления кернинга в шрифте.


1. Основные понятия о шрифтовом файле


Шрифт — это совокупность графических символов: букв какого-либо алфавита, цифр, знаков препинания, математических, химических и прочих знаков, которые спроектированы для совместного применения. Законченный набор знаков шрифта имеет свое уникальное название. Его знаки обладают общими отличительными чертами, к которым относятся изгиб линий символов, угол наклона, межбуквенный просвет, стиль рисунка. Шрифты со схожими приемами построения и характеристиками знаков объединяются в гарнитуру. Шрифты, объединенные в гарнитуре различаются по размеру, называемому кеглем, и по характеру начертания. Типовой набор стилей шрифта следующий: нормальный (normal, regular), полужирный, курсив и полужирный курсив. Кроме того, существуют варианты нормального начертания (medium, plain), а также стили: наклонный (oblique), жирный (black), очень жирный (heavy, ultra, extra), светлый (light), растянутый (extended), сжатый (condensed, narrow, compressed), с увеличенным наклоном (italic italic), с вывороткой (cameo), контурный (hollow), с тенью (shadow, volume) и др. Множество вариантов гарнитуры может быть получено в результате сочетания стилей друг с другом.


Шрифтовой файл (font) — это файл, в котором содержится полная информация, необходимая для позиционирования и отражения всех знаков, входящих в его состав (см. Приложение 1). Самой важной составной частью шрифтового файла является информация описания самих знаков. По способу организации этой информации файлы делятся на растровые и векторные. В шрифтовом файле также хранится таблица кернинга, включающая список определенных пар знаков с указанием расстояний между ними. Наконец, шрифтовой файл может содержать таблицы описания знаков других начертаний гарнитуры шрифта, которая позволяет компьютерной программе верстать текст в прямом, курсивном, полужирном и курсивном полужирном исполнении.


Информация описания каждого отдельного знака называется глиф.


В растровых шрифтах каждый глиф представляется в виде точечного (пиксельного) рисунка в границах определенного для него шаблона — битовой карты. Битовая карта представляет собой двухмерный массив цифр 1 и 0 (есть точка изображения или нет точки изображения). Векторные шрифты в глифах хранят информацию о последовательности построения контура знака в виде математического описания набора отрезков прямых и криволинейных сегментов (векторов), образующих контур.


1.1. Форматы шрифтовых файлов


Формат — это способ машинной реализации представления данных. Естественно, что в шрифтовых файлах для различных способов хранения информации о глифах используются различные форматы.


FON. Файлы с расширением.FON предназначены для хранения растровых шрифтов. В настоящее время растровые шрифты не находят широкого применения, поскольку обладают рядом существенных недостатков. Главный недостаток растрового шрифта заключается в его неприспособленности к масштабированию. При увеличении знака его наклонные и скругленные элементы приобретают ступенчатость, ухудшая внешний вид шрифта. Для каждого отдельного кегля знака требуется создание собственной битовой карты, но чем больше точек содержит битовая карта, тем больше для нее требуется компьютерных ресурсов — удвоение размера знака увеличивает количество точек вчетверо. Поэтому файл растрового шрифта содержит ограниченный набор знаков различной величины. Как правило, размер реализуемых знаков указан в названии файла, выводимом в папке Fonts (Например, MS Serif 8, 10, 12, 14, 18, 24).


Несмотря на имеющиеся недостатки, растровые шрифты необходимы в современных компьютерных системах. Во-первых, эти шрифты требуют меньше ресурсов для прорисовки мелких символов на экране, поэтому их используют при заполнении окон в различных прикладных и игровых программах. Во-вторых, растровые шрифты попрежнему актуальны для DOS-приложений. В-третьих, мелкие пиксельные шрифты используются в web-дизайне, поскольку легко перемещаются между компьютерами с различными платформами.


PostScript (Type 1 и Type 3). Масштабируемые векторные шрифты основаны на языке описания страниц PostScript. Язык высокого уровня PostScript разработан компанией Adobe Systems в 1984 г. и до сих пор является стандартом в области издательских систем. Главное отличие формата состоит в том, что контуры его знаков строятся из кривых третьей степени, называемых кривыми Безье. Это волнообразные или спиралевидные кривые, описываемые одним математическим выражением. Язык PostScript позволяет детально описать не только шрифты, но и данные о характеристиках и расположении на странице издания, на экране дисплея или на устройстве вывода любых элементов: линий, форм, кривых и т.д. Поэтому в современном печатном деле этот формат пользуется большой популярностью и является промышленным стандартом ввиду совершенности и предсказуемости.


По структуре PostScript шрифт состоит из двух файлов: собственно шрифтового файла с расширением.PFB, содержащего данные о контурах, и файла с расширением.PFM. (или AFM), содержащего информацию ширине знаков и кернинговых парах, а также растровые экранные шрифты. Существует несколько типов PostScript шрифтов (Type 1, Type 2, Type 3), названия которых различаются только номером. Иконка формата шрифта обозначается логотипом компании Adobe в виде строчной буквы «а».


Ограниченное использование шрифтов PostScript объясняется тем, что для их установки и использования нужна специальная программа Adobe Type Manager и специальные процессоры-интерпретаторы, встроенные в устройства ввода-вывода и предназначенные для преобразования кодов шрифта в управляющие коды устройства.


TrueType. Формат описания масштабируемых векторных шрифтов TrueType разработан в 1991 г. фирмой Apple Computer совместно с фирмой Microsoft как альтернатива формату PostScript. Поддержка формата была включена в операционные системы обеих компаний, что привело к широкому распространению шрифтов TrueType в среде пользователей. Благодаря новому формату, очень упростился процесс создания шрифтов. Художник может прямо на компьютере рисовать знаки и эти рисунки превращать в новый шрифт. Однако контуры шрифтов в формате TrueType строятся на сочетании кривых первой и второй степени, то есть прямолинейных отрезков и дуг циркульных кривых, что явилось существенным недостатком при выводе на фотонаборных автоматах с PostScript–интерпретаторами. Кроме того, формат допускает размещение в файле более широкого комплекта знаков, включая буквы алфавита нескольких языков, что привело к проблемам контекстной замены знаков для различных языковых кодировок. Эти недостатки ограничивают использование шрифтов формата TrueType в профессиональной издательской деятельности.


Файл шрифта TrueType одновременно содержит данные о начертаниях символов и о кернинговых парах. Шрифты имеют расширение.TTF или.TTС и помечены иконкой с двойной буквой «ТТ».


OpenType. Новый формат шрифта, разработанный в 2000 г. компаниями Adobe и Microsoft, который вобрал в себя все лучшее от шрифтов TrueType и PostScript и строится на основе этих двух технологий. Он также дает возможность один и тот же шрифтовой файл использовать в обоих операционных системах Macintosh и Windows потому, что содержит данные формата TrueType, данные формата PostScript или сразу обоих форматов. Операционная система сама сортирует данные шрифта и выбирает соответствующие собственным установкам.


Вся информация шрифта храниться в виде нескольких таблиц в едином файле с расширением.OTF, имеющем иконку с заглавной буквой «О».


1.2. Кодировка шрифтовых файлов


Знаки в шрифтовом файле располагаются не как попало, а в соответствии с определенной схемой, которая называется кодировкой. Кодировка — это специальная таблица, где каждой букве, цифре и знаку присвоен свой уникальный номер (код символа). Нажатие клавиши на клавиатуре сообщает операционной системе код символа, который следует вывести на экран и эта процедура не должна зависеть от марки клавиатуры, компьютера или монитора. Однако пользователь сам выбирает операционную систему, устанавливаемую на компьютер, и тот язык, на котором ему удобно работать. С этим связаны основные проблемы ввода-вывода шрифтов на компьютере.


Во-первых, разные операционные системы используют разные таблицы кодирования. В этих таблицах один и тот же уникальный код будет соответствовать разным знакам, поэтому шрифтовые файлы, написанные для Macintosh, не будут корректно воспроизводиться на компьютерах Windows или Unix.


Во-вторых, для знаков национальных шрифтов в таблицах кодировок выделяются конкретные места с определенным диапазоном кодов. Переход на использование этих кодов осуществляется программными установками раскладки клавиатуры для используемого языка. Проблема заключается в том, что в шрифтах с различными форматами места, выделяемые для диапазонов кодов национальных языков не совпадают. Например, в файле шрифта TrueType для букв кириллицы выделен диапазон кодов от $00C0 по $00FF, а в файле шрифта OpenType для этих же знаков выделен диапазон от $0410 до $044F, поэтому если при работе на компьютере с установленной операционной системой Windows XP, ориентированной на работу с OpenType шрифтами, попытаться использовать шрифты TrueType, то вместо ожидаемых букв русского языка будут выводиться знаки совершенно другой кодовой страницы.


Очень важно при проектировании компьютерного шрифта правильно разместить знаки в соответствии с той кодировкой, на которую ориентирована установленная операционная система.


Кодировки латиницы


Кодировки для латиницы находятся в привилегированном положении относительно других языков. Поскольку разработчиками операционных систем являются американские фирмы, то они позаботились о том, чтобы во всех кодировках для знаков английского языка отводился один и тот же диапазон кодов. Они размещаются на первых 128 позициях кодовых таблиц, точнее — с № 32 по № 127, потому что глифы с номерами 0—31 используются операционной системой для отображения специальных команд, например, backspace (удалить предыдущий знак), delete (удалить), return (перевод каретки). Особенности кодировок вариантов латиницы заключаются в наличии или в расположении некоторых символьных знаков.




Типографика. Учебно-методический комплекс

УМКД составлен в соответствии с программой специальной учебной дисциплины «Типографика». Учебно-методический комплекс содержит учебное пособие по проектированию шрифтов для персонального компьютера, методические указания к выполнению курсовой работы, рабочую учебную программу дисциплины.<br> Предназначена для студентов специальности 070601 «Дизайн. Графический дизайн», для учащихся других высших и средних специальных учебных заведений художественного профиля, для художников-дизайнеров, специалистов в области художественной рекламы, полиграфии, а также для широкого круга читателей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/tipografika_uchebno_metodicheskiy_kompleks/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

139
 Палиенко С.И. Типографика. Учебно-методический комплекс

Палиенко С.И. Типографика. Учебно-методический комплекс

Палиенко С.И. Типографика. Учебно-методический комплекс

УМКД составлен в соответствии с программой специальной учебной дисциплины «Типографика». Учебно-методический комплекс содержит учебное пособие по проектированию шрифтов для персонального компьютера, методические указания к выполнению курсовой работы, рабочую учебную программу дисциплины.<br> Предназначена для студентов специальности 070601 «Дизайн. Графический дизайн», для учащихся других высших и средних специальных учебных заведений художественного профиля, для художников-дизайнеров, специалистов в области художественной рекламы, полиграфии, а также для широкого круга читателей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/tipografika_uchebno_metodicheskiy_kompleks/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Типографика. Учебно-методический комплекс" (Палиенко С.И.) охраняются законодательством!