Юридическая Захарова М.В. Сравнительное правоведение. Научно-учебное пособие для магистров

Сравнительное правоведение. Научно-учебное пособие для магистров

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.07.2016
ISBN: 9785392213900
Язык:
Объем текста: 193 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава I. Общие положения

Глава II. Ценностные основания правовых систем мира

Глава III. Нормативные основания правовых систем мира

Глава IV. Трансформация юридической карты мира в условиях глобализации

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава IV.
Трансформация юридической карты мира в условиях глобализации


Знать: основные теоретические подходы к категории «глобализация».


Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между глобализацией и эволюцией правовых систем мира.


Владеть: соответствующей доктринальной, категориальной и нормативной базой по теме занятия на русском и иностранных языках.


§ 1. Теоретический анализ глобализации как явления общемировой практики


Глобализация (англ. — globalization, исп. — globalización, итал. — globalizzazione, нем. — Globalisierung, фр. — globalisation и mondialisation) — мультисоциальный феномен в самом широком значении этого слова. Многочисленны и понятийные оценки данного явления.


В литературе по глобализации просматривается широкое и узкое толкования этого понятия: от обозначения особой стадии всемирно-исторического процесса до наименования конкретных явлений и тенденций. Одним из наиболее общих, философски заданных определений глобализации следует считать подход, высказанный Давидом Голдманом. Глобализация, подчеркивает Д. Голдман, есть не что иное, как «прогрессирующая сетевая связь между вещами объективного мира». И с таким определением вряд ли стоит не соглашаться! Как и любое универсальное по содержанию и минимальное по внешним письменным знакам для артикуляции, оно применимо к глобализационным эмпирикам различной качественной принадлежности. Однако возникает вопрос: о прогрессирующей сетевой связи какого порядка идет речь? Ответ очевиден и закономерен — связи интеграционной. Как указывает профессор М. Н. Марченко, глобализация есть «системная, многоаспектная и разноуровневая интеграция различных существующих в мире государственно-правовых, экономико-финансовых и общественно-политических институтов, идей, принципов, связей, морально-политических, материальных и иных ценностей, разнообразных отношений». Как видим, М. Н. Марченко в списке интеграций глобализационного порядка на первое место ставит ее государственно-правовой аспект, что вполне оправдано текущим моментом времени. В исторической же ретроспективе наиболее ярко заявил о себе прежде всего экономический аналог глобализации, детерминирванное воздействие которого мировое сообщество испытало на себе после Второй мировой войны.


Однако не только представленный выше качественный вектор глобализации имеет под собой очевидные эмпирические основания. В условиях развития информационного общества глобализация — это также и интеграционная сеть ценностей, идей, установок стандартизированного образа объективации. При этом идейный (ценностный) вектор глобализации действует по меньшей мере в двух направлениях активности — творческом в узком значении этого слова и трансформационном, то есть, во-первых, он вызывает к жизни все новые объективные реальности, а во-вторых, меняет представления о привычных феноменах человеческой жизнедеятельности. Что касается второго из названных вариантов глобализационной активности, то здесь, в частности, можно обратиться к эволюции института миграции в обществе. Как подчеркивает профессор Жан-Бернар Оби, сегодня человечество столкнулось с уникальным по своей сути классом (социальной группой) — «классом глобальных эмигрантов», то есть людей, которые выступают репрезентаторами (акторами) глобальных ценностей и идей в общемировом масштабе. К числу таких скитальцев он, в частности, относит сотрудников различных транснациональных компаний, неправительственных гуманитарных организаций, экспертов ООН и т. д.


Говоря о проблемах глобализации, нельзя не замечать двух во многом взаимосвязанных аспектов ее презентации — гносеологического и онтологического. То есть ответить на вопрос о том, что собой представляет глобализация, столь же важно для понимания ее сущностных черт, как и увидеть, каким образом во времени и в пространстве развивались социальные доктрины, ее вербализирующие.


Так, профессор А. Н. Чумаков полагает, что первый этап осмысления глобализации (Г. Мальтус, К. Маркс, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер) — это интуитивные догадки о всеобщей взаимосвязи, ощущение целостности мира, неявные формулировки, в которых глобализация только просматривается, предугадывается; второй этап осмысления глобализации (В. И. Вернадский, К. Ясперс, А. Тойнби, Б. Рассел и др.) — понимание отдельными учеными целостности мира, указание на неразрывную связь биологического, социального и духовного в масштабе всей планеты; третий этап осмысления глобализации (1960–1980 годы; значительное число представителей естествознания и гуманитарных наук) — открытие глобальных проблем, начало формирования новой области научного знания — глобалистики; начало формирования глобального сознания; четвертый этап осмысления глобализации (настоящее время) — открытие глобализации, осознание целостности мира, формирование глобального мировоззрения; пятый этап осмысления глобализации (гипотетический) — осознание глобализации как состояния, процесса и явления.


В гуманитарной науке определены различные подходы к правовому аналогу глобализации. При этом качественные направленности означенных выше подходов во многом были связаны c дифференциальным виденьем их апологетов временной институализации данного феномена.


Если брать за основу наиболее общее звучание термина «правовая глобализация», воспринимая данный феномен в значении циркуляции juscommune, свойственной многим народам и землям, то тогда, безусловно, временны́е рамки смещаются не в прошлое столетие, а в прошлые тысячелетия, позиционируясь эпохой Античности. В своей знаменитой работе «Профили правовой глобализации» Жан-Луи Альперен открыто провозглашает римское право первым опытом правовой глобализации в истории человечества, воспринимая соответственно «Болонский ренессанс» как новую попытку социальной общности внедрить стандартизированные юридические формулы в практики средневековых государств континентальной Европы.


Еще дальше в исторической перспективе отодвигаются даты рождения правовой глобализации, если для нас она становится не только juscommune внешне институализированной, но и внутренне воспринимаемой различными человеческими общностями без прямого социального контакта между ними. «Ibi societas, ibi jus» — «Там, где есть общество, есть и право». Право это зачастую разделено и предопределено частностями территорий и образов жизни ее жителей, географическими и климатическими особенностями социальной среды, но тем не менее имеет общие стратегические максимы. К таким максимам, в частности, можно отнести модусы «не убий», «ни укради», «не совершай актов инцестного характера» и т. д. Правовая глобальность в данном случае предопределяется содержательным, общечеловеческим потенциалом указанных максим.




Сравнительное правоведение. Научно-учебное пособие для магистров

Научно-учебное пособие содержит все необходимые общетеоретические и отраслевые материалы по сравнительному правоведению согласно магистерской программе подготовки юридических кадров. Сравнительное правоведение относится к числу базовой (общеобязательной) части профессионального цикла основной образовательной программы ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) — «магистр»). Также в учебное пособие вошли хрестоматийные материалы по сравнительному праву, в том числе ранее не публикуемые в России (в частности, перевод первого европейского учебника по сравнительному праву (1836 г.), а также материалы Первого конгресса по сравнительному праву 1900 г.).<br /> Законодательство приведено по состоянию на январь 2016 г.<br /> Учебное пособие адресовано научным и педагогическим работникам, аспирантам и студентам гуманитарных вузов, а также всем тем, кто интересуется проблемами социальной компаративистики.

179
Юридическая Захарова М.В. Сравнительное правоведение. Научно-учебное пособие для магистров

Юридическая Захарова М.В. Сравнительное правоведение. Научно-учебное пособие для магистров

Юридическая Захарова М.В. Сравнительное правоведение. Научно-учебное пособие для магистров

Научно-учебное пособие содержит все необходимые общетеоретические и отраслевые материалы по сравнительному правоведению согласно магистерской программе подготовки юридических кадров. Сравнительное правоведение относится к числу базовой (общеобязательной) части профессионального цикла основной образовательной программы ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) — «магистр»). Также в учебное пособие вошли хрестоматийные материалы по сравнительному праву, в том числе ранее не публикуемые в России (в частности, перевод первого европейского учебника по сравнительному праву (1836 г.), а также материалы Первого конгресса по сравнительному праву 1900 г.).<br /> Законодательство приведено по состоянию на январь 2016 г.<br /> Учебное пособие адресовано научным и педагогическим работникам, аспирантам и студентам гуманитарных вузов, а также всем тем, кто интересуется проблемами социальной компаративистики.

Внимание! Авторские права на книгу "Сравнительное правоведение. Научно-учебное пособие для магистров" (Захарова М.В.) охраняются законодательством!