Философия Алексеев П.В. Социальная философия

Социальная философия

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.01.2015
ISBN: 9785392107711
Язык:
Объем текста: 326 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава І. Предмет социальной философии

Глава II. Факторы развития общества

Глава III. Основные сферы жизни общества. § 1. Материально-производственная сфера

§ 2. Социальная сфера

§ 3. Политическая сфера

§ 4. Духовная сфера

Глава IV. Ценности

Глава V. Культура

Глава VI. Философия техники

Глава VII. Мир глобальных проблем

Глава VIII. Человек

Глава IX. Отчуждение. Одномерный человек

Глава X. На пути к постиндустриальному обществу

Глава XI. Прогресс как проблема



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава IV.
Ценности


Важное место в философском осмыслении социальной действительности занимает представление о ценностях.


«Ценность» как философская категория, имеющая универсальный характер, вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х годах XIX века. Этот процесс соотносится с трактатом немецкого философа Г. Лотце «Основания практической философии» и с его сочинением «Микрокосм». По его мнению, надо четко разграничивать мир явлений и мир внутренних ценностей. Добро, например, нельзя включать в круг природно-естественных явлений. Лишь «царство целей» есть обитель ценностей. Мир ценностей обладает не просто действительным существованием как нечто достодолжное, но является «самым действительным из всего на свете». Пытаясь, по-видимому, снять выступившую у него явно противоположность мира фактов и мира ценностей, он указывал также на собственную ценность вещей, улавливаемую нашей способностью чувствовать. Заслуга его в постановке (а не решении) вопроса о соотношении объективного и субъективного в ценностях, а главное — в возведении понятия «ценность» в круг основных категорий философии.


На основе категориального статуса ценности сформировалась философия ценности, или аксиология. Ее становление связывается с неокантианством, в особенности с именем В. Виндельбанда. Он подчеркивал, что Г. Лотце выдвинул вперед понятие ценности и поставил его во главе метафизики. На этом основании, по В. Виндельбанду, и возникает теория ценности «как новый вид философской основной науки». Ценность, пишет он, предполагает общеобязательность и состоит во всеобщем обязательном признании. Это нормативное долженствование ценности имеет свое сверхъестественное основание: «Высшие ценности эмпирической жизни — знание, нравственность и искусство — становятся живыми деяниями Божества в человеке и приобретают в трансцендентальном сознании более высокое и глубокое значение». Задача философии, указывает В. Виндельбанд, — постигать «общезначащие ценности», которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности. Но и эти ценности она будет описывать и объяснять лишь с тою целью, чтобы отдать отчет в их значении; она рассматривает их не как факты, но как нормы.


Другой представитель неокантианства — Г. Риккерт — несколько иначе, чем В. Виндельбанд, смотрит на чистую теорию ценностей (он не сводит к ней предмет философии), однако и он тоже придает первостепенное значение категории «ценность». Он полагает, что философия призвана «найти третье царство», которое бы объединяло мир действительности с миром трансцендентальных ценностей «Чистая теория ценности имеет при этом первостепенное значение. Г. Риккерт выводит понятие ценности из теории познания и логики. Задача философии, с его точки зрения, состоит в том, чтобы «истолковать смысл человеческой жизни на основе учения о значащих ценностях», Г. Риккерт считает, что ценность противостоит реальной действительности. «Ценности, — утверждает он, — не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности». «Жизнь может быть только средством, и ценность ее поэтому зависит лишь от ценности целей, которым она служит»". Вопрос о том, а существуют ли ценности, решается Г. Риккертом так: о ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только что они значат или не имеют значимости.




Социальная философия

Издание посвящено социальной части мировоззрения – философии общества, или социальной философии.<br /> Учебное пособие охватывает весь курс «Социальная философия». Рассматриваются вопросы о собственности, государстве, духовности человека и т. д. Особое внимание уделено социально-философскому анализу актуальных проблем современности, что позволяет получить более целостное представление о предмете.<br /> Издание написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов и всех интересующихся социально-философской проблематикой.

209
 Алексеев П.В. Социальная философия

Алексеев П.В. Социальная философия

Алексеев П.В. Социальная философия

Издание посвящено социальной части мировоззрения – философии общества, или социальной философии.<br /> Учебное пособие охватывает весь курс «Социальная философия». Рассматриваются вопросы о собственности, государстве, духовности человека и т. д. Особое внимание уделено социально-философскому анализу актуальных проблем современности, что позволяет получить более целостное представление о предмете.<br /> Издание написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов и всех интересующихся социально-философской проблематикой.

Внимание! Авторские права на книгу "Социальная философия" ( Алексеев П.В. ) охраняются законодательством!