Философия Алексеев П.В. Социальная философия

Социальная философия

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.01.2015
ISBN: 9785392107711
Язык:
Объем текста: 326 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава І. Предмет социальной философии

Глава II. Факторы развития общества

Глава III. Основные сферы жизни общества. § 1. Материально-производственная сфера

§ 2. Социальная сфера

§ 3. Политическая сфера

§ 4. Духовная сфера

Глава IV. Ценности

Глава V. Культура

Глава VI. Философия техники

Глава VII. Мир глобальных проблем

Глава VIII. Человек

Глава IX. Отчуждение. Одномерный человек

Глава X. На пути к постиндустриальному обществу

Глава XI. Прогресс как проблема



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава III.
Основные сферы жизни общества


§ 1. Материально-производственная сфера


Общество представляет собой определенное множество взаимодействующих людей, имеющих целью поддержание своей жизни, производство и воспроизводство условий своего существования. Единичный индивид не мог бы составить общественную группу, какой бы она ни была, не мог и быть «обществом», а его сознание — социальным, т. е. он не был и человеком. Общество возникает исторически при наличии известного минимума взаимодействующих индивидов, имеющих, несмотря на свое своеобразие, общие потребности, интересы и цели. Одной из таких целей является совместная трудовая деятельность, посредством которой добывается пища, строится жилье и т. п., и одновременно с этим развиваются первоначальное мышление и средство коммуникации — язык. Труд явился источником появления и развития общества. Труд (как целостный социальный феномен) относится к материальной деятельности, к материальной сфере общества.


Труд человека включает в себя несколько моментов, в том числе и духовный компонент — целенаправленность. Деятельность, вообще-то, свойственна и многим представителям животного мира, например, бобрам, строящим плотины, птицам, создающим гнезда. Но трудовая деятельность человека отличается от подобной «работы» тем, что она основывается не столько на инстинкте, сколько на осознании цели, на идеальном. Труд человека неотрывен от начинающегося исторически или от развивающегося в дальнейшем сознания, от постановки все более и более разветвляющихся целей. Трудовая деятельность, связанная с освоением не только новых явлений, но и сущностей предметов, формирует новые идеальные модели и побуждает к их реализации. Целенаправленность деятельности (хотя она бывает порой и хаотичной, и инстинктивной) есть характерная черта человека.


Она относится как к взаимодействию с природой, так и к духовной деятельности людей.


Другие черты трудовой деятельности свойственны, главным образом, практическому, а не духовному постижению действительности. Человек сталкивается с материальным сопротивлением объекта, что требует от него применения своих физических сил, напряжения мускулов и т. п.; он функционирует физиологически, расходуя энергию, подобно взаимодействующей с ним энергии и структурам природной среды; он выступает как природная материальная система, включенная в несколько иную природную же систему. Можно спросить: а разве композитор, создавая музыку, или писатель, ученый, философ не имеют при создании своих работ такого (или подобного) физического напряжения? Конечно, имеют. Однако это напряжение носит здесь подчиненный характер, и характер определяется преимущественно духовным, а не вещественно-субстратным результатом такого труда.


Еще одна черта трудовой деятельности как практики: преобразование материальных (вещественно-субстратных) систем. Не любые перестановки элементов такой системы или изменения структуры этих систем (это можно совершать и в мысленном моделировании) и не любые предметно-чувственные акции человека будут «практикой», а только такие, которые изменяют в самой реальной действительности качества элементов, подсистем и систем в целом, ведут к ликвидации, разрушению существующих внешних систем или, наоборот, к их развитию, совершенствованию или созданию новых материальных (вещественно-субстратных) систем.


Только все три вместе взятых признака — целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразование материальных систем — составляют практику как гносеологический феномен.


Труд отличается от практики главным образом тем, что это есть социально-философское понятие, а «практика» — гносеологическая категория. Если «практика» соотносима со «знанием» (и даже «теорией»), лишь частично включая добываемую обществом информацию в себя (практика, как мы знаем, невозможна без цели и духовного компонента внутри себя), то труд обеспечивает человеку не только потребляемое индивидом продовольствие, средства производства, компьютеры и т. п., но также художественные, эстетические ценности, создание нравственных, правовых норм, научные принципы, теории; здесь не только включенный в практическую трудовую деятельность компонент знания, но и все трудовые действия человека, направленные (если брать только науку) на поиск новой информации, на создание новых гипотез, быть может, никогда не способных превратиться в компонент практики.


Определение понятия труда: «Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества, — всеобщее условие обмена веществ с природой; главная предпосылка человеческого существования, общая всем формам общественной жизни».


Данное определение в целом охватывает главную сущность труда и отличается от тех, в которых труд сводится лишь к деятельности по производству материальных благ Второе определение, распространенное в учебной литературе до недавних пор, навеяно трактовкой того понимания труда, которое имело место у К. Маркса в политэкономии. Но одно дело — частная наука политэкономия, где категория «труд» имеет свой смысл и применима для научного анализа экономических отношений капитализма XIX века, и другое дело — более широкое его понимание в социальной философии. Кстати, и в приведенном определении В. А. Вазюлина, которое может быть принято за исходное, базисное в философии, не учтены некоторые важные, на мой взгляд, стороны труда. Так, не отмечено, что нравственное самосовершенствование индивида (не говоря уже о деятельности педагога, врача, артиста и др.; педагог, например, не столько созидает духовные блага, сколько передает их ученикам и трудится, воспитывая) достигается тоже благодаря трудовой, порой не менее напряженной, чем у рабочего, деятельности. Труд охватывает также широкую палитру управленческой, организаторской деятельности. В этом отношении трудящийся — не только индивид, работающий у станка или машинистом, дворником, или индивид, перебирающий зимой или весной картофель на овощной базе, но также руководитель, организатор того или иного предприятия (т. е. «капиталист»), который вкладывает свои силы, в том числе умственное напряжение, и предпринимает определенные действия, связанные с затратой физической энергии.




Социальная философия

Издание посвящено социальной части мировоззрения – философии общества, или социальной философии.<br /> Учебное пособие охватывает весь курс «Социальная философия». Рассматриваются вопросы о собственности, государстве, духовности человека и т. д. Особое внимание уделено социально-философскому анализу актуальных проблем современности, что позволяет получить более целостное представление о предмете.<br /> Издание написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов и всех интересующихся социально-философской проблематикой.

209
 Алексеев П.В. Социальная философия

Алексеев П.В. Социальная философия

Алексеев П.В. Социальная философия

Издание посвящено социальной части мировоззрения – философии общества, или социальной философии.<br /> Учебное пособие охватывает весь курс «Социальная философия». Рассматриваются вопросы о собственности, государстве, духовности человека и т. д. Особое внимание уделено социально-философскому анализу актуальных проблем современности, что позволяет получить более целостное представление о предмете.<br /> Издание написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов и всех интересующихся социально-философской проблематикой.

Внимание! Авторские права на книгу "Социальная философия" ( Алексеев П.В. ) охраняются законодательством!