|
ОглавлениеПредмет и система учебного курса. Рецепция римского права Судоустройство и судопроизводство Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуВЛАДЕНИЕ1. Институт владения имеет большое значение вообще в гражданском праве и в римском праве в особенности. Прежде всего, владение необходимо лицу для пользования вещью. Этим лицом может быть в первую очередь собственник вещи, который каким-либо образом пользуется вещью. Владение в римском праве (и даже в основных правовых системах современности) является самостоятельным институтом, имея самостоятельные способы защиты от нарушения прав владельца. Владение в римском праве положено в основу многих способов приобретения права собственности на вещи. Право владения по своему юридическому содержанию довольно незначительно, то есть смысл владения сводится, в целом, к нескольким элементам, при этом наибольшее значение владения относится к действительным отношениям субъекта и вещи: «Доказательство владения состоит не столько в праве, сколько в факте, поэтому для его доказательства достаточно, если я материально держу вещь» (Paul. Sent. 5.11.2). Поэтому часто говорят применительно к римскому владению, что оно имеет скорее фактический характер, нежели юридический. 2. Понятие. Владение есть фактическое господство (обладание) лица над (телесной) вещью, соединённое с волей лица обладать вещью для себя. Фактическое господство основывается на отношении лица к вещи по месту её нахождения, близости, то есть означает действительное обладание физического характера. Это – материальная основа владения. Воля лица иметь вещь для себя – другой признак (элемент) владения, который может иметь место у собственника, добросовестного или недобросовестного владельца. Владение возникает, как считали римские юристы, corpore et animo, то есть при наличии обоих признаков у одного лица. Утрата владения наступает, если отсутствует или прекращается один или оба элемента. Эти признаки составляют существо владения и их характеристики и соотношение между собой, дают целостное представление об институте. «Приобретаем мы владение animo et corpore… волей только своей, телесно – или своим или чужим» (Paul. Sent. 5.2.1). Телесный признак возможно было осуществлять непосредственно (то есть самому домовладыке) или через своих подвластных, а также через рабов. Однако значение этого признака со временем (то есть к концу классики) несколько сузилось, поскольку далеко не все лица (или люди, в том числе рабы) могли иметь право на его осуществление. Внимание! Авторские права на книгу "Римское право. Учебное пособие" (Седаков С.Ю.) охраняются законодательством! |