Юридическая Белоусов А.Д. Психологические модели получения достоверных показаний подозреваемых и обвиняемых. Научно-практическое пособие

Психологические модели получения достоверных показаний подозреваемых и обвиняемых. Научно-практическое пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.04.2017
ISBN: 9785392244867
Язык:
Объем текста: 95 стр.
Формат:
epub

Оглавление

I. Общие положения

II. Общая психологическая модель получения достоверной информации от подозреваемых и обвиняемых

III. Психологическая модель получения достоверной информации от подозреваемых и обвиняемых, открыто отказывающихся сотрудничать со следствием (модель № 1)

IV. Психологическая модель получения достоверной информации от подозреваемых и обвиняемых, скрывающих свое противодействие следствию (модель № 2)

V. Психологическая модель получения достоверной информации от подозреваемых и обвиняемых, сотрудничающих со следствием (модель № 3)

Выводы



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



II. Общая психологическая модель получения достоверной информации от подозреваемых и обвиняемых


Выявление неэффективных элементов применяемой модели получения достоверных показаний от подозреваемых и обвиняемых позволяет разработать и рекомендовать к внедрению в следственную практику усовершенствованную общую и более специальные психологические модели. При их разработке учитывался также критический анализ зарубежной методики оценки валидности утверждений (Statement Validity Assessment, ОВУ), являющейся на сегодняшний день наиболее широко используемым инструментом оценки устных высказываний, результаты которой принимаются в качестве свидетельств в ряде судов США, Германии и Нидерландов.


Общая психологическая модель рассматриваемой профессиональной компетенции следователя включает практически все логические уровни, предназначенные для ее построения и освоения, — «Условия», «Поведение», «Способности», «Убеждения», «Ценности». Данная модель может корректироваться в процессе ее практического применения в зависимости от специфики следственной ситуации и особенностей личности следователя.


Логический уровень «Условия» общей модели


Уровень «Условия» определяет специфику рассматриваемой деятельности, в которой реализуются все необходимые для нее знания, умения и качества следователя. Другими словами, общий контекст получения от подозреваемых и обвиняемых достоверных показаний определяется в данной модели следующими условиями:


• правовое поле осуществления этой работы;


• процессуальные рамки общения между участниками следственных действий;


• ограниченность времени для процессуального общения;


• обязательность для следователя юридического образования и необязательность — психологического или медицинского;


• особое психолого-мотивационное состояние подозреваемых и обвиняемых как лиц, возможно причастных к совершению преступления;


• совершеннолетний возраст допрашиваемых (в условиях данной специальной модели);


• психическое здоровье и отсутствие алкогольного либо наркотического опьянения допрашиваемых лиц;


• менталитет, наиболее распространенный в стране (для значительно отличающегося менталитета может понадобиться коррекция модели получения показаний).


Таким образом, все данные критерии отвечают на вопрос: «Где это применимо?» или «Где это работает?» Невыполнение или отличие любого из названных условий влечет изменение и всей модели: потребуются иные знания, действия, способности и даже убеждения сотрудника, применяющего данную модель.


Расшифровка условий


Правовое поле реализации компетенции по получению достоверных показаний означает применение средств и методов, не противоречащих закону.


Процессуальные рамки общения в описываемой модели подразумевают особые отношения между следователем и лицами, имеющими статус подозреваемых и обвиняемых. Эта ситуация установления истины имеет четкую специфику, отличающую ее, например, от установления истины в оперативной работе, патрульно-постовой деятельности, охране общественного порядка или повседневного бытового общения. В перечисленных ситуациях граждане, общающиеся с сотрудником органов внутренних дел, даже имея мотивы на сокрытие информации, не находятся в названном процессуальном статусе и в обстановке следственных действий, иногда они даже не знают, что перед ними сотрудник полиции. Эти обстоятельства способствуют иной степени искренности граждан, иным мотивам и способам сокрытия истины и, как следствие, требуют применения иной модели получения от них достоверной информации.


Ограниченность времени для процессуального общения, регламентируемая нормами права, также влечет использование в данной модели определенного набора приемов и методов получения достоверной информации, а также особых способностей и качеств следователя.


Факультативный характер психологического образования для сотрудника, занимающего должность следователя, предполагает использование в рассматриваемой модели только тех психологических техник и методов, которые могут быть освоены им в короткие сроки и соответствуют его процессуальному статусу, не подменяя деятельность специалиста или эксперта.


Особое процессуальное положение подозреваемого и обвиняемого заставляет следователя с большей долей критичности относиться к их показаниям и предполагать сознательное искажение ими истины по делу. Согласно результатам проведенного опроса все следователи сообщили о попытках разных категорий допрашиваемых подозреваемых и обвиняемых давать неполные или заведомо ложные показания.


Представленная модель наиболее эффективна в отношении взрослых подозреваемых и обвиняемых. Особые характеристики психики несовершеннолетних требуют и несколько иной модели получения от них достоверных показаний. Так, для оценки утверждений детей, переживших сексуальное насилие, зарубежными психологами разработаны специальные опросные методики, в частности, контент-анализ на основании установленных критериев (КАУК).


Адекватное психическое состояние допрашиваемого подозреваемого и обвиняемого является исключительным условием достоверности их показаний, так как восприятие действительности такими лицами, серьезно искаженное алкоголем или патологией центральной нервной системы, делает невозможным отделение в их речи фантазии от реальности.


Менталитет допрашиваемого лица, созвучный следователю, позволяет последнему в данной модели использовать принцип рефлексии, т. е. мысленно занимать позицию собеседника и догадываться о его эмоциях и мотивах. Кроме этого, специфические для иной культуры жесты и интонации могут ввести сотрудника в заблуждение. О так называемых кросс-культурных невербальных коммуникативных ошибках во время полицейских допросов сообщается в исследованиях зарубежных специалистов.


Логический уровень «Поведение» общей модели


В очерченных условиях реализации модели получения достоверной информации необходим оптимальный объем подкрепляющих психологических знаний, а также представление о базовых поведенческих и мыслительных операциях, которые требуются для достижения цели модели. В целом это ответ на вопросы о выявлении внешних признаков неискренности: «Что выявлять?», «Почему это возможно?», «Как выявлять?» или «Что делать, чтобы выявить это?».


Важнейшим эксплицитным или теоретическим, описательным знанием, необходимым для успешной реализации разработанной модели, является понимание того, что человек представляет собой единство психического и физического, т. е. внутреннего мира и внешнего поведения. Следовательно, все достаточно важные внутренние эмоциональные переживания человека неизменно находят свое отражение в доступных наблюдению внешних проявлениях. Соответственно, и внешние значимые для индивида факторы, воспринимаемые им, оказывают влияние на его эмоциональное состояние.


Создатель психоанализа З. Фрейд выразил это фразой: «У кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, тот может быть уверен, что ни один смертный ничего не скроет от него. Если молчат его губы — проболтаются кончики пальцев; предательские знаки поползут из каждой его поры».


Эта же идея находит свое подтверждение и в современных исследованиях. Так, по мнению В. И. Шаховского, все ложные высказывания эмотивны и эмоциогенны, их мотивом является эмоция личностного интереса.


Данные внутренние эмоциональные и мыслительные процессы человека проявляются вовне не только в смысле произнесенных им слов, более того — смысловая часть речи составляет относительно незначительную долю «сообщаемой» телом человека истинной информации (по разным оценкам, около 8 %).


Еще Ч. Дарвин отмечал, что «выразительные движения придают живость и энергию нашей речи. Они обнаруживают мысли и намерения других вернее, чем слова, которые могут быть лживы».


При этом самые современные исследования показывают научную обоснованность работы с невербальным поведением при оценке устных и письменных высказываний.


В контексте следственных действий с подозреваемым (обвиняемым) его вербальные сообщения необходимы в первую очередь для получения фактической информации по расследуемому делу, при этом ее достоверность может быть вероятностно оценена не только с помощью логических приемов и тактических комбинаций, но и многих каналов невербальной информации. Для достижения целей предлагаемой модели ниже представлено оптимальное число данных каналов (речевые конструкции, несмысловые характеристики речи, мимические проявления эмоций, глазные ключи доступа, репрезентативная система, физиологически обусловленные реакции организма, положение тела).


Речевые конструкции


Среди невербальных проявлений подлинных эмоций допрашиваемого особую значимость приобретает рассмотрение в данном пособии речевых средств выражения. Это обусловлено тем, что на данном этапе развития исследований феномена лжи данные проявления изучены менее полно, чем, например, жесты и мимика.


Для решения задач рассматриваемой модели, т. е. получения достоверных показаний от подозреваемых и обвиняемых, заслуживает внимания выявление следующих признаков в конструкции их речи:


• признак искренности: чаще дается прямой ответ на неожиданный вопрос; признак неискренности: применяются разнообразные уходы. Например: «Знаете, если бы вы сейчас спросили меня о другом…» или: «Ну… я бы не стал так конкретизировать разговор», или: «Понимаете, я много где бываю в течение дня по работе…»;


• признак искренности: рассказ насыщен разноплановыми подробностями; признак неискренности: имеются признаки его заученности. Например: строгая временная последовательность изложения событий, используются похожие (при повторении) фразы, отсутствуют ссылки на забывчивость, не возникают внезапные припоминания по ходу изложения и т. п.;


• признак искренности: наиболее типичны описания от собственного лица участника событий (ассоциированно); признак неискренности: наиболее типичны описания «со стороны» (диссоциированные). В первом случае более характерно описание собственных чувств и мыслей, возникавших у рассказчика во время событий. Во втором случае присутствуют частые суждения о произошедшем и выражение собственного осмысления обстоятельств и роли других действующих лиц;


• признак искренности: чаще описывается увиденное; признак неискренности: чаще дается ссылка на чужое мнение по поводу интересующих следствие событий. Например: «Это всем известно», «Вам каждый скажет», «Как гласит народная мудрость…», «Авторитетные люди характеризуют его как…» и т. п.


Несмысловые характеристики речи


Следует замечать изменение скорости речи (отдельных слов или целых фраз), громкости и высоты отдельных слов (акцентирование либо понижение), нечеткость или сбивчивость их произнесения, заикание, учащение междометий, возникновение пауз и их удлинение между словами или предложениями. Данные характеристики важно сопоставлять со смыслом фраз.


Мимические проявления эмоций


Как показали результаты проведенного анкетирования, у следователей отсутствует удовлетворительная компетенция о значении «языка тела». Лишь 23,5 % ответов на предложенные задания оказались верными, что даже ниже простого угадывания.


В этой связи теоретической основой может быть знание о том, что из всего многообразия видов эмоций, переживаемых человеком, для работы с описываемой моделью достаточно выделять на лице подозреваемых (обвиняемых) шесть: удивление, страх, отвращение, гнев, радость, печаль. Необходимо также знание о том, что каждая эмоция по-своему проявляется на трех уровнях лица: верхнем (лоб и брови), среднем (глаза, веки, щеки и нос) и нижнем (рот, губы). Возможны и комбинации эмоций на этих уровнях. Следует также оценивать степень симметричности мимических сокращений на лице, сравнивая левую и правую половины лица.




Психологические модели получения достоверных показаний подозреваемых и обвиняемых. Научно-практическое пособие

Издание посвящено проблемам использования психологических знаний при расследовании преступлений. В пособии в целях оптимизации и повышения эффективности оперативно-служебной деятельности следственных подразделений на основе анализа практики расследования преступлений, экспертного мнения следователей с большим стажем, диссертационных исследований по сходной тематике и специальной литературы разработаны модели получения достоверных показаний от подозреваемых и обвиняемых.<br /> Для следователей и дознавателей, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.

139
 Белоусов А.Д. Психологические модели получения достоверных показаний подозреваемых и обвиняемых. Научно-практическое пособие

Белоусов А.Д. Психологические модели получения достоверных показаний подозреваемых и обвиняемых. Научно-практическое пособие

Белоусов А.Д. Психологические модели получения достоверных показаний подозреваемых и обвиняемых. Научно-практическое пособие

Издание посвящено проблемам использования психологических знаний при расследовании преступлений. В пособии в целях оптимизации и повышения эффективности оперативно-служебной деятельности следственных подразделений на основе анализа практики расследования преступлений, экспертного мнения следователей с большим стажем, диссертационных исследований по сходной тематике и специальной литературы разработаны модели получения достоверных показаний от подозреваемых и обвиняемых.<br /> Для следователей и дознавателей, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.

Внимание! Авторские права на книгу "Психологические модели получения достоверных показаний подозреваемых и обвиняемых. Научно-практическое пособие" (Белоусов А.Д.) охраняются законодательством!