Юридическая Назаров А.Г. Пределы осуществления исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности. Монография

Пределы осуществления исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности. Монография

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392191147
Язык:
Объем текста: 180 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава I. Исключительное право: особенности, проблема пределов и злоупотребления правом

Глава II. Пределы осуществления исключительного права и общественный интерес

Глава III. Пределы осуществления исключительного права и способы его защиты

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава II.
ПРЕДЕЛЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС


2.1. Пределы осуществления исключительного права: исторический аспект


Изучение сущности исключительного права невозможно без обращения к истории положений об исключительном праве в России. Положения об авторском и патентном праве содержались и в законах Российской Империи, и нормативных актах Советского Союза и РСФСР. Соответственно существующее интеллектуальное право, включая в себя и значительное количество новелл, сохраняет в себе заложенные исторически черты.


Первые положения, регулирующие отношения в области авторского права, были закреплены в Уставе о цензуре, изданном 22 апреля 1828 года. Затем в Законе от 8 января 1830 года «О правах сочинителей, переводчиков и издателей» впервые в России право автора на произведение было определено как право собственности. Само произведение рассматривалось как «имущество благоприобретенное», поскольку в соответствии с доктриной того времени произведение определялось как вещь особого рода. Это означало возможность продажи прав на произведение, в том числе и на создаваемое в будущем обращение взыскания и наследование произведения.


В 1887 году авторское право было впервые закреплено как институт гражданского права в Своде законов гражданских Российской Империи в приложении к ст. 420, томе X, части 1.


С развитием капитализма в России результаты интеллектуальной деятельности как объекты имущественной ценности начинают играть более весомую роль, предприниматели стали активно заниматься издательской деятельностью. В результате было принято Положение об авторском праве 20 марта 1911 года. Нормы этого закона были включены в Свод законов гражданских Российской Империи в ст. с 695.1 по 695.75.


Положение об авторском праве 1911 года представляет собой итог развития дореволюционной цивилистики в области авторского права, поэтому в настоящем исследовании его положения будут рассмотрены подробно.


Объектами авторского права признавались музыкальные, литературные, художественные и фотографические произведения. Иных объектов авторское право того времени не знало.


Положение 1911 года следовало по пути установления ряда общих норм об авторском праве, которые затем конкретизировались в специальных разделах в отношении каждой группы произведений: литературных, музыкальных, художественных и фотографических.


Статья 695.2 Положения предоставляла автору исключительное право на воспроизведение, опубликование и распространение своего произведения, то есть исключительное право по своему содержанию было уже, чем сейчас. В то же время за авторами сохранялись основные права по использованию произведения.


Положение об авторском праве 1911 года содержало общую норму, устанавливающую пределы осуществления исключительного права. Предусматривалось, что пользование чужим произведением для создания произведения нового не является нарушением исключительного права. Также не являлось нарушением исключительного права снятие копий с произведения исключительно для личного употребления и без помещения на указанных копиях произведения подписи или монограммы автора подлинника. Запрет размещения монограмм и подписи, установленный ст. 695.3, был необходим для предотвращения конкуренции копии с оригиналом произведения.


Срок действия авторского права по Положению 1911 года определялся в 50 лет со времени смерти автора (ст. 695.11).


Положение об авторском праве 1911 года содержало перечень ограничений исключительного права в отношении каждого вида произведений. К ним относились: цитирование (695.11), в отношении литературных произведений — перепечатка (ст. 695.38 и 695.39); для музыкальных произведений — издание вариаций на тему произведения и использование в образовательных целях (ст. 695.43); для художественных произведений — изображение в иной форме, использование в образовательных целях, повторение произведений, расположенных в публичных местах, использование в изделиях промышленности, помещение произведений на публичной выставке (ст. 695.56); в отношении фотографий — снятие копий для личного употребления, помещение на публичной выставке, использование в образовательных целях или в промышленности (ст. 695.62).


Приведенный перечень случаев свободного использования произведения существенно шире, чем действующий сейчас. Так, ст. 695.50 допускала возможность публичного исполнения музыкального произведения на общественных праздниках в целях благотворительности или бесплатно. В настоящее время такие действия требуют согласия правообладателя и являются основанием для исков правообладателей и Российского авторского общества (например, исполнение произведений во время общественных мероприятий).


Думается, что наличие аналогичного содержавшегося в ст. 695.50 способа свободного использования произведения в современном законодательстве отвечало бы интересам общества и не представляло бы значительных затруднений для правообладателей.


Представляют интерес Положения 1911 года о способах защиты нарушенного авторского права. Так, основным способом защиты и одновременно мерой ответственности, как и в современном гражданском праве, являлось возмещение убытков (ст. 695.21). Положений о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на произведение дореволюционное право России не содержало.


Вместе с тем законодатель подчеркивал, что в случае если лицо действовало неумышленно, то размер возмещения ограничивался размером полученной нарушителем прибыли (ст. 695.22). Таким образом, если лицо действовало добросовестно и не получало доходов от своей деятельности, то единственным требованием, обращенным к нему, останется требование прекратить противоправные действия.


Согласно ст. 695.23 закона размер возмещения определялся судом с учетом всех обстоятельств дела и по справедливому усмотрению. Здесь можно заметить определенное сходство с современной альтернативной компенсацией, размер которой также определяется на основании судейского усмотрения (п. 3 ст. 1252 ГК РФ).


Дореволюционное законодательство также содержало положения о конфискации либо уничтожении контрафактных экземпляров произведений и оборудования, которое использовалось для их изготовления. При этом следует отметить, что в случае конфискации экземпляров произведения и оборудования их стоимость учитывалась в качестве возмещения убытков правообладателя (абзац 1 ст. 695.24). Представляется, что указанное положение, которое содержалось также и в последней редакции Закона Российской Федерации «Об авторских и смежных правах» 1993 года, следует воспроизвести и в действующем законодательстве.


Специфическим в дореволюционном авторском праве является и срок исковой давности по искам о нарушении авторских прав. Согласно ст. 695.26 этот срок был ограничен пятью годами, в то время как общий срок давности по Своду законов Российской Империи составлял 10 лет (ст. 694). Прекращение срока исковой давности означало и прекращение самого права, поскольку русское дореволюционное право не признавало натуральных обязательств.


Проект Гражданского уложения 1913 года во многом повторял положения, закрепленные в Своде законов гражданских. Это объясняется тем, что положения о подробном регулировании авторского права были включены в Свод законов в 1911 году, то есть всего за два года до составления итогового проекта Гражданского уложения. Соответственно действовавшее законодательство уже отражало все современные ему достижения в области авторского права.


После Октябрьской революции 1917 года положения об авторском праве нашли свое место в законодательстве далеко не сразу. Тем не менее уже в первые годы советской власти был принят ряд декретов, регулировавших в том числе и отношения в области авторского права.


Первым советским нормативным актом в области авторского права стал Декрет Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 26 ноября 1918 года. «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях». Указанный декрет распространял положения об авторском праве не только на произведения литературы, но и на «всякое как опубликованное, так и неопубликованное научное, литературное, художественное произведение, в чьих бы руках оно ни находилось...». Срок охраны произведений ограничивался периодом жизни автора. Наследование авторских прав не допускалось.


Декрет 1918 года устанавливал исключительное право на произведение и запрещал контрафактацию. Так, декрет закрепил, что размножение и распространение произведения при жизни автора допускаются только с его согласия. Самостоятельное издание, размножение, распространен о том, что для советского права, так же как и для исследователей XIX века, авторское право стойко ассоциировалось с монополией.


Основным принципом советского авторского права стал приоритет интересов общественных над частными. Социалистическая идея предпочтения общественного интереса интересам отдельного лица впервые получила выражение в декрете от 29 июля 1919 года. «Об отмене права частной собственности на архивы русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях». Декрет отменил все ограничительные условия, на которых бывшие владельцы передавали свои архивы в публичные библиотеки и музеи.


Декрет впервые признал недействительными сделки по отчуждению авторского права. Издатель теперь мог приобрести у автора только ограниченное право на издание произведения, тем самым полностью отвергалась концепция «литературной собственности». Запрет отчуждения авторского права оставался неизменным в советском авторском праве вплоть до принятия Закона Российской Федерации «Об охране авторских и смежных прав» 1993 года.


Дальнейшим этапом эволюции советского авторского права стало принятие Постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 года. «Об основах авторского права», которое повлекло изменения и республиканского законодательства. Положения Постановления 1925 года в дальнейшем были подтверждены в Основах авторского права 1928 года, действовавших до принятия Гражданского кодекса РСФСР 1964 года.


В Постановлении 1925 года перевод признавался самостоятельным произведением и мог производиться без согласия автора. Вследствие постулировавшегося отказа от теории литературной собственности и невозможности наследования произведений, решено было ограничить срок действия охраны произведений продолжительностью жизни автора.


Основы 1925 года (как и Основы 1928 года) сохраняли за автором право на полную неприкосновенность произведения (ст. 13 Основ 1925 года, ст. 18 Основ 1928 года). Издатель был лишен права по своему усмотрению и без согласия автора вносить какие-либо изменения или дополнения в произведение, его заглавие и имя автора. Также издатель без согласия автора или его наследников не имел права снабжать произведение иллюстрациями.


В результате, по мысли советских правоведов, советское социалистическое право впервые дало автору полную и действительную защиту результата его творческого труда, гарантировало охрану нематериального интереса автора.


Следует отметить, что наряду с привычной критикой буржуазного права, которая включалась в текст исследования в соответствии с принятыми в то время традициями написания научных работ, ряд критических замечаний в отношении авторского права зарубежных стран был вполне оправдан.


Так, Б. С. Антимонов указывал, что в капиталистических странах исключительное право на произведение зачастую принадлежит не автору, а корпорациям, предпринимателям. В результате автор по экономическим причинам вынужден продавать исключительное право, и, как следствие, он фактически оказывался лишен возможности каким-либо образом определять судьбу своего произведения. Это приводило и к существенному ограничению использования произведения обществом, поскольку распространение произведений оказывалось полностью зависимым от экономической политики предпринимателей.


Указанную критику едва ли можно оправдать лишь неприязнью к капиталистическому строю. Эти замечания, скорее, показывают, что исключительно экономическое понимание интеллектуального права приводит к негативным последствиям, а механизмы для преодоления таких последствий отсутствуют.


Авторское право в СССР политически формировалось на иных идео­логических принципах, однако оно отражало общемировые тенденции развития авторского права. Все же отрицание и ограничение права частной собственности в СССР наложило отпечаток и на авторское право.


Статья 479 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предоставляла автору право на опубликование и распространение произведения, право на неприкосновенность произведения и право на получение вознаграждения кроме случаев, установленных законом. Размер вознаграждения определялся в первую очередь утвержденными правительством ставками и только субсидиарно подлежал регулированию соглашением сторон договора.


Нетрудно заметить, что правомочия автора по сравнению с современным законодательством были существенно ограниченны. Фактически автору принадлежало лишь право распространять произведение, однако размер вознаграждения определялся государством. Кроме того, социалистическая законность требовала предоставления обществу, рядовым гражданам достаточно широких правомочий по внедоговорному использованию произведения.


Случаям свободного использования произведений в ГК РСФСР 1964 года посвящены ст. 489, 492–495.


Статья 489 ГК РСФСР, как и действовавшие ранее Основы законодательства, закрепляла принцип свободы перевода — каждый был вправе осуществить перевод произведения на другой язык с обязательным уведомлением автора и сохранением целостности и смысла произведения. В. И. Серебровский объяснял наличие указанной нормы, в первую очередь многонациональным составом населения страны.


Думается, что указанную возможность следует воспроизвести и в действующем российском законодательстве. В противном случае многие создаваемые произведения могут не издаваться в России только потому, что правообладатели, то есть зачастую коммерческие организации, не договорятся между собой. Вместе с тем за распространение переведенного произведения автору оригинального произведения должно выплачиваться вознаграждение.


Обширный перечень случаев свободного использования произведений без выплаты авторского вознаграждения был закреплен в ст. 492 ГК РСФСР 1964 года. Статья 493 закрепляла также возможность свободного использования произведения для удовлетворения личных потребностей.


Статья 495 допускала без согласия автора, но с указанием его имени и выплаты вознаграждения публичное исполнение выпущенных произведений, запись произведения в целях публичного воспроизведения или распространение выпущенных в свет произведений на пленку, пластинку, магнитную ленту или иные устройства, использование композитором литературных произведений для сопровождения музыкальных произведений текстом, использование изобразительных произведений и фотографий в промышленных изделиях.


Данные примеры показывают, что ГК РСФСР 1964 года содержал достаточно большое количество ограничений авторского права автора, и формальные пределы осуществления авторских прав установлены были достаточно однозначно. Автор сохранял определенные права на произведения, однако они определись как формальными границами, установленными конкретными статьями закона, так и назначением социалистического права. Последнее предусматривало, в частности, что стремление к обогащению является чуждым для советского гражданина, а интересы общества должны доминировать над интересами частных лиц.


Жесткие пределы осуществления авторских прав в Советском Союзе критиковались в современной научной литературе достаточно подробно. С указанной критикой в целом следует согласиться. Исключительное право должно давать автору возможность получать доход, самостоятельно определять размер вознаграждения за использование произведения.


Вместе с тем признание интересов общества на произведения в ГК РСФСР 1964 года было наиболее полным по сравнению как с дореволюционным, так и с действующим законодательством. Наряду со свободным использованием произведения в личных целях закон закреплял возможность публичного исполнения произведений, запись произведений на материальные носители. В результате автор лишался многих правомочий, на которые он мог рассчитывать в иных правопорядках, в том числе и тех, которые для многих современных исследователей покажутся очевидными и неотъемлемыми. В то же время следствием подобных ограничений явилась возможность для общества широко использовать созданные произведения. Произведения становились более доступными, большее число граждан могло с ним ознакомиться.


Естественно, в современных условиях невозможно и неправильно полностью заимствовать существовавшие в советское время ограничения авторских прав. Современная экономическая ситуация и принципы российского гражданского права делают такое повторение невозможным. Кроме того, участие Российской Федерации в международных соглашениях по охране авторских прав не дает и юридических оснований для подобных заимствований.


Для оптимального баланса интересов автора и общества необходимы взвешенные и научно обоснованные ограничения исключительного права. Советское авторское право как раз дает пример таких ограничений. Представляется, что советское авторское право можно назвать некой альтернативой действовавшей в капиталистических странах проприетарной концепции, которая в определенной степени сохранилась и сегодня. Соответственно через обращение к советскому праву исследователь может увидеть, как действует авторское право, основанное на иных, чем в капиталистическом обществе, императивах. В результате, во-первых, появляется возможность критически оценить ряд институтов действующего авторского права, а во-вторых, воплотить в условиях современной действительности ряд существовавших ограничений.


Естественно, указанные ограничения должны быть адаптированны к современным условиям рыночной экономики. Так, предоставление автору свободы определять размер авторского вознаграждения вполне объяснимо. Вместе с тем ряд ограничений исключительного права было бы уместно воспроизвести в действующем законодательстве (например, положения о принудительной лицензии на перевод произведений).


Становление и первоначальное развитие патентного права в России шло тем же путем, который прошло патентное право в других европейских странах. Принятию в 1812 году первого патентного закона предшествовал достаточно длительный период выдачи привилегий отдельным лицам.


Первый Патентный закон России, который назывался «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах», был принят 17 июня 1812 года. Этим законом устанавливалась выдача привилегий на собственные и ввозимые из-за границы изобретения на 3 года, 5 и 10 лет. Вводилась также публикация описания изобретения, которая первоначально производилась по инициативе самого изобретателя, а с 1814 года стала обязательной.


Быстрое развитие промышленного производства в России во второй половине XIX века и необходимость подключения страны к международной системе охраны промышленной собственности обусловили необходимость подготовки нового патентного закона. Им стало Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования от 20 мая 1896 года. Новый закон давал более четкое понятие охраняемого изобретения: оно должно было относиться к области промышленности и иметь существенную новизну. Не подлежали патентованию научные открытия и отвлеченные теории, а также химические, вкусовые и пищевые вещества, лекарства и способы их приготовления. Привилегия действовала не более 15 лет и могла свободно отчуждаться ее обладателем. Он также мог выдавать лицензии и передавать привилегию по наследству. Владелец привилегии был обязан осуществить эксплуатацию своего изобретения в течение 5 лет под угрозой прекращения действия привилегии.


Это правило получило на именование обязательной эксплуатации и критиковалось А. А. Пиленко за архаичность и несоответствие рыночным условиям. Наряду с критикой принудительной эксплуатации он призывал осторожно относиться и к заимствованию принудительной лицензии, которой в российском законодательстве в то время не существовало. По его мнению, принудительный характер в целом чужд рыночной экономике и малоэффективен.


Первым законодательным актом в области изобретательства советского периода стал Декрет от 30 июня 1919 года, которым было утверждено Положение об изобретениях. Декретом от 30 июля 1919 года отменялись «все законы и положения о привилегиях на изобретения, изданные до опубликования декрета» (п. 10). Патентная система охраны изобретений была ликвидирована. За государством признавалось право отчуждать в свою пользу любое изобретение, признанное полезным Комитетом по делам изобретений. Изобретения, объявленные достоянием РСФСР, за исключением секретных, относящихся к области обороны или к числу особо важных для страны, поступали в общее пользование всех граждан и учреждений на условиях, в каждом отдельном случае особо оговоренных. Автору такого изобретения гарантировались признание и охрана его права авторства, а также право на вознаграждение, которые удостоверялись особым охранным документом — авторским свидетельством.


Вознаграждение, размер которого определялся специальной оценочной комиссией Комитета, носило характер особых премиальных, не подлежащих налогообложению.


В период новой экономической политики способы охраны прав изобретателей сблизились с принятыми в капиталистических странах. 12 сентября 1924 года. было принято Положение ЦИК о патентах на изобретения, по которому патент вновь становился единственной формой охраны изобретательских прав. Указанный закон устанавливал, что «патенты выдаются на новые изобретения, допускающие промышленное использование». Патентная охрана не предоставлялась лечебным, пищевым и вкусовым веществам, а также веществам, полученным химическим путем, хотя новые способы их изготовления могли быть запатентованны. Патент на изобретение выдавался на 15 лет, мог свободно отчуждаться и передаваться для использования третьим лицам по усмотрению патентообладателя.


Государство оставляло за собой право в случае невозможности достижения добровольного соглашения с патентообладателем принудительно отчуждать патент в свою пользу или установить принудительную лицензию в пределах потребности государственных предприятий и учреждений с выплатой патентообладателю соответствующего вознаграждения.


В связи со свертыванием новой экономической политики и переходом к централизованной командной экономике Закон о патентах на изобретения уже в 1931 году был заменен Положением об изобретениях и технических усовершенствованиях. Закон 1931 года возрождал введенные Декретом 1919 года авторские свидетельства как основную форму охраны изобретательских прав. Правда, в отличие от Декрета 1919 года, права изобретателя носили более полный и конкретный характер, а патентная форма охраны полностью не отменялась. Однако Положение 1931 года. и принятые для его развития подзаконные акты не оставляли никаких сомнений в том, что государство поощряет и поддерживает прежде всего тех авторов, которые переуступали свое исключительное право на использование изобретения государству.


В последующие годы законодательство об изобретениях существенно пересматривалось еще трижды — в 1941, 1959 и 1973 годах. В целом все нормативные акты имели единую принципиальную основу, предусматривая две возможные формы охраны прав изобретателей (авторское свидетельство и патент), разрешительный порядок патентования изобретений за границей, возможность принудительного выкупа патента государством и т.д. Изменения в основном касались уточнения критериев охраноспособности изобретений, круга прав, которые предоставлялись авторам изобретений, порядка проведения экспертизы заявок и т. п.


Таким образом, патентное право в своем развитии также прошло путь от ограниченной привилегии в законах Российской Империи до признаваемого государством субъективного права. Вместе с тем в советский период изобретатель фактически не имел возможности получать доход от использования результата интеллектуальной деятельности. Единственным положением, которое могло бы иметь положительный эффект в современной экономической ситуации, представляется норма об отчуждении патентов. Указанные положения будут подробно рассмотрены в разделе настоящего исследования, посвященном принудительной лицензии.


Анализируя историю интеллектуального права России, можно сделать следующие выводы.


В Российской Империи произведение признавалось имуществом автора, и, как следствие, автор получал широкую свободу по использованию произведения. Интересы общества защищались несколькими нормами, закрепляющими возможность свободного использования произведения. Любое иное использование произведения считалось нарушениям авторских прав.


Советское авторское право строилось на иных идеологических принципах. Руководствуясь приоритетом интересов общества над интересами конкретного лица, право автора по распоряжению произведением существенного ограничивалось.


Основным принципом развития права стало обеспечение доступа общества к произведениям искусства при сохранении за автором минимально необходимых с точки зрения государства прав. Интересы автора защищаются, поскольку авторский труд, творческая деятельность полезна для общества, но ровно в той мере, в какой это не противоречит общественным интересам.


В дальнейшем советское авторское право, продолжая настаивать на коренной противоположности буржуазному праву, достаточно сильно сблизилось с положениями дореволюционных законов. За автором стали признаваться имущественные, а также личные неимущественные права. Случаи свободного использования произведений стали закрепляться в исчерпывающем перечне, который тем не менее содержал в себе достаточно большое количество способов свободного использования произведений.


Основным способом защиты имущественных прав, как и до революции, оставалось возмещение убытков. В отношении личных неимущественных прав советское авторское право допускало такие способы защиты, как прекращение правонарушения, а также опубликование опровержения в печати.




Пределы осуществления исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности. Монография

Предлагаемая вашему вниманию книга посвящена одной из наиболее актуальных проблем современного интеллектуального права: вопросу осуществления исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, его пределов, проблеме злоупотребления исключительным правом. На основе исследования российского законодательства, судебной практики, иностранных правовых норм автор формулирует предложения, которые позволят в большей степени обеспечить баланс интересов общества и правообладателей.<br /> Законодательство приведено по состоянию на декабрь 2014 г.<br /> Книга будет интересна широкому кругу читателей, в том числе научным работникам, практикующим юристам, студентам, обучающимся по специальности «Юриспруденция».

179
Юридическая Назаров А.Г. Пределы осуществления исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности. Монография

Юридическая Назаров А.Г. Пределы осуществления исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности. Монография

Юридическая Назаров А.Г. Пределы осуществления исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности. Монография

Предлагаемая вашему вниманию книга посвящена одной из наиболее актуальных проблем современного интеллектуального права: вопросу осуществления исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, его пределов, проблеме злоупотребления исключительным правом. На основе исследования российского законодательства, судебной практики, иностранных правовых норм автор формулирует предложения, которые позволят в большей степени обеспечить баланс интересов общества и правообладателей.<br /> Законодательство приведено по состоянию на декабрь 2014 г.<br /> Книга будет интересна широкому кругу читателей, в том числе научным работникам, практикующим юристам, студентам, обучающимся по специальности «Юриспруденция».

Внимание! Авторские права на книгу "Пределы осуществления исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности. Монография" (Назаров А.Г.) охраняются законодательством!