Юридическая Антонян Ю.М. Особо опасный преступник

Особо опасный преступник

Возрастное ограничение: 16+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.06.2013
ISBN: 9785392114689
Язык:
Объем текста: 369 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Проблемы особо опасного преступника в науке. 1. Прирожденный преступник как особо опасный

2. Личность преступника и особо опасный преступник

Глава II. Основные черты особо опасного преступника. 1. Понятие особо опасного преступника

2. Агрессия и агрессивность особо опасных преступников

3. Особо опасный преступник как дикарь

4. Некрофилия как свойство особо опасных преступников

5. Отличительные черты некрофилии и некрофильские «профессии»

6. Глубинные истоки поведения особо опасных преступников

Глава III. Тоталитарные преступники. 1. Красно-коричневые вожди как маги

2. Тираны в ХХ в. — некрофилы, убийцы, людоеды

3. Антинаучные попытки утверждения вождизма

Глава IV. Террористы. 1. Общий профиль

2. Психологические особенности

3. Террористы-самоубийцы

Глава V. Серийные сексуальные убийцы. 1. Введение в проблему

2. Ведущие черты личности

3. Субъективная детерминация серийных сексуальных убийств

4. Феномен Чикатило

Глава VI. «Неоднократные» и наемные убийцы. 1. «Неоднократные» убийцы

2. Наемные убийцы



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



6. ГЛУБИННЫЕ ИСТОКИ ПОВЕДЕНИЯ ОСОБО ОПАСНЫХ ПРЕСТУПНИКОВ


Мы не сможем должным образом понять природу и причины особо опасных преступлений, если не рассмотрим структуру человеческой психики, впрочем, это необходимо при исследовании любых форм поведения. Как мы увидим ниже, познание каждой подструктуры, и в первую очередь глубинных, позволит понять механизмы и истоки совершения названных преступлений.


Я присоединяюсь к мнению Юнга, что человеческая психика (он называл ее душой) состоит из трех частей: сознания, индивидуального (личного) бессознательного и архетипизированного индивидуального бессознательного.


Как известно, сознание есть только у людей и оно появляется лишь в результате их общения друг с другом и восприятия различных ценностей, правил и норм, которые регулируют их жизнь и каждодневное поведение. Разумеется, среди этих норм имеются и нравственные, которые составляют едва ли не важнейшую часть сознания. Сознание выступает контролером нравственности и регулятором нравственного поведения, хотя особенно ценны нравственные поступки, совершаемые автоматически, бессознательно. Сознательной (в своей существенной части) является деятельность общественных и государственных институтов по насаждению, формированию и закреплению того или иного вида нравственности, т. е. вида, соответствующего данному типу культуры. Сознание играет более чем активную роль и в создании законов, которые в своем большинстве в явной или неявной форме должны соответствовать общечеловеческой морали. При этом сознание не всегда задумывается над тем, что такая мораль должна или не должна быть представлена в законах, поскольку ее представление происходит автоматически.


Мне представляется, что индивидуальным бессознательным следует называть вытесненный из сознания невспоминаемый жизненный опыт, вытесненный по причине его травматичности, болезненного характера, несовместимости с нравственностью, а также ненужности, неактуальности в данной конкретной ситуации. Пользуясь терминологией Юнга, можно сказать, что тот опыт, который вытеснен в силу его аморальности, в силу того, что он включает в себя какие-то порочные, грязные влечения, можно назвать Тенью. В ней могут быть «записаны» сами аморальные нормы, разрешение творить зло, а еще потребности и влечения нравственного порицаемого характера, например педофильные или агрессивные, жестокие и циничные. Эти потребности и влечения могут «просыпаться» при ослаблении сознания (например, в состоянии опьянения или в случае болезни), мощно стимулируя безнравственное поведение. Поэтому источники насильственных преступных действий (бездействия), которые в большинстве своем являются аморальными, следует искать в личном бессознательном и особенно в той его части, которая может быть названа Тенью.


Вытесненный в Тень индивидуальный психотравмирующий опыт часто бывает ригидным, он как бы замораживается, ведя практически независимое от личности существование, не изменяясь под влиянием внешних обстоятельств. О нем обычно ничего не знает или он иногда проявляется на уровне сознания отрывочными, рваными, не очень понятными или совсем непонятными толчками. Человек даже может не понимать, чем значимы эти толчки, эти импульсы из его же далекого прошлого. Поэтому во многих случаях причины невероятной жестокости, в том числе к детям, следует искать в детстве самого преступника или в его более поздних впечатлениях. Но при этом не нужно игнорировать и актуальные социальные условия жизни.


Как мы видим, Тень активно участвует в мотивации человеческого поведения и уже поэтому не может быть безразличной по отношению к морали. Однако помимо Тени в индивидуальном бессознательном имеется и такой опыт, который совершенно не заслуживает нравственного порицания. Он тоже активно влияет на нравственные представления и поведение человека, может удерживать от совершения антиобщественных поступков.


Третья составляющая человеческой психики мною обозначена как архетипизированное бессознательное. Ее составляют усвоенные в ходе социализации различные архетипы, многие из которых представляют собой моральные предписания, которые человек может и не осознавать в качестве таковых. Естественно, они активно участвуют в формировании нравственных ориентаций личности и ее поведения. Например, человек усваивает архетип матери-Родины. Это формирует его патриотические чувства и отношение к Родине как одной из очень важных ценностей. Конечно, такое отношение является высоконравственным. Однако чрезмерная связь с матерью-Родиной, если человек ощущает, что ей угрожает опасность, может спровоцировать террористические или иные противозаконные агрессивные действия.


Таким образом, все три сферы человеческой психики являются носителями морали и мотивов преступного, в том числе особо опасного поведения. Они определяют бытие человека, принятие им нравственных норм, их действенность, солидарность с ними. Если две последние названные мною сферы бессознательного очень часто действуют автоматически, то сознание дает возможность человеку все предварительно взвесить, и оно очень часто выступает в роли контролера, организатора поведения, силы, обеспечивающей его нравственность. Вместе с тем представляется необходимым подчеркнуть особую роль архетипизированного (социально-психологического) уровня бессознательного в усвоении и закреплении нравственных норм. Для этого нужно отдельно рассмотреть некоторые проблемы архетипов.


Я полагаю, что Тень имеется не только у личного, индивидуального бессознательного, но и у усвоенной личностью коллективного бессознательного. Она образовывается на протяжении всей жизни индивида, полученного жизненного опыта, при активном участии его индивидуального биологического, его отношения к окружающему миру и самому себе, под влиянием, если они есть, расстройств психической деятельности и акцентуаций характера и темперамента. Одновременно с этим человек воспринимает различные архетипы, в том числе олицетворяющие зло, негативные, порицаемые ценности. Поэтому следует предположить, что Тень может быть на стыке коллективного и индивидуального бессознательного, иногда ближе к последнему.


Признание Тени чем-то худшим в человеке в достаточной мере естественно, поскольку она говорит о чем-то темном, неведомом, таинственном, пугающем, пробуждая в нас наши детские страхи перед темнотой. Но, став взрослым, человек понимает, что обычно темнота это не более чем место, где отсутствует свет, хотя, конечно, в ней врагу легче укрыться и внезапно напасть. Страх перед темнотой запрограммирован у человека и способен подавать ему сигналы возможного бедствия.


Психическая энергия индивида может быть блокирована, когда он не находит выхода из данной ситуации либо среда не дает ему такой возможности. Поэтому такая энергия способна регрессировать, актуализируя интериоризированные образы прошлого. Последние часто соответствуют тому стимулу, который их вызвал сейчас: если нынешние трудности (объективные или субъективные) травматичны, они возрождают адекватные переживания из прошлого. В ряде случаев, как показывает клиническая практика, такой перенос, который чаще всего бывает бессознательным, может происходить на символическом уровне. Ситуации, с которыми сталкивается субъект, формируют личностные психические состояния, как бы ищущие аналоги в далеком прошлом или желающие дать ему возможность понять, почему он поступает так сейчас. Однако он, как правило, не способен без посторонней помощи уяснить имеющиеся связи, особенно если прошлый жизненный опыт лежит в рамках Тени либо так или иначе связан с нею. Эта его неспособность возврата обусловлена тем, что для него может быть очень болезненным само прошлое и путь в него, в те свои глубинные переживания, которые приносили ему страдания.




Особо опасный преступник

Книга представляет собой исследование личности тоталитарных преступников (главным образом так называемых вождей), серийных сексуальных убийц, террористов, а также тех, кто совершил убийства неоднократно на почве бытовых конфликтов, из хулиганских или корыстных побуждений. Раскрываются общие причины их самых опасных преступных действий и присущие этим личностям общие отличительные черты. Работа основана на обширном эмпирическом материале многолетних конкретных исследований, осуществленных лично автором. Дается обстоятельный анализ личности отдельных преступников и мотивов их поведения. Написана простым доступным языком. Рассчитана на широкий круг читателей: студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников, причем как юристов, так и психологов и психиатров, — всех, кто стремится познать причины самых опасных явлений в нашей социальной жизни.

209
Юридическая Антонян Ю.М. Особо опасный преступник

Юридическая Антонян Ю.М. Особо опасный преступник

Юридическая Антонян Ю.М. Особо опасный преступник

Книга представляет собой исследование личности тоталитарных преступников (главным образом так называемых вождей), серийных сексуальных убийц, террористов, а также тех, кто совершил убийства неоднократно на почве бытовых конфликтов, из хулиганских или корыстных побуждений. Раскрываются общие причины их самых опасных преступных действий и присущие этим личностям общие отличительные черты. Работа основана на обширном эмпирическом материале многолетних конкретных исследований, осуществленных лично автором. Дается обстоятельный анализ личности отдельных преступников и мотивов их поведения. Написана простым доступным языком. Рассчитана на широкий круг читателей: студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников, причем как юристов, так и психологов и психиатров, — всех, кто стремится познать причины самых опасных явлений в нашей социальной жизни.

Внимание! Авторские права на книгу "Особо опасный преступник" (Антонян Ю.М.) охраняются законодательством!