Юридическая Антонян Ю.М. Особо опасный преступник

Особо опасный преступник

Возрастное ограничение: 16+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.06.2013
ISBN: 9785392114689
Язык:
Объем текста: 369 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Проблемы особо опасного преступника в науке. 1. Прирожденный преступник как особо опасный

2. Личность преступника и особо опасный преступник

Глава II. Основные черты особо опасного преступника. 1. Понятие особо опасного преступника

2. Агрессия и агрессивность особо опасных преступников

3. Особо опасный преступник как дикарь

4. Некрофилия как свойство особо опасных преступников

5. Отличительные черты некрофилии и некрофильские «профессии»

6. Глубинные истоки поведения особо опасных преступников

Глава III. Тоталитарные преступники. 1. Красно-коричневые вожди как маги

2. Тираны в ХХ в. — некрофилы, убийцы, людоеды

3. Антинаучные попытки утверждения вождизма

Глава IV. Террористы. 1. Общий профиль

2. Психологические особенности

3. Террористы-самоубийцы

Глава V. Серийные сексуальные убийцы. 1. Введение в проблему

2. Ведущие черты личности

3. Субъективная детерминация серийных сексуальных убийств

4. Феномен Чикатило

Глава VI. «Неоднократные» и наемные убийцы. 1. «Неоднократные» убийцы

2. Наемные убийцы



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



5. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ НЕКРОФИЛИИ И НЕКРОФИЛЬСКИЕ «ПРОФЕССИИ»


Фрейд полагал, что влечение к смерти заложено в человеке, но он, как и его последователи, не приводил эмпирических доказательств этого, что предопределило существование этого влечения лишь в качестве научной гипотезы. Развивая ее, можно допустить, что, во-первых, оно нередко взаимодействует в амбивалентном взаимодействии с отверганием смерти; во-вторых, субъективное и чаще всего бессознательное движение к ней появляется под воздействием внешних социальных факторов, в первую очередь неблагополучного детства в родительской семье. Это формирует высокий уровень тревожности, переживая которую, личность стремится обнаружить ее источник, т. е. опредметить тревожность, что представляется вполне логичным для человека. Сама такая тревожность диффузна, расплывчата, неопределенна, поэтому и бессознательный поиск ее осуществляется как бы в темноте, наощупь, крайне неуверенно и чаще всего приводит к ощущению, что он находится за гранью жизни. Между тем ненормальный уровень тревожности может сложиться под воздействием биологических факторов, когда они недостаточны для нормального функционирования человека в обществе.


В любом варианте агрессия в виде влечения к смерти выполняет функции психологической и социальной защиты, утверждения и самоутверждения личности. Некрофилия как влечение к смерти может иметь и социально полезные формы (патологоанатомы, служащие моргов и кладбищ и др.). Она может приводить и к самоубийству, когда человек, обуреваемый жаждой узнать, что там, за гранью жизни, неосторожно оказывается полностью за этой границей.


Приведенные соображения вовсе не претендуют на то, чтобы опровергнуть теорию врожденного инстинкта борьбы (К. Лоренц), который в целом не может вызывать возражений. Этот инстинкт может реализовываться в виде агрессии, в зависимости от воспитания и отношения к правовым нормам — преступной или нет. По-видимому, реализуясь в поведении, некрофильское влечение к смерти и врожденный инстинкт борьбы способны сосуществовать даже в одном человеке, однако совершение особо опасного преступления есть главным образом следствие первого, или его преимущественного, значения. Между тем все живые существа наделены способностью подавлять свои стремления к агрессии, но у некрофилов она, как можно думать, значительно слабее, чем у остальных людей.


Так сказать, обыкновенные люди и некрофильские убийцы психологически принадлежат к разным мирам — жизни и небытию; вхождение в последнее такими убийцами предощущается, но очень редко становится предметом осознанного эмоционального переживания или рассуждения. Вместе с тем подобные преступники одновременно пребывают в различных мирах, они любого человека могут переправить (передать, направить, перенести) в небытие как в ту сферу, которая им тоже психологически близка, причем несравненно ближе, чем другим людям. Поэтому убийство не вызывает у некрофила того комплекса негативных чувств и эмоций, которые при таких же обстоятельствах немедленно и неизменно появляются у обычных, т. е. нормальных людей, а также у убийц-ненекрофилов. Отсюда практически абсолютное отсутствие раскаяния и покаяния у таких преступников, искреннее непонимание ими того, что они в чем-то виноваты. Однако нельзя отрицать, что определенную сумму социальных норм они усвоили и поэтому понимают, что за убийства будут преследоваться, в силу чего предпринимают необходимые, по их мнению, меры, чтобы избежать ответственности. Это обеспечивает им безнаказанность и возможность убивать еще очень долго, иногда годами.


Если сексуальным преступникам убийство приносит сексуальное удовлетворение и торжество над их извечным врагом — женщиной, если разбойники и бандиты часто убивают для самоутверждения и получения полной власти над жертвой, то многие другие некрофилы убивают только ради самого убийства. Иными словами, внутри самой группы некрофильских убийц можно обнаружить такое различие. Для представителей второй подгруппы лишение другого жизни есть смысл и цель их жизни; у представителей первой данный мотив переплетается с сексуальными, корыстными и иными стимулами. Мне приходилось наблюдать, как привлеченных к уголовной ответственности некрофилов охватывало почти полное безразличие, апатия, они теряли интерес даже к самим себе и своей жизни и пассивно ожидали свершения своей судьбы. Это совсем нехарактерно для ненекрофильских убийц, которые обычно весьма активны в своей защите. Создается впечатление, что некрофил выполнил свое предназначение на земле и жизнь теряет для него всякий смысл.


Сказанное не означает, что после взятия под стражу некрофильские убийцы больше не представляют общественной опасности. Цикл апатии у многих из них может смениться периодом преступной некрофильской активности — в исправительном учреждении или после отбытия наказания.


После того как некрофильский человек начинает убивать, появляются новые, но подготовленные всем предыдущим развитием образы себя. На пороге перед первым убийством он, возможно, очень нуждался в приятии и понимании, но остался в одиночестве. Как можно было наблюдать, в жизни практически всех лиц, совершивших несколько убийств не единовременно, а «растянуто» по времени (с интервалом от нескольких недель до многих месяцев), и тех убийц, которые вообще часто прибегали к насилию, происходило постепенное переключение внимания от общественной реальности к гораздо более напряженной реальности их внутренней жизни. Последняя становилась не только исключительно напряженной, но все более изолированной. В этой внутренней жизни весьма активными оказались переживания смерти и рождения — именно так следует трактовать упоминаемые в рассказах многих обследованных темы, связанные с матерью, рождением, даже внутриутробным существованием, т. е. темы Начала. Случайность здесь исключена, в поисках Начала можно видеть абсолютно бессознательную потребность всеобъемлющего обновления в силу полного и травмирующего неудовлетворения своим состоянием. В этих поисках следует различать и более крупные измерения — к прошлому Вселенной и первозданному хаосу, который предшествовал созданию мира. В последнем варианте прослеживается выход или, точнее, попытка выхода за пределы своей личности.


Сами убийства, совершаемые с легкостью и без сожаления, можно расценить как насаждение хаоса и попытку возврата в первоначальное — в неживое. Возможно и иное, противоположное толкование: убийства как приведение явлений и процессов в упорядоченное состояние, разложение наиболее важных вещей по своим местам, установление справедливости и обеспечение более разумного устройства общественной жизни, взятие на себя мессианских функций, реформа религии и т. д. Но можно предположить, что все это только первый уровень бессознательной активности, а еще глубже — возвращение по архетипическим механизмам к первозданному хаосу.




Особо опасный преступник

Книга представляет собой исследование личности тоталитарных преступников (главным образом так называемых вождей), серийных сексуальных убийц, террористов, а также тех, кто совершил убийства неоднократно на почве бытовых конфликтов, из хулиганских или корыстных побуждений. Раскрываются общие причины их самых опасных преступных действий и присущие этим личностям общие отличительные черты. Работа основана на обширном эмпирическом материале многолетних конкретных исследований, осуществленных лично автором. Дается обстоятельный анализ личности отдельных преступников и мотивов их поведения. Написана простым доступным языком. Рассчитана на широкий круг читателей: студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников, причем как юристов, так и психологов и психиатров, — всех, кто стремится познать причины самых опасных явлений в нашей социальной жизни.

209
Юридическая Антонян Ю.М. Особо опасный преступник

Юридическая Антонян Ю.М. Особо опасный преступник

Юридическая Антонян Ю.М. Особо опасный преступник

Книга представляет собой исследование личности тоталитарных преступников (главным образом так называемых вождей), серийных сексуальных убийц, террористов, а также тех, кто совершил убийства неоднократно на почве бытовых конфликтов, из хулиганских или корыстных побуждений. Раскрываются общие причины их самых опасных преступных действий и присущие этим личностям общие отличительные черты. Работа основана на обширном эмпирическом материале многолетних конкретных исследований, осуществленных лично автором. Дается обстоятельный анализ личности отдельных преступников и мотивов их поведения. Написана простым доступным языком. Рассчитана на широкий круг читателей: студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников, причем как юристов, так и психологов и психиатров, — всех, кто стремится познать причины самых опасных явлений в нашей социальной жизни.

Внимание! Авторские права на книгу "Особо опасный преступник" (Антонян Ю.М.) охраняются законодательством!