Юридическая Голубовский В.Ю., Кунц Е.В. Межнациональные, религиозные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского общества. Монография

Межнациональные, религиозные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского общества. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 22.12.2016
ISBN: 9785392237395
Язык:
Объем текста: 189 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Основы правового регулирования межнациональных и религиозных отношений

Глава 2. Формы и методы реагирован ия на межнациональные и религиозные конфликты

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАГИРОВАН ИЯ НА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ


§ 1. Институты гражданского общества как инструмент влияния на охрану межнациональных и религиозных отношений>


Стратегия государственной национальной политики в качестве одной из приоритетных целей предполагает укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации. На заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, состоявшемся в Уфе 22 октября 2013 г., были обозначены новые направления работы по реализации Стратегии государственной национальной политики. Президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул, что сейчас особенно значимы активные содержательные усилия на местах, стремление региональных и муниципальных властей на деле обеспечить выполнение новой стратегии государственной национальной политики с учетом специфики и особенности территорий. В своих выступлениях члены Совета отметили, что местные органы власти должны уделять пристальное внимание состоянию дел в сфере межнациональных отношений, способствовать профилактике экстремизма и ксенофобии, особенно среди молодежи, способствовать формированию толерантного отношения коренного населения к гражданам другой национальности и вероисповедания. Это нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации В. В. Путина от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», в тексте которого значится, что необходимо обратить внимание на профилактику межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде.


Министерство образования и науки Российской Федерации курирует проект «Защита прав детей в международных семейных конфликтах», поскольку в эпоху глобализации количество трансграничных или так называемых смешанных браков стремительно растет. Как и в случае с обычными семьями, трансграничные браки иногда распадаются, и возникает проблема общения обоих родителей с ребенком, которая не всегда решается миром. Важно, чтобы в такой ситуации родители помнили, что дети в их конфликт вовлечены помимо своей воли и последствия принимаемых родителями решений отражаются на ребенке и наносят ему непоправимый вред. Для эффективного разрешения споров о воспитании детей между родителями, которые являются гражданами или проживают на территории разных государств, Гаагской конференцией по международному частному праву были разработаны Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей и Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей. Россия стала участницей обоих этих заседаний Российско-Французской Комиссии по защите прав детей в семейных конфликтах.


Президент РФ В. В. Путин высказал предложение о создании в регионах на единой методологической основе системы мониторинга межнациональных отношений, оценки рисков, мер предупреждения возможных конфликтов. В. В. Путин указал на то, что органы государственной власти должны активно взаимодействовать с научным сообществом, расширять диалог с институтами гражданского общества, вовлекать в работу национально-культурные объединения, что позволит добиться существенного успеха в реализации задач, поставленных Стратегией государственной национальной политики.


Начало действующего столетия открыло новую эру в формировании современного гражданского общества, утверждении многонационального государства, что вызвало огромный интерес со стороны граждан государства к социальным, политическим, правовым процессам, которые неизбежны в демократическом обществе.


В действующей Конституции Российской Федерации и в отраслевых законах отсутствует юридическое определение понятия «гражданское общество», нет даже ссылок на это понятие. Первые попытки определить его формулировались в проекте Конституции Российской Федерации, разработанном в 1990–1992 гг., где содержался специальный раздел: «Гражданское общество», который включал пять глав: 1. Собственность. Труд. Предпринимательство. 2. Общественные объединения. 3. Воспитание, образование, наука, культура. 4. Семья. 5. Массовая информация. Такое узкое видение не дает возможность в полной мере судить о гражданском обществе как о самодостаточном механизме народовластия. Только тогда можно будет говорить, что народ полностью осуществляет власть в государстве, когда будет сочетание конструктивно взаимодействующих государственных и негосударственных институтов, которые формализуют личные и профессиональные связи людей в гражданском обществе.


Правовое государство означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями и структурами, обеспечивающими ее наиболее полное выражение. При этом, по мнению А. А. Клишаса, в функциях защиты Конституции Российской Федерации ее норм просматривается взаимозависимое диалектическое единство прав и обязанностей государства и личности: с одной стороны, охрана Основного Закона государства является жизненно необходимой для граждан как важнейшее условие, гарантирующее соблюдение уровня декларируемых прав и свобод со стороны государственных органов, с другой — охрана Конституции является, по существу, имманентным свойством любого демократического государства для сохранения политической стабильности и дальнейшего позитивного развития.


Важнейшей целью правовой охраны Конституции является обеспечение правильной реализации конституционных принципов, исключение любой подмены, извращение Конституции.


Конституционное правило, согласно которому «все равны перед законом и судом», имеет своей основой положения ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека. Согласно ст. 7, все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Осуществление защиты в соответствии с законом может предоставляться гражданам как в судебном, так и в иной не запрещенной законом форме. Судебная защита на сегодняшний день является наиболее универсальной и действенной формой охраны прав и свобод человека и гражданина. Это гарантирует ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или иными законами».


Данная статья Всеобщей декларации прав человека корреспондирует части первой ст. 46 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», которая развивает положения части первой ст. 19 Конституции Российской Федерации.


В Конституции Российской Федерации содержится перечень наиболее распространенных факторов и свойств, наличие которых у человека не должно служить основанием для какого-либо ущемления его прав и свобод. В числе основных факторов и свойств, перечень которых не является исчерпывающим, являются: пол, раса, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям.


Часть вторая ст. 19 Конституции Российской Федерации не ограничивается воспроизведением положений ст. 2 Всеобщей декларации прав человека, а содержит и некоторую конкретизацию общей нормы о гарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.


Фактор пола упоминается в перечне обстоятельств, наличие которых не должно умалять права и свободы человека и гражданина, вопрос о равноправии полов выделен в части третьей ст. 19: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Необходимость включения в Конституцию Российской Федерации такой нормы обусловлена требованиями Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» 1979 г. Статья 2 названной Конвенции обязывает государства-участников «включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции».


В тексте Конституции Российской Федерации 1993 г., под активным воздействием женских организаций, была сформулирована более развернуто часть третья ст. 19: у мужчины и женщины не только равные права и свободы, но и равные возможности для их реализации. Это уточнение, несмотря на его емкость, имеет принципиальное значение, поскольку оно создает конституционную основу провозглашения и защиты как индивидуальных прав мужчины и женщины, так и их прав массовых объединений, что соответствует тенденциям развития международного права и национального права развитых демократических правовых государств.


В современном мире защита группы прав тех категорий лиц, которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод, нуждаются в определенной поддержке со стороны как государства, так и международного сообщества. Круг носителей этих прав в связи с возросшей миграцией может включать беженцев, безработных, престарелых, инвалидов. Особое место в этой группе могут занимать женщины, которые нуждаются в специфической защите со стороны государства, ибо в силу причин физиологического характера не имеют равных с мужчинами возможностей осуществления общих для всех прав человека.


Любое цивилизованное государство определяет принципы государственной политики в области обеспечения стабильности национальной безопасности, межнациональной и религиозной терпимости. К примеру, можно выделить некоторые универсальные принципы государственной политики по отношению к терроризму: 1) принцип предупреждения террористических актов за счет правильно организованной оперативной деятельности, распознания их на стадии замысла, планирования подготовки срыва намеченных террористических действий; 2) принцип минимальных уступок террористам — в ходе переговоров могут допускаться лишь частные, тактические уступки, позволяющие выиграть время, осуществить подготовительные мероприятия для проведения наиболее эффективной в создавшихся условиях операции; 3) принцип минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции; 4) принцип неотвратимости наказания за террористическую деятельность.


Реализация этих принципов обеспечивает эффективность противодействия терроризму в рамках демократических и правовых процедур.


Проведенный Федеральным агентством по делам национальностей мониторинг показал, что в регионах нет единого подхода к решению вопросов, касающихся межнациональных отношений и взаимодействия с религиозными организациями.


Органы власти, отвечающие за межэтнические и межконфессиональные отношения в регионах, нужно унифицировать. С таким предложением выступил руководитель Федерального агентства по делам национальностей И. Баринов, указав на то, что наиболее эффективна модель, при которой органы исполнительной власти, отвечающие за межнациональные отношения и за взаимодействие с религиозными организациями, будут объединены в один блок и находиться в подчинении у вице-губернатора, курирующего внутреннюю политику. За вопросы межконфессиональных отношений отвечают отделы по связям с общественностью, министерства культуры и управления внутренней и региональной политики, а за реализацию национальной политики — профильные министерства или департаменты (в национальных республиках), подразделения администрации губернатора и другие структуры исполнительной власти.


Представители конфессий часто просто не знают, к кому обращаться с проблемами, нынешние процессы — миграция, проникновение экстремистских идей — идут в том числе и через религиозные конфессии, поэтому их лидеры нуждаются в поддержке. А у вице-губернаторов по внутренней политике есть все рычаги. Федеральное агентство по делам национальностей будет выступать координатором этого взаимодействия.


Структуры, отвечающие за взаимодействие с религиозными организациями, есть только в шести регионах: Чеченской Республике, Дагестане, Якутии, Татарстане, Краснодарском крае и Москве.


Без устойчивой вертикали в этом вопросе прогресса не будет, считает председатель комитета Государственной Думы по делам общественных объединений Ярослав Нилов, поскольку определенная унификация позволит обмениваться опытом и получать оперативную информацию: если в одном регионе допустят ошибку, то ее можно будет предотвратить в других, учитывая выстроенную вертикаль.


Во всех регионах общение конфессий с властями выстраивается по-своему, согласен заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России Дамир Гизатуллин, конфессии ищут пути взаимодействия с государством, поэтому есть вероятность, что единообразие даст для этого больше возможностей.


Политика исламских государств обусловлена главным образом следующими принципами веры: 1) единобожие; 2) принцип равенства и отрицание родового превосходства; 3) принцип превосходства на основе религии и веры и богобоязненности.


Для мусульман религия — это образ жизни, как индивидуальной, так и общественной. Вера основывается на признании Бога создателем и абсолютным господином всего сущего и на следовании указанной Богом дорогой, ибо счастье обоих миров достигается праведным последователем божественных предписаний.


Роль вице-губернаторов по внутренней политике повышается, политолог Константин Калачев говорит: «С межнациональными отношениями не все благополучно, о чем говорят опросы общественного мнения, поэтому понятно желание выстроить вертикаль и найти людей, которые будут за них отвечать».


Системные проблемы общества очень часто находят выход именно в форме межнациональной напряженности. Нужно всегда помнить, что существует прямая зависимость между нерешенными социально-экономическими проблемами, пороками правоохранительной системы, неэффективностью власти, коррупцией и конфликтами на национальной почве.


Простое механическое ужесточение миграционной политики не даст результата. Во многих странах такое ужесточение приводит лишь к увеличению доли нелегальной миграции. Критерий миграционной политики заключается не в ее жесткости, а в ее эффективности. В связи с этим должна быть предельно четко дифференцирована политика в отношении легальной миграции — как постоянной, так и временной. Достаточно активно развивается внутренняя миграция, люди едут учиться, жить, работать в другие субъекты Федерации, в крупные города. Те, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям. Всякое неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное поведение должно встречать соответствующий законный, но жесткий ответ, и в первую очередь со стороны органов власти, которые сегодня часто просто бездействуют. Речь идет об ужесточении права, введении уголовной ответственности за нарушение миграционных правил и норм регистрации. Иногда достаточно предупредить. Но если предупреждение будет опираться на конкретную правовую норму, оно будет более действенно. Его правильно поймут — не как мнение отдельного полицейского или чиновника, а именно как требование закона, одинакового для всех. Укрепление судебной системы и строительство эффективных правоохранительных органов — это принципиально важно не только для внешней иммиграции, но, в нашем случае, и для внутренней. Более того, недееспособность или коррумпированность суда и полиции всегда будут вести не только к недовольству и радикализации принимающего мигрантов общества, но и к укоренению «разборок по понятиям» и теневой криминализованной экономики в самой среде мигрантов. Именно на коррупции расцветает этническая преступность. С правовой точки зрения преступные группировки, построенные по национальному, клановому принципу, ничем не лучше обычных банд. Но в наших условиях этническая преступность является проблемой не только криминальной, но и проблемой государственной безопасности. Тесная интеграция на постсоветском пространстве выступает как реальная альтернатива неконтролируемым миграционным потокам.


Гражданский мир и межнациональное согласие — это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это — кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей. Нельзя насильно заставить быть вместе. И нельзя заставить жить вместе по расчету, на основе взвешивания выгод и затрат.


Политика России в последние десятилетия характеризуется тенденцией сотрудничества с религиозными организациями, в первую очередь — с русской православной церковью, и любые высказывания могут восприниматься негативно.


«В наше время с небывалой остротой стоит вопрос о месте Православия в сегодняшнем и завтрашнем мире. Можно сказать, что воинственные устремления против Православия разгораются с новой силой. Русская Православная Церковь получила долгожданную свободу и в обстановке политической и экономической катастрофы, последовавшей за падением коммунистического режима, должна не только выжить, но и восстановить почти полностью разрушенное бытие. Вместе с радостным и победным сознанием Торжества Православия в эпоху гонения нельзя не ощущать тлетворного дыхания злых сил, обступающих несвоекорыстия, предательства, насилия и убийства, нравственного разложения, мафиозной преступности, духовного блуда, доходящего до отвратительного вида сектантства, оккультизма, колдовства и открытого сатанизма, которое беспрепятственно овладевает русской жизнью, бесстыдно и открыто бросая воинствующую проповедь инославия на русской земле, мешая вернуться заблудшему народу в лоно Матери-Церкви».


Православная церковь остается одним из немногих общественных институтов, которому российский народ доверяет, это подтверждают результаты проводимого авторами исследования.


Обновление общественных отношений выявило много отрицательного составляющего, в том числе отсутствие четкой идеологической позиции по вопросам уважения прав и интересов представителей различных национальностей, лиц, принадлежащих к разной идеологии. Идеология — это система взглядов, идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение общественных отношений.


Согласно Концепции национальной безопасности, в духовной сфере можно выделить как внешние, так и внутренние угрозы. По словам Н. В. Куликовой, «если проблемы внутренней безопасности могут быть связаны с обеспечением единства культуры нации, ее самоидентификации, то внешние угрозы сегодня во многом определяются усилением влияния экономически развитых стран, и прежде всего США. Более того, в стратегических планах этой страны в области ее внешней политики ставятся вопросы в различных сферах общественной жизни, но и «распространения своего политического и духовного влияния».


К внутренним угрозам нравственно-духовной безопасности следует относить: 1) аномия российского общества (вызванная отвержением советской идеологии и переоценкой системы ценностей); 2) отсутствие единой национальной концепции нравственно-духовного и патриотического воспитания, духовной ценности российского общества; 3) отсутствие единой государственной политики применения духовной сферы жизнедеятельности человека в целях общественного развития, исключая отсутствие соответствующих аспектов в реализации национальных проектов.


Размывание идеалов, моральных представлений, всего того, что составляло иерархию ценностей. Приоритет отдавался исключительно материальным ценностям.


Глумление над российской государственностью, идеями патриотизма, общими интересами народов Российской Федерации, их менталитетом, ослабление экономического, оборонного потенциала государства, нации, подмена интересов сотрудничества России с зарубежными странами.


Справедливо отмечает А. И. Долгова, что никогда нельзя игнорировать то обстоятельство, что взгляды, убеждения, установки людей формируются под взаимо­связанным влиянием образования, просвещения, пропаганды и социальной практики населения. Если выверенные правовые, теоретические, научные положения вносятся специалистами в общественное, групповое, индивидуальное сознание, сознание находится в большем соответствии с правом, законом, ценностями цивилизации. Однако именно специалистов нельзя увидеть на голубых экранах, их статьи, мнения публикуются редко. Преимущественно средства массовой информации изобилуют рассуждениями журналистов на любые темы. Мнение профессионалов ретранслируется часто неточно и неполно.


По мнению Ю. А. Зубок и В. И. Чупрова, важным субъектом воспроизводства духовной жизни остается молодежь.


Ситуация осложняется ростом числа правонарушений в религиозной среде.


Справедливо отмечает Ю. Н. Климова, что в последнее десятилетие наше государство оказалось в неблагоприятной криминологической ситуации в части противодействия общественно опасной деятельности религиозных объединений, которая обусловлена двумя группами детерминирующих обстоятельств, связанных с: а) ослаблением государственного контроля за деятельностью религиозных объединений, выразившимися в исключении ряда правовых механизмов защиты (например, необоснованное исключение из УК РСФСР ст. 227 «Посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов»); б) повышением уровня религиозной активности, обусловленной появлением и распространением всевозможных религиозных групп, ранее неизвестных российскому менталитету и действующих в масштабах страны.


Следует особое внимание уделять государственно-правовой концепции государство–общество–церковь, государственный подход должен опираться на правовые и процедурные меры, принимаемые органами всех ветвей власти в пределах их компетенций.


В нашей стране проживают представители 193 национальностей, и они говорят на почти трех сотнях языков и диалектов. Письменность для многих языков была разработана лишь в советское время силами выдающихся русских ученых, лингвистов, филологов. С 1920 по 1940 г. своя письменность появилась у 50 национальностей. До этого письменности у этих народов не было. Конституция России прямо гарантирует право всех народов на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. В том числе республики вправе устанавливать свои государственные языки и использовать их в работе органов государственной власти и местного самоуправления наряду с государственным языком России.


На законодательном уровне в Российской Федерации признано существование народов, в отношении которых в прежние годы по признакам национальной или иной принадлежности государство осуществляло политику геноцида, сопровождающуюся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора в местах спецпоселения (ст. 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов»).


Язык как средство межличностного общения играет особую роль. Язык — это важнейший элемент культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания. Под родным языком обычно понимается язык родителей или лиц, их заменяющих, тот язык, на котором ребенок произносит первые в жизни слова. Как правило, это язык той этнической группы, к которой принадлежит данный человек. Стратегии государственной национальной политики, а также федеральных целевых программ, прежде всего, таких как: «Культура России», «Русский язык» и «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», направлены на достижение гармонизации в данной области отношений. Наша языковая политика основана на нормах Конституции Российской Федерации, а также законах «О языках народов России» и «О государственном языке». Первый принят в 1991 г., второй — в 2005-м. Очевидно, что вопрос совершенствования законодательной базы в этой сфере более чем актуален.


Межнациональные и межрелигиозные конфликты в Российской Федерации имеют свой специфический оттенок. В современной России они представляют собой весьма активную сферу oбщeствeнных oтнoшeний, следовательно, для законного их рeгулирoвaния трeбуeтся учет самых уязвимых элементов гражданского общества, кoтoрые пoзвoляли бы рeaгирoвaть нa них своевременно.


Результаты ранее проводимых исследований свидетельствуют, что на сегодняшний день недостаточно механизмов надежной правовой защиты закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа равенства прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от обстоятельств. В настоящее время наблюдается тенденция роста тревожности в межнациональных и религиозных отношениях не только в Российской Федерации, но и в других странах.


Правовой оснoвoй для фoрмирoвaния угoлoвнo-правовой пoлитики в сфeрe противодействия межнациональной и религиозной нетерпимости является устaнoвлeние в Кoнституции Рoссийскoй Фeдeрaции зaпрeта дeятeльнoсти, нaпрaвлeннoй нa нaсильствeннoe измeнeниe oснoв кoнституциoннoгo стрoя, нaрушeниe цeлoстнoсти Рoссийскoй Фeдeрaции, пoдрыв бeзoпaснoсти гoсудaрствa, сoздaниe вooружeнных фoрмирoвaний, рaзжигaниe сoциaльнoй, рaсoвoй, нaциoнaльнoй и рeлигиoзнoй ненависти или вражды.


Дух этих полoжeний и прeдoпрeдeляет смысл и сoдeржaниe отраслевого законодательства, регламентирующего вопросы внутренней политики Российской Федерации, включая и национальную и религиозную политику. Часть из них конкретизируется в нормах уголовного права, обеспечивая тем самым реализацию конституционных положений o защите прав и свобод человека и гражданина, безопасности государства, часть — в нормах уголовно-процессуального права, которые гарантируют равенство и состязательность сторон.


Поиск различных путей противодействия различного рода конфликтам — проблема практически всех стран. Запад все чаще и агрессивнее стал вмешиваться во внутренние дела большинства государств. И каждое их вмешательство — это новый очаг социальной нетерпимости, новый всплеск межнациональной или религиозной напряженности.


Любой конфликт — это результат несовместимых интересов заинтересованных сторон. Его острота и продолжительность зависят от характера спорных вопросов, активности конфликтного поведения и интенсивности его размаха. Следует считать заблуждением, что локальный конфликт можно легко потушить и что он не несет в себе угрозу национальной безопасности всего государства. Пусть это даже конфликты между лицами различной национальности, живущими на соседних улицах, но при его устранении следует искать глубокие причины, а именно экономические, социальные проблемы, не обходить стороной проблемы беженцев, которая сегодня приобретает мировой масштаб, поскольку это выступает угрозой подрыва доверия населения к элементам гражданского общества.


С учетом этого Российская Федерация должна быть готова подойти к вопросу осмысления своей роли по отношению к подобным ситуациям, изучить, насколько элементы гражданского общества выполняют свое предназначение, обязанности, как институты гражданского общества помог повлиять на формирование внешней политики в этом направлении.


В теории права существует множество мнений на предмет того, что следует относить к гражданскому обществу. Гражданское общество — это не просто совокупность граждан, а некая субстанция, в которую вплетены исторические, правовые, идеологические и прочие традиции, поэтому, вероятно, ее и невозможно познать до конца. Это категория, одновременно описывающая сложный и динамичный ансамбль охраняемых законом старых и новых социальных институтов и отдельных лиц, выступающих с альтернативными гражданскими инициативами, которым присуща тенденция к ненасильственности, самоорганизации и саморефлексивности и которые находятся в постоянных трениях друг с другом и институтами государственной власти, последние же охраняют, ограничивают и делают возможной их деятельность; и категория, предвосхищающая социальный проект развития будущего.


Гражданское общество существует в двух основных и взаимосвязанных измерениях: социально-историческом и институциональном (организационном).


Гражданское общество представляет собой форму самоорганизации людей, включающую разного рода добровольно сформировавшиеся негосударственные социальные, экономические, профессиональные, образовательные, религиозные, культурные и иные институты, организации, объединения, союзы. Это система жизнеобеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их производства и воспроизводства, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для социализации и самореализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальные или коллективные. Вступая в систему общественных отношений, отдельный индивид отнюдь не утрачивает своего личностного начала, своей безусловной значимости. С нравственной точки зрения личность не должна превратиться в простое средство, для которого высшей целью является общество, государство или иное коллективное образование.


В современной науке существуют различные подходы к структурированию гражданского общества. В нашем случае следует остановиться на институциональном подходе, поскольку именно данный подход позволяет выделить и описать отдельные субъекты (институты гражданского общества). Такими институтами являются формы существования социальных общностей, призванные организовывать и управлять процессами совместной жизнедеятельности людей в различных сферах и отраслях общества. В качестве структурных элементов гражданского общества выделяют: негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы); общественные объединения и организации; политические партии и движения; сферу воспитания и негосударственного образования; семью; церковь.


Будет неправильным не отметить системный подход, при котором выделяют такие основные системы гражданского общества: социальная — охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними; экономическая — это совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта; политическая — состоит из целостных саморегулирующихся элементов — государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации; духовно-культурная — образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения; информационная — в эпоху мировой глобализации является одной из наиболее значимых, объединяющих вышеуказанные системы.


Следует понять, насколько общественные объединения, политические партии, средства массовой информации формируют отношение к таким явлениям, как через свои рычаги они доводят до населения данные процессы. Это просматривается через публикации в периодической печати, средствах массовой информации, электронных системах. Реакция на них — это отношение в государстве к наличию проблем в сферах межнациональных и религиозных отношений.


Необходимо представительство различных национальностей и народностей, национальных меньшинств в региональных организациях, что ведет к расширению реализации прав такого населения, гарантируя им социальные, культурные, активные политические права. Здесь следует иметь в виду права лиц, которые принадлежат к меньшинствам, для того чтобы они могли свободно пользоваться своим родным языком как в частной, так и в публичной жизни, сохранять и развивать образовательные учреждения, организации, ассоциации, исповедовать свою религию, устанавливать контакты не только с представителями меньшинств в родной стране, но и иметь непосредственный выход на страны, где проживает основная масса такого населения.


Статья 13 Конституции Российской Федерации содержит понятия «идеологическое многообразие» и «политическое многообразие». Речь идет об отсутствии иностранного терминала «плюрализм» и употребление более доступного для обыденного населения термина «многообразие». Также законодатель подразумевает деление идейного многообразия и его выражение в различных организационных формах политических партий, движений, объединений. Закрепление данного принципа в Основном Законе Российской Федерации не только провозглашает, но и гарантирует гражданам, что никто не будет подвергаться преследованиям за свои убеждения.


Идеологическое и политическое многообразие ни один гражданин Российской Федерации не сможет реализовать без свободы мысли и слова. Статья 29 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу мысли и слова. Свободно мыслить означает, что человек способен самостоятельно формировать собственные убеждения применительно к тому, что происходит вокруг него. Свобода мысли — это не что иное как процесс внутренней психологической социокультуры его различных характеристик. Для реализации именно своих собственных убеждений человек и обладает объективным правом выражать свои мысли письменно, устно, различным образом.


Свобода слова необходима в демократическом, современном обществе, но она не должна быть безгранична, но в то же время она должна соответствовать принятым в обществе устоям.


Справедливо следует отметить, что развитие межнациональной и религиозной нетерпимости в условиях, когда в государстве растет психическая напряженность, вызываемая страхом перед угрозой, исходящей из определенной социальной группы, национальности, представителей определенной религии, или озлобленностью против нее, подрывает его авторитет. Страх и озлобленность относятся к числу сильнодействующих причин существенного снижения рациональной критичности в оценке фактов, изменения соотношения интеллектуальных и эмоциональных оценок в сторону явного преобладания последних, что облегчает переход от пассивной недоброжелательности к агрессивно-оборонительной форме поведения.


Данные закономерности развития межнациональных и религиозных конфликтов изучены достаточно неплохо в психологии в процессе анализа и научного обобщения спонтанно протекающих объективных процессов межгруппового взаимодействия и массовых коммуникаций. Перечисленные существующие объективные психологические явления создают возможность сознательной организации процессов воздействия средств массовой информации в желательном проявлении с целью разжигания нетерпимости.


В таких условиях очень тяжело усмотреть и доказать замысел на основе анализа отдельной заметки или высказывания, направленного на распространение межнациональной или религиозной нетерпимости. Во избежание какой-либо ответственности очень часто публикаторы прибегают к упрощенным словам, например, модным в настоящее время стало наличие таких разделов, как «слухи», «намеки», «иносказания», при помощи которых в средствах массовой информации прослеживаются межнациональные и религиозные притязания. Очень часто вырванное из контекста изолированное высказывание легко превращается в безобидное толкование и оправдание. Определяющим в данной ситуации является контекстуальное значение того или иного сообщения, суждения, общая смысловая направленность текста. Замаскированные формы психологического воздействия опираются на психолингвистические механизмы создания, восприятия и понимания опубликованного материала.


Желаемое психологическое воздействие достигается путем композиции публикуемых материалов. Такая серия публикаций в средствах массовой информации обеспечивает читателям желаемую смысловую направленность, восприятие и понимание читателей.


Принимая во внимание наличие разногласий в межнациональной и религиозной сферах, государство, используя все свои механизмы, элементы гражданского общества обязано разрядить эту напряженность.


Представители Гильдии межэтнической журналистики из девяти регионов Российской Федерации принимали в Дагестане участие в семинаре по национальной тематике. Тематике межнациональных отношений на Северном Кавказе отводят особое место. Практически все телерадиокомпании снимают специальные сюжеты и документальные фильмы. На церемонии подведения итогов было отмечено, что, насколько глубоко освещается участниками конкурса тема межнационального и межэтнического взаимодействия, это позволяет говорить, что проведение данного мероприятия способствует укреплению гражданской идентичности при сохранении многонационального богатства нашей страны.


Еще русский ученый Вернадский утверждал, что в социальной сфере действуют законы равновесия и гармонии, что их необходимо использовать при анализе лучшей организации будущей прогрессивной человеческой цивилизации. Учение о системах равновесия и гармонии по существу отсутствует в новой философии, так как все усилия направлены на рыночный фундаментализм со всеми негативными последствиями. Каждое государство содержит в себе систему динамичных социальных равновесий, благодаря чему они живут, функционируют и стабильно развиваются.


Ильин И. А., русский философ, выступая против абстрактного подхода к историческому развитию Российского государства, и в противоположность механической концепции его (государства) произвольного расчленения он рассматривал это социальное понятие как единое целое, как единство многообразных социальных элементов.


Он доказывал, что Россия не является случайным нагромождением территорий и разных племен и народов. Представляет собой не искусственно слаженный государственный механизм из отдельных областей, «но живой», исторически выросший и культурно оправдавший организм, не подлежащий расчленению.


Огромную опасность несут секты, которые, используя экстремистские методы, часто бросают вызов элементам гражданского общества, подрывают устои правового демократического государства. Порой очень часто членами этих сект становятся умные люди, имеющие глубокие знания в области философии, иностранных языков, социологии, психологии. Пагубные последствия членства в таких сектах оставляют необратимые последствия в личности, человек неадекватно воспринимает все то, что происходит с ним, неизбежным являются конфликты с родителями, развод родителей, которые влекут за собой замкнутость детей и в конечном счете желание найти поддержку среди чужих, быть нужным кому-то в этой жизни. Безусловно, воздействие на членов секты происходит с использованием деструктивных методов, так такое воздействие может породить социально-психологические последствия, например, нежелание посещать учебное заведение, замкнутость, агрессивность, отказ от здравого мышления и рассуждений.


Анализ Уголовного кодекса Российской Федерации позволяет утверждать, что на сегодняшний день нет норм, защищающих права граждан от религиозных организаций. Такие организации свою деятельность строят на нарушении норм международного права. Статья 3 Всеобщей декларации прав человека определяет, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность; ст. 4: «Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии, рабство и работорговля запрещаются во всех видах», фактически участвуют не только в преступной торговле людьми, но и часто создают для своих адептов действительно рабские условия; ст. 5: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию»; ст. 12: «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь… »; п. 2 и 3 ст. 16: «Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон. Семья является естественной и основной ячейкой общества и государства»; ст. 17: «Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества» (нарушение этого положения является фактической целью создания большинства деструктивных сект; при этом использование психологических методов манипулирования и давления носит особо изощренный характер); ст. 18 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения..»; ст. 19: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами…»; п. 2 ст. 20: «Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию»; ст. 21: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей», а также ст. 29: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности»; ст. 23: «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения», а также ст. 24 и 25: жестко регламентируя поведение своих членов, используя неоплачиваемый или малооплачиваемый труд посредством психологического принуждения; ст. 26: «Каждый человек имеет право на образование»; ст. 27: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами».




Межнациональные, религиозные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского общества. Монография

Данная монография охватывает практически все аспекты проблемы конфликтов на почве межнациональных и религиозных отношений в Российской Федерации, а также отчасти в зарубежных странах. Цель работы – познакомить читателей с научными достижениями в этой области, проанализировать исторический опыт нашего государства, предложить подходы для устранения обострений в сфере межнациональных отношений, показать влияние институтов гражданского общества на данные процессы, учесть мировой опыт в области межнациональных и религиозных отношений. Анализ данной проблемы позволяет выработать эффективные пути ее решения, подобрать стратегию для противодействия этим явлениям, свести к минимуму столкновения на почве межнациональных и религиозных конфликтов.<br /> Книга будет полезна для юристов, занимающихся вопросами права, преподавателей юридических факультетов, практических работников правоохранительных органов, должностных лиц органов государственной власти и управления, социологов, политологов и всех интересующихся проблемами межнацональных и религиозных конфликтов.

129
 Голубовский В.Ю., Кунц Е.В. Межнациональные, религиозные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского общества. Монография

Голубовский В.Ю., Кунц Е.В. Межнациональные, религиозные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского общества. Монография

Голубовский В.Ю., Кунц Е.В. Межнациональные, религиозные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского общества. Монография

Данная монография охватывает практически все аспекты проблемы конфликтов на почве межнациональных и религиозных отношений в Российской Федерации, а также отчасти в зарубежных странах. Цель работы – познакомить читателей с научными достижениями в этой области, проанализировать исторический опыт нашего государства, предложить подходы для устранения обострений в сфере межнациональных отношений, показать влияние институтов гражданского общества на данные процессы, учесть мировой опыт в области межнациональных и религиозных отношений. Анализ данной проблемы позволяет выработать эффективные пути ее решения, подобрать стратегию для противодействия этим явлениям, свести к минимуму столкновения на почве межнациональных и религиозных конфликтов.<br /> Книга будет полезна для юристов, занимающихся вопросами права, преподавателей юридических факультетов, практических работников правоохранительных органов, должностных лиц органов государственной власти и управления, социологов, политологов и всех интересующихся проблемами межнацональных и религиозных конфликтов.

Внимание! Авторские права на книгу "Межнациональные, религиозные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского общества. Монография" (Голубовский В.Ю., Кунц Е.В.) охраняются законодательством!