Юридическая Голубовский В.Ю., Кунц Е.В. Межнациональные, религиозные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского общества. Монография

Межнациональные, религиозные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского общества. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 22.12.2016
ISBN: 9785392237395
Язык:
Объем текста: 189 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Основы правового регулирования межнациональных и религиозных отношений

Глава 2. Формы и методы реагирован ия на межнациональные и религиозные конфликты

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1.
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ


Человек является единственным видом, в котором борьба носит уничтожающий характер.

Н. Тинберген


§ 1. Нормативно-правовое регулирование межнациональных и религиозных отношений


В сознании любого гражданина Российской Федерации укоренилось, что Россия с исторически давних времен является федеративным многонациональным и многоконфессиональным государством.


По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Российской Федерации проживают представители 193 этнических общностей. Сосуществование такого большого количества народов в рамках одного государства, безусловно, требует от него значительных усилий, выраженных в определенной национальной и языковой политике, по сопряжению совпадающих, разнящихся, а порой и противостоящих друг другу национальных интересов.


XXI век многие исследователи называют эпохой «нового Великого переселения народов». Затронули эти процессы и нашу страну. Так, в 2014 г. на территорию Российской Федерации въехало около 12 миллионов иностранных граждан. Более 60 % мигрантов составляют выходцы их стран Средней Азии — Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Достаточно велик процент приезжих из стран Закавказья, а также Украины и Молдовы. В то же время увеличивается количество въезжающих из стран дальнего зарубежья — Китая, Вьетнама, Турции.


Высшие органы государственной власти, как и органы субъектов Российской Федерации, в качестве целей внутренней национальной и религиозной политики преследуют гармонию межнациональных, межрелигиозных отношений, предотвращение конфликтов на межнациональной и религиозной основе.


Все нормативные акты, которые определяли основные цели национальной политики, направлены на укрепление национальной российской государственности, культурно-исторического и национального единства страны, до 2012 г. основывались на Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909.


Основной задачей внутренней национальной политики государства являлось согласование интересов всех проживавших в стране народов и этнических групп, национальных меньшинств, обеспечение их нормативно-правовой и материальной основы их развития, а также сплочение всех народов, проживающих на территории Российской Федерации, на основе принципов их добровольного, равноправного и взаимовыгодного союза и сотрудничества.


ХХI век с его кардинальными изменениями в традиционных подходах к национальной и миграционной политике во всех странах, можно объяснить кризисными явлениями, коснувшимися практически всех стран мира, Россия своевременно сформулировала основные направления деятельности в этом направлении, приняв Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., в основу которой положены особенности национального, культурного, духовного, социального государства, призванные обеспечить целостность государства, сохранить межнациональное и межрелигиозное согласие в стране.


В современных условиях вопросы нормативно-правовой основы регулирования межнациональных, религиозных, межэтнических отношений приобретают огромное значение, становятся предметом обсуждения не только руководителей Российского государства, руководителей исполнительной, законодательной, судебной власти на местах, но и всего народа, мирового сообщества. Национальные, религиозные, этнические отношения — это все разновидность общественных отношений, следовательно, как и любой вид общественных отношений, они нуждаются в их нормативном регулировании. Учитывая многонациональный характер нашего государства, его территориальную, духовную, языковую, политическую, социальную особенности народа, проживающего на его территории, с особой деликатностью и осторожностью необходимо смотреть на вопросы обсуждения законопроектов, их принятия как на местах, так и на уровне государства в целом. Эта нормативно-правовая сфера требует четкости и однозначности в формулировках, единообразия в понимании, отсутствии какого-либо намека на дискриминацию по тому или иному признаку. Следовательно, нарушение прав человека и гражданина в Российской Федерации, по признаку национальности, территориальной принадлежности, деятельности общественных объединений, политических партий, направленных на возбуждение какой-либо нетерпимости, применения какого-либо насилия на данной почве, следует считать противозаконными и влечь немедленного реагирования со стороны правоохранительных органов на лиц, допускающих такие высказывания, посягающие на права граждан.


Особого внимания заслуживает оценка национального, этнического, религиозного положения, их противоречия в сфере межнациональных и религиозных отношений конца ХХ — начала ХХI в., проводимых как отечественными, так и зарубежными учеными. Защищаются кандидатские и докторские диссертации по данным проблемам, ученых, общественность, население интересуют все вопросы, имеющие отношение к объяснению процессов, с учетом социологических, психологических особенностей, от всплеска преступлений, на почве межнациональных, религиозных, межэтнических отношений до их расследования и принятия правовых решений по каждому конкретному случаю.


Несмотря на повышенное внимание к данной теме, она длительное время не получала должного внимания по причине нежелания придавать огласке, что такие проявления есть в многонациональном государстве. Такие преступления чаще всего носят латентный характер, по субъективным причинам чаще всего не регистрируются правоохранительными органами, либо регистрируются как хулиганские действия, либо рассматриваются как правонарушения. Следует объективно признать, что длительное время отсутствовала законодательная база, которая являлась бы эффективной гарантией обеспечения вопросов социальной справедливости, обеспечения и реализации суверенитета.


В обыденном правосознании любого человека укоренилось то, что если в государстве есть закон, регламентирующий какую-либо деятельность, то этого достаточно, чтобы деятельность в этой сфере общественных отношений считалась законной, и что у государства имеется достаточно рычагов воздействия на участников данной сферы общественных отношений. При всем этом не следует забывать, что наличие любого закона в обществе еще не говорит об эффективности его применения и его действенной работе. Для того чтобы закон был действующим, необходимы гарантии, в том числе и социальные, и экономические, и финансовые.


Как следствие, можно констатировать, что общегосударственных законотворческих процессов недостаточно для нейтрализации этих сложнейших общественных процессов, возникающих в сфере межнациональных и религиозных отношений, законодательные органы на местах должны применительно к ситуации на своих территориях оперативно вносить коррективы в нормативные акты.


Только одними законами и подзаконными актами невозможно достичь согласия в области межнациональных, религиозных, этнических отношениях. Только в том случае можно говорить, что закон действен, является работающим эффективно, когда наряду с ним будут созданы все организационные, политические, духовные, финансовые условия для его реализации, а деятельность будет носить координирующий характер.


Сегодня настало время, когда необходимо по-другому смотреть на вопросы профилактики и предупреждения подобного рода проявлений. Оставление без реагирования этих процессов, которые складывались на протяжении длительного периода времени, недооценка этих процессов ведут к достаточно длительным и болезненным конфликтам на почве межнациональных, религиозных, межэтнических отношений.


Особое внимание должно быть уделено вопросам подчинения органов на местах в части соблюдения законодательства в области национального, религиозного равноправия. Один орган не способен эффективно работать в данном направлении, необходимо усилие различных органов, это влечет за собой создание эффективной системы прогнозирования и предупреждения возможных межнациональных и религиозных конфликтов.


Президент Российской Федерации В. В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» справедливо указывает на то, что наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР, а по сути, исторически — большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII в. с неизбежно последовавшей за этим деградацией государственных, социальных и экономических институтов с громадным разрывом в развитии на постсоветском пространстве.


Однако даже в тот момент, когда государство как институт критически ослабело, Россия не исчезла. Произошло то, о чем Василий Ключевский говорил применительно к первой русской Смуте: «Когда надломились политические скрепы общественного порядка, страна была спасена нравственной волей народа».


Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов.


В одном из самых ранних русских философско-религиозных трудов «Слово о законе и благодати» отвергается сама теория «избранного народа» и проповедуется идея равенства перед Богом. А в «Повести временных лет» так описан многонациональный характер древнерусского государства: «Вот только кто по-славянски говорит на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане. А вот другие народы: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, корсь, нарова, ливы — эти говорят на своих языках…»


Иван Ильин справедливо отмечает, что не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину… всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство.


Еще в 1928 г. в статье «Будет ли существовать Россия?» выдающийся русский философ Георгий Федоров писал: «Россия не Русь, а союз народов, объединившихся вокруг Руси. И народы эти уже не безгласны, но стремятся заглушить друг друга гулом нестройных голосов. Для многих из них это все еще непривычно. Мы с этим не можем примириться. Если не примиримся — то есть с многочисленностью — то и останемся в одной Великороссии, то есть России существовать не будет».


Отношения между представителями различных наций, народностей, этническими группами всегда были объектом внимания, включая и первые годы правления советской власти. Декларация прав народов России от 15 ноября 1917 г. установила свободное развитие, равенство и суверенность всех национальностей и народов России. Спустя некоторое время Советское правительство в своем обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» гарантировала им полную свободу устройства своей жизни. Такие позитивные действия уже в скором будущем послужили основой для разрешения социальных, экономических проблем в области межнациональных, межрелигиозных отношений.


В отечественном праве впервые идеи равенства наций и народностей, их право на самоопределение и суверенитет были провозглашены в декрете II Всероссийского съезда Советов «О мире», Декларации прав и народов России, Конституции РСФСР 1918 г. На этих идеях и базировалась защита национального, расового равноправия граждан. В программе большевиков содержалось положение о праве населения получать образование на родном языке, право каждого гражданина объясняться на родном языке на собраниях.


В программе было сформулировано право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства.


Уголовное законодательство России до 1922 г. не предусматривало ответственность за возбуждение национальной вражды и розни как особо опасное преступление против порядка управления. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. содержал норму, которая предусматривала наказание за посягательство на межнациональные отношения. Данная норма была включена в раздел об ответственности за преступления против порядка управления. Самостоятельного раздела, посвященного особо опасным преступлениям против порядка управления, в УК РСФСР 1922 г. не было выделено. Статья 74 УК РСФСР 1922 г. как объект преступления не предусматривала национальный мир и равноправие граждан. Статья 83 Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. предусматривала только одну форму возбуждения национальной вражды и розни: путем пропаганды и агитации. Вторая часть данной статьи предусматривает квалифицирующую форму агитации и пропаганды. Часть 2 ст. 83 Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.: если же агитация и пропаганда имеет место во время войны и были направлены к неисполнению гражданами возложенных на них воинских или связанных с военными действиями обязанностей и повинностей, то наказание может быть повышено вплоть до высшей меры наказания.


Возбуждение национальной вражды и розни печатной пропагандой и агитацией путем изготовления и распространения литературных произведений, в отношении других видов преступлений против порядка управления предусмотрено не было.


Результаты анализа Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. позволяют сделать вывод, что этим законом была предусмотрена ответственность за возбуждение национальной вражды и розни как простой вид преступлений, совершенных путем пропаганды и агитации и карает эти деяния лишением свободы не ниже одного года. Широкие границы санкций, вероятно, объяснялись тем, чтобы не выделять квалифицированные виды этого преступления в специальную статью или часть.


Подобная норма об ответственности за возбуждение национальной вражды и розни содержалась и в ст. 596 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. Если сравнивать Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. с Уголовным кодексом РСФСР 1922 г., то с внешней стороны они схожи между собой.


Согласно ст. 59 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. за организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся погромами, разрушениями путей и средств сообщения, освобождением арестованных, поджогами, если при этом участники беспорядка были вооружены, предусматривался расстрел и конфискация всего имущества. Такому же наказанию подвергались участники беспорядков, которые совершали убийства, поджоги, нанесли телесные повреждения, совершили изнасилования и оказали вооруженное сопротивление властям.


Принятое в 1927 г. Положение о преступлениях государственных расширило рамки ответственности за возбуждение межнациональной вражды и розни и отнесло это деяние к категории особо опасных для Союза ССР преступлений. Статья 21 Положения предусматривала: пропаганда или агитация, направленные к возбуждению национальной или религиозной вражды или розни, а равно распространение или изготовление и хранение литературы того же характера влекут за собой лишение свободы на срок до двух лет.


Те же действия, совершенные в военной обстановке или при массовых волнениях, влекут за собою лишение свободы на срок не менее двух лет, с конфискацией всего или части имущества и усиление санкции при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела с конфискацией имущества. Все это указывает на различие внутреннего содержания ст. 21 Положения и ст. 83 Уголовного кодекса РСФСР 1922 г., а именно, что ст. 21 Положения предусматривает 2 вида преступления: простой и квалифицированный.


Статья 21 Положения отличается от ст. 83 Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. не только способом совершения — агитацией и пропагандой, как преду­смотрено в ст. 83 Уголовного кодекса РСФСР 1922 г., но и путем изготовления, хранения и распространения литературных произведений, могущих вызвать национальную вражду и рознь. Данный вид возбуждения национальной вражды и розни не был известен Уголовному кодексу РСФСР 1922 г. Санкция за квалифицированный вид возбуждения национальной вражды и розни по ст. 21 Положения закрепляла довольно суровый размер, в то же время за простой вид этого преступления она понижена до 2 лет, тогда как по ст. 83 Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. наказание было не ниже 1 года лишения свободы.


В редакции ст. 21 Положения о преступлениях государственных данная статья была перенесена в уголовные кодексы всех союзных республик. В Уголовном кодексе РСФСР 1926 г. она значилась под номером 597 в разделе «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления». Разъясняя вопросы ее применения, Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении от 21 марта 1930 г. обратил внимание судов на то, что возбуждение национальной вражды используется классовым врагом в своих интересах, и это является одним из видов классовой борьбы. Пленум подчеркнул политическую вредность и недопустимость квалификации по ст. 597 Уголовного кодекса оскорблений на личной почве отдельных лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, не имеющих контрреволюционного характера и вообще нанесенных в обстановке, исключающей возможность признать это деяние имеющим политический характер. В другом постановлении от 16 апреля 1931 г. Пленум указал, что действия, связанные с насилием и издевательством над национальными меньшинствами, которые направлены против жизни и свободы трудящихся и фактически лишают их прав, предоставленных им революцией, выходят за пределы ст. 597 Уголовного кодекса и становятся уже преступлением контрреволюционным, предусмотренным ст. 58¹ Уголовного кодекса.


Помимо ст. 597 Уголовного кодекса РСФСР имела норму, предусматривающую наказание за межплеменную вражду. Согласно ст. 201 организаторы и руководители нападений на личность, семью, род или племя, на жилище или места обитания, совершенных при участии большого числа сородичей или соплеменников по мотивам родовой или племенной вражды, наказывались лишением свободы на срок до одного года. До 1958 г. данная норма оставалась неизменной. Закон об уголовной ответственности за государственные преступления 1958 г. сформулировал состав нарушения национального и расового равноправия следующим образом: пропаганда или агитация с целью возбуждения расовой или национальной вражды или розни, а равно прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности. За совершение этого преступления устанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до трех лет или ссылка на срок от двух до пяти лет.


Этот состав был включен в Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. Законом Российской Федерации от 20 октября 1992 г. ст. 74 Уголовного кодекса РСФСР была подвергнута изменению. Редакция ст. 74 Уголовного кодекса РСФСР стала выглядеть следующим образом. Часть 1 ст. 74 Уголовного кодекса РСФСР: умышленные действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства, пропаганду исключительности либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, а равно прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии наказываются лишением свободы на срок до трех лет или штрафом до шестнадцати минимальных месячных размеров оплаты труда.


Часть 2 ст. 74 Уголовного кодекса РСФСР предусматривала ответственность за действия, предусмотренные ч. 1 этой статьи, но соединенные с насилием, обманом или угрозами, а равно совершенные должностным лицом. За эти действия анализируемый уголовный закон предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет или штрафом до двадцати пяти минимальных месячных размеров оплаты труда.


Часть 3 данной статьи устанавливала более строгое наказание — лишение свободы на срок до 10 лет, совершенные группой лиц либо повлекшие гибель людей или иные тяжкие последствия.


Изменения редакции ст. 74 Уголовного кодекса РСФСР представляются вполне обоснованными и обусловлены резким осложнением ситуации в сфере межнациональных отношений.


С началом перестройки в СССР стали проявляться первые признаки новой, еще более противоречивой и политической криминогенной эпохи, а параллельно и новые формы политической преступности. Осуждение практики политических репрессий, установление многопартийности и реабилитация жертв государственного террора сопровождались их рецидивами в новых и измененных формах. Если проанализировать хронологию, то в эти годы (1986 год — Алма-Ата, 1987-й — Вильнюс, 1988 год — Баку) республиканские власти пытались разными способами подавить националистические выступления, направленные на выход из состава СССР.


Распад СССР дал новый толчок в развитии раскрепощенного самосознания народа, которое отчасти направлялось не в нужном направлении. Отсутствие четких приоритетов внутренней социальной политики в государстве давало возможность гражданам на принятие самостоятельных решений, порой не часто отвечающим потребностям развития и построения демократического государства.


Усиление националистических, сепаратистских и экстремистских течений в республиках привело к резкому обострению национального вопроса. Стремящиеся к власти и собственности национал-политические силы ловко использовали стихийное недовольство народов. Поэтому первые проявления демократии, рыночной экономики и суверенизации растворялись в общей массе деяний политизированных националистических, сепаратистских, авантюристских, экстремистских, криминальных и коррумпированных сил. По состоянию на март 1991 г. в СССР было зафиксировано 76 разгоревшихся территориально-этнических конфликтов, 80 споров находились в латентной стадии.


Многие политические межнациональные конфликты сопровождались массовой преступностью различных политических сил. Политические конфликты охватили Алма-Ату, Сумгаит, Нагорный Карабах, Кировабад, Тбилиси, Ашхабад, Небит-Даг, Ферганскую область, Гурьевскую область, Абхазию, Южную Осетию, Кишинев, Нахичевань, Баку, Душанбе, Ташкентскую, Андижанскую, Наманганскую и Ошскую области, Туву, Южную и Северную Осетию, Абхазию, Грузию, Северный Кавказ, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Ингушетию, Приднестровье, Таджикистан, Чечню и т. д.


В межнациональных политических конфликтах погибли сотни тысяч людей, места своего постоянного проживания покинули миллионы беженцев из Грузии, Армении, Азербайджана, Таджикистана, Молдовы, Кыргызстана, Казахстана, Латвии, Эстонии. В особенно неблагоприятных условиях оказалось русскоязычное население, политические и экономические права которого и сейчас попираются во многих странах (Латвии, Эстонии, Молдове и др.).


Президент Российской Федерации В. В. Путин справедливо отмечает, что, продекларировав 20 лет назад суверенитет, тогдашние депутаты РСФСР в запале борьбы с «союзным центром» запустили процесс строительства «национальных государств», причем даже внутри самой Российской Федерации. «Союзный центр», в свою очередь, пытаясь давить на оппонентов, начал вести закулисную игру с российскими автономиями, обещая им повышение «национально-государственного статуса». Сейчас участники этих процессов перекладывают вину друг на друга. Но очевидно одно — их действия в равной степени и неизбежно вели к развалу и сепаратизму. И у них не нашлось ни мужества, ни ответственности, ни политической воли, чтобы последовательно и настойчиво отстаивать территориальную целостность Родины. С распадом страны мы оказались на грани, а в отдельных известных регионах — и за гранью гражданской войны, причем именно на этнической почве. Огромным напряжением сил, большими жертвами эти очаги нам удалось погасить. Но это, конечно, не означает, что проблема снята.


Нельзя сказать, что со стороны государства в тот период, не предпринималось никаких действий достичь законного решения разрешения этих конфликтов, споров.


Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 апреля 1989 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР» и от 11 сентября 1989 г. «О внесении изменений в Указ Президиума Верховного Совета РСФСР» было предусмотрено усиление ответственности за преступления, нарушающие национальное и расовое равноправие.


Закон СССР от 2 апреля 1990 г. «Об усилении ответственности за посягательство на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территорий Союза ССР» содержал положение о том, что должна объявляться противозаконной и подлежать запрету деятельность любых объединений граждан, в том числе политических партий, общественных организаций и массовых движений, направленная на возбуждение национальной или расовой вражды, розни или пренебрежения, применения насилия на национальной, расовой, религиозной основе. Действия по созданию таких объединений, а также активное участие в их деятельности влекут наложение административного взыскания.




Межнациональные, религиозные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского общества. Монография

Данная монография охватывает практически все аспекты проблемы конфликтов на почве межнациональных и религиозных отношений в Российской Федерации, а также отчасти в зарубежных странах. Цель работы – познакомить читателей с научными достижениями в этой области, проанализировать исторический опыт нашего государства, предложить подходы для устранения обострений в сфере межнациональных отношений, показать влияние институтов гражданского общества на данные процессы, учесть мировой опыт в области межнациональных и религиозных отношений. Анализ данной проблемы позволяет выработать эффективные пути ее решения, подобрать стратегию для противодействия этим явлениям, свести к минимуму столкновения на почве межнациональных и религиозных конфликтов.<br /> Книга будет полезна для юристов, занимающихся вопросами права, преподавателей юридических факультетов, практических работников правоохранительных органов, должностных лиц органов государственной власти и управления, социологов, политологов и всех интересующихся проблемами межнацональных и религиозных конфликтов.

129
 Голубовский В.Ю., Кунц Е.В. Межнациональные, религиозные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского общества. Монография

Голубовский В.Ю., Кунц Е.В. Межнациональные, религиозные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского общества. Монография

Голубовский В.Ю., Кунц Е.В. Межнациональные, религиозные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского общества. Монография

Данная монография охватывает практически все аспекты проблемы конфликтов на почве межнациональных и религиозных отношений в Российской Федерации, а также отчасти в зарубежных странах. Цель работы – познакомить читателей с научными достижениями в этой области, проанализировать исторический опыт нашего государства, предложить подходы для устранения обострений в сфере межнациональных отношений, показать влияние институтов гражданского общества на данные процессы, учесть мировой опыт в области межнациональных и религиозных отношений. Анализ данной проблемы позволяет выработать эффективные пути ее решения, подобрать стратегию для противодействия этим явлениям, свести к минимуму столкновения на почве межнациональных и религиозных конфликтов.<br /> Книга будет полезна для юристов, занимающихся вопросами права, преподавателей юридических факультетов, практических работников правоохранительных органов, должностных лиц органов государственной власти и управления, социологов, политологов и всех интересующихся проблемами межнацональных и религиозных конфликтов.

Внимание! Авторские права на книгу "Межнациональные, религиозные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского общества. Монография" (Голубовский В.Ю., Кунц Е.В.) охраняются законодательством!