|
ОглавлениеГлава II. Социальные национальные, расовые и этнические стереотипы в массовом сознании Глава III. Языковая материализация этнических стереотипов Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ, РАСОВЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ2.1. Понятие стереотипаФеномен «стереотип» привлекает внимание психологов, этнографов, социологов, лингвистов, культурологов, философов. В разных областях знания принято выделять психологические, социальные, ментальные стереотипы, стереотипы восприятия, стереотипы коммуникации, культурные стереотипы, этнокультурные стереотипы и т. д. В контексте проблем, решаемых в спецкурсе «Межкультурная коммуникация и этнические стереотипы и ярлыки англоязычного сообщества», нас интересуют прежде всего стереотипы социальные. Они определяются как специальные психологические образования, которые представляют собой упрощенные устойчивые представления о социальных категориях, например социальных группах, в том числе этнических группах, о характерных чертах этносов [Налчаджян 2004]. Они выступают в составе предубеждений и являются результатом познавательных процессов, выражают привычное отношение человека к социальным объектам или явлениям, сложившееся под влиянием жизненных условий и предшествующего опыта. Они создаются в результате социального познания людей и категоризации социальных явлений. Ренато Таджури считает, что социальный стереотип – это склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности и профессии, и в соответствии с этим приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой социальной группы [Taguiri 1969]. Как отмечают авторы исследования массовой культуры, социальные стереотипы могут формироваться на основе возраста («молодежь слушает только рок-н-рол»), пола («все мужчины хотят от женщин только одного»), расы («японцы неотличимы друг от друга»), религии («ислам – религия террора»), профессии («все адвокаты – жулики») и национальности («все евреи – жадные»). Существуют также стереотипы географические (например, «жизнь в небольших городах безопасней, чем в мегаполисах»), вещевые (например, «германские машины – самые качественные») и пр. [Nachbar, Lause 1992]. Заявленный в названии спецкурса этнический стереотип является разновидностью стереотипа социального, а само понятие «этнический стереотип» представляет собой конкретизацию более общего понятия «социальный стереотип». Понятие «социальный стереотип» было введено в научный обиход американским журналистом-социологом Уолтом Липпманном (1889–1974) в книге «Общественное мнение» (в 1922 г.) для описания субъективных образов тех или иных этнических групп. Липпманн определил стереотип как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой «картинку мира» в голове человека, которая экономит его усилия при восприятии сложных объектов мира («People trust pictures in their heads») [Lippmann 1954: 4]. И хотя Липпманн не был ни первым, ни единственным автором, постулировавшим наличие неких «когнитивных карт», опосредующих и направляющих процесс социального познания, предложенный им термин приобрел исключительную, причем растущую, популярность. В своей книге Липпманн предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык. Выработанная им концепция, развитая в дальнейшем его последователями, стала теоретической основой пропагандистского метода стереотипизации общественного мнения. Липпманн, подвергнув анализу массовое, обыденное сознание и роль прессы в формировании общественного мнения, пришел к выводу, что решительно всем процессом восприятия управляют стереотипы – предвзятые мнения. При разработке своей концепции он опирался на данные психологической науки о рефлекторном характере психической деятельности человека. Липпманн объяснял функционирование стереотипа через анализ социально-психологических аспектов деятельности людей и рассматривал стереотип в системе тех факторов, которые вызывают его появление и детерминируют его функционирование. Сущность его концепции сводится к следующему: раз «человек сначала представляет мир, а потом уже видит его», поскольку «реальная действительность слишком обширна, сложна и изменчива для непосредственного знакомства с ней», человек перестраивает окружающий мир «по простой модели». Под влиянием информации о событиях, а не непосредственного наблюдения за ними, утверждает Липпманн, в сознании человека складываются упрощенные образы, стандартизированные представления об окружающем мире, «картинки в наших головах», или стереотипы. Но, основанные на внешнем, поверхностном знании о явлениях или предметах, они могут быть ложными, неверными. Процесс познания, восприятия нового, говорит он, – это процесс подведения, механической подгонки еще неизвестного явления, факта под устойчивую общую формулу или образ. Происходит стандартизация явления, что является нормой, законом. При таком понимании стереотипа выделяются две его важные черты: • детерминированность культурой; • быть средством экономии трудовых усилий и, соответственно, языковых средств. Если алгоритмы решения математических задач экономят мышление человека, то стереотипы «экономят» саму личность [Коломинский 1972]. Таким образом, стереотип можно определить как готовое мнение, которое, наподобие клише, относится к членам определенной человеческой общности [Pieron 1951]. Стереотипы существуют в любом обществе, но особо важно подчеркнуть, что набор стереотипов для каждого из них сугубо специфичен. Отечественный лингвокультуролог В. В. Красных подчеркивает, что стереотипы всегда национальны (т. е. этнокультурны). И даже если в ряде случаев можно найти аналоги в различных культурах, при столкновении с такими «квазиуниверсалиями» необходимо проявлять особую осторожность, так как чаще мы имеем дело с феноменами конгруэнтными, но не тождественными. Совпадая в целом или в основном, феномены могут различаться нюансами, деталями, имеющими подчас принципиальное значение [Красных 2002]. На регулирование поведения человека в пределах родного культурного, этнического и языкового пространства большое влияние оказывают социальные культурные и этнокультурные стереотипы, которые начинают усваиваться именно с того момента, когда человек начинает осознавать себя частью определенного этноса, частью определенной культуры. Следует отметить, что в первой половине ХХ в. изучением стереотипов занимались в основном западные, особенно американские, ученые (G. W. Allport, W. Albig, A. L. Edwards), которые рассматривали стереотип в целом как отрицательное, но неизбежное явление социальной практики. Однако уже в 60-е г. ХХ в. и в отечественной науке поднимается проблема социальных стереотипов (в работах И. С. Кона, Г. М. Кондратенко, В. А. Ядова). При этом, в отличие от точки зрения западных коллег, отечественные ученые старались найти определенные позитивные качества социальных стереотипов, не концентрируясь на однозначно негативной их оценке. С другой стороны, наши ученые (здесь следует отметить работы В. С. Агеева, Г. У. Кцоевой (Солдатовой), В. Ф. Петренко, П. Н. Шихирева) продолжили сложившуюся на Западе традицию ориентации на изучение так называемых «антропостереотипов» (гендерных, профессиональных, политических, но прежде всего этнических). 2.2. Роль и функции стереотиповОсобый интерес для нас представляет стереотип социальный и его разновидности. Под социальным стереотипом понимают относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т. п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе [Психология 1990]. Социальные психологи склонны называть стереотипы «потоком дезинформации» и рассматривать их как неизбежное зло, создающее в головах людей ложные представления. В этой связи стоит, однако, напомнить, что, по мнению Липпманна, стереотип может быть правдой, или частично правдой, или ложью. И все же, касаясь реальности, стереотипы нередко приписывают ей такие черты, каких там нет. Вследствие этого образ реальности искажается, хотя стереотипы могут содержать некое зерно истины, и в них могут содержаться правильные черты реальных социальных объектов. Так, в условиях дефицита информации, под влиянием предвзятых представлений, принятых в обществе, в Америке еще несколько десятилетий назад было принято думать, что в России, что называется, «средь бела дня», прямо на Красной площади ходят медведи, люди в валенках пьют из самоваров водку и играют «Очи черные» на балалайках. Меха, самовары, огромные шали, матрешки считаются неотъемлемой частью русской жизни в стереотипном представлении Запада. Не случайно еще в начале XIX в. в английском языке для обозначения русского закрепился ярлык bear – «медведь». Не случайно и то, что первого президента России Бориса Ельцина в западной, и в первую очередь американской, прессе изображали на карикатурах в виде медведя. Стереотип, что основная еда русских – щи, материализовался еще в XIX в. в прозвище-ярлыке cabbage-eater. Подобные «ходячие представления», т. е. ложные стереотипы, оказывают отрицательное влияние на межнациональные и межэтнические отношения. В этой связи сошлемся на авторитетное мнение известного отечественного психолога А. Н. Леонтьева, который считал, что образ может быть более адекватным или менее адекватным, более или менее полным, иногда даже ложным, но мы всегда его «вычерпываем» из реальности [Леонтьев 1983: 255]. Таким образом, этнические стереотипы как образы этнических общностей отражают, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними. Хотя социальный стереотип не всегда отвечает требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной действительности, его наличие играет существенную роль в оценке человеком окружающего мира, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. В этом смысле стереотипы – важные инструменты познавательного процесса, выполняющие важную функцию экономии мышления. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия. Искажая реальность, стереотипы могут привести к ошибочным действиям. Определение истинности или ложности социального стереотипа должно строиться на анализе конкретной ситуации. Здесь проявляется приспособительная (адаптивная) функция стереотипов. Внимание! Авторские права на книгу "Межкультурная коммуникация и этнические стереотипы и ярлыки англоговорящего сообщества. Учебное пособие" (Горшунова Е.Ю., Горшунов Ю.В.) охраняются законодательством! |