Юридическая Назаренко Г.В. Методология правопознания. Учебно-методическое пособие

Методология правопознания. Учебно-методическое пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.03.2017
ISBN: 9785392243389
Язык:
Объем текста: 39 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Методология правопознания и ее аспекты

Глава 2. Категории концептуальности и методологическая рефлексия

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1.
Методология правопознания и ее аспекты


1.1. Гносеологический аспект


Термин «методология» состоит из двух греческих слов — «метод» (способ) и «логос» (учение). Таким образом, дословно «методология» обозначает не что иное, как учение о методах познания. Однако в науке термин «методология» имеет несколько значений. Одни авторы понимают под методологией всю совокупность методов научного познания, другие характеризуют ее как науку, предметом которой являются способы научной деятельности. Третьи считают методологией диалектико-материалистический подход к изучаемым явлениям.


При этом можно отметить, что в одних случаях методология понимается слишком широко, и тогда она отождествляется с теорией научного познания и даже с философией вообще, поскольку последняя является мировоззренческой основой науки. В тех случаях, когда методология понимается слишком узко, она рассматривается как теоретическая основа некоторых частных и специальных приемов познания и тем самым смешивается с методикой осуществления экспериментов, расчетов и других действий, направленных на решение научных задач.


Сторонники марксизма считают, что «методология включает в себя не только марксистский философский метод (диалектико-материалистический подход. — Н. Г.), но и методы исторического материализма и научного коммунизма». До настоящего времени исследователи всех отраслей права отдают дань идеологическим установкам, декларируя в качестве методологии правовых исследований диалектический и исторический материализм, скромно умалчивая о научном коммунизме. При этом выясняется, что многие соискатели имеют смутное представление о том, что диалектика есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления и как таковая является всеобщим (универсальным) методом познания, в соответствии с которым правовые явления должны рассматриваться в развитии и во взаимосвязи с другими социальными явлениями. Более того, в научных работах последнего десятилетия диалектико-материалистический метод, как правило, не определяет ни общего направления исследований, ни методологических принципов познания, тем самым убедительно подтверждается тезис философа-марксиста Г. В. Платонова о том, что «всеобщий диалектико-материалистический метод… отнюдь не подменяет собой общие и частные методы».


Методология в юридических науках предстает как сложное образование, которое наряду с диалектико-материалистическим методом (законами и категориями диалектики) охватывает различные методы, приемы и средства познания правовой действительности. Принципы диалектики, выраженные через ее основные понятия — категории, наряду с другими методами познания играют роль методологических категорий, поскольку дают возможность рассмотреть с философских (наиболее общих) позиций исследуемые социально-правовые феномены. В философских категориях, таких как материя, сознание, объект, субъект, теория, практика, свобода, необходимость, пространство, время, движение, причина, следствие и др., отображаются объективный мир и отношения к нему познающего сознания. Игнорирование парных философских категорий приводит правоведов к методологическим просчетам и неверным решениям.


В науке уголовного права, как и в судебной психиатрии, при явном невнимании к категориям «актуальное», «потенциальное» ряд исследователей пришли к выводу о том, что невменяемость может существовать безотносительно ко времени совершения общественно опасного деяния, т. е., по существу, является потенциальным состоянием, в то время как в действительности невменяемость актуальна и не может предшествовать общественно опасному деянию либо наступить после его совершения. В свете категорий «актуальное», «потенциальное» утверждение о том, что лицо, совершившее преступление, в случае психического расстройства, наступившего у вменяемого субъекта, впадает в невменяемость, является глубоко ошибочным, так как психическое расстройство («потенциальное») отождествляется с невменяемостью, которая всегда актуальна, т. е. не существует вне факта совершения деяния. Психическое расстройство актуализируется, «становится» невменяемостью только в тех случаях, когда совпадает со временем совершения общественно опасного деяния.


Отсутствие ясных представлений о категории «состояние» в течение нескольких десятилетий побуждает криминалистов к поискам уголовно-правового критерия невменяемости, вменяемости и ограниченной вменяемости, который наряду с медицинским (качественным) и психологическим (количественным) критериями выступает в роли третьего критерия, явно лишнего для характеристики категории «состояние», соотносимой с состоянием невменяемости и вменяемости. С методологических позиций, неверным является и отождествление невменяемости с психическим расстройством, лежащим в основе невменяемости, так как психическое расстройство — категория медицинская, относимая к материальному субстрату, а невменяемость — юридическая (конвенциональная) категория.


Приведенные примеры показывают, что методологический статус должны иметь те способы научного познания, которые определяют общие направления исследования и принципы подхода к объекту. Методы научной деятельности «служат отправной точкой при мировоззренческой оценке путей и результатов выполнения соответствующих задач». Мировоззренческая роль методологии подчеркивается многими учеными. С. С. Алексеев справедливо отмечает, что «положения, имеющие общеметодологическое значение… позволяют выработать решение на базе строгих мировоззренческих философских начал».


Однако в последние десятилетия российские ученые все чаще высказывают ничем не подтвержденное мнение, что диалектический материализм не является универсальным методом, при этом бездоказательно утверждается, что для развития теории права более плодотворен методологический плюрализм, т. е. разнообразие философских подходов. При этом упускается из виду главная идея плюрализма, которую сформулировал Уильям Джеймс, состоящая в том, что «нет такой точки, нет центрального пункта, из которого можно было бы осмыслить окружающий нас мир». Это означает, что плюрализм является препятствием к осмыслению правовой действительности в любых ее проявлениях. Итогом методологического плюрализма выступают пессимистические высказывания, согласно которым «жизнь выходит из границ логики», а наука «не дает нам теоретического знакомства с тем, что составляет существенную природу действительности». В отечественной правовой науке методологический плюрализм, который проповедуется отдельными авторами, приводит их сторонников к отказу от мировоззренческих основ правопознания, подмене методологии совокупностью методов, т. е. методикой, и в конечном счете к повторению старых плюралистических заблуждений, в силу которых теоретические построения, скрепленные непрочными связями, постоянно готовы расползтись в разные стороны, а «новое знание» о праве полностью зависит от субъективных предпочтений исследователя и потому случайно, незакономерно и не имеет признаков внутреннего единства.




Методология правопознания. Учебно-методическое пособие

В настоящем учебно-методическом пособии рассмотрены основы методологии отраслевого правопознания, выделены гносеологические, онтологические и инструментальные аспекты методологии, проанализированы гносеологические ситуации, в которых находится познающий субъект, и даны рекомендации, способствующие выполнению квалификационных исследований.<br /> Учебно-методическое пособие предназначено для аспирантов и магистрантов юридических специальностей, лиц, занимающихся научным творчеством, может использоваться научными руководителями и быть полезно студентам, интересующимся вопросами методологии правопознания.

79
 Назаренко Г.В. Методология правопознания. Учебно-методическое пособие

Назаренко Г.В. Методология правопознания. Учебно-методическое пособие

Назаренко Г.В. Методология правопознания. Учебно-методическое пособие

В настоящем учебно-методическом пособии рассмотрены основы методологии отраслевого правопознания, выделены гносеологические, онтологические и инструментальные аспекты методологии, проанализированы гносеологические ситуации, в которых находится познающий субъект, и даны рекомендации, способствующие выполнению квалификационных исследований.<br /> Учебно-методическое пособие предназначено для аспирантов и магистрантов юридических специальностей, лиц, занимающихся научным творчеством, может использоваться научными руководителями и быть полезно студентам, интересующимся вопросами методологии правопознания.

Внимание! Авторские права на книгу "Методология правопознания. Учебно-методическое пособие" (Назаренко Г.В.) охраняются законодательством!