Юридическая Кравченко О.А.; науч ред. Ведерников Н.Т. Конституционно-правовые гарантии обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании. Монография

Конституционно-правовые гарантии обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.12.2017
ISBN: 9785392275137
Язык:
Объем текста: 247 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Система конституционно-правовых гарантий обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании

Глава 2. Процессуальные гарантии обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании

Глава 3. Организационные гарантии обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Организационные гарантии обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании


§1. Понятие и виды организационных гарантий обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании


Организационные гарантии обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании призваны гарантировать свободу волеизъявления избирателей различными правовыми способами, находящими отражение в нормах закона. Они характеризуются, прежде всего, тем, что направлены на обеспечение реализации народного суверенитета применением той или иной технологии выборов к непосредственному голосованию и выявлению его результатов.


При этом процесс преобразования воли народа в его политический выбор, вне зависимости от технологии выборов, проходит путь от голосования до определения его итогов и результатов выборов. Этот путь непременно сопровождается определенной процедурой, задающей поведение субъектов избирательной системы в зависимости от установленных правил. Чаще всего такое поведение сопряжено с использованием избирательных документов, как правило, избирательных бюллетеней, являющихся официальными документами, содержащими или могущими содержать первичное волеизъявление избирателя, на основе анализа которых избирательными комиссиями устанавливается политический выбор народа.


Важность избирательных документов и действий по их изготовлению, распространению, использованию и хранению неоспоримы, поэтому движение избирательных документов должно быть контролируемым и детально регламентированным с установлением правовых последствий в случае нарушения такой регламентации. Также для избирательных документов характерны типовые операции, для каждой из которых необходимы организационные меры, направленные на исключение возможности искажения и/или утраты указанных документов.


Так, голосование для каждого избирателя, подразумевает, как минимум, следующее: получение избирателем бюллетеня, его обработка им, последующая сдача этого бюллетеня в избирательную комиссию, а затем получение избирательной комиссией избирательного документа и выявление из него волеизъявления избирателя, оформление избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и результатах выборов с последующим направлениемих в вышестоящую избирательную комиссию.


Как видно из этих действий, голосование дробится на различные этапы, связанные с получением, передачей и обработкой избирательных документов субъектами избирательного процесса, на каждом из которых необходимо создание таких условий, при которых была бы невозможна или затруднена возможность искажения волеизъявления народа. Масштаб обобщения и анализа избирательных документов позволяет говорить об избирательном делопроизводстве, обеспечить надлежащую организацию которого призваны рассматриваемые гарантии. Организационные гарантии направлены на создание такой процедуры, которая обеспечила бы правильную реализацию прав избирателей на стадиях голосования и подведения его итогов через формирование избирательных комиссий, техническое обеспечение голосования, учет избирателей, обеспечение участия граждан в голосовании, учет голосов избирателей избирательными комиссиями и проверку этого учета избирателями, контроль за деятельностью избирательных комиссий.


Такой крайне специфический характер организационных гарантий обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании позволяет выделять их в качестве вида юридических гарантий, чем, впрочем, не отрицается нормативное установление этих гарантий, поскольку юридические гарантии, а именно такими они и являются, вне нормативной формы находиться не могут. В свою очередь, нормы закона без определенных организационных усилий не могут быть реализованы.


О важности организационных моментов в реализации норм закона неоднократно отмечалось в юридической литературе. Так, Н.А. Боброва утверждала, что наличие только «возможностей без четкого организационно-правового механизма функционирования тоже оказывается явно недостаточным». По мнению Н.В. Витрука, организационные гарантии «служат предварительным условием реального использования прав и свобод личностью». Как видно, значение организационных гарантий состоит в том, что достижение желаемого результата от применения нормы закона само по себе не происходит, а требует соответствующей организации ее применения.


Исследователи, рассматривая организационные гарантии в избирательном процессе, традиционно отмечают их направленность на создание процедуры, при помощи которой обеспечиваются избирательные права граждан. По словам А.Г. Головина, «под организационными (организационно-техническими, институциональными) гарантиями избирательных прав граждан понимается наличие развитой институциональной системы подготовки и проведения выборов в Российской Федерации». Здесь А.Г. Головин несколько удаляется от того, на что непосредственно направлены организационные гарантии – на реализацию норм закона о выборах и чуть ли не идентифицирует их с системой подготовки и проведения выборов. Более правильно об организационных гарантиях говорит А.В. Зиновьев, выявляя как их цель – недопустимость искажения воли избирателей, так и совокупность направленных для достижения этой цели необходимых процедур – организационных форм и методов. Так, А.В. Зиновьев говорит, что организационные гарантии «обеспечивают свободу выборов организационными средствами, исключающими искажение воли избирателей. Организационные гарантии – это совокупность организационных методов и форм, призванных создать равные условия и возможности для свободного, осознанного, ответственного участия в выборах каждого избирателя, исключающих искажение их воли организационными средствами на выборах в органы государственной власти и местного самоуправлений».


Как видно из приведенных выводов, организационные гарантии представляют из себя то, что наиболее полно облекает действия субъектов, реализующих нормы избирательного закона, в оптимальные организационные формы, не допускающие или затрудняющие искажение волеизъявления народа. Пошаговая реализация норм избирательного закона применительно к голосованию и подведению его итогов в целях выявления достоверного волеизъявления народа есть не что иное, как определенная процедура, которая организована таким образом, который предусмотрен названным законом. Отсюда, можно сказать, что термины «процедура» и «организационные гарантии» являются равнозначными и тождественными друг другу.


Сам же термин «организационные гарантии» подчеркивает такие их свойства, которые не охватываются нормативными свойствами. Отвлечение от нормативных свойств организационных гарантий, которые являются не единственными их свойствами, призвано сосредоточится на анализе собственно организационных свойств этих гарантий, запускающих механизм практической реализации избирательного закона, который самим фактом своего существования не может быть воплощен в жизнь. Для этого требуются такие гарантии-процедуры, которые сделают это, конечно же, не без помощи государства, без которого невозможна организация реализации любого закона, в том числе и избирательного. Выделение организационного характера гарантий обусловлено необходимостью более полного рассмотрения именно организационных свойств, несмотря на то, что как организационные, так и нормативные свойства в структуре гарантий не отделимы друг от друга совместным установлением в законе.


Организационные гарантии достоверности волеизъявления народа призваны схематично типизировать и максимально детализировать процедуру применения норм избирательного закона при голосовании и подведении его итогов, «уложить его в рамки единообразной, хотя бы даже и весьма сложной формы».


Некоторые исследователи, рассматривая содержание организационных гарантий в избирательном процессе, выявляют их конкретные виды. Как отмечает А.Н. Нифанов, организационные гарантии «нацелены на обеспечение активного участия самих избирателей в организации выборов, создание условий для личного и тайного голосования избирателей, публичного опечатывания и вскрытия избирательных ящиков, гласного подсчета голосов избирателей». По словам Ю.А. Веденеева Ю.А. и В.Д. Мостовщикова, «организационные гарантии представляют собой условия, правила, процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан через механизмы назначения выборов, формирования избирательных комиссий, регистрации (учета) избирателей, составления списков избирателей, образования избирательных округов и избирательных участков, обеспечения участия в голосовании избирателей, создание надлежащих условий для деятельности избирательных комиссий, в том числе в части выделения им необходимых помещений, оснащения технологическим оборудованием, средствами связи, предоставлением транспорта».


Иными словами, эти и другие организационные гарантии направлены на то, чтобы создать в действительности те процедуры, которые обеспечили бы свободное волеизъявление избирателей, усложняли бы возможности по искажению их волеизъявления и устраняли посторонние воздействия на волеизъявление избирателей, а в конечном счете и на результаты голосования, влекли практическое воплощение народного суверенитета в результаты выборов.


В связи с этим организационные гарантии – это процедуры, при которых избирательные права граждан должны быть беспроблемно реализованы при голосовании, а их результаты должны адекватно отражаться в избирательных документах. Также организационные гарантии – это еще и технологии, при которых происходит реализация избирательных прав граждан. Так, Ю.А. Веденеев Ю.А. и В.Д. Мостовщиков говорят, что организационные гарантии «определяют процедурные и технологические условия реализации активного и пассивного избирательного права».


Представляется, что содержанием организационных гарантий достоверности волеизъявления народа будет создание таких правовых процедур для заданной технологии выборов, которые если не устранят полностью, то создадут препятствия, затруднят возможности искажения волеизъявления народа при голосовании, повысят общественный контроль за ходом и результатами голосования.


Значение организационных гарантий обеспечения достоверности волеизъявления народа трудно переоценить. Их роль всегда имела особое значение при проведении выборов. По словам И. Бентама, «следует принимать меры предосторожности против возможных обманов как со стороны вотирующих, чтобы они не подавали нескольких голосов, так и со стороны подсчитывающих голоса, чтобы они не могли подменить их». Отмечая необходимость закрепления организационных гарантий проведения выборов в правовых нормах, М. Робеспьер отмечал, что «при представительном правлении нет более важных законов, чем законы, обеспечивающие правильность выборов».


Необходимость правильной организационной процедуры подчеркивалась и Дж. Ролзом, который, говоря о правиле, при котором каждый обладает одним голосом, обращал внимание на то, что «в соответствии с этим правилом необходимо создавать законодательные участки, руководствуясь определенными общими стандартами, которые заранее определены конституцией и применяются, насколько это возможно, посредством беспристрастной процедуры. Эти предосторожности необходимы для того, чтобы предотвратить махинации, так как подобные махинации могут повлиять на вес голоса». Ю.А. Веденеев и В.Д. Мостовщиков обращают внимание на важность цели организации выборов и делают вывод, что для обеспечения справедливости выборов необходим ряд «организационных мер, направленных на эффективную защиту процесса выборов от необъективности и фальсификаций».


Выборы понимаются в Конституции РФ как высшая форма выражения воли народа, в ней же закреплено право граждан избирать, в связи с чем обязанностью государства является организация выборов и обеспечение избирательных прав.


Организационные гарантии воплощаются прежде всего в самом наличии правореализующих субъектов.Самыми значимыми субъектами применительно к избирательному законодательству являются избирательные комиссии. Их деятельность является деятельностью по разрешению организационных вопросов выборов.


В зависимости от реализующих избирательное законодательство субъектов в области организационных гарантий обеспечения достоверности волеизъявления народа можно выделить следующие их виды: организационные гарантии, реализуемые избирательными комиссиями; организационные гарантии, реализуемые народом; организационные гарантии, реализуемые избирателями; организационные гарантии, реализуемые государством и его органами, органами местного самоуправления их должностными лицами; организационные гарантии, реализуемые кандидатами в представительные органы власти иполитическими партиями.


Указанные субъекты избирательной системы воздействуют на реализацию избирательного законодательства в реальной действительности, но больше всего в нашей стране организационной реализацией и обеспечением избирательных прав граждан занимаются избирательные комиссии. Следует согласиться с Берлявским Л.Г. в том, что «основным элементом системы организационных гарантий избирательных прав граждан является деятельность системы избирательных комиссий – постоянно действующих государственных (а в ряде случаев и муниципальных) органов на верхних уровнях и временных, создаваемых в период избирательных кампаний».


Вопрос о принципах формирования избирательных комиссий в странах с устоявшимися демократическими традициями, реальным разделением властей и развитым гражданским обществом решается возложением на одну из ветвей власти обеспечения права избирать.


Там же, где отсутствует многолетняя традиция независимости административных властей от органов политической власти, Венецианская комиссия рекомендует создавать независимые, беспристрастные избирательные комиссии.


С позиции названных критериев российские избирательные комиссии повергаются критике. Исследователи приводят доводы в обоснование того, что избирательные комиссии в основном формируются исполнительной властью, а потому становятся от нее зависимыми.


Л.Г. Берлявский отмечает следующий недостаток: «порядок формирования комиссий не исключает возможности вхождения в состав комиссий лиц, зависимых от назначающих их органов государственной власти и местного самоуправления». Исследователи также говорят, что в настоящий момент исполнительная власть представляет своих кандидатов в комиссии всех уровней, получая реальный механизм лоббирования собственных интересов уже на первых этапах формирования представительных органов власти.Член Центральной избирательной комиссии РФ Е.И. Колюшин говорит о том, что «в настоящее время проблема самостоятельности избирательных комиссий – одна из ключевых. Резко возросло влияние на их деятельность со стороны …руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые нередко подменяют деятельность избирательных комиссий». В докладе Уполномоченного по правам человека в РФ в 2009 году отмечено, что имеет место плохая, политически ангажированная работа территориальных и участковых избирательных комиссий.




Конституционно-правовые гарантии обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании. Монография

В монографии проведено исследование избирательного законодательства, дан анализ практики его применения на предмет гарантированности достоверности волеизъявления народа при голосовании. Осуществлена теоретическая разработка понятия, видов и признаков конституционно-правовых гарантий достоверности волеизъявления народа при голосовании. Предложены модели гарантий по обеспечению как выявления достоверного волеизъявления народа при голосовании, так и его защиты в случае необходимости, а также по обеспечению проверки результатов деятельности избирательных комиссий.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 августа 2017 г.<br /> Книга предназначена для специалистов в области конституционного права и широкого круга читателей, интересующихся вопросами избирательного права.

199
 Кравченко О.А.; науч ред. Ведерников Н.Т. Конституционно-правовые гарантии обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании. Монография

Кравченко О.А.; науч ред. Ведерников Н.Т. Конституционно-правовые гарантии обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании. Монография

Кравченко О.А.; науч ред. Ведерников Н.Т. Конституционно-правовые гарантии обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании. Монография

В монографии проведено исследование избирательного законодательства, дан анализ практики его применения на предмет гарантированности достоверности волеизъявления народа при голосовании. Осуществлена теоретическая разработка понятия, видов и признаков конституционно-правовых гарантий достоверности волеизъявления народа при голосовании. Предложены модели гарантий по обеспечению как выявления достоверного волеизъявления народа при голосовании, так и его защиты в случае необходимости, а также по обеспечению проверки результатов деятельности избирательных комиссий.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 августа 2017 г.<br /> Книга предназначена для специалистов в области конституционного права и широкого круга читателей, интересующихся вопросами избирательного права.

Внимание! Авторские права на книгу "Конституционно-правовые гарантии обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании. Монография" (Кравченко О.А.; науч ред. Ведерников Н.Т.) охраняются законодательством!