История Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Том 1

История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Том 1

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.02.2013
ISBN: 9785392020300
Язык:
Объем текста: 781 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие российская история — органическая часть истории человечества

Раздел I. Древняя Русь. Глава 1. Предыстория народов России

Глава 2. Происхождение славян. Их соседи и враги

Глава 3. Древняя Русь

Глава 4. Эпоха Ярослава Мудрого

Глава 5. Русь на перепутье

Глава 6. Политический распад Руси

Глава 7. Образование на территории Руси княжеств-государств

Глава 8. Культура Руси X — начала XIII в.

Глава 9. Начало монголо-татарского вторжения на Русь

Раздел II. Средневековый период. Глава 1. Ордынское владычество

Глава 2. Борьба русских земель за независимость

Глава 3. Возвышение Москвы

Глава 4. Москва берет верх

Глава 5. Образование русского централизованного государства

Глава 6. Россия в XVI в.

Глава 7. Россия в период Смуты

Глава 8. Россия в первой половине XVII в.

Раздел III. Россия в новое время. Глава 1. Новые черты старой России. Вторая половина XVII в.

Глава 2. Россия накануне преобразований

Глава 3. Эпоха Петра I

Глава 4. Эпоха дворцовых переворотов

Глава 5. Россия во второй половине XVIII в.



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 7. РОССИЯ В ПЕРИОД СМУТЫ


§ 1. Великий голод и начало Смуты


Относительное спокойствие в Русском государстве длилось недолго. Уже в 1601 г. проявились признаки серьезного кризиса во всех областях жизни страны.


Все началось со страшного голода, который обрушился на центральные уезды России в 1601 г. Этим летом шли нескончаемые дожди, и многие посевы либо вымокли, либо недозрели. В августе ударили ранние морозы. Это окончательно погубило урожай. Зерно прошлых лет, находившееся в амбарах крестьян и посадских людей, быстро подошло к концу. Непогода нанесла ущерб и другим сельскохозяйственным культурам.


Уже осенью продуктов питания стало катастрофически не хватать. Цены на хлеб резко подскочили, простой народ не мог его купить. Зато богатые люди — князья, бояре, купцы, духовенство, обладавшие большими запасами хлеба в своих житницах, стремились нажиться на стихийном бедствии, взвинчивали цены. Особенно злодействовали спекулянты и перекупщики. Они скупали хлеб в дальних, благополучных уездах и втридорога продавали его там, где его не хватало.


Современники тех событий рассказывали, что голод прежде всего поразил бедные слои народа. Умирая с голоду, люди стали есть кошек и собак, обдирали липовую кору, толкли ее и варили, употребляли в пищу лебеду и даже сено. Появились случаи людоедства. Трупы умерших от голода валялись на дорогах, их не успевали хоронить. Там, где голод, там и болезни. Началась эпидемия холеры. Хозяева, не желая кормить холопов, выгоняли их на улицу, где большинство из них также погибали. Лишь в одной Москве от голода и болезней умерло около 120 тыс. человек.


В последующие два года картина повторилась. Снова проливные дожди губили урожай. А всего же за три года вымерла 1/3 населения государства.


Правительство Годунова пыталось ослабить воздействие стихийного бедствия. Были введены твердые цены на хлеб, спекулянтов и перекупщиков нещадно наказывали. Борис приказал продавать из своих житниц хлеб по заниженным ценам; предпринимались даже раздачи денег народу. Однако все эти меры не касались крестьян. Годунов поддерживал лишь посадских людей, горожан, которые уже давно стояли за него горой. Кроме того, чиновники похищали часть выделенных народу денег, раздавали их своим родственникам. Поэтому все это мало помогало. Напротив, узнав о том, что в Москве можно спастись от напастей, масса людей хлынула в столицу. Беженцы заполнили все улицы. Они буквально штурмом брали казенные житницы, которые и так были уже опустошены. Голод не ослабевал.


В этих условиях Годунов издал два важных указа, которыми пытался облегчить положение народа. 28 ноября 1601 г. он восстановил Юрьев день и позволил крестьянам вновь беспрепятственно уходить от своих хозяев. Но указ не распространялся на Московский уезд и на государственные земли. Московское боярство, дворянство, духовенство, чьи владения в основном находились в центре, могли чувствовать себя спокойно. Зато провинциальное дворянство пришло в негодование. Оно стало терять своих крестьян, а Годунов — свою верную опору — дворянство.


Второй указ касался холопов. В августе 1603 г. правительство разрешило изгнанным из своих дворов и лишенным пропитания холопам выходить на свободу. Тысячи бездомных холопов образовывали под Москвой шайки разбойников, часть их устремилась на юг.


Отчаявшиеся люди силой оружия пытались добыть себе пропитание. Скоро грабежи, разбои охватили всю страну. Шайки вооруженных разбойников перекрывали дороги, грабили купеческие караваны, нападали на обозы с хлебом. Одновременно крестьяне отказывались платить налоги государству, подати и оброки феодальным собственникам. Все большее их количество уходило на свободные земли южных и юго-западных окраин государства, на Дон и Днепр, вливались в число донских и запорожских казаков. В городах оголодавшая беднота начала нападать на хоромы богатых людей, грабить хлебные амбары. Опасно стало даже в Москве. В 1601—1602 гг. Борис Годунов создал специальные дворянские отряды для охраны московских улиц от грабителей и «зажигателей». Во главе этих отрядов встали видные члены Боярской думы. И все же Москва вскоре практически была отрезана от остальной страны, «лихие» люди периодически перерезали Смоленскую, Тверскую, Рязанскую дороги. Так постепенно грабительские, разбойничьи шайки смешивались с действиями низов народа.


Верховную власть и в первую очередь нового царя эти слои рассматривали как источник всех своих бед.


Особенную силу приобрел в 1603 г. повстанческий отряд под руководством Хлопко Косолапа, который блокировал несколько дорог, ведущих в Москву. Вскоре отряд Хлопко объединился с другими в подобие настоящего войска. Повстанцы-холопы, крестьяне, посадские громили боярские и дворянские имения, захватывали имущество богатых людей.


Против них Годунов послал воеводу И. Ф. Басманова с «многою ратью», и под Москвой разгорелось настоящее сражение. Каратели разгромили отряды Хлопко, сам он, израненный, попал в плен и тут же был казнен. Но и царская рать потерпела жестокий урон, а воевода Басманов пал в бою. Остатки повстанцев бежали на юго-западные окраины страны, полные злобы и жажды мщения. Таким образом, «великий голод» обострил еще больше все народные беды и подвел людей к черте, за которой уже были борьба, кровь, смерть. Страна стала все больше раскалываться на противоборствующие лагери.


Лжедмитрий I. Именно в эти годы правительство Годунова столкнулось еще с одной неожиданной, непредвиденной и, как оказалось, страшной опасностью — появлением на южных рубежах страны человека, который объявил себя спасшимся от убийц царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного. Он заявлял о своих правах на русский престол и звал русских людей к расправе над Годуновым и его сторонниками, обещал России праведную и справедливую жизнь.


Кто же был этот человек? Большинство ученых сходятся на том, что имя царевича Дмитрия принял на себя двадцатилетний обедневший галицкий дворянин Григорий Отрепьев. Он появился в качестве слуги в доме одного из бояр Романовых. После падения рода Романовых, боясь наказания, Отрепьев постригся в монахи, бродил по монастырям, позднее оказался в московском Чудовом монастыре и даже одно время служил при дворе патриарха переписчиком книг. Тот выделял Отрепьева за красивый почерк и сметливость. Но уже в это время Отрепьев начал внушать окружающим мысли о своем необычном происхождении и великом предначертании. Испугавшись подозрительного монаха, патриарх отослал его прочь. А в 1602 г. Отрепьев бежал в Литву, затем побывал в имении ряда польских и литовских магнатов и наконец осел в имении богатейшего польского вельможи князя Адама Вишневецкого. Там-то он и объявил себя царевичем Дмитрием.


Один из русских историков заметил, что испечен был Лжедмитрий в Польше, но замешан из московского теста. Действительно, все следы появления самозванца вели в хоромы Романовых, к видным московским дьякам. Именно в этой среде появилась мысль о том, чтобы противопоставить самозванца Годунову и свалить ненавистного знати и дьякам царя. Так Смута, начавшаяся в 1601 г. во время голода, усилилась благодаря самозванцу.


В свои двадцать с небольшим лет Григорий Отрепьев был человеком неплохо образованным, одаренным, пылким, с авантюристическими наклонностями и невероятным честолюбием. Такой человек мог появиться именно тогда, когда Русское государство стало разваливаться на части: его подрывала борьба низов и верхов общества, противоречия и ненависть в высших слоях. Он недаром нашел убежище в Польше, где давно вынашивались планы сокрушения России.


Оказалось, что самозванец был нужен многим. Его поддержали в России самые разные силы и слои, помощь ему оказывали польские магнаты, наконец, его поддержал польский король. Лжедмитрий стал ездить в карете в сопровождении охраны. У него появилось свое знамя — красное полотнище с черным орлом.


Вскоре самозванец оказался при дворе сандомирского воеводы Юрия Мнишека, который, используя Лжедмитрия, хотел поправить свои материальные дела. Там «царевич» влюбился в 16-летнюю дочь воеводы Марину и обручился с ней. Марина, несмотря на молодость, обладала огромным честолюбием, была фанатичной католичкой. Она мечтала стать русской царицей и помочь католикам продвинуть свои интересы в России. Эти настроения подогревали в ней католическое духовенство, Орден иезуитов. Папский посол в Польше тайно обратил Лжедмитрия в католичество. Тайна была нужна для того, чтобы русские православные люди не отвернулись от «царевича».


Лжедмитрий побывал в Запорожской сечи, и казаки, ненавидевшие Московию, с восторгом приняли его и обещали помощь. Там и начала формироваться армия самозванца. Туда же к нему пришли послы с Дона. Донские казаки также обещали поддержку, Лжедмитрий повсюду рассылал свои воззвания, они находили благодатный отклик среди казачества окраин, беглых холопов и крестьян. В массах народа все шире распространяли слух, что Дмитрий Иванович и есть тот самый справедливый и добрый царь, который всегда был мечтой народа. «Царевич» не скупился на обещания. Польскому королю он обязался передать в случае захвата власти Чернигово-Северские земли и сокровища царской казны. Мнишекам посулил Новгород и Псков, поддержавшим его польским магнатам поклялся возместить их затраты на содержание наемников.


В октябре 1604 г. войско Лжедмитрия форсировало Днепр и появилось в русских землях. С ним шло около 2000 наемников. Король поостерегся отдать в распоряжение самозванца свое войско. Шли с Лжедмитрием также запорожские казаки. Однако первые же стычки с правительственными войсками принесли Лжедмитрию неудачу. Он был разбит под Новгородом-Северским. Наемники оставили его; бежал в Польшу и Юрий Мнишек. Казалось, что авантюра самозванца захлебнулась с самого начала. Однако его разбитое войско быстро восстановилось. С каждым днем оно увеличивалось, как катящийся с горы снежный ком. К Лжедмитрию подошли донские казаки, крестьяне, холопы, приходили дворянские отряды, на его сторону переходили стрельцы.


Вскоре войско Лжедмитрия достигло 15 тыс. человек. Южные города сдавались самозванцу без боя. Казаки, посадские люди и стрельцы приводили к нему связанных воевод. Весь юг и юго-запад страны был охвачен народным движением.


Январь стал переломным. Под селом Добрыничи близ города Севска Лжедмитрий снова был разбит царским войском, но воеводы, которые принадлежали к знати и ненавидели Годунова, действовали нерешительно. Лжедмитрий снова спасся и собрал новое войско. А вскоре почти все города юга и юго-запада признали власть самозванца.


Под Кромами решилась судьба Бориса Годунова. Правительственное войско тщетно пыталось взять город, перешедший на сторону мятежников. В царском войске началось брожение, увеличилось число перебежчиков. Годунов получал со всех сторон неутешительные вести. Они угнетали его. Здоровье окончательно пошатнулось. 13 апреля 1605 г. за столом во время обеда Борис рухнул навзничь. Кровь пошла у него горлом. Это был уже второй апоплексический удар. Распространились слухи, что царь покончил с собой.


Москва начала присягать его сыну царевичу Федору Борисовичу. А под Кромами воеводы со всем войском перешли на сторону Лжедмитрия. Часть царской армии бежала на север. Правительственная военная машина рухнула. Теперь дорога на Москву для самозванца была открыта.


§ 2. Триумф и трагедия Лжедмитрия


Однако самозванец медлил с маршем на Москву. Для того были причины. Перешедшие на его сторону правительственные войска были ненадежны, особенно после того, как среди них разнесся слух, что «царевич»-то неподлинный. Кроме того, Москва присягнула Федору Годунову и семейство Годуновых готовилось к обороне. Опасался Лжедмитрий и прямых столкновений с войсками, преданными старой власти, ведь до сих пор он проиграл все сражения и его успехи были связаны не с военными победами, а с восстанием народа, добровольной сдачей городов.


Теперь его поддержали все заокские города, близкие к Москве. Двигаясь на север, Лжедмитрий держал свое войско обособленно от сопровождавших его бывших правительственных войск и дворянских отрядов.


Польская охрана тщательно оберегала его. По сто человек ночью стояли подле шатра самозванца.


Одновременно он продолжал повсеместно свою агитацию, рассылал повсюду «прелестные грамоты». В них он обличал Годуновых, обещал всем то, чего хотели в России: боярам — прежнюю честь, дворянам — милости и отдых от службы, торговым людям — льготы и облегчение от податей, всему народу — милости, покой, «тишину» и благоденствие. Измученные голодом и разорениями, люди с восторгом внимали этим посулам.


Направил он своих гонцов и в Москву. Среди них был и предок А. С. Пушкина Гаврила Пушкин. Вдвоем с товарищем они при поддержке казачьего отряда подошли к самому городу, а потом проникли на Красную площадь. Стрельцы, которых послали для их поимки, разошлись по домам. Там, на Лобном месте, рядом с Кремлем 1 июня 1605 г. Пушкин прочитал собравшейся толпе милостивую грамоту Лжедмитрия. Население тут же взялось за оружие. Народ бросился в Кремль. Дворцовая стража разбежалась, и Москва оказалась в руках восставших, которыми умело руководили люди самозванца.


Годуновы бежали из Кремля и попрятались кто где. Толпа ворвалась в опустевший дворец и разгромила его, а затем начала крушить и грабить «храмины» богатых людей, в первую очередь дома семейства Годуновых и близких к ним бояр и дьяков. Захвачены были все винные погреба, люди разбивали бочки и черпали вино: кто шапкой, кто башмаком, кто ладонью. Как писал один современник: «Вина опилися многие люди и померли».


В это время подошедший уже к Серпухову Лжедмитрий требовал от своих сподвижников расправы над Годуновыми и их покровителем — патриархом Иовом. Восставшие нашли его, притащили в Успенский собор Кремля, содрали с него патриаршьи одежды и знаки отличия и бросили, плачущего, в повозку, которая увезла Иова в один из дальних монастырей.


Вскоре стрельцы нашли и Федора Годунова с матерью и сестрой, и доставили на их старое московское подворье. Туда же явились посланцы самозванца князья Василий Васильевич Голицын и Мосальский. Здесь по их приказу стрельцы бросились на Годуновых. Царицу быстро задушили веревками. Федор же отчаянно сопротивлялся, но покончили и с ним. Сестру оставили в живых. Позже ее постригли в монахини и отправили в Кирилло-Белозерский монастырь. Выйдя на крыльцо, бояре объявили народу, что царь и царица-мать со страху отравились.


Другие Годуновы также были обнаружены и затем высланы. Династия Годуновых прекратила свое существование.


20 июня 1605 г. Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Столица встретила его колокольным звоном.


В тот же день Василий Шуйский, отказавшись от своих прошлых показаний, заявил, что в 1591 г. был убит не царевич, а другой мальчик, царевич же спасся. Через некоторое время Лжедмитрий выехал на встречу с матерью Марией Нагой — монахиней Марфой. Бывшая жена Ивана Грозного признала в Лжедмитрии своего сына.


Теперь дерзкому и изворотливому самозванцу надлежало выполнять свои обещания. Как перед верхами общества, так и перед средними и низшими его слоями, которые сообща поддержали его. Однако все это оказалось делом совершенно невыполнимым.


И все же Лжедмитрий попытался совершить невозможное, показав большое политическое чутье, ум, находчивость и смелость.


Прежде всего он урегулировал отношения с Боярской думой. Лжедмитрий подтвердил ее полномочия, обещал боярам сохранить их вотчины. Он вернул в Москву многих опальных при Годунове бояр и дьяков и в первую очередь оставшихся в живых Романовых. Филарету Романову он предложил скинуть монашескую рясу и вновь войти в Боярскую думу, а когда тот отказался вернуться в мир, то удостоил его сана митрополита. В Москву вернулся и маленький Михаил Романов с матерью. Там он встретился с отцом, которого не видел пять лет.




История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Том 1

Том первый учебника написан с учетом современного научного подхода к изучению истории России и последних исследований исторической науки. Раскрыты вопросы социально-экономического и государственно-политического развития страны, освещены основные проблемы отечественной истории, разработана авторская концепция их изучения и разрешения. Материал изложен ярким, выразительным литературным языком, с учетом хронологии и научной интерпретации, что во многом объясняет его доступность для широкого круга читателей. Учебник соответствует государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования Российской Федерации. Для абитуриентов, студентов, преподавателей, а также всех интересующихся отечественной историей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_rossii_s_drevneyshikh_vremen_do_nashikh_dney_uchebnik_tom_1/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

279
История Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Том 1

История Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Том 1

История Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Том 1

Том первый учебника написан с учетом современного научного подхода к изучению истории России и последних исследований исторической науки. Раскрыты вопросы социально-экономического и государственно-политического развития страны, освещены основные проблемы отечественной истории, разработана авторская концепция их изучения и разрешения. Материал изложен ярким, выразительным литературным языком, с учетом хронологии и научной интерпретации, что во многом объясняет его доступность для широкого круга читателей. Учебник соответствует государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования Российской Федерации. Для абитуриентов, студентов, преподавателей, а также всех интересующихся отечественной историей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_rossii_s_drevneyshikh_vremen_do_nashikh_dney_uchebnik_tom_1/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Том 1" (Сахаров А.Н.) охраняются законодательством!