Философия Алексеев П.В. История философии. Учебник

История философии. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 31.08.2011
ISBN: 9785392008513
Язык:
Объем текста: 273 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава I. Античная философия

Глава II. Философия Средневековья

Глава III. Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Глава IV. Немецкая классическая философия середины XVIII — конца XIX в.

Глава V. Русская философия XIX — начала XX в.

Глава VI. Марксизм в России и СССР

Глава VII. Основные направления современной западной философии



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА III. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ


По времени эпоха европейского Возрождения, или Ренессанса, охватывает вторую половину XIV в. и XV—XVI столетия (Италия) и с конца XV до начала XVII столетия (в других странах Западной Европы). Эта эпоха характеризуется переходом от культуры Средневековья с доминировавшей в ней церковной идеологией к постепенному преодолению духовной диктатуры церкви (хотя в разных странах в различной степени) и утверждению примата светской, в основном секуляризованной, освобождающейся от церковного диктата культуры. Эта культура, имевшая в своей основе начальный период перехода к капиталистическим товарным отношениям, не могла не сочетать в себе черты Средневековья и нового нарождающегося общества. Она характеризовалась значительным подъемом в области литературы, искусства, философии и науки. Менялась ориентация культуры — от религиозной картины мира до пантеистической, порой научной. Секуляризованный взгляд на мир, правда, еще только освобождавшийся от церковных, религиозных представлений, все больше ориентировался на достижение достойной жизни индивида на Земле, на его свободное духовное развитие. Все чаще подвергались критике религиозные догмы, связанные с потусторонним миром (с «раем» и «адом»). Необходимость в новом подходе к оценке жизни человека привела в конце концов к стремлению возродить, восстановить культурные ценности, господствовавшие когда-то, а именно — в греко-римской культуре (отсюда — «Возрождение»).


Италия, особенно Флоренция, была одним из самых крупных экономических и торговых центров Европы. В ней появились мануфактуры, в том числе текстильные, заменившие малопроизводительный труд ремесленников на труд наемных рабочих. Бурно развивалось ростовщичество, а своим капиталом флорентийские банкиры обслуживали даже правителей экономически состоятельных стран (в том числе Англии). В Италии усиливается рост средневековых городов, меняется их облик.


По всей Европе (за редким исключением) происходил процесс становления самостоятельных наций. Этот факт, как и первые крестьянские восстания (а они развертывались под религиозным флагом), подтачивал господство феодалов. Применение пороха не только влияло на рост производства в угледобыче, металлургии центра Европы, но и вело к потере значения для феодалов рыцарства и уменьшению числа междоусобных войн.


Укреплялись факторы, способствующие расширению культурного и торгового обмена между городами и формирующимися нациями.


Широкое использование компаса вывело торговлю далеко за пределы Средиземноморья. Были открыты пути в Северную Америку, Индию, Бразилию, во многие другие страны. К Италии прибавились новые страны Европы, становившиеся признанными экономическими центрами расширяющегося мира.


Был изобретен печатный станок (1525); книгопечатание дало мощный импульс развитию культуры и науки.


Выдающиеся ученые Н. Коперник и Г. Галилей открыли новые горизонты мировидения. Н. Коперник доказал гелиоцентризм, опровергнув догму о неподвижных небесных сферах. Г. Галилей убедил в существовании пятен на Солнце, их движении и отсутствии неподвижности Солнца. Все эти идеи прокладывали путь научной космологии, хотя они еще долго сосуществовали с представлением о Боге.


Возник и укрепился пантеизм — отождествление Бога и природы. Пантеизм означал уже отход от религиозной веры в сотворение Богом природы и в управление им природными процессами, хотя и не разрывал еще окончательно с религией.


Помимо пантеизма, философию эпохи Возрождения характеризует появление и укрепление такой ее черты, как антропоцентризм.


Изменяющиеся исторические условия, которые в конечном счете были связаны с подрывом господства власти феодалов и идеологического диктата церкви, вели к наполнению культуры новым содержанием и измененной целью — ею стал человек (человеческое, человечность). Важнейшими ценностями становились земная жизнь человека, всестороннее развитие личности индивида, полнота ощущений им природы, человеческое счастье, любовь. Достижение гармонии в земной жизни становилось смыслом жизни человека.


В этот исторический период меняется общая ориентация философии и стиль философствования. На первый план выходит проблема человека, определившая гуманистическую направленность философии.


Одними из первых провозвестников такого гуманистического направления эпохи Возрождения были мыслители и поэты Данте Алигьери (1265—1321) и Франческо Петрарка (1304—1374).


Данте Алигьери — гуманист мирового значения, автор прославленной поэмы «Божественная комедия». Ему принадлежат также трактаты «Пир», «Монархия», поэтико-прозаическое философское произведение «Новая жизнь» и др. На его философские воззрения оказали влияние Аристотель, Фома Аквинский, отчасти — неоплатонизм, стоицизм, арабская философия. Ф. Энгельс назвал Данте последним поэтом Средневековья и первым поэтом Нового времени.


Данте был противником мирской власти церкви, сторонником объединения Италии, которое он связывал с необходимостью единства человечества. Политическим идеалом Данте было единое светское государство, гарантирующее гражданам законность и мир, решения же монарха должны, по его мнению, основываться на советах философа. Философия для Данте — это прежде всего этика, а смыслом бытия является любовь («движущая Солнце и другие светила»). Целью науки является достижение счастья посредством воспитания мудрости, справедливости, мужества. Данте верил в познаваемость мира, он был убежден, что человеческий разум всегда дойдет до Правды, — «иначе все стремления ничтожны».


В своих произведениях, особенно в «Божественной комедии», Данте проводит идею двоякой доли человека, предназначенного не только к «вечной», посмертной, жизни, — не меньшую ценность представляет его реальная, земная жизнь. На фоне огромного количества действующих лиц, многообразия сюжетов, религиозных и философских рассуждений главное, что делает «Комедию» воистину гуманистическим произведением — это интерес автора к человеку, его утверждение, что «из всех проявлений божественной мудрости человек — величайшее чудо». Центральным образом поэзии Данте является фигура Беатриче. Хотя она и имеет реальный прообраз, для поэтики Данте это символ, воплощение абсолютной красоты и женственности («В ее красе — предел природных сил»).


Франческо Петрарка — продолжатель гуманистической линии Данте Алигьери. Круг его интересов обширен: он философ-моралист, историк, этнограф, географ. Его перу принадлежит большое количество произведений разных жанров — сонеты, баллады, трактаты, памфлеты, письма и т. д. («Книга песен», «Африка», «О достопамятных вещах», «Письма без адреса», «Письма к потомкам» и др.).


Верующий христианин, он выступал против нравственного упадка папской курии, бескомпромиссно отвергал бесполезную для человека схоластическую ученость, как иллюзорную. Испытывая интерес и любовь к классической древности, античным авторам, перестал видеть в античной культуре служанку богословия: он увидел в ней самое главное, что его влекло, — живой интерес к человеку и окружающему миру; он раскрывал внутренний мир человека, его мысли и страдания. Теория личных достоинств человека стала краеугольным камнем его гуманистической лирики. Достоинство не связывается с происхождением человека — «лишь бы он заслужил его своей жизнью». Неодолимая тяга к реальному, земному, человеческому делала его врагом схоластической философии. Если в Средние века путь от человека вел к Богу, то у Петрарки все пути вели к человеку. Он очень высоко ставил свободу мысли, творчество. «Нет выше свободы, чем свобода суждения», — утверждал он.


Настоящая слава пришла к нему как к автору лирических стихов, посвященных Лауре. «Книга песен» — исповедь Петрарки о любви к красивой замужней женщине. В отличие от средневековых традиций прекрасная дама была вполне земной женщиной и вызывала у автора песен вполне земные чувства. Однако это прежде всего было картиной различных переживаний самого Петрарки, отражением его душевного мира. В «Книгу песен» включены также патриотические стихи — канцона «Моя Италия». В России Петрарка был уже хорошо известен в XIX в. Его высоко ценили А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, В. Г. Белинский, И. А. Бунин, В. Я. Брюсов и др.


Крупным представителем Возрождения был Эразм Роттердамский (1469—1536) — нидерландский философ, филолог, педагог, ученый-гуманист. Его перу, помимо сатирических литературных произведений, принадлежит ряд философских работ — «Оружие христианского воина», «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли», «Послание к Паулю Вольцу», «Книга антиварваров», «Разговоры запросто» и др., а также знаменитая «Похвала Глупости» — ядовитая сатира почти на все сословия и институты средневековой феодальной Европы.


Французский просветитель Пьер Бейль называл Эразма Иоанном Крестителем Реформации, а Вильгельм Дильтей — Вольтером XVI в.


Личности Эразма Роттердамского, не приемлющей никакого насилия, догматизма, мистики, претили средневековые формы жизни, религии, нравственности. Отрицая и высмеивая внешнюю религиозность суеверия, церковную коррупцию, наукообразную доктрину теологов, он отстаивал идеи реставрации «евангельской чистоты» первоначального христианства, которое считал «религией сердца». Он издал переведенный с греческого на латинский язык текст Нового Завета и, применив метод филологической и исторической критики, дал ему новое толкование. «Именно такое «очеловеченное» христианство, возрожденная и усвоенная античная мудрость вместе с новой гуманистической светской культурой должны были, по мнению Эразма, стать источником идейного и нравственного обновления европейского общества...». Эразм Роттердамский мечтал пробудить человеческое в человеке, способствовать созданию гармонического человеческого общества путем просвещения и приобщения к гуманистической этике и науке. «Человеческое значит для него больше, чем божественное», — говорил об Эразме Мартин Лютер.


Сущность мировоззрения Эразма Роттердамского глубоко моральная, этическая. Опираясь на моральный опыт человечества от античности до своих дней, он сформулировал ряд этических принципов и ценностей, вполне актуальных и поныне. Главный из них — «ничего сверх меры», требующий от человека разумного самоограничения, преодоления различных соблазнов. По его мнению, врожденные способности человека могут быть реализованы только через напряженный труд, который, по Эразму, является первостепенной моральной ценностью.


Эразма Роттердамского можно считать первым европейским теоретиком пацифизма — в войне он видел проклятие человечества, первопричину всех его бед, гибели всего прекрасного и полезного. Ответственность за войну он возлагал на власть имущих и считал, что она ведется «подонками общества».




История философии. Учебник

В учебнике рассмотрены основные этапы развития философии за более чем двухтысячелетнюю ее историю. В главе VII использован материал из книги В. В. Миронова "Философия" (М., 2001), дополненный разделами о философских концепциях Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и З. Фрейда.

179
Философия Алексеев П.В. История философии. Учебник

Философия Алексеев П.В. История философии. Учебник

Философия Алексеев П.В. История философии. Учебник

В учебнике рассмотрены основные этапы развития философии за более чем двухтысячелетнюю ее историю. В главе VII использован материал из книги В. В. Миронова "Философия" (М., 2001), дополненный разделами о философских концепциях Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и З. Фрейда.

Внимание! Авторские права на книгу "История философии. Учебник" (Алексеев П.В.) охраняются законодательством!