|
ОглавлениеДля бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуШШагал (Chagall) Марк (1887–1985) — российский живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства. Началом своей художнической биографии считал картины «Покойник (Смерть)» (1908), «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909) и др., созданные под влиянием неопримитивистской стилистики. В 1910–1914 гг. жил в Париже, испытал влияние кубизма. В 1912 г. впервые выставился на «Осеннем салоне»; посылал свои произведения на выставки «Мир искусства» (1912), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913). Центральные работы первого парижского периода: «Я и деревня» (1911), «России, ослам и другим» (1911–1912), «Автопортрет с семью пальцами», «Голгофа», «Понюшка табаку» (все — 1912), «Молящийся еврей» (1912–1913) — вывели его в художественные лидеры еврейской культуры. В июне 1914 г. в Берлине организовал первую персональную выставку. Летом 1914 г. вернулся в родной Витебск, с осени 1915 по ноябрь 1917 г. жил в Петрограде. Создал серию из 70 работ, включающую пейзажи и жанровые сцены, эпически типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все — 1914; «Красный еврей», 1915) и цикл («Голубые любовники», 1914; «Зеленые любовники», 1914–1915; «Розовые любовники», 1916). После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Витебск, получив мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии», организовал Народное художественное училище. Под его руководством в 1918–1920 гг. проводилось декоративно-праздничное оформление Витебска; написал полотна «Над городом» (1914–1918), «Венчание» (1918), «Прогулка» (1918) и др. Из-за конфликта с К. С. Малевичем ушел из училища и уехал в Москву (июнь 1920). Здесь исполнил семь монументально-декоративных панно для зрительного зала Еврейского Камерного театра, изготовил декорации для нескольких спектаклей; работал учителем в колонии для малолетних беспризорников; выставлялся на групповых выставках в Петрограде, Витебске, Москве; в 1921 г. имел персональную выставку в Еврейском Камерном театре. Летом 1922 г. уехал в Берлин. Там обучился новым для себя печатным техникам — офорту, сухой игле, ксилографии; создал серию офортов — иллюстраций к его книге «Моя жизнь». В 1923 г. переехал в Париж, где выполнил цикл иллюстраций к роману Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1923–1927; получил за них Гран-при XXIV Биеннале в Венеции, 1948), к басням Лафонтена (1927–1930), серию гуашей «Цирк Воллара» (1927) с образами клоунов, арлекинов, акробатов. В 1920–1930-х гг. много путешествовал по Франции, гражданство которой получил в 1937 г. После поездки в Сирию и Палестину (1931) создал серию иллюстраций к Библии и большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, которые составили колоссальное «Библейское послание». В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», 1938; «Распятый художник», 1938— 1940; «Мученик», 1940; «Желтый Христос», 1941 и др.). С мая 1941 г. жил в США, в основном работал для театра: оформил балет «Алеко» по мотивам поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина (1942) и балет И. Ф. Стравинского «Жар-птица» (1945). В 1948 г. вернулся во Францию. В 1950-х гг. приступил к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ — из них большую известность приобрели иллюстрации к буколическому роману греческого автора Лонга «Дафнис и Хлоя» (1960–1962). В последний этап жизни живописец-станковист работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В нач.1960-х гг. создал по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. В 1960–1970-х гг. изготовил многочисленные витражи для католических соборов, лютеранских храмов и синагог, общественных зданий Европы, Америки и Израиля. В 1964 г. по заказу президента Франции Ш. де Голля расписал плафон парижской «Гранд-оперы»; в 1966 г. — два панно для «Метрополитен-оперы» в Нью-Йорке. В июне 1973 г. приезжал в СССР в связи с организацией выставки его литографий. В течение своей жизни получил множество мировых знаков отличия, в том числе в 1977 г. Большой крест Почетного легиона — высшую награду Франции. Выходец из России, М. Шагал называл себя русским художником, подчеркивая родовую общность с российским искусством. (Шагал Марк Захарович. Фотография, Carl Van Vechten, 04.07.1941. Библиотека Конгресса США, отдел эстампов и фотографий (Library of Congress Prints and Photographs Division Washington) digital ID: cph 3c32538 http://hdl.loc.gov/loc.pnp/cph.3c32538.) Шадр (наст. фам. Иванов) Иван Дмитриевич (1887–1941) — российский и советский скульптор, лауреат Сталинской премии (1952, посмертно). Ранние произведения (проект памятника «Мировому страданию», 1915 и др.) отмечены влиянием стиля модерн. С 1926 г. — член Общества русских скульпторов. После Октябрьской революции 1917 г. включился в реализацию плана монументальной пропаганды. Создавал скульптуры, передававшие революционно-романтические, обобщенно-символические образы («Красноармеец», «Рабочий», «Сеятель» — все 1922; «Булыжник — оружие пролетариата», 1927; проект памятника М. Горькому, 1939; осуществлен в Москве В. И. Мухиной совместно с Н. Г. Зеленской), а также скульптурные портреты («Мать», 1922; «М. Горький. Буревестник», 1939), надгробия на Новодевичьем кладбище (Е. Н. Немирович-Данченко и др.). Шаляпин Федор Иванович (1873–1938) — российский певец (бас), народный артист Республики (1918). В юности работал учеником сапожника, токаря, был переписчиком, увлекался театром (участвовал статистом в драматических и оперных театрах). С 1890 г. — хорист в оперной труппе в Уфе, исполнял и отдельные сольные партии (Стольник в опере «Галька» С. Монюшко). С 1891 г. с опереточной труппой гастролировал по разным городам России. Профессиональную сценическую деятельность начал в Тифлисе (совр. Тбилиси) в сезон 1893–1994 гг., исполнив несколько партий. В 1895 г. был принят в труппу Мариинского театра (Петербург), но дирекция императорского театра не обратила должного внимания на его талант. В 1896–1899 гг. выступал на сцене Московской частной русской оперы, с 1899 г. — в Большом и Мариинском театрах, в провинциальных городах, спев почти все основные партии своего репертуара. В 1901 г. с триумфом выступил в театре «Ла Скала» (Милан, Италия). Участвовал в «Русских сезонах» (1907–1909, 1913), с успехом пропагандируя русское музыкальное искусство. После Октябрьской революции 1917 г. назначен (1918) художественным руководителем Мариинского театра, в 1919 г. избран его директором. В 1922 г. уехал за границу на гастроли и на родину не вернулся, жил в Париже. Один из величайших представителей русской вокальной школы и реалистического исполнительского искусства. Сочетая дар певца и драматического актера, создал галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный внутренний мир героя. Среди лучших оперных партий: Борис, Варлаам и Пимен («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно и «Мефистофель» А. Бойто), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Сусанин и Фарлаф («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Алеко («Алеко» С. В. Рахманинова), Дон Кихот («Дон Кихот» Ж. Массне), Филипп II («Дон Карлос» Дж. Верди). Прославился и как камерный певец, исполняя русские народные песни и романсы. Многогранный талант и одаренность певца проявились в режиссерских работах (поставил оперы «Дон Кихот» и «Хованщина» М. П. Мусоргского); в киноролях (фильмы «Иван Грозный», «Дон Кихот»); в скульптурах, живописных и графических произведениях; в литературе — оставил мемуары. В 1984 г. прах Ф. И. Шаляпина перенесен из Парижа в Москву. (Шаляпин Федор Иванович. Фотография, К. Фишер, 1911 г., Москва. Открытки из коллекции В. Н. Лапина (часть 1). http://www.rulex.ru/rpg/portraits/25/25795.htm.) Шамиль (1797–1871) — сын аварского узденя, третий имам горцев Сев. Кавказа в 1834–1859 гг., один из идеологов мюридизма, активный организатор сопротивления продвижению русских на Кавказ, сторонник объединения народов Сев. Кавказа на основе шариата, сподвижник Гази-Магомеда и Гамзат-Бека. Внимание! Авторские права на книгу "Иллюстрированный исторический словарь" (Георгиева Н.Г., Георгиев В.А., Орлов А.С.) охраняются законодательством! |