Юридическая Булаевский Б.А.; отв. ред. Долинская В.В., Слесарев В.Л. Гражданское право: Сроки. Исковая давность. Учебное пособие для бакалавров

Гражданское право: Сроки. Исковая давность. Учебное пособие для бакалавров

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.11.2016
ISBN: 9785392233939
Язык:
Объем текста: 87 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Сроки

Глава 2. Исковая давность

Заключение

Тесты



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2.
ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ


§ 1. Понятие и значение исковой давности


В соответствии со ст. 195 ГК исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.


Однако определение исковой давности как периода времени для защиты нарушенного права в суде не позволяет установить сущность и значение одноименного института, которому в ГК посвящена глава 12 «Исковая давность» (ст. 195—208).


В отечественном праве давность традиционно различают как приобретательную, которая укрепляет фактическое отношение и превращает его в правовое, и погасительную, которая прекращает неосуществленное право.


Исковая давность являет собой пример давности погасительной и имеет своим объектом право на защиту в суде. Но при этом прекращение права на защиту в суде связывается законом не с истечением установленного срока для защиты, а с механизмом применения исковой давности (механизмом отказа в защите нарушенного права, в случае истечения установленного законом срока), направленным на обеспечение стабильности гражданского оборота, на оптимальное сочетание интересов его участников (в том числе потерпевшего и лица, нарушившего право).


Как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда РФ, институт исковой давности в гражданском праве имеет целью упорядочить гражданский оборот, создать определенность и устойчивость правовых связей, дисциплинировать их участников, способствовать соблюдению хозяйственных договоров, обеспечить своевременную защиту прав и интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных гражданских прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение исковой давности защищает участников гражданского оборота от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав. По справедливому указанию И. Б. Новицкого, задача института исковой давности состоит в том, чтобы, не расшатывая правоотношений, не подрывая их прочности, вместе с тем устранить неопределенность в них.


Достижению целей института исковой давности способствует корректное применение не только правил об исковой давности, но и ряда иных правил, в частности, правил об обратной силе закона, изменяющего продолжительность сроков исковой давности.


Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ придание обратной силы закону — исключительный тип его действия во времени; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон.


Как отмечалось в определении Конституционного Суда РФ от 2 июля 2015 г. № 1539-О, вопрос придания обратной силы закону, изменяющему обязательства юридически равных участников гражданского правоотношения, требует дифференцированного подхода, обеспечивающего сбалансированность и справедливость соответствующего правового регулирования, не допускающего ущемления уже гарантированных прав и законных интересов одной стороны и умаления возможностей их защиты в пользу другой.


Вместе с тем в мае 2013 года при внесении изменений в правила ГК РФ об исковой давности было допущено нарушение конституционных предписаний, гарантирующих право на защиту участникам гражданского оборота, состоящим между собой в длительных (более десяти лет) обязательственных правоотношениях. В итоге постановлением Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2016 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений части 9 статьи 3 Федерального закона “О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации” в связи с жалобой гражданина Е. В. Потоцкого» ч. 9 ст. 3 указанного закона была признана не соответствующей Конституции РФ — ее статьям 1 (часть 1), 17 (части 1 и 3), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой на ее основании решается вопрос о применении положения абз. 2 п. 2 ст. 200 ГК РФ о том, что срок исковой давности не может превышать десяти лет со дня возникновения обязательств, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года.


Здесь представляется уместным вспомнить слова Д. И. Мейера о том, что «…Устраняя применение закона к случаям, возникшим прежде его обнародования, законодательная власть руководствуется соображением, что с правом, приобретенным на основании действующих юридических определений, должна быть связана уверенность в прочности права, в его ненарушимости силой нового закона, отменяющего прежний: без такой уверенности положение юридического быта шатко и общество находится в расстройстве. Но этого неудобства нет, когда право еще не приобретено, а надежда на его приобретение — вне соображений законодательства. Поэтому основным началом для применения закона к фактам, совершившимся до его обнародования, должно быть принято положение, что новый закон не поражает прав, приобретенных на основании прежнего закона, в противном случае действие это будет обратным».


Вывод по параграфу


Исковая давность представляет собой правовой институт, основу которого составляют правила об исчислении сроков защиты нарушенных прав и правила о механизме отказа в их защите, в случае истечения указанных сроков.


Основное назначение института исковой давности проявляется в устранении неопределенности в гражданских правоотношениях при реализации защиты нарушенных прав.


§ 2. Продолжительность сроков исковой давности


Продолжительность сроков исковой давности, равно как и большинства других нормативных сроков, несмотря на многочисленные попытки ее обоснования, остается во многом результатом случайного определения.


Так, Я. М. Магазинер отмечал, что чем медленнее темп жизни и чем больше связанная с ним устойчивость правоотношений, тем давностный срок длиннее. М. П. Ринг полагал, что основания, по которым установлены различные по длительности сроки давности, коренятся в неодинаковом существе самих регулируемых общественных отношений и определяются тем значением, какое институт исковой давности имеет в их охране и регулировании. И. Б. Новицкий отмечал, что с точки зрения обеспечения прочности имущественных правоотношений срок не должен быть чрезмерно кратким, а с точки зрения устранения неопределенности правоотношений желательно срок укоротить, чтобы поскорее изжить неопределенность. И каждая из названных позиций по-своему корректна.


В конечном счете, продолжительность сроков исковой давности должна быть, с одной стороны, достаточной для реализации права на защиту (с учетом природы охраняемых правом отношений; установленных процессуальных сроков рассмотрения конкретных категорий дел; фактических возможностей сторон и иных участников процесса по обеспечению реализации своих прав, а также с учетом некоторых иных обстоятельств), а с другой стороны, не должна быть беспредельной, сохраняющей неопределенность в отношениях участников гражданского оборота.


Иногда вопрос обоснования продолжительности сроков исковой давности пытаются связывать с предполагаемым отречением лица от права либо с иными предположениями. Но, как справедливо заметил по этому поводу Д. И. Мейер, «… предположение тогда только значит что-либо в области права, когда оно оправдывается на деле или когда принимается законодательством, и тогда получает силу даже вопреки действительности. Между тем если по истечении данного срока возникает спор о праве, то значит, не было отречения от него со стороны субъекта, — следовательно, и презумпция отречения от права, лежащая будто бы в основании давности, не оправдывается действительностью, а противоречит ей…».


Основанные на предположениях презумпции для обоснования продолжительности сроков исковой давности не подходят в принципе, поскольку заложенная в их природе возможность опровержения (возможность доказывания иного) прямо противоречит назначению сроков исковой давности и их императивности, привнося в право дискрецию, необходимость которой едва ли оправдана.


В то же время предположения (и основанные на них презумпции) могут быть связаны с установлением начала течения срока исковой давности (в частности, при допущении об осведомленности лица о нарушении права либо допущении о самом нарушении). Допустимы они и относительно отдельных обстоятельств, учитываемых при приостановлении сроков исковой давности (в части, предположения об их препятствии в реализации права на защиту), а также в некоторых иных случаях, где существует неопределенность в отношениях, обусловленная возможностью применения различных оценок происходящего.


Однако вернемся к вопросу о продолжительности сроков исковой давности.


Современная картина продолжительности сроков исковой давности в зарубежных правопорядках и международном регулировании весьма пестрая. Приведем лишь некоторые примеры. Так, во Франции по общему правилу иски погашаются по истечении пяти лет; в Италии — по истечении 10 лет; в Германии при общем сроке в три года, для отдельных требований установлен тридцатилетний, а также иные по продолжительности сроки давности. В соответствии со ст. 8 Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (заключена в г. Нью-Йорке 14 июня 1974 г.) срок исковой давности устанавливается в четыре года.


В дореволюционной России иски и тяжбы ограничивались общей земской давностью в десять лет, но при этом существовали сроки и иной продолжительности.


Общий срок исковой давности в современной России составляет три года. При этом максимальный срок для защиты нарушенного права (за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму») не может превышать десять лет со дня нарушения соответствующего права.


Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (п. 1 ст. 197 ГК).


Так, например, срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год (п. 2 ст. 181 ГК); решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (п. 5 ст. 181.4 ГК); срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, за исключением договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет два года (п. 1 ст. 966 ГК); к требованиям из общей аварии применяется годичный срок исковой давности (п. 2 ст. 409 КТМ), а иск о возмещении ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ может быть предъявлен в течение трех лет со дня, когда лицо, понесшее ущерб, узнало или должно было узнать о причиненном ущербе и о том, кто является собственником судна, либо в течение десяти лет со дня инцидента, в результате которого причинен такой ущерб (п. 2 ст. 410 КТМ).




Гражданское право: Сроки. Исковая давность. Учебное пособие для бакалавров

В настоящем издании на основе действующего законодательства и сложившейся правоприменительной практики рассматриваются два института гражданского права: сроки и исковая давность.<br /> Понимание указанных институтов в качестве правовых средств, ориентированных на придание определенности регулируемым отношениям, по-новому раскрывает их содержание и возможности применения.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 июня 2016 г.<br /> Пособие адресуется студентам бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки «Юриспруденция», а также иным обучающимся юридических вузов и факультетов. Издание также может быть полезно научным работникам, практикующим юристам и всем, кто интересуется вопросами права.

109
 Булаевский Б.А.; отв. ред. Долинская В.В., Слесарев В.Л. Гражданское право: Сроки. Исковая давность. Учебное пособие для бакалавров

Булаевский Б.А.; отв. ред. Долинская В.В., Слесарев В.Л. Гражданское право: Сроки. Исковая давность. Учебное пособие для бакалавров

Булаевский Б.А.; отв. ред. Долинская В.В., Слесарев В.Л. Гражданское право: Сроки. Исковая давность. Учебное пособие для бакалавров

В настоящем издании на основе действующего законодательства и сложившейся правоприменительной практики рассматриваются два института гражданского права: сроки и исковая давность.<br /> Понимание указанных институтов в качестве правовых средств, ориентированных на придание определенности регулируемым отношениям, по-новому раскрывает их содержание и возможности применения.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 июня 2016 г.<br /> Пособие адресуется студентам бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки «Юриспруденция», а также иным обучающимся юридических вузов и факультетов. Издание также может быть полезно научным работникам, практикующим юристам и всем, кто интересуется вопросами права.

Внимание! Авторские права на книгу "Гражданское право: Сроки. Исковая давность. Учебное пособие для бакалавров" ( Булаевский Б.А.; отв. ред. Долинская В.В., Слесарев В.Л. ) охраняются законодательством!