Юридическая Аюшеева И.З. Гражданско-правовое положение религиозных организаций в Российской Федерации. Монография

Гражданско-правовое положение религиозных организаций в Российской Федерации. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.06.2018
ISBN: 9785392279326
Язык:
Объем текста: 178 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Понятие и сущность религиозных организаций как субъектов гражданского права в Российской Федерации

Глава II. Гражданско-правовая характеристика имущественного положения и деятельности религиозных организаций

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава II.
Гражданско-правовая характеристика имущественного положения и деятельности религиозных организаций


2.1. Особенности осуществления имущественных прав религиозной организации


Религиозные организации как одни из самых старых идеологических и политических институтов человечества всегда занимали особое место в государственной экономической политике. Религиозные организации сами по себе являются носителями экономических интересов, обладая немалой собственностью, доходами. Они вправе создавать организации в области воспитания, образования, здравоохранения, благотворительности, социальной помощи, как правило, обладают крупными средствами и могут вести большую работу в социальной сфере, освобождая частично от расходов бюджеты, осуществляют строительство, являются работодателями, готовят соответствующий персонал. Конечно, это в большей мере относится к крупным религиозным организациям, распространяющим свое влияние в течение длительного периода времени. Например, в странах Западной Европы к таким образованиям относится римско-католическая церковь, в рамках которой разрабатываются социально-экономические концепции, находящие отражение в энцикликах Папы римского, программах союзов предпринимателей, крестьян, профсоюзов и партий и оказывающие влияние на политику правительств. Если говорить о Российской Федерации, то в настоящее время усиливается влияние ряда самых крупных конфессий, например, Русской Православной Церкви. Однако в нашей стране в силу исторических особенностей развития религиозные организации пока не оказывают такого существенного влияния на политику государства и деятельность общественных объединений, иных организаций. Прежде всего, это связано с тем, что долгое время религия государством не признавалась, и религиозные организации были практически лишены каких-либо прав.


Для осуществления многообразной деятельности религиозным организациям необходима значительная имущественная и финансовая база. Так, в странах, где господствовали западные христианские конфессии, такая база формировалась и совершенствовалась веками. Социалистические преобразования в государствах Центральной и Восточной Европы нанесли существенный удар по организационной структуре и финансовой базе религиозных организаций, но не разрушили их. Ущерб, причиненный, например, православию на территории бывшего СССР оказался значительным.


В настоящее время религиозные организации как субъекты гражданского права обладают имущественными правами — вещными и обязательственными. В отношении их осуществления к религиозным организациям применяются те же требования, что и к иным субъектам гражданского права, а также дополнительные требования, которые связаны со спецификой исследуемых лиц. В связи с этим существуют особенности при реализации ими права собственности; права пользования имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений. Специальные нормы, связанные с осуществлением религиозными организациями указанных прав, предусмотрены ст. 123.28 ГК РФ, ст. 21, 21.1, 22 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, особенности приобретения прав на имущество предусмотрены специальным законом № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее — Закон о передаче имущества религиозного назначения).


Согласно положениям ст. 123.28 ГК РФ религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям. На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность и не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.


Статья 21 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях регулирует особенности реализации права собственности религиозными организациями. Как известно, собственник имущества осуществляет над ним полное «хозяйственное господство». Однако, признавая за собственником свободу в определении целей и пределов использования соответствующего имущества, законодатель предусматривает все же некоторые ограничения. Так, согласно п. 4 ст. 213 ГК РФ собственник — некоммерческая организация обязана соблюдать установленные законодательством пределы осуществления ее прав (возможность использования имущества лишь для достижения целей, предусмотренных учредительными документами). Религиозные организации не представляют в этом смысле исключения, их право собственности также ограничено законом, их учредительными документами. Кроме того, право собственности, равно как и право пользования религиозных организаций, имеет специфику по основаниям возникновения, субъектам, объектам и содержанию.


Рассмотрим специфику возникновения права собственности, а также права пользования имуществом религиозного назначения религиозными организациями.


В основе приобретения права собственности и иных имущественных прав могут лежать различные юридические факты, которые и составляют его основание.


Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей возникновения имущественных прав религиозных организаций, важно рассмотреть вопрос об источниках формирования имущества исследуемых субъектов права, поскольку источники формирования имущественной базы имеют особенности, связанные со спецификой рассматриваемой организационно-правовой формы юридических лиц, что, в свою очередь, обусловливает специфику оснований возникновения их имущественных прав.


Российское законодательство, регулирующее отношения в этой сфере, характеризуется сравнительной новизной, хотя в последние годы оно было существенно усовершенствовано. В связи с этим хотелось бы более подробно остановиться на вопросе об источниках финансирования западных христианских церквей в рамках сравнительно-правового анализа.


Как отмечается в литературе, основными источниками финансирования западных христианских церквей являются церковные налоги, налоги для расходования на общественно-полезные цели, к числу которых относится и деятельность социальных религиозных учреждений; добровольные взносы по фиксированной ставке; добровольные пожертвования физических и юридических лиц на целевые и общие расходы; ежегодные и текущие пожертвования во время посещения богослужений. Кроме перечисленных налогов и взносов, церковь получает плату от верующих за совершение обрядов, доходы от церковного имущества и хозяйственной деятельности, дотации из государственного бюджета на церковные, воспитательные и медицинские учреждения, дома престарелых, на поддержание и реставрацию памятников истории и культуры, дотации от зарубежных церквей.


Церковные налоги не относятся к государственным налогам и в то же время близки им по целому ряду признаков. Они являются налогами, так как носят чаще всего обязательный, безвозмездный и нецелевой характер, но не поступают ни в центральные, ни в местные бюджеты. По экономическому содержанию у церковных налогов есть нечто общее со взносами во внебюджетные фонды. Собранные средства за вычетом оплаты услуг налогового ведомства за сбор и перечисления передаются церкви или церквям разных конфессий, если таковые представлены в стране. Распределение налоговых поступлений по конфессиям происходит в соответствии с декларациями налогоплательщиков об их принадлежности к той или иной церкви.


Европейский суд по правам человека придерживается следующей позиции по поводу церковного налога. Так, дело «Дэрби против Швеции», 1990 г., дало основание для формулировки тезиса, что в свете Конвенции (однако ссылаясь не на положение о свободе религии, а на положение о защите собственности и ст. 14, запрещающую дискриминацию) недопустимо обложение государством финансовыми нагрузками (церковный налог) в пользу церкви, имеющей статус государственной церкви (который дан лютеранской церкви в Швеции, а заявитель был членом этой церкви и будучи иностранцем, только работающим в Швеции, не имел права на освобождение от налога, что было возможным по отношению к нелютеранам, гражданам этой страны). Однако по другим делам, в которых оспаривалась обязанность уплаты церковного налога членами религиозной общины, Комиссия заняла менее благосклонную позицию: в них заявителями были лица, которые подтверждали свою принадлежность к религии, но протестовали против связанных с этим финансовых нагрузок. Комиссия признала, что, учитывая добровольную принадлежность к религии, отсутствуют признаки нарушения права личности, обязанной уплатить налог (дела 9781/82 против Австрии, 9183/80 против Германии, 1061/83 против Швейцарии).


Модель мобилизации средств в виде добровольных взносов в соответствии с заранее принятыми верующими обязательствами применяется, например, во Франции: верующие добровольно изъявляют готовность ежегодно платить церкви определенный процент своих доходов.


Классический вариант финансирования церкви — добровольные пожертвования. Одной из разновидностей пожертвования является завещание имущества в пользу церкви, монастырей и других клерикальных организаций. Например, американские граждане каждый год жертвуют на церковные нужды примерно столько же, сколько тратят на питание, то есть расходы на «хлеб насущный» и «пищу духовную» равны. Еще одной статьей доходов церквей является плата за совершение религиозных обрядов. Эти средства, как правило, освобождаются от налогообложения. Кроме того, в разных странах существуют самые различные льготы на производство и продажу предметов религиозного обихода, религиозной литературы. Наряду с доходами от издательств, газет, иных средств массовой информации, гостиниц, туристических, паломнических кампаний, церковь получает доходы от сдачи в аренду земель, помещений, лесов, проценты по вкладам. Государственное финансирование церкви осуществляется на общей (без указания конкретных объектов) постоянной целевой основе — на оплату преподавания Закона Божьего в школах, содержание священнослужителей, детских садов, школ, больниц, домов для престарелых, культурно-исторических памятников (эти дотации покрывают обычно лишь часть расходов) — и временной целевой основе.


Российское законодательство, в отличие от зарубежного, не предусматривает такого рода специальных источников финансирования религиозных организаций (например, дотаций или налогов), однако устанавливает специфические основания приобретения имущества религиозными организациями в собственность или на праве пользования. Согласно п. 1 ст. 123.28 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Передача в установленном порядке в собственность религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (п. 3 ст. 21 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях).


Таким образом, формирование их имущества и получение доходов может осуществляться типичными способами, предусмотренными для всех некоммерческих организаций в целом. В соответствии со ст. 26 Закона о некоммерческих организациях источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:


• регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);


• добровольные имущественные взносы и пожертвования;


• выручка от реализации товаров, работ, услуг;


• дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;


• доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;


• другие не запрещенные законом поступления.


Ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов устанавливаются законом.


Основными источниками формирования имущества религиозных организаций являются добровольные пожертвования граждан, организаций; доходы, получаемые религиозными организациями в результате совершения обрядов, реализации предметов религиозного назначения, религиозной литературы; доходы, получаемые в результате деятельности различных предприятий, учрежденных религиозными организациями, а также доходы от издательской деятельности; доходы, образующиеся в результате совершения различных гражданско-правовых сделок: купли-продажи, аренды и т. п.


В отличие от западноевропейского законодательства, российское законодательство не предусматривает ни церковного налога, ни фиксированных добровольных взносов, а также каких-либо иных специальных источников финансирования. Думается, это связано с тем, что данные способы приобретения имущества и доходов складывались веками: так, церковный налог — один из самых древних на земле. В России утрачены многие религиозные традиции, поэтому вряд ли могло бы быть эффективным и оправданным в настоящий момент введение каких бы то ни было обязательных платежей в пользу религиозных организаций.


Пожертвования граждан и юридических лиц служат одним из источников формирования имущества религиозных организаций. Они осуществляются во время посещения богослужений в виде целевых взносов на строительство, восстановление или содержание храмов, приобретение церковной утвари, создание монастырей и помощь больным, детям, престарелым, нуждающимся и т. п. Ради этого проводятся специальные кампании по сбору средств, концерты, лотереи. Как было указано, за рубежом к пожертвованиям также причисляются средства и имущество, оставленные религиозным организациям по завещанию. Думается, однако, что в соответствии с российским законодательством в таком случае имеет место другое основание приобретения имущества — наследование, хотя пожертвования в пользу религиозных организаций также широко распространены.


Религиозные организации вправе производить религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения за счет собственных средств, они вправе распространять перечисленные предметы и получать в связи с этим определенный доход. Необходимо отметить, что данная деятельность является традиционной для религиозных организаций, ее можно назвать деятельностью, приносящей доход и осуществляемой непосредственно религиозными организациями. В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях, этот вид деятельности подпадает под признаки деятельности, связанной с приносящим прибыль производством товаров, отвечающих целям создания некоммерческой организации. Согласно п. 2 ст. 17 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения (указанное положение закона, очевидно, означает, что таким видом деятельности не вправе заниматься иные организации). Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.


Доходы от проведения религиозных обрядов и церемоний также пополняют имущественную базу религиозных организаций, как правило, такие обряды и церемонии проводятся на основании договора оказания услуг, что относится к деятельности, приносящей доход, хотя вряд ли в целом ее можно признать предпринимательской. Как отмечала Е. Ю. Валявина, во-первых, эти услуги оказываются не на основании публичного договора; во-вторых, соблюдение таинств зачастую требует предварительного соблюдения правил, условий, установленных каноническими нормами; в-третьих, во взаимоотношениях религиозных организаций с получателями «услуг» в форме совершения таинств государство не может вмешиваться и регулировать данные отношения правовыми нормами; в-четвертых, получение вознаграждения за оказанную «услугу» хотя и придает отношениям некоторое экономическое содержание, вместе с тем не порождает отношений товарного обмена, а предпринимательский характер деятельности в этом случае может и отсутствовать. Несмотря на то, что некоторые доводы приведенной аргументации выглядят достаточно спорными, в частности, вывод о том, что поскольку услуга оказывается не на основании публичного договора, постольку ее оказание не подпадает под признаки предпринимательской деятельности, думается, что в целом в исследуемой ситуации отсутствует один из основных признаков предпринимательства — цель получения прибыли, поэтому можно признать данный вид источника формирования имущества религиозной организации от деятельности, приносящей доход, наряду с получением доходов от осуществления предпринимательской деятельности непосредственно религиозной организацией.


Весьма актуальным в настоящее время является вопрос о передаче в собственность или в пользование религиозных организаций находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения.


Декретом СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все имущество церкви было объявлено народным достоянием. По сути, собственность была экспроприирована без выплаты какой-либо компенсации.


Естественно, положение о том, что экспроприация без выплаты компенсации незаконна, утвердилось только в конце ХХ в. Так, решением Европейского суда по правам человека от 12 сентября 1994 г. в деле «Святые монастыри против Греции» было подтверждено, что о каких бы общественных интересах ни шла речь, — экспроприация вряд ли будет признана приемлемой, если не сопровождается выплатой компенсации. В данном деле монастыри подали жалобу на принятие в 1987 г. закона, в соответствии с которым государство получало право назначать большинство управляющих имуществом монастырей, а само это имущество должно было перейти в собственность государства, если в течение шести месяцев титул собственности не будет установлен на основании зарегистрированных актов, законов или судебных решений. Закон был принят на том основании, что имущество, якобы, пребывало в небрежении, неэффективно использовалось или было заброшено с ущербом для животноводства, земледелия и лесного хозяйства страны. Утверждалось, что большая часть имущества принадлежит государству и была захвачена монастырями без законного правового титула. При этом в 1988 г. было подписано соглашение, в соответствии с которым монастыри добровольно передали землю государству. Пять монастырей это соглашение не подписали, и именно в отношении них было принято решение о выплате им компенсации, поскольку они лишились собственности в принудительном порядке.


В настоящее время значительная часть церковного имущества, и прежде всего объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), остается в собственности государства. В последнее десятилетие вопросы, связанные с правами на имущество религиозного назначения, являются актуальными в области взаимоотношений государства и религиозных объединений. Процесс правового оформления передачи государственного имущества религиозным организациям активно проходил на протяжении последних десятилетий и был связан с серьезными изменениями государственной политики в сфере конфессиональных отношений.


В современных условиях этот вопрос является одним из проблемных во взаимоотношениях религиозных и государственных организаций. Это связано с возвращением церкви отобранных у нее храмов, монастырей, других культовых учреждений и ценностей. Здесь чаще всего сталкиваются интересы религиозных организаций и музейных учреждений, отстаивающих права государства охранять и делать доступными для населения некоторые церковные ценности в качестве национальных памятников. В печати дебатировался, например, конфликт Русской Православной Церкви и искусствоведов по поводу икон «Троицы» и «Владимирской богоматери» — величайших российских культурных ценностей или между работниками Пушкинского заповедника и священнослужителями относительно передачи церкви Святогорского монастыря.


Как сообщается в средствах массовой информации, нарушения были и при передаче Русской православной церкви (РПЦ) музейных ценностей, расположенных в Сампсониевском соборе (г. Санкт-Петербург). В частности, в постановлении городского правительства о его передаче говорится, что оно вступает в силу только после того, как между Смольным и Петербургской епархией РПЦ будет заключен утвержденный Министерством культуры договор на музейные предметы, находящиеся в соборе. Однако в случае с Сампсониевским собором договор на музейные ценности Смольный заключил не с епархией (хотя именно она подавала заявку о притязаниях на собор и передать его можно было только ей), а с другой организацией — приходом Сампсониевского собора. Приход и епархия — самостоятельные юридические лица, которые не отвечают по обязательствам друг друга. Несмотря на это, собор был изъят из управления ГМП «Исаакиевский собор» и передан церкви. Детальная проверка по данному вопросу еще не проведена. Думается, в данном случае, если заявление подавала епархия, решение принималось в пользу епархии, а договор о передаче в пользование был заключен с приходом, действительно, такое положение не совсем соответствует всем требованиям закона, так как это разные юридические лица. Однако фактически пользоваться имуществом будут прихожане, приход, который скорее всего является участником централизованной организации (епархии), пользование соответствует целям использования имущества религиозного назначения, имуществу не причиняется вред. Очевидно, такой порядок пользования не будет противоречить целям передачи имущества.


Большой общественный резонанс приобрел вопрос о целесо­образности восстановления Храма Христа Спасителя и передачи предметов религиозного культа; проблемой стала и передача Исаа­киевского собора РПЦ.


Протестуя против передачи Исаакиевского собора РПЦ, группа из двадцати человек обратилась в Василеостровский районный суд города Санкт-Петербурга с коллективным административным исковым заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, в котором требовала признать совершенное им действие по изданию распоряжения от 30 декабря 2016 г. № 160-р «Об использовании объекта недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 4, литера А» и приложения к нему незаконным. Оспариваемым распоряжением было предусмотрено осуществление соответствующими субъектами следующих действий:


1) определение Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по культуре Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный музей-памятник “Исаакиевский собор”» (далее — Учреждение) возможности изъятия из оперативного управления Учреждения объекта, расположенного по указанному адресу, без предоставления взамен Учреждению обеспечивающих его деятельность помещений;


2) представление Учреждением сведений о составе и свойствах расположенных в объекте музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части музейного фонда Российской Федерации;


3) заключение Учреждением договора с религиозной организацией «Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)» о передаче в безвозмездное бессрочное пользование или пользование на определенный срок расположенных в объекте музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части музейного фонда Российской Федерации;


4) после заключения указанного договора — принятие Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и Учреждением решения о подготовке распоряжения об изъятии объекта из оперативного управления Учреждения;


5) после издания соответствующего распоряжения — обеспечение Учреждением государственной регистрации прекращения права оперативного управления Учреждения на объект;


6) после заключения указанного договора — принятие Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга решения о подготовке распоряжения о передаче объекта в безвозмездное пользование религиозной организации «Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)» на срок 49 лет.


В принятии указанного заявления судом было отказано, поскольку оспариваемое распоряжение является лишь решением о подготовке предложений о включении соответствующего имущества в план передачи религиозной организации и как таковое не влечет передачу религиозной организации имущества религиозного назначения, в связи с которой физические лица в силу ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» вправе обратиться в суд за защитой своих прав и (или) законных интересов. Жалоба, поданная в Конституционный Суд РФ, с требованием о признании указанного положения закона не соответствующим Конституции РФ, была отклонена.


Здесь немало аргументов как «за», так и «против». И ранее высказывалась точка зрения о том, что поскольку ряд предметов культа и церквей, изъятых советской властью, имеют огромное культурное значение, а религиозные объединения не всегда могут обеспечить их сохранность, постольку передача им указанного имущества часто нецелесообразна. С другой стороны, практика передачи имущества религиозным организациям зачастую показывает и положительные результаты, так как многие памятники — культовые здания находились в крайне запущенном состоянии, а сейчас, по сути, обрели хозяев. Думается, с точки зрения охраны и дальнейшего использования культурного наследия, какими являются объекты культового зодчества, передача многих зданий религиозным организациям может дать возможность их сохранения, однако в каждом случае этот вопрос должен решаться индивидуально.




Гражданско-правовое положение религиозных организаций в Российской Федерации. Монография

Представленная монография является комплексным исследованием особенностей гражданско-правового положения религиозных организаций как субъектов гражданского права в Российской Федерации. В работе раскрываются понятие, признаки, история становления и развития религиозных организаций как субъектов гражданского права, приводится классификация данных организационно-правовых форм юридических лиц, рассматриваются особенности их образования, реорганизации и ликвидации, а также имущественного положения и деятельности.<br /> Законодательство приведено по состоянию на сентябрь 2017 г.<br /> Книга будет полезна студентам, аспирантам и преподавателям юридических факультетов и вузов.

179
 Аюшеева И.З. Гражданско-правовое положение религиозных организаций в Российской Федерации. Монография

Аюшеева И.З. Гражданско-правовое положение религиозных организаций в Российской Федерации. Монография

Аюшеева И.З. Гражданско-правовое положение религиозных организаций в Российской Федерации. Монография

Представленная монография является комплексным исследованием особенностей гражданско-правового положения религиозных организаций как субъектов гражданского права в Российской Федерации. В работе раскрываются понятие, признаки, история становления и развития религиозных организаций как субъектов гражданского права, приводится классификация данных организационно-правовых форм юридических лиц, рассматриваются особенности их образования, реорганизации и ликвидации, а также имущественного положения и деятельности.<br /> Законодательство приведено по состоянию на сентябрь 2017 г.<br /> Книга будет полезна студентам, аспирантам и преподавателям юридических факультетов и вузов.

Внимание! Авторские права на книгу "Гражданско-правовое положение религиозных организаций в Российской Федерации. Монография" ( Аюшеева И.З. ) охраняются законодательством!