Наука Наумов В.Д. География почв. Общая часть. Учебник

География почв. Общая часть. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.08.2017
ISBN: 9785392244584
Язык:
Объем текста: 276 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

История изучения почв и почвенного покрова

Содержание, методы, методология и задачи географии почв

Морфология почв

Структурные уровни организации почв и почвенного покрова

Почва и горная порода

Понятие о генезисе почв. Почвообразовательный процесс. Тип почвообразования

Классификация почв

Почва в ландшафте

Факторы почвообразования

О законах географии почв

О зональных, азональных, интразональных и внутризональных почвах

Почвенно-географическое районирование (ПГР)

Структура почвенного покрова (СПП)



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



История изучения почв и почвенного покрова


География почв — это область почвоведения, изучающая общие закономерности распределения почв, а также почвенный покров отдельных регионов мира.


Додокучаевский период развития географии почв


Начало накопления географических знаний о почвах относится к очень далеким временам возникновения первых приречных земледельческих цивилизаций — Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Китая, Средней Азии. В сочинениях древнегреческих философов Аристотеля и Теофраста встречается разделение почв на прекрасные, хорошие, плодородные, приемлемые, истощенные, бедные, бесплодные.


В России древнейшие сведения по географии почв содержались в так называемых писцовых книгах, которые велись в ХV–ХVII вв. Книги были необходимы для правильного расчета налогообложения. По опубликованным в настоящее время Приправочным спискам с писцовых книг XVI в. по отдельным уездам (например, Звенигородского уезда 1558–1560 гг., 1992, цит. по: Строганова, 2010) можно судить о высоком уровне кадастровой культуры чиновников. В «Приправочных книгах» учитывались категории земельных угодий (пашни, луга, леса, болота) и непременно указывалось их качество. Так, пашни делились по качеству земель в 4-балльной системе: добрая, середняя, худая и добре-худая.


Некоторые элементы показа земельных угодий с отражением качества почв были на планах «Генеральное межевание» в России в 60–70-х гг. XVIII в. Военно-топографические карты губерний содержали сведения о почвенном покрове: песчаные почвы, болота и заболоченные почвы, солончаки, речные поймы, овраги, пашни, луга, лесные массивы.


В 1838 г. Министерство государственных имуществ приступило к кадастровым работам на базе налоговой реформы (сбор налогов не подушный, а с земли). Были созданы кадастровые отряды, которые наносили почвы на карты и обобщали по губерниям. С 1838 по 1867 г. были составлены карты по 16 губерниям европейской части России. В. В. Докучаев в 1879 г. высоко оценил эти материалы как первоисточники изучения российских почв. Почвы оценивались сравнительно: лучшие, худшие и т. д., но уже применялись такие понятия, как суглинок, глина, чернозем.


Выдающийся вклад в науку о почве в XVIII в. внес наш великий соотечественник М. В. Ломоносов в своей знаменитой книге «О слоях земных» (1763), где он изложил свои взгляды на происхождение, свойства и географическое разнообразие почв. Почва, по Ломоносову, «не первообразная и не первозданная материя», а особое геобиологическое тело. Она образовалась «долготою времени» в результате воздействия выветривания и живых организмов на горные породы, даже в том случае, если они представляли собой первоначально «каменные голые горы». Важнейшая составная часть почвы — перегной — продукт биологических процессов: «Его происхождение не минеральное, а из двух протчих царств натуры, из живого и растительного, всяк признает» (цит. по: Крупенников, 1981, с. 104).


Ломоносов под черноземом понимал и почвенный перегной, и самый верхний ярус геологического разреза, и темную плодородную почву, не сужая ее до тех рамок, которыми ограничивается современный черноземный тип почвообразования (Ломоносов, 1949, с. 25).


В. В. Докучаев в связи с этим писал: «Ломоносов давно изложил в своих сочинениях ту теорию, за защиту которой я получил докторскую степень, и изложил, надо сказать, шире и более обобщающим образом» (Докучаев, 1951, с. 280). Огромная заслуга Ломоносова в том, что именно он ввел в научный оборот термин «чернозем», пояснил его теоретический смысл, обратил внимание на геологическое и агрономическое значение. В. И. Вернадский считал Ломоносова не только первым русским почвоведом, но и первым почвоведом вообще (Вернадский, 1926).


Возникновение географии почв по времени можно совместить с началом картографических исследований, носивших на первых этапах обзорный экспертный характер.


Развитие знаний о географии почв России связано с земельно-кадастровыми работами, широко проводившимися в губерниях в середине XIX в., составлением почвенных карт в кадастровых целях (кадастр — систематический свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующими объектами; в России ведутся кадастры земельный, водный, лесной и т. д.).


Землемеры ездили по деревням и собирали данные об урожаях, о цвете почвы и местных названиях. Почвы на схематических картах наносились разными цветами. Такие карты, как правило, составлялись по губерниям или уездам. К XIX в. накопилось уже большое количество такого рода сведений о землях. В 1838 г. в России было организовано Министерство государственных имуществ. Собранные карты были обобщены начальником статистического отделения министерства К. С. Веселовским (1819–1901). В 1851 г. в «Хозяйственно-статистическом атласе Европейской России» К. С. Веселовским была опубликована карта «Почва и климат». Это первая сводная почвенная карта Европейской России в масштабе 200 верст в дюйме (1 : 8 400 000), составленная по разного рода анкетным и справочным материалам. Карта была переиздана в 1853 г. и улучшена в 1857 и 1869 гг. На этих картах были изображены только преобладающие главные почвы: чернозем, глины всех цветов, песок, суглинок и супесь, ил, солончак, тундры и болота, каменистые места, т. е. почвы, различающиеся по характеру органического вещества, растительности и механического состава.


Значительный вклад в изучение почвенного покрова России внес В. И. Чаславский (1834–1878). В. И. Чаславский пригласил Докучаева в 1875 г. принять участие в составлении карты европейской части России 60-верстного масштаба (1 : 2 520 000), которая (по мнению Отоцкого, 1904) послужила возникновению у Докучаева специального интереса к почвам. Легенда содержала 32 наименования почв. На карте были показаны разного механического состава черноземы, тучный и худший черноземы, впервые показаны подзолы, серая земля (переход к чернозему), солончаки, торфяные почвы и почвы тундры и т. д. (Строганова, 2011). В основу карты В. И. Чаславского положены статистические данные, собранные опросным путем, поэтому она имела те же недостатки, что и карта Веселовского, и главный недостаток — отсутствие руководящей идеи в классификации и закономерностях распространения картируемых объектов. Карта имела огромный успех, и ее рукописный экземпляр в 1873 г. экспонировался на Всемирной выставке в Вене. Карта была издана в 1879 г. с пояснительным текстом Докучаева и известна как «Картография русских почв» (рис. 1). В этой работе изложен критический анализ современных подходов к картографии, причем разбирается как западноевропейский подход, так и очень подробно русский. Он обращает внимание на несовершенство классификации, основанной только на урожаях и местных названиях, цвете и механическом составе. На карте Чаславского показаны почвы дерново-подзолистой зоны и каштановые почвы одинаково — как светлые суглинки, поскольку они дают близкий урожай и одинаковы по механическому составу. Давая оценку этой почвенной карте, Докучаев писал: «Прежде всего, карта 1879 г. поражает нас удивительной беспорядочной пестротой. Никакой причинности существования здесь и там тех или других почв, никакой генетической связи между ними, никакой правильности, никакой законности в распределении мы не видим на карте. Здесь почти повсюду царит совершенная случайность, с которой не может, конечно, примириться ни один ум, привыкший видеть в природе закон и никогда — беззаконие, случайность. При взгляде на карту 1879 г. мне всегда представлялась следующая дилемма: или карта не соответствует природе, или же почвы не суть естественные тела, география которых поэтому не подчиняется никаким законам.


Причиной такой неудовлетворительности карты В. И. Чаславского является то, что она составлена была по расспросам, на глаз, в ее основу не положено ни одного анализа, ни одной почвенной коллекции» (Докучаев, 1879) (цит. по: Строганова, 2011).



Ученые в Западной Европе проявляли большой интерес к вопросам практического использования земли и в конце XVIII, и начале XIX в. Возникла агрономия — наука о приемах обработки почв и выращивания культурных растений. Накопленный большой фактический материал благодаря трудам таких крупных ученых, как А. Тэер, Ю. Либих, М. Бартело, Ж. Буссенго, Л. Грандо, Т. Шлезинг и других, стал основой для формирования новой научно-прикладной дисциплины, которая получила название почвоведение. В Западной Европе в этот период возникло два представления о почве — агрогеологическое и агрикультурхимическое.


Сторонники агрогеологического направления (Фаллу, Берендт, Рихтгофен и др.) рассматривали почву как рыхлую горную породу, образующуюся из плотных горных пород под влиянием выветривания. Растениям отводилась пассивная роль перехватчиков элементов питания, высвобождающихся при выветривании. Г. Беренд (1877) писал, что почва — это оболочка выветривания всякой горной породы, а почвоведение — это учение об образовании, составе и развитии коры выветривания на современной поверхности, и находящейся в соприкосновении с воздухом. Ф. Фаллу (1865) относил к почве как остаточные, так и переотложенные продукты выветривания (щебень, грязь, песок), а Ф. Рихтгофен (1865) причислял к почве и химические осадки — известняки и мергели (цит. по: Кауричев, 1982).



География почв. Общая часть. Учебник

В учебнике изложены основные вопросы общей части дисциплины «География почв». Раскрыто содержание, методы, методология, задачи дисциплины, морфологические признаки почв, структурные уровни организации почв и почвенного покрова. Изложены основные положения теории генезиса, характеристики почвообразовательных процессов. Рассмотрены современные классификационные построения в работах российских и зарубежных почвенных школ, дана корреляция классификации почв России и мировой реферативной базы (WRB). Изложены основные законы географии почв, учение о факторах почвообразования, о почвенно-географическом районировании. Большое внимание уделено структуре почвенного покрова (СПП) и методам ее изучения.<br /> Учебник рассчитан на широкий круг читателей – студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей, специалистов-почвоведов. Рекомендован для подготовки бакалавров, магистров, обучающихся по направлению подготовки 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение».

249
Наука Наумов В.Д. География почв. Общая часть. Учебник

Наука Наумов В.Д. География почв. Общая часть. Учебник

Наука Наумов В.Д. География почв. Общая часть. Учебник

В учебнике изложены основные вопросы общей части дисциплины «География почв». Раскрыто содержание, методы, методология, задачи дисциплины, морфологические признаки почв, структурные уровни организации почв и почвенного покрова. Изложены основные положения теории генезиса, характеристики почвообразовательных процессов. Рассмотрены современные классификационные построения в работах российских и зарубежных почвенных школ, дана корреляция классификации почв России и мировой реферативной базы (WRB). Изложены основные законы географии почв, учение о факторах почвообразования, о почвенно-географическом районировании. Большое внимание уделено структуре почвенного покрова (СПП) и методам ее изучения.<br /> Учебник рассчитан на широкий круг читателей – студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей, специалистов-почвоведов. Рекомендован для подготовки бакалавров, магистров, обучающихся по направлению подготовки 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение».