Юридическая Князев А.Г. Действие уголовного закона в пространстве. Научно-практическое пособие для работников органов прокуратуры

Действие уголовного закона в пространстве. Научно-практическое пособие для работников органов прокуратуры

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 07.11.2017
ISBN: 9785392216567
Язык:
Объем текста: 224 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Действие закона в пространстве в российском и международном уголовном праве: общая характеристика

Глава II. Принципы действия уголовного закона России в пространстве

Заключение

Приложение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава I.
Действие закона в пространстве в российском и международном уголовном праве: общая характеристика


§ 1. Понятие действия закона в пространстве в уголовном праве России


В соответствии с ч. 1 ст. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) российское уголовное законодательство состоит из УК РФ, основанного на Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) и общепризнанных принципах и нормах международного права (ч. 2 ст. 1 УК РФ).


Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Международные договоры России заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями договора и Конституции РФ.


Согласно рекомендации Пленума Верховного Суда РФ действие ст. 15 Конституции РФ может распространяться на такие международные договоры, согласие на обязательность которых для Российской Федерации было выражено в форме федерального закона. Таким образом, в уголовном праве можно говорить о преимуществе международно-правовых норм над национальными только тогда, когда международно-правовые нормы ратифицированы Российской Федерацией путем принятия федерального закона. В последнее время в Российской Федерации все международные конвенции по борьбе с конкретными преступлениями приобретают юридическую силу именно таким способом.


Вместе с тем после утверждения международного договора федеральным законом его положения, тем не менее, не становится нормами прямого действия. В соответствии с правовой природой УК РФ они должны быть включены в этот кодекс.


Часть 1 ст. 3 УК РФ гласит, что преступность деяния, а также его наказуемость определяются только УК РФ, поэтому по российскому уголовному законодательству при квалификации преступления невозможна прямая ссылка на нормы международного договора Российской Федерации. Например, Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. (Российская Федерация ратифицировала конвенцию со следующими заявлениями: «Российская Федерация заявляет, что в соответствии со ст. 298 Конвенции ООН по морскому праву она не принимает предусмотренные в разделе 2 части XV указанной конвенции процедуры, ведущие к обязательным для сторон решениям, в отношении споров, связанных с толкованием или применением статей 15, 74 и 83 конвенции, касающихся делимитации морских границ; споров, связанных с историческими заливами или правооснованиями; споров, касающихся военной деятельности, включая военную деятельность государственных судов и летательных аппаратов, или споров, касающихся деятельности по обеспечению соблюдения законов в отношении осуществления суверенных прав и юрисдикции, а также споров, в отношении которых Совет Безопасности ООН осуществляет функции в соответствии с Уставом ООН.


Российская Федерация заявляет, что с учетом статей 309 и 320 конвенции она возражает против всех деклараций и заявлений, сделанных в прошлом и могущих быть сделанными в будущем при подписании, ратификации конвенции или при присоединении к ней, а также по любому иному поводу в связи с конвенцией, не соответствующих положениям статьи 310 конвенции. Российская Федерация исходит из того, что указанные декларации и заявления, в какой бы форме они ни были сделаны и какое бы наименование ни имели, не могут исключать или изменять юридическое действие положений Конвенции в их применении к участнику конвенции, которым сделаны такие декларации и заявления, и поэтому не могут учитываться Российской Федерацией в отношениях с таким участником конвенции». Конвенция вступила в силу для России 13 апреля 1997 года), в которой дается определение пиратства. Следовательно, эта конвенция является международным договором Российской Федерации. Но при квалификации пиратства суд не может ссылаться на нормы этого международного договора. Квалифицировать пиратство он вправе только по ст. 227 УК РФ.


Таким образом, совершенное лицом преступление получает юридическую оценку на основе исключительно уголовно-правовых норм Российской Федерации, закрепленных в ее Уголовном кодексе.


Уголовно-правовая оценка совершенного преступления по УК РФ возможна в пределах пространственного действия кодекса. Одним из важнейших вопросов «жизнедеятельности» уголовного закона является определение временных пределов и территориального пространства, в которых применяются нормы такого закона.


Временные пределы действия уголовного закона Российской Федерации предусмотрены ст. 9–10 УК РФ. Основное правило, закрепленное в УК РФ, состоит в том, что преступность деяния и его наказуемость определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения деяния. Согласно ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения деяния признается время осуществления общественно опасного действия или бездействия независимо от наступления общественно опасных последствий.


Дополняет основное правило положение об обратной силе уголовного закона, предусмотренное ст. 10 УК РФ. Уголовный закон имеет обратное действие, т. е. распространяется на общественно опасные деяния, совершенные до его вступления в законную силу, только тогда, когда уголовный закон: устраняет преступность деяния; смягчает наказание; иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление.


Действие УК РФ в пространстве основано на совокупности принципов, в числе которых территориальный, национальный (гражданства), реальный, универсальный, дипломатического иммунитета, специальной миссии и экстрадиции.


Территориальный принцип устанавливает ответственность за преступления, совершенные в пределах государства. Национальный принцип определяет уголовную ответственность граждан государства за преступления, совершенные в иностранном государстве. Согласно реальному принципу решается вопрос об уголовной ответственности иностранных граждан, совершивших преступления вне пределов государства против Российской Федерации или ее граждан. Универсальный принцип позволяет привлекать к уголовной ответственности иностранных граждан за преступления, посягающие на интересы нескольких государств или международного сообщества. Принцип дипломатической неприкосновенности, как правило, исключает уголовную ответственность иностранцев по закону государства места совершения общественно опасного деяния. Ответственность военнослужащих, находящихся в составе вооруженных частей, дислоцирующихся на территории иностранного государства, в случае совершения ими преступления определяется согласно принципу специальной миссии. В соответствии с экстрадицией решается вопрос об уголовной ответственности лица при его выдаче запрашиваемой стороной запрашивающей стороне.


Территориальный принцип действия закона в пространстве (ст. 11 УК РФ) выражен в территориальном характере государственного суверенитета и верховенства власти. В соответствии с ним юрисдикция Российской Федерации распространяется на всех лиц, находящихся на ее территории. Основу этого правила определяет презумпция, согласно которой преступление нарушает интересы того государства, где это преступление совершается.


Территориальная сфера действия уголовного закона представляет собой правовое поле, пространство, аккумулирующее связи между отдельными индивидуумами, объединяя последних в общество. Каждый индивид включен в социальное общество посредством признака его государственной принадлежности. Когда такой индивид нарушает уголовный закон данного общества, он подлежит ответственности именно по этому уголовному закону. Граждане отвечают по закону России потому, что государство, предоставляя права и свободы, вправе ожидать от них соблюдения правил и предписаний, а при нарушении последних – требовать ответа.


Иностранные граждане, находясь в иностранном государстве, включаются в существующие в нем общественные отношения, становятся их действующими лицами. Являясь участниками общественных отношений, они должны отвечать по уголовному закону, охраняющему данные отношения, которым своим преступлением иностранцы причиняют ущерб.


Необходимость соблюдения иностранными лицами законов государства, где бы они ни находились, предусмотрена в ст. 4 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г.: «Иностранцы обязаны соблюдать законы государства, в котором они проживают или находятся, и с уважением относиться к обычаям и традициям народа этого государства».


Принцип существования правовых обязательств перед государством пребывания закреплен в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в силу которой «каждый человек имеет обязанности перед обществом».


Согласно ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане, а также лица без гражданства во время их нахождения на территории Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.


Таким образом, обязанность отвечать по российскому уголовному закону лежит на всех лицах, совершающих преступление на территории России, вне зависимости от их государственной принадлежности.


Принцип дипломатической неприкосновенности фактически является исключением из территориального принципа пространственного действия уголовного закона. Вопрос об уголовной ответственности иностранных граждан, обладающих дипломатической неприкосновенностью (иммунитетом), в случае совершения ими преступления на территории России разрешается в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК РФ).


Традиционно иммунитет от территориальной юрисдикции именуют экстерриториальностью. В середине XVIII века термин «внеземельность» означал в первую очередь неподсудность лица судебным органам государства, на территории которого было совершено преступление. Здания, помещения посольств, их транспортные средства, территория расположения посольств, дипломатические представители посольств считались находящимися в пределах не аккредитующего государства, а того государства, чьи интересы они представляют. Эта концепция имела сторонников и среди советских юристов.


В настоящее время доминирует иное мнение, согласно которому принцип экстерриториальности состоит в нераспространении уголовной юрисдикции государства пребывания на лиц, обладающих экстерриториальностью. По общему правилу при совершении преступления на территории государства пребывания таких лиц нельзя привлечь к уголовной ответственности по закону этого государства. Однако нельзя согласиться с утверждением, что указанные лица не только не подлежат уголовной ответственности по закону государства пребывания, но и что законы такого государства на них не распространяются. Данное утверждение не соответствует ст. 41 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., в которой указано, что лица, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, обязаны соблюдать и уважать законы государства пребывания.


Земельные участки и здания посольств остаются территорией государства пребывания независимо от формы собственности на эти объекты недвижимости, а также государственной принадлежности собственника, физического или юридического лица.


Итак, экстерриториальность в современном значении предполагает, что лица, на которых она распространяется, не подлежат уголовной юрисдикции по УК РФ. С точки зрения сущности и точности терминологии желательно именовать рассматриваемый принцип как принцип дипломатической неприкосновенности или иммунитета.


Другим исключением из территориального принципа действия уголовного закона является принцип ответственности военнослужащих, находящихся в составе вооруженных частей одного государства на территории другого государства. Например, таким исключением является решение вопроса об уголовной ответственности военнослужащего Вооруженных Сил России, находящегося на военной базе в Киргизии и других государствах. Российские воинские части располагаются на территории других государств с согласия последних.


Вопрос об уголовной ответственности военнослужащих, несущих службу за рубежом, относится к специальному случаю реализации другого принципа пространственного действия закона – принципа гражданства. К уголовной ответственности военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся на территории иностранного государства, могут привлекаться по УК РФ в силу своего российского гражданства.


В ч. 2 ст. 12 УК РФ предусмотрено, что ответственность военнослужащих воинских частей, расположенных за пределами Российской Федерации, наступает по российскому уголовному закону, если иное не предусмотрено ее международным договором.


Ответственность в этом случае реализуется в соответствии с принципом специальной миссии или покровительственным. Общее правило при его применении заключается в том, что военнослужащие отвечают по уголовному закону Российской Федерации только в строго определенных ситуациях, как правило, специально установленных в двустороннем договоре, заключенном Россией и принимающим государством. Как свидетельствует международная практика государств, в том числе России, военнослужащие несут уголовную ответственность по УК РФ, если ими совершаются преступления против воинской службы; деяния осуществлены в пределах военной базы или потерпевшими от преступления являются российские граждане, организации, государство. В остальных случаях на российских военнослужащих распространяется уголовная юрисдикция принимающего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.


В случае совершения преступления за пределами России пространственное действие ее уголовного закона определяется по кругу лиц и по характеру преступления. В первую очередь к этому кругу относятся российские граждане. За преступления, совершенные на территории иностранного государства, они привлекаются к уголовной ответственности согласно принципу активного гражданства (ч. 1 ст. 12 УК РФ). В основе этого принципа, который известен еще как персональный или национальный, лежит обязанность и право государства наказывать своих граждан (подданных) за преступления, совершенные не только в пределах своей территории, но и за границей.


Положение об уголовной ответственности своих подданных (граждан) по своим законам за деяния, совершенные за границей на территории иностранного государства, было принято позднее, чем территориальный принцип. Только к XVII веку государства начинают разделять точку зрения о возможности существования правовых обязанностей лица перед несколькими государствами, окончательное формирование которой произошло в XIX веке, после появления норм международного уголовного права.


Основу персонального принципа пространственного действия уголовного закона составляет гражданство лица. Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь лица с государством, проявляющуюся в системе их корреспондирующих прав, обязанностей и ответственности и в подчинении такого лица суверенной власти государства. Устойчивость такой связи выражается в ее непрерывности и постоянстве во времени и в пространстве.




Действие уголовного закона в пространстве. Научно-практическое пособие для работников органов прокуратуры

В пособии дается общая характеристика действия уголовного закона в пространстве на основе российского и международного уголовного права, раскрывается содержание территориального, реального, универсального принципов, принципа гражданства, института дипломатической неприкосновенности (дипломатический и консульский иммунитет, иммунитет международных организаций и их персонала, специальных миссий) и др., рассматриваются вопросы выдачи преступника.<br /> В приложении даны извлечения из законодательных актов, необходимых для применения положений уголовного закона о его действии в пространстве, а также список дополнительной литературы по указанной проблематике.<br /> Законодательство приведено по состоянию на сентябрь 2017 г.<br /> Научно-практическое пособие в первую очередь предназначено для работников органов прокуратуры, участвующих в уголовном преследовании в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ, однако может быть полезным и для следователей, адвокатов, судей, а также студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов.

249
 Князев А.Г. Действие уголовного закона в пространстве. Научно-практическое пособие для работников органов прокуратуры

Князев А.Г. Действие уголовного закона в пространстве. Научно-практическое пособие для работников органов прокуратуры

Князев А.Г. Действие уголовного закона в пространстве. Научно-практическое пособие для работников органов прокуратуры

В пособии дается общая характеристика действия уголовного закона в пространстве на основе российского и международного уголовного права, раскрывается содержание территориального, реального, универсального принципов, принципа гражданства, института дипломатической неприкосновенности (дипломатический и консульский иммунитет, иммунитет международных организаций и их персонала, специальных миссий) и др., рассматриваются вопросы выдачи преступника.<br /> В приложении даны извлечения из законодательных актов, необходимых для применения положений уголовного закона о его действии в пространстве, а также список дополнительной литературы по указанной проблематике.<br /> Законодательство приведено по состоянию на сентябрь 2017 г.<br /> Научно-практическое пособие в первую очередь предназначено для работников органов прокуратуры, участвующих в уголовном преследовании в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ, однако может быть полезным и для следователей, адвокатов, судей, а также студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов.

Внимание! Авторские права на книгу "Действие уголовного закона в пространстве. Научно-практическое пособие для работников органов прокуратуры" (Князев А.Г.) охраняются законодательством!