Биографии и Мемуары Галкин А.Б. Человек с предрассудками. Загадки дуэли А. С. Пушкина

Человек с предрассудками. Загадки дуэли А. С. Пушкина

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Биографии и Мемуары
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.08.2017
ISBN: 9785392264513
Язык:
Объем текста: 176 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Человек с предрассудками. Преддуэльная история Пушкина: документальная повесть в трех загадках и ста гипотезах

Высек ли себя Пушкин? (О новом поколении «пушкинистов»)

Предсказания



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Высек ли себя Пушкин?
(О новом поколении «пушкинистов»).


Городничий. Унтер-офицерша налгала вам,
будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она
сама себя высекла.


/Н. В. Гоголь «Ревизор»
(д. IV, явл. XV)/


Тот Нестор негодяев знатный…


/А. С. Грибоедов
«Горе от ума»/


При жизни Пушкина никто из его современников нисколько не сомневался, что анонимный пасквиль, иначе называемый «Дипломом рогоносца», оскорбительный для его чести и чести его семьи, послужил причиной дуэли и трагической смерти поэта. Двести лет пушкинистики не внесли существенных изменений в эту картину. Но вот на переломе XX и XXI веков возникла новая генерация самостийных пушкинистов, которые взялись радовать публику потрясающими сенсационными открытиями, посыпавшимися из их сладкоголосых уст как из рога изобилия. Русскоязычный Интернет с живостью подхватил и размножил на тысячах сайтов и в миллионах восторженных откликов эти сенсации.


«Последняя игра Пушкина»


Главная сенсация принадлежит академику Н. Я. Петракову, известному экономисту и большому любителю Пушкина, который, согласно его интервью, собрал не одну полку пушкиноведения и все эти книги проштудировал, в связи с чем написал свою собственную, под названием «Последняя игра Пушкина» (М., 2003). В ней прозвучала главная идея нынешних неофитов пушкинистики: Пушкин написал анонимный пасквиль сам себе, потому что, движимый ревностью, задумал отомстить царю Николаю I, сделавшего жену Пушкина своей любовницей. Эти идеи академика развернул и развил журналист Владимир Козаровецкий, издавший не менее сенсационную книгу «Пушкинские тайны» (М., 2009), а также давший множество интервью в газете «Московский комсомолец», повествующих о новых, невероятных по значимости открытиях в пушкинистике.


Несколько особняком в этом ряду стоит А. Лацис. Если верить Интернету, он — ученик пушкиниста Сергея Михайловича Бонди. Лацис выдвинул гипотезу, будто бы Пушкин был болен неизлечимой смертельной болезнью Паркинсона и задумал умереть, чтобы не быть разбитым в параличе и не стать в тягость своим близким. Этим объясняется его тяга к смерти накануне дуэли с Дантесом. В исследованиях Лациса много остроумных догадок, хотя, конечно, выводы его весьма спорны, но, по крайней мере, его работы отличаются академической выучкой, и он предлагает их рассматривать как гипотезы. Он точно, не передергивая, цитирует источники, без сомнения, знает материал, о котором пишет. Например, Лацис не доверяет обратному переводу с французского на итальянский итальянской исследовательницы Серены Витале, которая перевела письмо Дантеса Геккерну и сделала вывод, что речь в письме идет о некоей Супруге, любовнице Дантеса. Лацис считает, что во французском подлиннике Дантес рассказывает о своей лошади, по имени Супруга. Одним словом, с Лацисом можно спорить, доверять или не доверять его гипотезам, но он, в отличие от Петракова и Козаровецкого, остается в контексте культуры XIX века и не сбрасывает двухсотлетние достижения пушкинистики с «корабля современности», подобно тому как это попытались сделать с Пушкиным пролетарские писатели в первые годы Октябрьской революции. Поэтому Лациса оставим в стороне.


Остановимся подробнее на Петракове и Козаровецком. Их «пушкинистика» имеет ряд замечательных, так сказать научных, особенностей. Во-первых, они не утруждают себя проверкой достоверности бесчисленных версий и мнений современников, чья разноголосица необычайно сильно усложняет и так-то запутанную дуэльную историю Пушкина. Надо ли говорить, что нередко они вообще не дают ссылки на источники своих выводов. Во-вторых, их сенсационные открытия двигаются «по цепочке». Первым версию о том, будто бы Пушкин сам сочинил анонимный пасквиль, размножил его в семи или восьми экземплярах и разослал по адресам друзей и знакомых, высказал писатель Анатолий Королев в дискуссионной статье «Гений и злодейство» (журнал «Искусство кино», № 12, 2001). Академик экономики Петраков подхватил эту идею и выпустил уже книгу. Журналист Козаровецкий с журналистским задором неофита собрал все гипотезы в кучу, дополнил своими боевитыми выводами, по большей части строящимися на цитатах из Петракова и Лациса, так же напористо изложил их в газете «Московский комсомолец», падкой на сенсации, наводнил Интернет своими занимательными анекдотическими рассказами из жизни Пушкина, назвал всю эту галиматью «Пушкинские тайны» — и вот, сенсация готова.


Поэт и масоны


Вчитываясь в тексты Козаровецкого, я с удивлением обнаружил ряд высказываний, до странности похожих на мои собственные выводы в статье «Преддуэльная история Пушкина», выложенной в Интернете, в библиотеке Максима Мошкова, задолго до публикации книги Козаровецкого «Пушкинские тайны» (М., 2009). Речь идет об анализе сургучной печати на анонимном пасквиле Пушкину. Я предположил, что, помимо видимых всеми на сургучной печати букв «А» и «П» (по-русски и по-французски) и издевательски указывающих на инициалы имени и фамилии Пушкина, эти буквы следует читать как масонские символы: буква «А» имеет сходство с масонским циркулем, имеющим большое значение в ритуале посвящения в ложу «свободных каменщиков», а букву «П» я прочитывал с точки зрения «Легенды о Хираме», которую подробно привел в тексте и связал ее с ритуалом посвящения. Буква «П» в моем толковании означала два столба Соломонова храма, называемые Яхин и Боаз — в их мужской и женской ипостаси, и над ними в рисунке сургучной печати были ясно видны слезы — символ страдания, через которые должны пройти посвящаемые в масонство (эти слезы рисуются на так называемом масонском ковре, по которому ведут «профана», посвящаемого в ложу «свободных каменщиков»). Я предположил, что тот, кто прислал Пушкину письмо и заказал столь замысловатую печать для сургуча, издевался над Пушкиным и его женой в надежде на то, что поэт разгадает масонские символы и дойдет до бешенства. В добавление к этому я обратил внимание на слово «Venerable» во французском подлиннике пасквиля. Это слово исследователи переводили раньше как «достопочтенный» (Щеголев, Аринштейн) или «высокопочтенный» (С. Абрамович в ее книге «Предыстория последней дуэли Пушкина», СПб., 1994), то есть как прилагательное к существительному «Великий Магистр Ордена». Никому из исследователей, как это ни странно, не пришло в голову сопоставить это слово с его масонским значением. В ритуале посвящения совместно действуют как Венерабль (надзиратель, проводящий «профана» по масонскому ковру, на котором изображены символы из «Легенды о Хираме»), так и Великий Магистр. Кроме того, я не согласился с мнением Л. М. Аринштейна, который увидел на сургучной печати изображение плюща «как символа верности и семейного благополучия», и трактовал рисунок, опять-таки, исходя из «Легенды о Хираме», посчитав, что на нем изображена ветвь акации. Я писал в своей статье следующее: «Врата Храма щиплет птица (допустим, Геккерн-старший). Внизу под буквой “П” (или вратами кощунственно осмеянного Соломонова Храма) лежит то ли перо птицы, то ли, что больше похоже на издевательство, лист Акации (опять возможная связь с символизмом легенды о Хираме). Символ бессмертия (зеленая ветвь Акации) поруган, валяется на земле, у порога Храма, то есть Александра Пушкина (вспомним евангельский символ: тело Христа — Храм, разрушенный и построенный в три дня)».




Человек с предрассудками. Загадки дуэли А. С. Пушкина

Документальная повесть А. Б. Галкина «Человек с предрассудками» повествует о загадках преддуэльной истории А. С. Пушкина. Автор сопоставляет хронику событий последних месяцев жизни Пушкина и свидетельства его современников, сталкивает разные версии происходившего и вызывает на «очную ставку» людей и документы, предлагая читателю собственную убедительную гипотезу главной загадки поведения поэта перед дуэлью: в чем была причина его уверенности, что присланный ему анонимный пасквиль сочинили именно барон Геккерн и его приемный сын Жорж Дантес, и какую роль в этой истории сыграла родная сестра жены поэта Екатерина Гончарова? В книге также представлена полемика автора с академиком Н. Я. Петраковым и другими новоявленными «пушкинистами». В ходе полемики автор убедительно опровергает скандальную гипотезу о том, будто бы Пушкин был сам сочинителем анонимного пасквиля и отправил его себе и своим друзьям.<br /> Рассказ А. Б. Галкина «Предсказания» в художественной форме отвечает на еще одну загадку пушкинской жизни. Речь идет о предсказаниях гадальщицы Кирхгоф и анонимного одесского астролога, предрекших роковую смерть Пушкина на дуэли.<br /> Книга обращена ко всем любителям пушкинского творчества.

129
 Галкин А.Б. Человек с предрассудками. Загадки дуэли А. С. Пушкина

Галкин А.Б. Человек с предрассудками. Загадки дуэли А. С. Пушкина

Галкин А.Б. Человек с предрассудками. Загадки дуэли А. С. Пушкина

Документальная повесть А. Б. Галкина «Человек с предрассудками» повествует о загадках преддуэльной истории А. С. Пушкина. Автор сопоставляет хронику событий последних месяцев жизни Пушкина и свидетельства его современников, сталкивает разные версии происходившего и вызывает на «очную ставку» людей и документы, предлагая читателю собственную убедительную гипотезу главной загадки поведения поэта перед дуэлью: в чем была причина его уверенности, что присланный ему анонимный пасквиль сочинили именно барон Геккерн и его приемный сын Жорж Дантес, и какую роль в этой истории сыграла родная сестра жены поэта Екатерина Гончарова? В книге также представлена полемика автора с академиком Н. Я. Петраковым и другими новоявленными «пушкинистами». В ходе полемики автор убедительно опровергает скандальную гипотезу о том, будто бы Пушкин был сам сочинителем анонимного пасквиля и отправил его себе и своим друзьям.<br /> Рассказ А. Б. Галкина «Предсказания» в художественной форме отвечает на еще одну загадку пушкинской жизни. Речь идет о предсказаниях гадальщицы Кирхгоф и анонимного одесского астролога, предрекших роковую смерть Пушкина на дуэли.<br /> Книга обращена ко всем любителям пушкинского творчества.

Внимание! Авторские права на книгу "Человек с предрассудками. Загадки дуэли А. С. Пушкина" (Галкин А.Б.) охраняются законодательством!