Юридическая Под ред. Беспалова Ю.Ф. Частное право: проблемы теории и практики

Частное право: проблемы теории и практики

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2015
ISBN: 9785392199860
Язык:
Объем текста: 168 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Семейное право

Глава 2. Наследственное право

Глава 3. Гражданское право



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Гражданское право


3.1. Дуализм частного права


В научной литературе обсуждается вопрос о дуализме частного права.


Древнеримский юрист Домиций Ульпиан писал о том, что «публичное право есть то, которое относится к положению римского государства, частное — то, что относится к интересам частных лиц». Данный подход используется и современной наукой. Таким образом, частным правом признается право, обеспечивающее интересы частных лиц.


Дуализм в праве некоторые ученые рассматривают как деление права на частное и публичное. Большинство ученых под дуализмом частного права понимают одновременное существование и действие гражданского и торгового права.


Так, О. М. Сакович отмечает, что «в чешской правовой системе исторически сложился дуализм частного права, который выражается в регулировании, по сути, однотипных имущественных отношений двумя основными законами: Гражданским и Торговым кодексами».


Аналогичной позиции придерживается и А. Л. Маковский, полагая, что «еще в самом начале XIX в. в России была решена отрицательно проблема дуализма частного права, и поэтому в России никогда не было торговых кодексов, подобных французскому. ГК РФ регулирует и «отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием».


Е. А. Суханов и Н. В. Козлова отмечают, что «в континентальной системе права частное право традиционно разделяется на две основные ветви: гражданское и торговое право, что обычно отражается в наличии двух различных кодексов — гражданского и торгового. Данное обстоятельство позволяет говорить о дуализме частного права».


О. С. Иоффе отмечал, что «важнейшая общая проблема, с которой цивилистическая доктрина капитализма столкнулась еще на заре своего развития, была порождена двоякого рода дуализмом — свойственным всей буржуазной правовой системе (деление на право публичное и частное) и характерным для одного только частного права (деление на право гражданское и торговое).


Дуализм частного права находил вполне осязательное воплощение либо во включении норм торгового права в специальные законодательные акты (Англия, Россия), либо даже в параллельном существовании двух уложений или кодексов — гражданского и торгового (Франция, Германия)».


Ряд ученых, «полагая, что деление права на частное и публичное уже утратило всякое значение, предлагают тем не менее идти по пути принятия комплексных законодательных актов, включающих в себя как публично-правовой, так и частноправовой методы нормативного регулирования, называя это сочетание дуализмом частного права».


Надо полагать, что дуализм частного права представляет собой правовое регулирование имущественных и личных неимущественных отношений, составляющих предмет гражданского права, нормами гражданского и торгового права. Это проявляется в действии на территории одного государства одновременно гражданского и торгового кодексов.


Основанием для дуализма частного права является признание факта существования коммерческого (торгового) и гражданского права в качестве самостоятельных отраслей права. Каждая из данных отраслей имеет самостоятельный предмет и метод правового регулирования.


В отечественной юридической науке коммерческое право не признается самостоятельной отраслью права, его предмет полностью поглощается предметом гражданского права.


Так, как справедливо отметила М. А. Егорова, «коммерческое право — это совокупность общих и специальных правовых норм, регулирующих отношения по осуществлению коммерческой деятельности. Коммерческое право призвано регулировать весь комплекс общественных отношений, возникающий на рынках оптовой продажи товаров и связанных с нею работ и услуг».


С. С. Алексеев отмечает, что «в предмет гражданского права включаются: имущественные отношения; личные неимущественные отношения; организационные отношения.


Гражданское право в России регулирует главным образом имущественные отношения, т. е. отношения, которые в содержании и объектах выражают материальные блага, ценности и которые в соответствии с этим могут иметь денежную оценку.


<…>


Таким образом, гражданское право охватывает важнейшую (основополагающую) область жизни современного общества, которую нередко именуют экономическим базисом, и главные участки практической деятельности людей. Гражданское право регулирует содержание и основные виды собственности, основания и порядок осуществления права собственности, отношения гражданского оборота, другие имущественные отношения во всех сферах общества, основанные на товарно-рыночных отношениях или связанные с ними».


Следовательно, в Российской Федерации коммерческое право входит в систему гражданского права, так как «имущественные и товарно-денежные отношения в сфере торговли, составляющие предмет правового регулирования коммерческого права, по сути, являются разновидностью гражданско-правовых отношений».


В Российской Федерации не принят торговый кодекс; действует только Гражданский кодекс. Следовательно, отсутствуют основания для дуализма частного права Российской Федерации, в отличие, например, от Германии, Испании, Бельгии.


При регулировании отношений необходимо учитывать как частные, так и публичные интересы. Например, в финансовом праве, относящемся, безусловно, к публичному праву, говорят о сочетании публичных и частных интересов, в Налоговый кодекс Российской Федерации вносятся изменения, носящие диспозитивный характер, характерные частному праву.


В научной литературе обсуждается вопрос о возможности принятия в Российской Федерации торгового кодекса.


Так, С. В. Платонов пришел к выводу о том, что «масштабы торгового оборота ежегодно прирастают огромными темпами. Это затрагивает интересы все большего числа производителей товаров, продавцов и покупателей. Обеспечить их продуманными и эффективными правовыми инструментами — задача юридического сообщества и прежде всего специалистов в области регулирования торговой деятельности, в том числе путем скорейшей разработки главного из таких инструментов — Торгового кодекса».


В. А. Дозорцев придерживается иной позиции, указывая, что «торговое законодательство имеет немало особенностей. Но они относятся не ко всей массе отношений, а только к какому-то одному их виду, к одному правовому институту, это не общие особенности для всей совокупности институтов торгового законодательства. Поэтому они могут быть основой для создания отдельных законов, посвященных специальным институтам, но не кодекса. Наличие специальных актов по отдельным институтам, каждый из которых обладает своими специфическими чертами, и даже их совокупность не создает общих принципов и не дает оснований для создания кодекса».


Представляется, что принятие торгового кодекса нецелесообразно. В настоящее время принято множество специальных законов, регулирующих торговую деятельность (Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и др.), а общие положения о ней содержатся в ГК РФ. Таким образом, в результате принятия торгового кодекса может появиться ситуация, когда одни и те же отношения в зависимости от субъектного состава будут регулироваться различными кодексами, при этом общие положения у них будут совпадать. Более того, в этом случае цели принятия торгового кодекса (более полное урегулирование торговых отношений, его упорядочение, систематизация) не будут достигнуты, так как в конечном итоге возникнет необходимость в обращении к нормам Гражданского кодекса.


На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в российском частном праве дуализм отсутствует.


Торговые отношения, являясь имущественными и (или) личными неимущественными, составляют предмет гражданского права. Методы их регулирования — также гражданско-правовые.


3.2. Злоупотребление правами в гражданском праве и его последствия


Как известно, все участники гражданских правоотношений осуществляют гражданские права по своему усмотрению.


Нередко усмотрение переходит границы дозволенного и влечет злоупотребление правами.


Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.


Из данного законоположения следует, что гражданское законодательство запрещает осуществление прав определенными способами, которые причиняют или могут причинить вред третьим лицам. При этом используются оценочные понятия, не позволяющие с необходимой степенью четкости определить правомерность того или иного действия.


Обратимся к судебной практике.


В определении Верховного Суда РФ от 3 февраля 2015 г. указано, что «злоупотребление правом, по смыслу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, т. е. осуществление субъективного права в противоречии с его назначением, имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки правовой норме, предоставляющей ему соответствующее право; не соотносит свое поведение с интересами общества и государства; не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность».


Верховный Суд РФ конкретизировал данную позицию в определении от 14 апреля 2015 г., указав, что «из содержания ст. 10 ГК РФ следует, что под злоупотреблением правом понимается ситуация, когда лицо действует в пределах предоставленных ему прав, но недозволенным способом».


В научной литературе вопрос о понятии «злоупотребление правом» является дискуссионным.


А. Е. Наумов полагает, что злоупотребление правом представляет собой умышленное деяние, характеризующееся прямым умыслом на удовлетворение личных интересов, а также прямым или косвенным умыслом на причинение вреда (в случае, когда имеет место шикана, — умысел на причинение вреда совпадает с личным интересом).


В. С. Белых придерживается схожей позиции, указывая, что «злоупотребление правом представляет собой гражданское виновное правонарушение, совершаемое управомоченным лицом при осуществлении им принадлежащего ему права с использованием недозволенных конкретных форм в рамках дозволенного ему законом общего типа поведения. Факт злоупотребления гражданским правом является основанием для отказа в защите прав лица, которое злоупотребляет своим правом».


А. А. Малиновский полагает, что злоупотребление субъективным правом представляет собой «такой способ осуществления субъективного права в противоречии с его назначением, посредством которого причиняется вред личности, обществу, государству».


Представляется, что злоупотребление правом является правонарушением. Как правонарушению ему присущи следующие признаки.


1. Оно носит противоправный характер, так как действия, подпадающие под данное понятие, напрямую запрещены ст. 10 ГК РФ.


2. Оно совершается управомоченным лицом, обладающим соответствующей дееспособностью. Так, отсутствие самого права говорит о невозможности выхода за его пределы, а отсутствие необходимой дееспособности — об отсутствии возможности собственными действиями осуществлять его и, как следствие, превышать его пределы. При этом злоупотребление правом может быть совершено как одним из участников правоотношения, так и несколькими. На это, в частности, обратил внимание Высший Арбитражный Суд РФ. Так, в п. 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах» указано, что «возможны ситуации, когда злоупотребление правом допущено обеими сторонами договора, недобросовестно воспользовавшимися свободой определений договорных условий в нарушение охраняемых законом интересов третьих лиц или публичных интересов».


3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом (прямым или косвенным). Это объясняется тем, что, осуществляя свои права, участники гражданских правоотношений должны осознавать значение своих действий, их возможные последствия. Именно поэтому законодательно устанавливается возраст, с которого лицо может самостоятельно осуществлять свои права, а также объем таких прав. Это подтверждается и действующим в гражданском праве принципом добросовестности, а также соответствующем ему требованием действовать добросовестно. Так, согласно п. 1 ст. 3 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. По справедливому замечанию Э. О. Гаврилова, «действия считаются добросовестными, если они соответствуют “доброй совести”, общим принципам справедливости, морали, нравственности». Следовательно, совершая определенные действия, субъект гражданского права обязан учитывать не только требования закона (его запреты), но и морально-нравственные категории. При их соблюдении субъект права не может противоправно нарушить права и законные интересы других лиц.


4. Злоупотребление правом в любом случае влечет неблагоприятные последствия в виде нарушения прав и (или) законных интересов других лиц. Такое нарушение не всегда может быть связано с убытками. Например, злоупотребление правом может нарушить интересы третьих лиц, их право на вступление в определенные правоотношения, но не повлечь реального ущерба или упущенной выгоды в том понимании, в котором оно представлено в ст. 15 ГК РФ.


Обратим внимание на то, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ). Из данной правовой презумпции следует, что и любые действия, прямо не запрещенные законом, являются добросовестными.


Следовательно, злоупотребление правом — это противоправное действие, которое характеризуется умыслом.


О. Н. Бармина и В. А. Кодолов отмечают, что «в зависимости от способа осуществления, недобросовестное поведение (злоупотребление) структурировано в четырех видах (п. 1 ст. 10 ГК):


— шикана (осуществление гражданских прав с намерением причинить вред другому лицу). <…>;


— действия в обход закона с противоправной целью. <…>;


— использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. <…>;


— иное недобросовестное осуществление гражданских прав».


Между тем А. М. Эрделевский полагает, что «не представляется возможным квалифицировать в качестве злоупотребления правом и злоупотребление доминирующим положением на рынке, о котором упоминается в п. 1 ст. 10 ГК, так как это действие по самому своему названию представляет собой злоупотребление не правом, а фактическим состоянием (доминирующим положением на рынке). Поэтому злоупотребление доминирующим положением на рынке следует считать не разновидностью злоупотребления правом, а объективно неправомерным действием, ответственность за которое должна наступать по правилам гл. 59, а не п. 4 ст. 10 ГК».


Понятие «обход закона» было введено Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ № О внесении изменений в гл. 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Эти изменения были внесены в соответствии с «Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации», в п. 2.2 которой указано, что «целесообразно воспринять опыт судебной практики и детализировать в ст. 10 ГК понятие иных форм злоупотребления правом, отнеся к их числу заведомо или очевидно недобросовестное поведение субъекта права, действия в обход закона (императивных норм) и т. п. Эта статья ГК может быть также дополнена положением о том, что никто не может извлекать выгоды из своего незаконного или недобросовестного поведения». В законе нет указания на то, что обход закона — это обход императивных норм.




Частное право: проблемы теории и практики

В работе излагаются некоторые теоретические и практические проблемы частного права: гражданского, семейного, наследственного. По исследуемым проблемам для их разрешения предложены меры правового характера.<br /> Законодательство приведено по состоянию на июль 2015 г.<br /> Книга рассчитана на широкий круг читателей, поскольку окажется полезной как для ученых, так и практикующих юристов, аспирантов, студентов и всех граждан, интересующихся вопросами частного права.

249
Юридическая Под ред. Беспалова Ю.Ф. Частное право: проблемы теории и практики

Юридическая Под ред. Беспалова Ю.Ф. Частное право: проблемы теории и практики

Юридическая Под ред. Беспалова Ю.Ф. Частное право: проблемы теории и практики

В работе излагаются некоторые теоретические и практические проблемы частного права: гражданского, семейного, наследственного. По исследуемым проблемам для их разрешения предложены меры правового характера.<br /> Законодательство приведено по состоянию на июль 2015 г.<br /> Книга рассчитана на широкий круг читателей, поскольку окажется полезной как для ученых, так и практикующих юристов, аспирантов, студентов и всех граждан, интересующихся вопросами частного права.

Внимание! Авторские права на книгу "Частное право: проблемы теории и практики" (Под ред. Беспалова Ю.Ф.) охраняются законодательством!