История Тюшкевич С.А. Борьба за огонь. 2-е издание

Борьба за огонь. 2-е издание

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.03.2017
ISBN: 9785392243129
Язык:
Объем текста: 384 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Настоящее вырастает из прошлого и рождает будущее (вместо введения)

I Cпасительный огонь

II Философия победного огня

III Духовные источники огня



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



III
ДУХОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ОГНЯ


Глава 6
Особое оружие Победы


О начале Великой Отечественной войны, навязанной Советскому Союзу нацистской Германией и ее тогдашними союзниками, наш народ узнал из сообщений по радио. Уже на следующий день войны в печати появились первые сообщения о действиях Красной Армии по отражению агрессии и о ее героях. А вскоре стали регулярно публиковаться статьи, выходить в свет брошюры и книги, посвященные действиям Красной Армии. Размах их освещения был достаточно широким.


В борьбу с агрессором сразу включилась советская песня, за которой последовали другие виды искусства.


Вся духовная жизнь советской страны подчинилась интересам защиты социалистического Отечества, требованиям военной обстановки. Советская литература и искусство своим всемерным участием в войне доказали, что «когда гремят пушки, музы не молчат». Писатели и поэты, художники и композиторы, мастера театра и кино создавали произведения, созвучные героической эпохе. Они по праву стали одним из видов «боевого оружия» Великой Отечественной войны. Отражая ход войны, литература и искусство менялись, но всегда оставались неотъемлемой частью жизни народа, его Красной Армии. Темы, образы, содержание произведений точно передавали обстановку военных лет. В дни неудач и поражений, успехов и побед, в обороне и наступлении научная и художественная литература и искусство воздействовали на души и сердца людей. Главными героями художественного творчества, а также складывающейся историографии Великой Отечественной войны были воин, партизан, труженик тыла. Их общий дух можно выразить словами бронебойщика Бориса Губанова, убитого в 1942 г. под Синявино, записку из дневника которого опубликовал писатель-фронтовик Николай Маркевич.


Там было написано: «Надо помнить — всякий подъем всегда медленный и трудный... Чтобы быть человеком, хоть чуточку похожим на героев, рожденных Отечественной войной, нужно быть правдивым и честным до мелочей, последовательным и настойчивым. Послабление — страшный враг, это я знаю по себе. Чувствую подъем и вспоминаю слова Толстого: «...как хорошо и отрадно взять себя в руки...» Точно — это прекрасно». И еще: «Настала пора больших дел, простых слов и чувств... Мы узнали теперь смысл жизни, он глубок и прост. Жизнь — в умении отдавать себя для общего дела, быть частью общего, а не посторонним наблюдателем... Так-то, Борис, смотри смелее вперед. Мы знаем, за что стоим — за Россию, за Родину. Так будем же носить в себе прекрасный призыв Багратиона: «Отдайте жизнь, но Родины и чести не отдавайте никому».


Дух этих простых и глубоких слов как раз и был смыслом сражающейся культуры во время Великой Отечественной. Это была главная тенденция ее развития, которую невозможно замолчать, игнорировать, как бы ни старались различного рода фальсификаторы истории. Невозможно дегероизировать творцов Великой Победы и таким путем лишить нынешние и последующие поколения россиян одной из самых ярких, величественных и героических страниц истории Отечества. Нельзя потушить Огонь истории.


1. Готовность к подвигу


Культура во всех своих проявлениях всегда была органической частью деятельности людей, в том числе и ратной. В годы Великой Отечественной войны, став «сражающейся», она являлась важным фактором борьбы советского народа против фашистских захватчиков, а в довоенные годы выступала определяющим стимулом при подготовке населения к отражению агрессии.


Осознание необходимости защиты Отечества всегда определяло политику коммунистической партии и области культуры. Так, Всесоюзное совещание по вопросам агитации, пропаганды и культурного строительства (май — июнь 1928 г.) высказалось за активизацию борьбы против враждебной идеологии в литературе и искусстве, за более широкое приобщение трудящихся масс к искусству, за повышение профессионального уровня художественного творчества. ЦК ВКП(б) в постановлении «Об издательской работе» (август 1931 г.) отмечал: «Художественная литература, играющая громадную воспитательную роль, должна гораздо более глубоко и полно отразить героизм социалистической стройки и классовой борьбы, переделку общественных отношений и рост новых людей — героев социалистической стройки». Эти установки соответствовали тогдашнему пониманию политическим руководством страны, значительной частью советских творческих сил роли и места литературы и искусства в социалистическом строительстве. Вместе с тем часть художников смотрела на роль и место художественного творчества несколько иначе, полагая, что искусство должно отражать не только героизм социалистической стройки, но и ее драматизм, ее противоречия и деформации.


Тогда же возникла проблема роли и места социалистического реализма в культуре тех лет. Вопрос о новом художественном методе советской литературы и искусства широко и остро дискутировался и обсуждался в течение многих лет. В дискуссиях речь шла о художественных средствах, способных адекватно отразить и запечатлеть в литературе и искусстве революционную действительность «как развитие, как движение, идущее в непрерывной борьбе противоположностей...». Подчеркивалось решающее значение коммунистического мировоззрения писателей и художников, возбуждения у них, по выражению М. Горького, «социалистического, революционного мировоззрения». Считалось, что основное назначение литературы и искусства — воспевать положительные стороны советской действительности, героизм социалистического строительства, созидательный пафос утверждения в СССР нового строя. Критическое начало по отношению к советской действительности, в художественном творчестве в принципе тоже признавалось, но сфера его проявления ограничивалась. Поэтому в художественных произведениях довоенных лет доминирующее положение занимал положительный герой, труженик, что имело тогда большое воспитательное значение. Но одновременно обращалось внимание на опасность схематизма в создании положительного героя.


Наряду с концепцией социалистического реализма в советской художественной культуре утвердился принцип социалистического гуманизма как один из определяющих идейно-эстетических принципов советского искусства.


Советская художественная культура в довоенные годы складывалась как многонациональная культура, способствующая укреплению дружбы народов СССР, формированию у них «чувства семьи единой», того чувства и мировоззрения, которые должны были обеспечить непобедимость советской страны и на поле брани. Понимание соотношения национального и интернационального в литературе и искусстве народов СССР не вызывало тогда серьезных проблем.


Советская литература и искусство в довоенные годы призваны были всемерно способствовать формированию у народа высоких патриотических чувств, любви к Родине, ее прошлому и настоящему, преданности идеалам революции и принципам социализма, воспитанию советских людей в духе интернационализма, готовности к защите Отечества, в духе ненависти к вероятному противнику и осознания надвигавшейся военной опасности.


Вот почему большое место в литературно-художественном процессе занимали произведения о революции и социалистических преобразованиях в стране, которые отражали тогдашние представления о социалистическом идеале и художественном образе современника. Они настраивали читателя и зрителя на готовность к новым испытаниям в обстановке нарастающей военной угрозы, воспитывали советского человека в духе патриотизма. В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» проблема человека в революции поднята до уровня судьбы личности в переходную эпоху. Трилогия А. Н. Толстого «Хождение по мукам», завершенная 21 июня 1941 г., напоминала, что стране, рожденной революцией и прошедшей суровые испытания, снова предстоят тяжелые испытания в огне Великой Отечественной войны.


Тогда же особо популярным был роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь». Его герой — Павел Корчагин (во многом автобиографический образ) стал для миллионов людей, особенно молодежи, символом героизма, нравственной чистоты, олицетворением биографии поколения участников и защитников революции, готовых защищать Страну Советов. На этой книге воспитывались целые поколения молодежи. Героический пафос революции воплощался в произведениях, в центре которых находились фигуры реальных исторических лиц (Пархоменко, Щорса, Кочубея, Котовского и др.). Особый успех имел фильм «Чапаев», ставший советской киноклассикой, а его герой, легендарный комдив В. И. Чапаев — любимым героем молодежи, готовившей себя к борьбе с врагом.


Тема патриотизма была стержнем пьес Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия», А. Корнейчука «Гибель эскадры» и др. Фильмы о патриотизме заняли особое место в советском киноискусстве довоенных лет. Широкое признание получили трилогия о Максиме, фильмы «Щорс», «Мы из Кронштадта», «Человек с ружьем», фильмы М. Ромма о Ленине и др.


Значительную роль литературы и искусства тех лет в развитии художественной ленинианы, ее содержание определяла проблема «Ленин, революция, судьба Советской страны». Несомненные успехи были достигнуты драматургами: пьесами Н. Погодина «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», К. Тренева «На берегу Невы», А. Афиногенова и др. Художественная лениниана в 1930-е гг. обогатилась известными картинами и скульптурами А. Рылова, И. Бродского, И. Грабаря, Н. Андреева, С. Меркулова, М. Манизера и других художников.


Патриотическая тематика присутствовала и в изобразительном искусстве. Появились картины «Смерть комиссара» и «1919 год. Тревога» К. Петрова-Водкина, «Оборона Петрограда» А. Дейнеки, «На Юденича» В. Серова, «Трубачи Первой конной» М. Грекова, «Переход Красной Армии через Сиваш» Н. Самокиша и т. д. Эти и другие картины раскрывали убежденность людей в правоте и величии идей революции, их решимость защищать Родину. Особенно это относится к картинам студии военных художников им. М. Б. Грекова, созданной в 1934–1935 гг. Она сыграла важную роль в художественном воссоздании героики Гражданской войны, в культурном и политическом воспитании советских воинов средствами живописи.


Тема революции с ее героизмом и драматизмом борьбы позволяла литературе и искусству постичь смысл революционной эпохи через судьбу человека, создать образ человека действия. В условиях нараставшей военной опасности стойкость и мужество участников Октября и Гражданской войны воспринимались миллионами советских людей не только как прошлое, но и как образец для подражания в настоящем. Литература и искусство решали главную задачу — воссоздать образ современника, преданного идеалам социализма, патриота Родины, готового к ее защите.


Советская художественная культура вносила свой вклад в создание духовного потенциала страны, который раскрылся во время войны, показывая становление человека социалистического общества. Речь шла о преодолении людьми мелкособственнической психологии, о сложности освобождения человека от «мерзостей прошлого», о перевоспитании старой интеллигенции и т. д. Духовный рост личности — ведущая тема многих кинофильмов: «Земля», «Встречный», «Светлый путь», «Путевка в жизнь», «Великий гражданин», «Член правительства», «Учитель» и др. В создании образа современника достижения имелись у живописцев и скульпторов, преимущественно в искусстве портрета, в том числе и скульптурного. Скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница» (1937 г.) стала как бы обобщающим символом современника — строителя социализма.


Формированию патриотизма советского человека служили произведения литературы и искусства на историческую тему, созданные художниками различных национальностей. Значительное развитие получила историческая романистика, многие страницы которой пронизывались глубоким патриотическим чувством к Родине, к борьбе народов России за свое социальное и национальное освобождение, к героическим страницам национальной истории и культуры. Это романы «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Дмитрий Донской» С. Бородина, «Петр Первый» А. Толстого, «Рабы» С. Айни, «Степан Разин» А. Чапыгина и др. Во многих театрах страны были поставлены пьесы «Фельдмаршал Кутузов» Вл. Соловьева, «Полководец Суворов» И. Бахтерева и А. Разумовского, «Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука и других драматургов. Широкую известность получили историко-патриотические поэмы К. Симонова «Ледовое побоище», «Суворов». Пользовались успехом фильмы «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Богдан Хмельницкий» И. Савченко, «Минин и Пожарский», «Суворов» Вс. Пудовкина и др. Героические страницы истории нашли воплощение в кантате С. Прокофьева «Александр Невский», симфонии-кантате Ю. Шапорина «На поле Куликовом». К сожалению, не все произведения литературы и искусства, созданные на историческую и историко-революционную тему, отвечали высоким требованиям.


В предвоенные годы большое значение придавалось приобщению воинов Красной Армии и Флота к художественной культуре на разных уровнях и в различных формах. Характерно, что через Красную армию и Флот сотни тысяч мужчин, особенно из деревни, впервые соприкоснулись с литературой и искусством. Особое значение в этом имело шефство над воинскими частями писателей, театральных коллективов, живописцев, работников кино. Активными участниками шефской работы выступали известные писатели, знаменитые театральные коллективы, в том числе Большой театр, МХАТ и др. В 1930 г. создается литературное объединение Красной Армии и Флота (ЛОКАФ), открылся Центральный театр Красной Армии. Открывались театры при военных округах, репертуар которых состоял преимущественно из пьес на историко-революционную и военную тему.


Придавалось серьезное значение развитию музыкальной культуры в рядах Красной Армии и флота с ориентацией на военно-патриотическое воспитание личного состава. В культурной жизни армии заметное место занимал основанный в 1928 г. Ансамбль песни и пляски Красной Армии им. А. В. Александрова, выступавший в воинских частях, а также в концертных залах. Накануне войны в штат Красной Армии были введены окружные ансамбли красноармейской песни и пляски, а также подобные ансамбли в Балтийском, Тихоокеанском и Черноморском флотах. Проводились фестивали и декады оборонной музыки, основу которой составляли музыкальные произведения, посвященные Красной Армии.


По мере усиления военной опасности для СССР военно-патриотическая тема все заметнее вторгалась в литературу и искусство. Жизни Красной Армии, ее героическим традициям посвящались пьесы Б. Ромашова «Балтийцы», В. Гусева «Слава» и других драматургов. Пьеса К. Симонова «Парень из нашего города» звала укреплять у молодежи героические традиции, готовить ее к защите социалистических завоеваний. Повести и рассказы А. Гайдара воплощали идею и чувство морального долга защиты наших ценностей и завоеваний. Белорусский поэт А. Кулешов в поэме «Парни последней войны» (1940 г.) поднял тему советского патриотизма до высоты философских раздумий. В литературе и искусстве воскрешались военно-патриотические традиции, художественно интерпретируемые как средство победы над врагом. Широкую популярность имели фильмы «Тринадцать», «Тимур и его команда», «На границе», «Три танкиста» и др.


До заключения пакта о ненападении с Германией в литературе и искусстве заметное место занимала антифашистская тема. Она присутствовала в романах К. Федина «Похищение Европы», И. Эренбурга «Падение Парижа», П. Павленко «На Востоке». В стихах П. Тычины, К. Симонова, А. Суркова и других поэтов фашизм разоблачался как злейший враг советского народа. Международный резонанс получил «Испанский дневник» М. Кольцова. Пьесы «Мадрид» М. Ибрагимова, «Алькасар» Г. Мдивани, «Улица радости» Н. Зархи, «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа и другие стали реальным вкладом в борьбу советского народа с фашизмом.


Разгром советскими войсками японских милитаристов в районе р. Халхин-Гол также нашел отражение в печати, вызывая чувство гордости у советских людей за свою армию. В художественной публицистике широко освещались воссоединение Западной Белоруссии и Западной Украины со своей Родиной, возвращение Советскому Союзу Бессарабии и Западной Буковины, восстановление советской власти в Латвии, Литве и Эстонии. Эти события тогда радикально изменяли художественную жизнь в названных регионах. В то же время Советско-финская война 1939–1940 гг. не оставила заметного следа в художественном творчестве того времени.


Отмечая большой вклад советской художественной культуры в предвоенные годы в военно-патриотическое воспитание народа, особенно молодежи, нельзя не сказать и о том, что были и серьезные недостатки, последствия которых проявились уже во время войны. Речь идет о том, что сделав упор на положительный образ строителя нового общества и защитника Отечества, в литературе и искусстве не получили должного отражения истинные масштабы надвигавшейся опасности, реальная сила противника, степень нашей готовности и неподготовленности к войне. Они несут свою долю вины за тиражирование пагубных настроений зазнайства и самоуверенности. Это относится к романам П. Павленко «На Востоке», Н. Шпанова «Первый удар», фильму «Истребители», песне В. Лебедева-Кумача «Если завтра война» и т. д. и т. п.


В целом же в предвоенные годы советская художественная культура дышала социальным оптимизмом, верой в светлое будущее; доминирующим в ней было высокое чувство патриотизма. В утверждении социального оптимизма средствами искусства решающая роль по праву принадлежала массовой песне. Не случайно «Песня о Родине» И. О. Дунаевского стала на долгие годы музыкальным символом страны. В распространении массовой песни большую роль сыграло кино: многие песни пела буквально вся страна. И они достойно прошагали по фронтовым дорогам. Им были присущи высокое патриотическое чувство, героика, радость жизни, готовность к испытаниям, чувства долга и человеческого достоинства.


Чтобы литература и искусство становились достоянием народа, важным фактором патриотического воспитания, необходимы были кадры, сеть учреждений культуры, различные средства ее распространения. Всему этому в предвоенные годы придавалось серьезное значение. Возраставшее число художественных учебных заведений обеспечивало подготовку необходимых специалистов, в том числе и для ранее отсталых в этом отношении народов. Потребности имевшихся тогда учреждений художественной культуры в целом удовлетворялись. Сформировавшиеся литературно-художественные силы сыграли большую роль в Великой Отечественной войне.


Литература и искусство довоенных лет были рождены своим временем, отразили его революционный и жизнеутверждающий пафос, высокопатриотические и интернационалистские настроения, устремленность в будущее. Несмотря на многие недостатки и ошибки в развитии и функционировании, литература и искусство были готовы в надвигавшейся войне воспеть ратный подвиг, который стал продолжением подвига советского народа мирного времени. Этому способствовал ряд обстоятельств. Прежде всего, особый характер эпохи, когда вся страна жила на волне героизма. Горел жаркий Огонь времени свершений эпохи, ставший ярким пламенем в годы Великой Отечественной.


Именно тогда были введены почетные звания Героя Советского Союза (1934 г.) и Героя Социалистического Труда (1938 г.). Все знали первых Героев — своих сограждан, особо отличившихся при спасении челюскинцев, при защите Отечества в ходе конфликтов на р. Халхин-Гол, оз. Хасан, при выполнении интернационального долга в Испании, внесших важный вклад в развитие промышленности, сельского хозяйства, науки, техники, культуры, всех тех, кто способствовал росту могущества страны.


Свою роль сыграла военно-патриотическая работа, которая проводилась среди всего населения, но особенно молодежи. Массовое выполнение нормативов на значок ГТО («Готов к труду и обороне»), различного рода спортивные организации, кружки в системе добровольной организации Осоавиахим («Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству») и т. п. — все это было благоприятной основой для развития литературы и искусства.


Наконец, литература и искусство оказались готовыми к отображению и пропаганде подвига Красной Армии, всего советского народа в борьбе с фашизмом и потому, что жили вместе с народом, были адекватными общественному мнению, способствовали его формированию, показывали источники, характер и историческое значение ратных и трудовых подвигов советских людей. Тем самым деятели литературы и искусства, всей советской культуры не только поддерживали Огонь эпохи, но и способствовали тому, что его свет и тепло остались в истории нашей страны, да и во всемирной истории.


2. Сражающаяся культура


Огромная работа, проводившаяся в стране в предвоенные годы в сфере советской культуры, дала свои плоды в первые же часы начавшейся войны. Она, как пограничники и передовые части Красной Армии, сразу же встала на защиту Отечества. Справедливо утверждал выдающийся советский композитор Д. Шостакович, что «искусство впрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны, однако даже в самые тяжкие дни в нем звучали героика, призыв, вера в грядущую победу». Культура стала сражающейся.


С началом войны призывно зазвучала песня «Священная война» композитора А. В. Александрова, слова которой «Вставай, страна огромная...» стали музыкальным набатом Великой Отечественной, как и плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!» Но первым в бой вступило наше радио, сообщив о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. 22 июня 1941 г. оно передало выступление народного комиссара иностранных дел В. М. Молотова, которое заканчивалось словами: «Наше дело правое, победа будет за нами!» 3 июля 1941 г. по радио выступил И. В. Сталин. Разъяснив сложную и тяжелую для народа и Красной Армии обстановку, которая сложилась в начале войны, он сказал, что «дело идет о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том — быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение». Далее он заявил: «Необходимо, чтобы в наших рядах не было места нытикам и трусам, паникерам и дезертирам, чтобы наши люди не знали страха в борьбе и самоотверженно шли на нашу Отечественную освободительную войну против фашистских поработителей...»


Тем самым перед всем советским народом на фронте и в тылу встали задачи исторического значения, решение которых существенно зависело от состояния идеологической работы в обществе. Поэтому деятельность идеологических учреждений, средств массовой информации, художественной культуры была направлена на разъяснение положений марксизма-ленинизма о войнах. Советскому народу разъяснялись политические цели освободительной борьбы, вопросы, непосредственно связанные с ходом Великой Отечественной и всей Второй мировой войн. Общие идеи конкретизировались в зависимости от тенденций и процессов, характеризовавших отдельные периоды и этапы войны. В них отражались практические задачи, качественные изменения в обстановке, в политике воевавших государств, в соотношении военных, политических и моральных сил противоборствовавших сторон.


Повышению духовной стойкости и активности советского народа, мобилизации его воли на борьбу с врагом способствовали героико-патриотическая пропаганда, воспитание на славных революционных, трудовых и боевых традициях. Особое внимание обращалось на привитие советским людям высокой ответственности, дисциплины и организованности, широко пропагандировалась необходимость строгого соблюдения законов военного времени, недопущения фактов расхлябанности.


Формы и методы идеологической работы менялись в зависимости от военной обстановки. Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) создало специальные группы, в состав которых вошли лучшие пропагандистские силы партии. Перед трудящимися регулярно выступали секретари ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов и райкомов. При партийных комитетах были созданы нештатные группы лекторов и докладчиков. К агитационной работе привлекались передовые производственники, общественные активисты, представители городской и сельской интеллигенции.


Могучим идеологическим оружием в руках коммунистической партии являлась советская печать. Уже к концу 1941 г. действовали 19 фронтовых и 93 армейские газеты, а к середине следующего года их количество достигло 800. Позже их стало еще больше. Газета «Правда» — орган Центрального комитета партии — вела огромную идейно-пропагандистскую работу. В ней, как и в других газетах и журналах, неустанно звучали призывы к самоотверженной борьбе на фронте и в тылу, разъяснялись очередные задачи военного, политического и хозяйственного строительства.


Важным звеном воспитания городского и сельского населения были культурно-просветительные учреждения. Широкая их сеть охватывала миллионные слои населения.


Огромное воздействие на формирование духовного облика советских людей, воинов армии и флота оказывали литература и искусство. За годы войны были созданы многие произведения, служившие благородному делу патриотического воспитания народа.


Исключительной популярностью в массах пользовались сводки Советского Информационного бюро (Совинформбюро). Знакомые слова «от Советского Информбюро», произнесенные по радио диктором Юрием Левитаном, собирали у репродукторов сотни людей, стремившихся поскорее узнать последние известия. Сообщения Совинформбюро через средства массовой информации быстро распространялись среди тружеников тыла и фронтовиков. Из них советские граждане получали сведения о положении на фронтах Великой Отечественной и Второй мировой войн, внутренних и международных событиях, о боевом и трудовом героизме сражающегося народа.


Сражающимися сразу же стали поэты и писатели. Фронтовая поэзия начала войны и ее первых лет дышала ненавистью к врагу и любовью к своему народу, стараясь вселить в него тот дух, который был необходим, чтобы устоять перед военной машиной агрессора, выстоять, а затем победить. Она воспевала опасный ратный труд воина Красной Армии, партизана, тяжелый труд труженика, создававшего оружие и военную технику для борьбы с агрессором. Рядом с поэзией сражалась публицистика — боевая, мобилизующая. Репортажи М. Шолохова, А. Толстого, Н. Тихонова, К. Симонова и многих других писателей поднимали дух бойцов и командиров, зажигали ненавистью их сердца. Именно такими были «Наука ненависти» М. Шолохова и «Русский характер» А. Толстого. Слова М. Шолохова: «И если любовь к Родине хранится у нас в сердце и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагу мы носим на кончиках штыков» в начале войны были вдохновляющими, зовущими к борьбе с врагом. Вместе с ростом ненависти к фашистам и сопротивлением ему росла и литература. Летом 1942 г., в один из самых тяжелых периодов, было опубликовано одно из первых крупных произведений о военных днях — повесть В. Гроссмана «Народ бессмертен». Были опубликованы сборники рассказов Л. Соболева «Морская душа», В. Кожевникова «Март — апрель», повесть В. Василевской «Радуга».


С первых дней боев театр тоже служил фронту. Были созда­ны мобильные фронтовые актерские бригады, которые выезжали в воинские части, часто на передовую, со своими концертами и спектаклями. В их составе были известные и уважаемые артисты: Л. Русланова, М. Гаркави, И. Москвин, В. Качалов, А. Тарасова, А. Яблочкина, П. Садовский, Н. Черкасов, А. Абрикосов и многие другие. Со временем на фронте ставились пьесы. В 1942 г. в газете «Правда» были напечатаны пьесы «Фронт» А. Корнейчука и «Русские люди» К. Симонова, которые сыграли важную роль в укреплении морального духа и боеспособности Красной Армии и партизанских отрядов. Пьеса Л. Леонова «Нашествие» отразила глубинные внутренние мотивы сопротивления народа фашизму. Большую роль в укреплении боевого духа воинов Красной Армии и населения в тылу сыграли советские кинофильмы, в том числе и документальные. Показывали киносюжеты о героизме защитников Ленинграда, Москвы, других городов, отражали напряженность оборонительных боев Красной Армии, их первые успехи, а также действия партизан в тылу врага. Наиболее заметными в то трудное время стали фильмы «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» и «Ленинград в борьбе». Свою роль играла и кинохроника боев за Севастополь, Сталинград, на Курской дуге и т. д.


Как уже отмечалось, с первого дня войны с воинами Красной Армии, партизанами, тружениками тыла сражалась песня. Музыка помогала пережить трудности, укрепляла силы в обороне и звала в атаку, укрепляла веру в победу. Вслед за «Священной войной» А. Александрова появились другие песни — «Синий платочек», «Землянка», а в осажденном Ленинграде в августе 1942 г. звучала седьмая симфония Д. Шостаковича, посвященная городу-герою. Широко исполнялись и песни прошлого: «Ермак», «Бородино», «Варяг», «Прощание славянки» и др.


В условиях, когда фронт все дальше уходил на Запад и шло освобождение временно оккупированной немцами советской территории, остро встал вопрос о повышении уровня массово-политической и культурно-просветительной работы среди населения. Необходимо было мобилизовать людей на восстановительные работы на освобожденной от противника территории России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии. Одновременно нужно было вести воспитательную работу и повышать культуру народа, который подвергся воздействию фашистской пропаганды, перенес жесточайший террор врага, наитяжелейшие моральные испытания и материальные лишения. И дело это оказалось чрезвычайно сложным.


С началом освобождения Красной Армией европейских государств и ее боевых действий за рубежами Родины в идейно-политической работе все большее место занимало разъяснение освободительной миссии Советского Союза. Победы на фронте и на международной арене повышали интерес советских людей к вопросам внешней и внутренней политики государства. Особенно потому, что приближался час справедливого возмездия агрессору. При этом в процессе воспитания советских людей в духе ненависти к фашизму гитлеровская клика не отождествлялась со всей немецкой нацией. Неизменно подчер­кивалась необходимость уважения ко всем народам.


В последние два года войны особенно широко использовались все формы воздействия на массы: печать, радио, лекции, беседы, литература, искусство, наука; ученые, педагоги, писатели, журналисты читали лекции о положении на фронтах Отечественной войны, о странах антифашистского блока, о литературе и искусстве, достижениях науки и техники. Среди лекторов, выступавших перед фронтовиками и трудящимися, были ученые Академии наук СССР С. И. Вавилов, Б. Д. Греков, Н. С. Державин, А. М. Панкратова, Е. В. Тарле, а также сотрудники Академии наук УССР и БССР и лекционного бюро Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР. Большое значение придавалось пропаганде естественно-научных знаний.


Растущая популярность Вооруженных Сил Советского Союза за рубежом усиливала внимание к духовному потенциалу народа, принявшего на себя основной удар фашистской агрессии. Общественность Запада интересовало, что именно отстаивал он в схватке с фашизмом, за какие идеалы шел на смерть, преодолевая неимоверные трудности и невзгоды. Зарубежная общественность, обращаясь к истории и современной им жизни СССР, стремилась найти объяснение причин и корней советского патриотизма, невиданной ранее стойкости духа советских людей, их способности приносить величайшие жертвы во имя спасения своего Отечества.


Чтобы удовлетворить эти потребности, Совинформбюро отправляло за границу необходимые материалы для статей во все возрастающем количестве, их получали многие радиостанции, телеграфные и газетные агентства, тысячи газет и журналов. Велась наступательная контрпропаганда. Многое сделала в этом направлении группа деятелей литературы и искусства, сотрудничавшая с Совинформбюро, в которую входили талантливые писатели и журналисты: Б. Горбатов, Л. Леонов, Б. Полевой, К. Симонов, А. Сурков, А. Толстой, К. Тренев, К. Федин, И. Эренбург, а также историки Е. Жуков, Е. Тарле и др. Большую работу в Лондоне вел Эрнст Генри (С. Н. Ростовский).


Популяризация за границей массового героизма советского народа, его культуры содействовала росту симпатий к России. Все средства и участки идеологического фронта были подчинены мобилизации духовных и физических сил сражающегося народа для нанесения ударов по врагу.


Представители общественных наук — историки, философы, экономисты, этнографы, юристы продолжали решать главную задачу укрепления духовного потенциала общества и дальнейшей мобилизации его сил на разгром фашизма; разоблачения нацизма, в том числе его антинаучной теории расизма. Особая значимость гуманитарных наук на завершающем этапе войны была связана с принятием мер по усилению интернационального воспитания трудящихся и борьбы с проявлениями великодержавного шовинизма, мелкобуржуазного национализма в обществоведении, в области литературы и искусства.


В этих целях в трудах и выступлениях крупных советских ученых отражалось героическое прошлое русского народа, освещались события Второй мировой войны, их историческое значение, развитие культуры, русской общественной мысли, героизм народа и разоблачались преступления фашизма. Об этом подробнее будет рассказано в последующем.


В духовной жизни общества по-прежнему видное место принадлежало литературе и искусству, которые всеми средствами художественного воздействия помогали мобилизовать народ на окончательный разгром врага, возвеличивали героизм людей на фронте и в тылу. Однако изменился характер и вид изданий. Главными темами издаваемой литературы были Великая Отечественная война, военное дело. Одновременно заметно стал расти выпуск художественных произведений, которые отражали лучшие черты русского национального характера, патриотизм русских, советских людей, вдохновляли на защиту Отечества. Литературные произведения осмысливали основные события войны. К. Симонов в 1944 г. опубликовал повесть, посвященную обороне Сталинграда, «Дни и ночи». Тогда же А. Бек в повести «Волоколамское шоссе», освещая Московскую битву, раскрыл природу подвигов и побед. Он показал, что смелость командирской мысли, новаторство, чувство высокого долга перед Родиной быстро развивались в условиях суровой войны, усиливая мощь Красной Армии. Характеру советского человека, совершающего подвиги в борьбе с врагом, посвящен документальный роман «Молодая гвардия» А. Фадеева.


Большой эмоциональной силой обладала публицистика Б. Горбатова, Б. Полевого, К. Симонова, Н. Тихонова, И. Эренбурга, О. Берггольц, в которой обличались преступления фашистов против человечности, культуры. Острые публицистические произведения, очерки, статьи публиковали Вс. Вишневский, Л. Леонов, М. Шолохов, К. Федин и др. Большой отряд писателей работал в центральных и фронтовых редакциях.


В поэтическом творчестве Н. Асеева, М. Светлова, О. Берггольц, А. Твардовского, С. Наровчатова, С. Гудзенко, Е. Долматовского и других поэтов раскрыты образ советского солдата, его любовь к Родине, вера в победу. Поэма «Василий Теркин» А. Твардовского стала бессмертным памятником рядовому воину, символом всего воюющего народа. Весной 1945 г., когда все ждали близкую победу, О. Берггольц писала: «Она у твоего порога. Дыханье переводит и молчит. Ну, день, ну, два, еще совсем немного...» В произведениях А. Суркова, М. Исаковского и ряда других писателей осмысливается великий подвиг народа.


Тема войны и победы была главной и в драматургии. Подлинно народно-героическими спектаклями стали: «Сталинградцы» Ю. Чепурина, «У стен Ленинграда» В. Вишневского, «Песня о черноморцах» Б. Лавренева, «Офицер флота» А. Крона и др.


Зрители проявляли большой интерес к русской классике, созвучной героике войны. Театры страны поставили свыше сотни оперных и драматических произведений: А. Островского «Волки и овцы» и «Бешеные деньги», А. Чехова «Чайка», Л. Толстого «Живой труп», И. Тургенева «Месяц в деревне» и т. д.


Наступательный, освободительный пафос Великой Отечественной войны получил отражение в творчестве композиторов A. Александрова, М. Блантера, Б. Мокроусова, В. Мурадели, B. Соловьева-Седого, Д. Шостаковича, Т. Хренникова и др. Широкий размах имела концертная деятельность музыкантов на фронтах и в тылу. Выступали певцы В. Барсова, Л. Русланова, М. Михайлов, Л. Утесов, К. Шульженко, скрипач Д. Ойстрах, пианист Э. Гилельс, исполнительница народных песен и танцев Т. Ханум, Ансамбль песни и пляски Красной Армии под руководством А. Александрова. Последние фронтовые спектакли игрались перед героями, взявшими рейхстаг.


На завершающем этапе войны появились песни, которые украшали досуг в часы затишья и шагали рядом с солдатами до Берлина: «Давно мы дома не были» В. Соловьева-Седого (слова А. Фатьянова), «Под звездами балканскими» М. Блантера (слова М. Исаковского), «Ходили мы походами» К. Листова (слова А. Жарова), «Казаки в Берлине» братьев Дм. Я. и Дан. Я. Покрассов (слова Ц. Солодаря). Большой популярностью продолжали пользоваться русские народные песни, отвечавшие происходящим событиям, в которых было слито личное и общее, интимное и гражданственное, духовные чаяния фронта и тыла.


События завершающего периода войны отражены в картинах «Освобожденная Франция» (С. Юткевич), «Берлин» (Ю. Райзман) и др. Кинодокументалисты запечатлели решающие сражения Великой Отечественной войны. Битву за Берлин снимали многие операторы; они с документальной точностью и большой художественной силой показали падение столицы рейха. Документальные фильмы о победах Красной Армии получили огромный международный резонанс.


Одновременно на киноэкранах появился фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1-я и 2-я серии — 1944–1945 гг.), выходили комедии, экранизировались водевили А. Чехова «Юбилей» и «Свадьба». Музыкальный фильм «В шесть часов вечера после войны» режиссера И. Пырьева рассказывал о стойкости и моральном облике людей, сумевших пронести любовь и верность сквозь грозные годы. Деятели изобразительного искусства все чаще обращались к темам изгнания врага с родной земли, победы русского оружия, мирного созидательного труда. Продолжали создаваться картины бытового, портретного и пейзажного жанров. Мечту о мирной жизни убедительно выразили А. Дейнека в картине «Раздолье», А. Пластов в картинах «Жатва» и «Сенокос» и др. Черты мужества, открытости, нравственной красоты советских людей запечатлены в скульптурных портретах генерала И. Д. Черняховского, партизанского командира С. А. Ковпака, летчика-истребителя И. Н. Кожедуба и других героев войны.


Получила распространение демонстрация художественных произведений на выставках 1944–1945 гг., в том числе в освобожденных районах России, Украины, Белоруссии, Эстонии, Молдавии. Проводились выставки фронтовых художников студии им. Грекова, произведений И. Е. Репина, шедевров русской архитектуры.


Литература и искусство всех жанров внесли существенный вклад в достижение Победы. Они несли большой морально-нравственный заряд, выражали надежды, чувства и мысли всего многонационального народа, его веру в победу. Вместе с тем в творчестве литераторов, художников, мастеров театра и кино нередко замалчивались трудности и лишения, перенесенные народом. Преобладали победный пафос, дух героизма и самоотверженности.


Во время войны, особенно в последние годы, в духовном развитии общества значительное место занимали культурно-просветительные учреждения. Клубы, дворцы культуры, избы-читальни, библиотеки вели разнообразную работу среди населения. Проводились лекции, читались доклады, организовывалась художественная самодеятельность, устраивались концерты и спектакли, демонстрировались кинофильмы. Музеи развертывали выставки. Когда Красная Армия вела успешные наступательные операции на фронте и почти ежедневно передавались сообщения о победах, Советское государство принимало меры по восстановлению учреждений культуры в освобожденных районах.


Урон, нанесенный советской культуре агрессорами, был огромным. По данным Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба, из 992 музеев СССР было разграблено 407, в их числе 173 в Российской Федерации. Погибли богатейшие музеи Смоленска, Сталинграда, Новгорода, Полтавы, Киева, Минска, других городов. Уничтожены тысячи исторических и культурных памятников. За годы войны из нашей страны вывезено около 500 тыс. единиц хранения музейных ценностей. Среди них — произведения звезд всемирной величины: Рембрандта, Рафаэля, Тициана, Брейгеля, Репина, Сурикова, Левитана, Кипренского...


Разрушены и разграблены великие архитектурные ансамбли пригородов Ленинграда, 44 тыс. зданий театров и клубов, 1670 церквей, 237 костелов, 532 синагоги и другие здания религиозных культов. Расхищено и уничтожено только в массовых библиотеках СССР 100 млн книг (по последним данным, эта цифра занижена). В Российской Федерации было разрушено 8000 клубов, домов культуры, изб-читален, свыше 4000 библиотек.


Учитывая огромную роль культуры в жизни народов как во время войны, так и в мирных условиях, советское правительство принимало энергичные меры по восстановлению разрушенных театров, дворцов культуры, музеев, клубов и т. д. Еще шли бои и сражения, но оно немало сделало для возвращения увезенного немцами культурного достояния на Родину. 4 ноября 1945 г. открылись двери Государственного Эрмитажа в Ленинграде, куда вернулись реэвакуированные шедевры: полотна Леонардо да Винчи, Тициана, Рембрандта, портретная галерея героев войны 1812 г., скифское золото. Ежегодно музеи организовывали художественные выставки. Росло число посетителей музеев. В стране началось массовое движение по оказанию помощи сельским культурно-просветительным учреждениям. В городах восстанавливались клубы и дворцы культуры. Активизировалась работа профсоюзных культурных учреждений: клубов, красных уголков, радиоузлов, киноустановок. Началось возвращение вывезенных из СССР предметов культуры. Этим занимался комитет Союзного контрольного совета в Германии.


Таков вклад литературы и искусства, в целом советской культуры, в борьбу с фашизмом и победу над ним. Но это был и их собственный подвиг как сторона, часть общего подвига Красной Армии и всего советского народа в Великой Отечественной войне. Говоря словами В. Гете, литература и искусство в годы войны — «чувств и мысли пламя».


3. Военно-историческое оружие


Будучи одним из видов духовного оружия борьбы с агрессором и победы над ним, историческая наука и научная литература одновременно стали и историографией подвига советского народа в Великой Отечественной войне.


Научная и популярная литература о войне была описательно-познавательной по форме и героико-патриотической по содержанию и характеру, активной и оперативной. Статьи, брошюры, книги, выходившие в свет, непосредственно входили в ткань войны, становились ее специфической составляющей, в той или иной мере факторами войны и победы. В них (статьях, брошюрах, книгах, документах) раскрывались причины войны, ее справедливый характер со стороны Советского Союза, описывались отдельные эпизоды и этапы вооруженной борьбы, показывался героизм воинов на фронте и тружеников в тылу, разоблачались фашизм, бесчеловечный «новый порядок», насаждаемый гитлеровцами на временно оккупированной территории СССР. Освещались вопросы перестройки народного хозяйства на военный лад, раскрывался опыт предприятий, колхозов, совхозов по обеспечению нужд фронта, ход социалистического соревнования. Большое внимание уделялось анализу международных отношений, показу борьбы народов против фашизма, образованию и функционированию антигитлеровской коалиции.


Историографическими по своей сути были и остаются многие официальные документы периода войны, особенно выступления председателя Государственного комитета обороны, Верховного главнокомандующего И. В. Сталина, других руководителей коммунистической партии и правительства, приказы народного комиссара обороны, сообщения ТАСС и некоторые другие официальные материалы. Естественно, многие положения и оценки, содержащиеся в официальных документах и материалах, прежде всего в выступлениях И. В. Сталина и приказах, подписанных им, во многом носили императивный, обязывающий характер, что наложило отпечаток на все теоретические и исторические работы о войне. Позже это связывалось с влиянием так называемого культа личности И. В. Сталина. Нельзя не отметить, что многие положения, содержащиеся в выступлениях И. В. Сталина, составляющие содержание его книги «О Великой Отечественной войне Советского Союза», и сейчас способствуют более глубокому пониманию важнейших явлений войны — военных, идеологических, морально-политических, международных и т. д.


Важным вкладом в историографию войны являются многие специальные работы закрытого типа, в которых обобщался опыт оборонительных и наступательных боев, сражений и операций, руководства войсками и т. д. Они тогда не предназначались для массового читателя, а использовались в первую очередь военными кадрами.


Одной из важнейших задач исторических публикаций в годы войны являлось освещение боевых традиций и героического прошлого народов Советского Союза, национальных и интернациональных традиций, сложившихся в борьбе с агрессорами, вторгавшимися в нашу страну с востока, юга и запада. Это было необходимо для укрепления морально-политического единства советского народа, формирования патриотизма, усиления морально-боевого духа воинов на всех этапах борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Но, пожалуй, особо важно это было во время неудач и поражений Красной Армии, в период утраты городов и сел, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.


Известные советские историки С. В. Бахрушин, Б. Д. Греков, И. А. Минц, М. В. Нечкина, Б. А. Рыбаков, Е. В. Тарле, М. Н. Тихомиров, В. М. Хвостов и другие были авторами статей, брошюр и книг, в которых рассказывалось о борьбе народов России за национальную независимость, борьбе с немецкими захватчиками — Ледовом побоище, крушении нашествия Наполеона на Россию, о русских полководцах — Дмитрии Донском, Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском, П. А. Румянцеве, А. В. Суворове, М. И. Кутузове и других, а также о героической обороне Севастополя в Крымской войне, борьбе с немецкими оккупантами в 1918 г.


Тогда же издавались сборники документов периода Гражданской войны в нашей стране, отражающих события, которые перекликались с событиями Великой Отечественной войны: о героической обороне Петрограда в 1919 г., разгроме немецких оккупантов на Украине в 1918 г., о героической обороне Царицына в 1918 г. и др. В течение всей войны в центре внимания исторических публикаций находились боевые традиции русского и других народов СССР, их героическое прошлое, победы русского оружия, выдающиеся политические и военные деятели нашей страны, герои революционного движения. Одновременно издавались материалы о трудовой и воинской доблести советских людей в их борьбе с гитлеровскими захватчиками. Это способствовало идеологической работе в стране, обеспечивало печать и радио, огромную армию пропагандистов и агитаторов материалами о героическом прошлом и настоящем нашей Родины, служило успешному решению задач по мобилизации всех сил народа на борьбу с врагом.


Таким образом, формировалась историография Великой Отечественной войны, совершенствовалась организация научной работы, создавались научные организации, подбирались кадры исследователей, накапливался материал. В ноябре 1941 г. Президиум Академии наук СССР образовал Комиссию по созданию «Летописи Отечественной войны», которая потом стала называться Комиссией по истории Отечественной войны. Возглавляли ее начальник Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) профессор Г. Ф. Александров и член-корреспондент Академии наук СССР И. И. Минц. Комиссии по сбору материалов по истории вой­ны были созданы в областях, краях, республиках, наркоматах и учреждениях, в армии и на флоте. По сбору и хранению материалов о Великой Отечественной войне большую работу проводили государственные архивы СССР. Создавалась богатейшая документальная основа трудов по истории Великой Отечественной войны.


Особую роль в этом направлении сыграли военно-научные учреждения и военные учебные заведения, военное командование и штабы различных уровней. Уже в июле 1941 г. Генеральным штабом были направлены в действующую армию офицеры для изучения опыта боевых действий соответствующих родов войск, боевых приемов наших войск, тактики противника. В Оперативное управление Генерального штаба Красной Армии начали поступать материалы, обобщающие боевой опыт наших войск и новые боевые приемы войск противника, выводы и предложения по организации, вооружению и боевому применению войск Красной Армии, по организации, ведению и обеспечению боя (операции) и управлению войсками. В апреле 1942 г. был создан специальный отдел (впоследствии управление) по изучению и обобщению опыта войны с целью его оперативного использования в действующей армии. Подобные органы (отделы и отделения) были сформированы в Главном политическом управлении РККА, штабах видов Вооруженных Сил и родов войск, фронтов и армий, флотов и флотилий, главных и центральных управлениях НКО.


Ими было подготовлено и издано 20 сборников материалов по изучению опыта войны, опубликованы исследования по крупным операциям, например по Сталинградской наступательной, Курской оборонительной, Выборгско-Петрозаводской, Белорусской и др. Кроме того, управления и отделы Генерального штаба, штабы родов войск и служб, военные академии подготовили и издали 30 сборников тактических примеров наиболее поучительных действий подразделений, частей и соединений в наступлении и обороне, при преследовании противника, форсировании водных преград, преодолении гор, штурме городов, в разведке и т. д.


Всего за годы войны отделами и управлениями Генерального штаба, штабами видов Вооруженных Сил и родов войск было издано свыше 800 книг и брошюр о боевых действиях и развитии военного искусства советских Вооруженных Сил. Подобного рода материалы (научные труды, учебные пособия, лекции) в большом количестве готовили также военные академии, особенно академия Генерального штаба и Военная академия имени М. В. Фрунзе.


Среди наиболее значительных следует назвать исследования битв под Москвой и Сталинградом: трехтомный труд «Разгром немецких войск под Москвой» под редакцией Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова, который вышел в свет в 1943 г., и изданный в 1944 г. оперативно-стратегический очерк «Битва под Сталинградом», подготовленный авторским коллективом под руководством Н. М. Замятина.


Большое внимание уделялось подготовке и изданию научно-популярной литературы для массового читателя. Интерес к ней был огромен. В Академии наук СССР была образована специальная Комиссия по изданию научно-популярной литературы под руководством академика В. Л. Комарова. Издательство политической литературы опубликовало серию книг, в которую вошли сборники «Битва за Москву», «Героический Ленинград», «О героическом Сталинграде», «Орловская битва». Воениздат выпустил большими тиражами серию брошюр о героической обороне Одессы, разгроме гитлеровцев под Москвой, Сталинградом, Ростовом, Курском, в Мало-Вишерской, Елецкой и ряде других операций, о боевых действиях флота.


Широко, достаточно полно и оперативно освещались события Великой Отечественной войны в общественно-политических и военных журналах, фронтовых, флотских, окружных, армейских и дивизионных газетах. Это поистине летопись героизма советских воинов.


Постоянно публиковались статьи и заметки, в которых рассказывалось о высоких моральных качествах советских воинов, их силе духа, военном искусстве, о партизанах и подпольщиках, народном ополчении. Сотни публикаций были посвящены работе тыла страны, ее экономике, промышленности и сельскому хозяйству, показу преимуществ советской экономики над экономикой врага. В 1944 г. под руководством академика С. Г. Струмилина опубликованы «Очерки военной экономики СССР», ставшие существенным вкладом в историографию войны. Серия «Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны в документах и материалах» была посвящена внешним военно-политическим проблемам, борьбе СССР за создание и укрепление антигитлеровской коалиции, с одной стороны, и за развал фашистско-милитаристского блока — с другой. В публикациях различного жанра разоблачались акты агрессии и вандализма, творимые захватчиками на оккупированных территориях, попрание норм ведения войны, установленных международными конвенциями, говорилось о личной ответственности руководителей нацистской Германии за причиненный СССР материальный ущерб, о способах его возмещения, об организации расследования преступлений против человечности и суда над ними.


В военные годы в области историографии была проделана большая работа по созданию источниковой базы истории Великой Отечественной войны, накоплен и систематизирован значительный материал, заложена основа для дальнейшего, более глубокого изучения событий войны, для последующего развития ее историографии. Именно тогда формировались концепции, взгляды на военно-исторические события, их военно-политические, экономические и общеисторические оценки. Периодическая печать военных лет активно пропагандировала военно-историческую литературу, публикуя рецензии и библиографические обзоры вышедших книг и брошюр по истории Великой Отечественной войны. Историческая литература в годы войны в основном имела или оперативный, или публицистический характер, одновременно обобщая огромный фактический материал. Она выполнила свое историческое предназначение, способствуя борьбе советского народа с фашистскими захватчиками и их разгрому. Конечно, она не избежала определенных недостатков, обусловленных как объективными, так и субъективными обстоятельствами. Нацеленная на решение задач по мобилизации духовных сил народа на разгром врага, на воспитание уверенности в победе, эта литература акцентировала внимание на позитивных эпизодах борьбы с захватчиками, не останавливаясь подробно на неудачах и их причинах. В целом она отвечала уровню и возможностям того времени.



Борьба за огонь. 2-е издание

Как сделать так, чтобы настоящее было достойно великого прошлого? Как сохранить Огонь Истории и обеспечить будущее России? Этим злободневным вопросам посвящена книга известного философа и историка С. А. Тюшкевича, человека яркой и необычной судьбы. Центральная тема работы — Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.<br /> Издание рассчитано на широкий круг читателей.

179
История Тюшкевич С.А. Борьба за огонь. 2-е издание

История Тюшкевич С.А. Борьба за огонь. 2-е издание

История Тюшкевич С.А. Борьба за огонь. 2-е издание

Как сделать так, чтобы настоящее было достойно великого прошлого? Как сохранить Огонь Истории и обеспечить будущее России? Этим злободневным вопросам посвящена книга известного философа и историка С. А. Тюшкевича, человека яркой и необычной судьбы. Центральная тема работы — Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.<br /> Издание рассчитано на широкий круг читателей.