Юридическая Под ред. Гриненко А.В. Адвокатура в Российской Федерации. 4-е издание. Учебник

Адвокатура в Российской Федерации. 4-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 01.05.2015
ISBN: 9785392179510
Язык:
Объем текста: 207 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Понятие адвокатуры и ее назначение

Глава 2. История развития адвокатуры в России

Глава 3. Адвокат и его статус

Глава 4. Права и обязанности адвоката

Глава 5. Гарантии независимости адвоката и адвокатская тайна

Глава 6. Организационные основы адвокатуры в Российской Федерации

Глава 7. Участие адвоката в конституционном судопроизводстве

Глава 8. Участие адвоката в гражданском судопроизводстве

Глава 9. Участие адвоката в арбитражном судопроизводстве

Глава 10. Деятельность адвоката в третейских судах

Глава 11. Участие адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях

Глава 12. Участие адвоката в уголовном судопроизводстве

Приложение 1. Конституция Российской Федерации

Приложение 2. Всеобщая декларация прав человека

Приложение 3. Конвенция прав человека и основных свобод (ETS 5)

Приложение 4. Международный пакт о гражданских и политических правах

Приложение 5. Минимальные стандартные правила организации объединенных наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (пекинские правила)

Приложение 6. Основные принципы, касающиеся роли юристов

Приложение 7. Рекомендация комитета министров совета европы о свободе осуществления профессии адвоката



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 12.
УЧАСТИЕ АДВОКАТА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ


Одной из форм оказания адвокатом юридической помощи является участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве (п. 5 ч. 2 ст. 2 Закона об адвокатуре).


Порядок производства по уголовным делам регламентирован Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ.


В уголовном судопроизводстве адвокат может выступать на стороне как защиты, так и обвинения. На стороне защиты адвокат обладает полномочиями защитника, т. е. лица, осуществляющего в установленном законом порядке защиту прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающего им юридическую помощь при производстве по уголовному делу (ч. 1 ст. 49 УПК РФ). Адвокат вправе выступать и в качестве представителя гражданского ответчика (ч. 1 ст. 55 УПК РФ). Представителем стороны обвинения адвокат является в случаях, когда он отстаивает интересы потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя (ч. 1 ст. 45 УПК РФ).


Кроме того, в УПК РФ создана новая форма участия адвоката в уголовном судопроизводстве. В ч. 5 ст. 189 УПК РФ закреплено право свидетеля явиться на допрос с адвокатом, приглашенным для оказания юридической помощи. При этом отношения между адвокатом и его доверителем вне рамок уголовного судопроизводства строятся в соответствии с Законом об адвокатуре, а при участии адвоката в допросе свидетеля регламентируются уголовно-процессуальным законодательством.


Если свидетель прибыл на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе и пользуется при этом правами, закрепленными в ч. 2 ст. 53 УПК РФ для защитника. Адвокат вправе в рамках оказания помощи своему доверителю давать ему в присутствии следователя краткие консультации, задавать с разрешения следователя вопросы допрашиваемым лицам (в том числе и самому свидетелю), делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия. Следователь может отвести вопросы адвоката как не относящиеся к уголовному делу, но он обязан занести отведенные вопросы в протокол.


Защитник участвует в уголовном деле:


1) с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого (за исключением указанных ниже случаев, поскольку они наступают ранее момента привлечения лица в качестве обвиняемого);


2) с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица;


3) с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях:


— предусмотренных ст. 91 и 92 УПК РФ;


— применения к нему в соответствии со ст. 100 УПК РФ меры пресечения в виде заключения под стражу;


4) с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления при производстве дознания;


5) с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы;


6) с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления;


7) с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении (ст. 49 УПК РФ).


Положение п. 5 ч. 3 ст. 49 УПК РФ принято во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. И. Маслова».


В данном постановлении указано, что Конституция Российской Федерации, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, ч. 1 ст. 45), предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48) и, кроме того, прямо предусматривает, что «каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения» (ч. 2 ст. 48).


Закрепляя это право как непосредственно действующее, Конституция Российской Федерации не связывает предоставление помощи адвоката (защитника) с формальным признанием лица подозреваемым либо обвиняемым, а, следовательно, и с моментом принятия органом дознания, следствия или прокуратуры какого-либо процессуального акта и не наделяет федерального законодателя правом устанавливать ограничительные условия его реализации.


Норма ч. 2 ст. 48 Конституции Российской Федерации определенно указывает на сущностные признаки, характеризующие фактическое положение лица как нуждающегося в правовой помощи в силу того, что его конституционные права, прежде всего на свободу и личную неприкосновенность, ограничены, в том числе в связи с уголовным преследованием в целях установления его виновности. Поэтому конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным.


По буквальному смыслу положений, закрепленных в ст. 2, 45 и 48 Конституции Российской Федерации, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, — удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность.


В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 49 УПК РФ защитник участвует в уголовном деле с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы. Представляется, что в случаях, когда лицо, в отношении которого назначена такая экспертиза, само не пригласило защитника, он должен участвовать по назначению, так как сам факт назначения в отношении лица экспертизы свидетельствует о наличии сомнений в его психическом здоровье.


Если подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по делу, защитник предоставляется ему наряду с переводчиком. При этом не следует смешивать процессуальное предназначение переводчика (ст. 59 УПК РФ) и защитника (ст. 49 УПК РФ). Защитник не должен заниматься устным или письменным переводом, и наоборот, переводчик не должен выходить за пределы своих прав. Только при соединении их знаний возможно надежное обеспечение прав лица, не владеющего языком уголовного судопроизводства.


Соблюдение адвокатом государственной и иной охраняемой законом тайны является непременным условием его допуска к соответствующим сведениям.


Вопрос о допуске адвоката к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, был предметом рассмотрения в рамках конституционного судопроизводства (см. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года “О государственной тайне” в связи с жалобами граждан В. М. Гурджиянца, В. Н. Синцова, В. Н. Бугрова и А. К. Никитина». В данном постановлении указано, что из ст. 48 Конституции Российской Федерации следует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью адвоката (защитника) на всех стадиях уголовного судопроизводства. В соответствии со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, являющегося составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый при рассмотрении предъявленного ему обвинения вправе сноситься с выбранным им самим защитником и защищать себя через его посредство.


Поэтому отказ подозреваемому (обвиняемому) в приглашении выбранного им адвоката по мотивам отсутствия у последнего допуска к государственной тайне, а также предложение обвиняемому (подозреваемому) выбрать защитника из определенного круга адвокатов, имеющих такой допуск, обусловленный распространением положений ст. 21 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» на сферу уголовного судопроизводства, неправомерно ограничивают конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника (ст. 48 Конституции Российской Федерации, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах). Указанные конституционные права в силу ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.


Зависимость выбора обвиняемым адвоката от наличия у последнего допуска к государственной тайне противоречит также принципу состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, закрепленному в ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации.


Расследование большинства уголовных дел, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством возложено на органы Федеральной службы безопасности. Эти же органы согласно ст. 21 и 22 Закона РФ «О государственной тайне» проводят проверочные мероприятия в отношении лиц, которым оформляется допуск к государственной тайне, и тем самым фактически предопределяют решение о его выдаче. При таких обстоятельствах адвокат объективно оказывается в зависимости от органов, осуществляющих уголовное преследование, что ставит защиту и обвинение в неравное положение.


В связи с вышеизложенным в Закон РФ «О государственной тайне» была добавлена ст. 21.1 «Особый порядок допуска к государственной тайне», где указано, что адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Адвокаты предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности адвокатов.


В ч. 1 ст. 51 УПК РФ перечислены случаи, когда участие защитника в уголовном судопроизводстве является обязательным и не зависит от волеизъявления подозреваемого (обвиняемого):


1. Если подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника в порядке, установленном ст. 52 УПК РФ. Если лицо категорически не желает пользоваться помощью защитника, то отказ должен быть оформлен письменно. Но в ч. 2 ст. 52 УПК РФ дополнительно установлено, что отказ от защитника в любом случае для дознавателя, следователя и суда не обязателен. Поэтому защитник может быть приглашен по инициативе должностного лица уголовного судопроизводства и в тех случаях, когда подозреваемый, обвиняемый от него отказался. Например, такая ситуация может возникнуть, если лицо является малограмотным.


2. Если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним. К категории несовершеннолетних относятся лица, которым на момент разрешения вопроса об участии защитника не исполнилось 18 лет. Данное правило перестает действовать после того, как лицо достигло совершеннолетия. Исключение составляют случаи, когда в отношении подозреваемого, обвиняемого одновременно действуют иные основания для обязательного предоставления защитника.


3. Если подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту. Под физическими недостатками понимаются такие хронические заболевания, которые не позволяют лицу адекватно воспринимать поступающую к нему информацию и в полной мере пользоваться своими правами. К подобным недостаткам относятся слепота, немота, глухота, полный или частичный паралич и т. п. Проявлением психических недостатков является наличие у лица психического заболевания, как исключающего, так и не исключающего вменяемости. Хотя при наличии у следователя, дознавателя сомнений в психическом здоровье лица обязательно назначается судебно-психиатрическая экспертиза (п. 3 ст. 196 УПК РФ), предоставление лицу защитника не должно ставиться в зависимость от содержания заключения экспертов. Подозреваемому, обвиняемому защитник обеспечивается сразу же после того, как будет установлен факт психического расстройства лица (например, получена справка из психоневрологического диспансера о наличии заболевания).


4. Если судебное разбирательство проводится в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК РФ. В соответствии с данной нормой в случаях когда лицо, обвиняемое в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, находится за пределами Российской Федерации и (или) уклоняется от явки в суд, судебное разбирательство может происходить в отсутствие подсудимого. Если защитник не был приглашен самим подсудимым, то меры по назначению защитника принимает суд. Дополнительно заметим, что поскольку речь идет о судебном разбирательстве, на стадии предварительного расследования правило об обязательности предоставления защитника в этом случае не действует.



Адвокатура в Российской Федерации. 4-е издание. Учебник

В учебнике изложены наиболее важные вопросы, раскрывающие понятие российской адвокатуры, определяющие ее место и роль в современном гражданском обществе. Определены основные исторические вехи развития института адвокатуры, раскрыты сущность статуса адвоката, гарантии его независимости. Подробно описана структура различных видов адвокатских образований. Особое внимание уделено характеристике деятельности адвоката в конституционном, гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.<br /> Законодательство приведено по состоянию на январь 2015 г.<br /> Для студентов, преподавателей и аспирантов юридических вузов, а также иных заинтересованных лиц.

249
Юридическая Под ред. Гриненко А.В. Адвокатура в Российской Федерации. 4-е издание. Учебник

Юридическая Под ред. Гриненко А.В. Адвокатура в Российской Федерации. 4-е издание. Учебник

Юридическая Под ред. Гриненко А.В. Адвокатура в Российской Федерации. 4-е издание. Учебник

В учебнике изложены наиболее важные вопросы, раскрывающие понятие российской адвокатуры, определяющие ее место и роль в современном гражданском обществе. Определены основные исторические вехи развития института адвокатуры, раскрыты сущность статуса адвоката, гарантии его независимости. Подробно описана структура различных видов адвокатских образований. Особое внимание уделено характеристике деятельности адвоката в конституционном, гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.<br /> Законодательство приведено по состоянию на январь 2015 г.<br /> Для студентов, преподавателей и аспирантов юридических вузов, а также иных заинтересованных лиц.