Юридическая Борисова Т.Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики

Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.12.2013
ISBN: 9785392075270
Язык:
Объем текста: 162 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Правовая природа суррогатного материнства. 1.1. История становления и развития института суррогатного материнства

1.2. Обзор национального и зарубежного законодательства в области суррогатного материнства

1.3. Понятие и сущность суррогатного материнства

Глава 2. Договор суррогатного материнства. 2.1. Понятие и юридическая характеристика договора суррогатного материнства

2.2. Правовое положение субъектов правоотношений, возникающих в связи с применением метода суррогатного материнства

2.3. Перспективы развития института ответственности в сфере суррогатного материнства

Заключение

Приложения. Приложение 1. Образец договора суррогатного материнства

Приложение 2. Проект главы Федерального закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях»



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 2. ДОГОВОР СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА


2.1. Понятие и юридическая характеристика договора суррогатного материнства


Анализ действующего законодательства в области суррогатного материнства показал, что оно страдает существенными недостатками, определилось не по всем позициям и далеко не исчерпывающим образом. Многие вопросы остаются за пределами правового регулирования. Обойден стороной вопрос о характере отношений между суррогатной матерью и лицами, обратившимися к ней, хотя их договорная природа очевидна. Нигде не раскрыта юридическая характеристика договора суррогатного материнства, нет определенности в отношении его существенных условий, правового статуса сторон и предъявляемых к ним требований. Нет никакой ясности в правовом положении супруга суррогатной матери.


Действующее правовое регулирование в данной области содержит лишь общее правило записи родителей ребенка, выношенного суррогатной матерью, не устанавливая круг прав и обязанностей, которые возникают между родителями и суррогатной матерью в процессе вынашивания плода. Семейный кодекс Российской Федерации говорит лишь о письменном согласии лиц, состоящих в браке, на имплантацию эмбриона и не предусматривает заключение каких-либо договоров между участниками данного процесса, хотя и не запрещает их. Рассматривая обязательные требования, выдвигаемые законом для участия в программе «Суррогатное материнство», можно выделить следующие:


в соответствии со ст. 35 Основ законодательства искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются только при наличии письменного согласия супругов. Если суррогатная мать на момент заключения договора состоит в браке, то согласие мужа на участие жены в ЭКО является необходимым условием действительности договора;


потенциальные родители должны отвечать следующим требованиям:


1) состоять в зарегистрированном браке;


2) иметь соответствующие медицинские показания, предусмотренные Приказом Минздрава РФ от 26 февраля 2003 г. № 67. Суррогатной матерью тоже может стать не каждая женщина. Необходимые требования закреплены в Приложении № 1 того же Приказа Минздрава России.


В остальном поле действия сторон договора абсолютно открыты, и они могут действовать по принципу: «Что не запрещено законом, то разрешено».


Некоторые ученые придерживаются мнения, что договор суррогатного материнства согласно ст. 169 Гражданского кодекса РФ следует отнести к разряду ничтожных сделок как нарушающий основы нравственности и правопорядка.


Другие юристы утверждают, что договор суррогатного материнства нельзя отнести к гражданско-правовым договорам и, соответственно, невозможно применение к нему гражданского законодательства о договорах, так как передача ребенка суррогатной матерью не может быть предметом договора, а ребенок — предметом сделки.


Встречается также мнение, что правовое регулирование договора суррогатного материнства нужно рассматривать в зависимости от характера складывающихся отношений между субъектами. Если такие отношения носят имущественный характер, то они могут быть урегулированы нормами Гражданского кодекса РФ (что позволяет сделать ст. 4 Семейный кодекс РФ и ст. 6 Гражданского кодекса РФ). При этом неимущественные отношения должны регулироваться Семейным кодексом РФ.


Отдельные специалисты, ставя под сомнение юридическую силу договора суррогатного материнства, поднимают вполне резонный вопрос о его целесообразности в связи с тем, что он не обеспечивает лицам, обратившимся к суррогатной матери, достижение желаемой цели. Даже при наличии заключенного договора суррогатного материнства указанные лица не вправе потребовать в судебном порядке передачи им ребенка, рожденного суррогатной матерью. Они практически лишены средств судебной защиты и в тех случаях, когда суррогатная мать нарушает режим беременности и это негативно сказывается на состоянии здоровья ребенка, либо прерывает беременность. А тот факт, что в предмет исследуемого договора никак не могут быть включены здоровье суррогатной матери и собственно ребенок (эмбрион, новорожденный) приводит, по мнению некоторых авторов, к тому, что договор утрачивает свои регулятивные свойства.


Необходимо отметить, что зарубежное законодательство, хотя и предусматривает возможность заключения договора между суррогатной матерью и лицами, обратившимися к ее услугам, но сопровождает его многочисленными формальностями. При этом вопросы, связанные с установлением родительских прав в отношении ребенка, урегулированы императивно, что свидетельствует о небольшом практическом значении договора в регулировании отношений по суррогатному материнству.


Следует признать, что заключение договора суррогатного материнства является необходимым условием соблюдения прав и законных интересов всех участников данных правоотношений. От того, насколько грамотно будет составлен договор, зависит построение и развитие отношений между суррогатной матерью и лицами, обратившимися к ее услугам.


Договор суррогатного материнства является новым самостоятельным видом договора, отличным от иных гражданско-правовых договоров, перечисленных в Гражданском кодексе РФ.


Определенно, договор суррогатного материнства относится к числу непоименованных. Система договоров постоянно развивается сообразно изменению содержания развивающейся действительности, которая с их помощью регулируется. Появляются новые типы (виды, подвиды) договоров.


Право должно обеспечивать юридическим механизмом те договорные отношения, которые того требуют. В этом — одна из составляющих эффективности правового регулирования. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы законодатель своевременно создавал новые типы (виды, подвиды) договоров, отражающих юридически значимое разнообразие экономического оборота.


Возможность и целесообразность заключения договоров между участниками процесса суррогатного материнства находит подтверждение и в научной литературе. Так, по мнению Е. В. Григорович, при осуществлении программы суррогатного материнства возникает множество вопросов, требующих обязательного решения при заключении договора. Словацкие ученые Я. Дргонец и П. Холлендер называют заключенный сторонами данных правоотношений договор правовой основой суррогатного материнства.


Заключение договора является необходимым условием проведения программы «Суррогатное материнство», поскольку рассматриваемые правоотношения носят сложный, комплексный характер, т. к. применение метода суррогатного материнства затрагивает одновременно:


права рожденного ребенка;


права лиц, обратившихся к услугам суррогатной матери;


права суррогатной матери;


права супруга суррогатной матери;


права родственников суррогатной матери (в случае если она является донором яйцеклетки) и лиц, обратившихся к ее услугам.


В связи с этим особое значение приобретает надлежащее правовое оформление отношений, возникающих в процессе реализации программы «Суррогатное материнство». Договор необходим для урегулирования таких возникающих впоследствии вопросов, как:


какое участие должны принимать супруги-заказчики в материальном обеспечении суррогатной матери во время вынашивания?


какое содействие должны они ей оказывать?


как и должны ли супруги-заказчики компенсировать матери возникший в результате осложнений ущерб здоровью?


каковы обязанности сторон в случае, если беременность не завершилась рождением здорового ребенка?


договариваются ли стороны сохранять тайну отношений суррогатного материнства?


Это далеко не полный перечень вопросов, возникающих в процессе реализации метода суррогатного материнства, которые никоим образом не регламентированы законодательством Российской Федерации, но с которыми могут столкнуться суррогатная мать и лица, обратившиеся к ее услугам.


При составлении договора суррогатного материнства необходимо руководствоваться ст. 8 и 421 Гражданского кодекса РФ. Этими статьями устанавливается возможность заключения договоров как предусмотренных законом или иным нормативным актом, так и не предусмотренных ими. Главное, чтобы заключаемый договор не противоречил закону.


Исходя из существа отношений, возникающих в процессе реализации программы суррогатного материнства, данный договор можно определить как соглашение, по которому одна сторона (суррогатная мать) обязуется по заданию другой стороны (супругов-заказчиков) пройти процедуру имплантации эмбриона (-нов), выносить его (их), обеспечивая благоприятные условия внутриутробного развития, и в случае рождения ребенка (детей) передать его (их) супругам-заказчикам, а супруги-заказчики обязуются выплатить суррогатной матери за оказанные услуги вознаграждение в случае возмездности договора.


Поскольку договор создает правоотношения между сторонами, но не гарантирует реализацию конечной цели, т. е. получение ребенка супругами-заказчиками, он относится к категории алеаторных. При заключении договора суррогатного материнства сторонам точно не известно, насколько благоприятно будет протекать беременность и нет никакой гарантии, что она завершится рождением здорового ребенка, в том числе и при надлежащем исполнении сторонами своих обязательств по договору. Однако, если суррогатная мать по заданию супругов-заказчиков прошла процедуру имплантации эмбриона, вынашивала его (пусть даже непродолжительный период времени), обеспечивала благоприятные условия для его внутриутробного развития, то даже в случае неудачного исхода программы договор следует считать исполненным, поскольку сама услуга была оказана. Деятельность суррогатной матери может не иметь желанного результата (рождение ребенка), но представляет юридически значимый интерес для супругов-заказчиков. В данном случае сама услуга — прохождение процедуры имплантации эмбриона, его вынашивание, обеспечение благоприятных условий для его внутриутробного развития — самостоятельный объект правоотношений.


Кроме того, что договор суррогатного материнства является алеаторным, он относится к категории консенсуальных, поскольку он будет считаться заключенным с момента достижения соглашения между сторонами по всем его существенным условиям.


Договор является синаллагматическим, поскольку права и обязанности лежат на обеих сторонах. Так, и супруги, обратившиеся к суррогатной матери, и сама суррогатная мать, являются сторонами договора, наделенными правами и обязанностями по отношению друг к другу.


Договор может быть как возмездным, так и безвозмездным. В первом случае суррогатная мать получает вознаграждение, определяемое с учетом цен на данном «рынке», за исполнение своих обязательств по договору. Данное вознаграждение должно быть выплачено независимо от того, насколько успешно была реализована программа «Суррогатное материнство». Если, например, при надлежащем исполнении суррогатной матерью взятых по договору обязательств ребенок родился неполноценным, то суррогатной матери все равно должно быть выплачено вознаграждение. Безвозмездное суррогатное материнство не предполагает какой-либо оплаты за оказанные суррогатной матерью услуги и осуществляется на некоммерческой основе. Суррогатной матери иногда могут быть возмещены расходы, связанные с потерей заработной платы, или выплачена компенсация за перенесенную боль и физические страдания.


Представляет интерес также дело Inc. v. Kentucky, рассмотренное Верховным судом Кентукки. Генеральный прокурор Кентукки обратился в суд с заявлением об аннулировании регистрации Ассоциации суррогатного материнства, поскольку, по его мнению, цели данной организации, а именно развитие суррогатного материнства, осуществляемого на возмездной основе, противоречат статуту Кентукки об усыновлении, который запрещает выплату каких-либо денежных сумм лицу, осуществляющему родительские права, с целью изменить порядок опеки и осуществления родительских прав. Суд, проанализировав законодательство Кентукки об усыновлении, пришел к выводу, что заключение соглашения о суррогатном материнстве на возмездной основе является принципиально отличным от усыновления правоотношением и не может регулироваться законодательством об усыновлении и что законодатель не может вмешиваться в подобные отношения и устанавливать их возмездность или безвозмездность, суррогатная мать при заключении подобных соглашений имеет свободу самостоятельно решать, будет ли соглашение заключено на возмездной основе или нет.


Аналогичного подхода придерживаются и суды Нью-Йорка. При рассмотрении дела «Ваbу girl L. J.» Верховный суд Нью-Йорка вынес решение по двум отдельным вопросам — предоставил родительские права по договору о суррогатном материнстве донору, чьи биологические материалы использовались при искусственном оплодотворении суррогатной матери и который имел намерение стать отцом ребенка, и его супруге, а также определил, что договор о суррогатном материнстве не может носить возмездный характер. При решении первого вопроса суд обратил внимание на то, что в подобных ситуациях необходимо руководствоваться прежде всего интересами ребенка. А при решении второго указал, что уважает решение Верховного суда Кентукки по делу Inc. v. Kentucky, и определил, что договоры о суррогатном материнстве полностью соответствуют семейному законодательству Нью-Йорка и могут носить возмездный характер.


На примере рассмотрения судом Нью-Джерси дела «In re Baby M» можно выделить еще один подход к решению вопроса о том, может ли договор о суррогатном материнстве носить возмездный характер: согласно решению суда соглашение о суррогатном материнстве является договором и должно регулироваться нормами договорного права. Суд также обратил внимание на то, что отношения по установлению родительских прав по договорам о суррогатном материнстве не должны регулироваться законодательством об усыновлении, поскольку это принципиально отличные от усыновления отношения, и что соглашение о суррогатном материнстве, являясь прежде всего договором, может носить возмездный характер.




Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики

Работа является одним из первых комплексных монографических исследований, затрагивающих вопросы репродуктивных прав человека в сфере суррогатного материнства, вызывающего наиболее острые споры юристов, социологов, медиков и представителей религиозных организаций в России.<br />             В монографии рассматривается история становления и развития института суррогатного материнства. Автор обращает внимание на отсутствие в теории, законодательстве и практике единого подхода к решению ключевых вопросов данного метода вспомогательных репродуктивных технологий. Исследование осуществлено с учетом современного состояния решения теоретических и практических проблем в данной сфере. На основе проведенного анализа сделаны выводы, имеющие как теоретическое, так и практическое значение, сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию законодательства в области суррогатного материнства.<br />             Книга предназначена для научных и практических работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических учебных заведений, а также всех интересующихся проблемами суррогатного материнства.

179
Юридическая Борисова Т.Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики

Юридическая Борисова Т.Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики

Юридическая Борисова Т.Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики

Работа является одним из первых комплексных монографических исследований, затрагивающих вопросы репродуктивных прав человека в сфере суррогатного материнства, вызывающего наиболее острые споры юристов, социологов, медиков и представителей религиозных организаций в России.<br />             В монографии рассматривается история становления и развития института суррогатного материнства. Автор обращает внимание на отсутствие в теории, законодательстве и практике единого подхода к решению ключевых вопросов данного метода вспомогательных репродуктивных технологий. Исследование осуществлено с учетом современного состояния решения теоретических и практических проблем в данной сфере. На основе проведенного анализа сделаны выводы, имеющие как теоретическое, так и практическое значение, сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию законодательства в области суррогатного материнства.<br />             Книга предназначена для научных и практических работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических учебных заведений, а также всех интересующихся проблемами суррогатного материнства.

Внимание! Авторские права на книгу "Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики" (Борисова Т.Е.) охраняются законодательством!