Юридическая Оганесян А.Н. Судебная защита прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Учебное пособие для магистров

Судебная защита прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Учебное пособие для магистров

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.04.2017
ISBN: 9785392243112
Язык:
Объем текста: 105 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Судебная защита прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации: общая характеристика

Глава 2. Судебная защита результатов интеллектуальной деятельности

Глава 3. Судебная защита нетипичных объектов интеллектуальных прав

Глава 4. Судебная защита средств индивидуализации



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4.
Судебная защита средств индивидуализации


§ 1. Судебная защита исключительных прав на товарный знак и наименование места происхождения товара


Товарным знаком признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Также гражданским законодательством выделяется категория «знак обслуживания», которым является обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Однако на практике, как правило, знак обслуживания также именуется товарным знаком (в указанной работе указанные категории также рассматриваются в качестве равнозначных).


В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.


Однако для того, чтобы то или иное обозначение было признано в качестве товарного знака, оно в установленном порядке должно быть зарегистрировано. Как следует из ст. 1440 ГК РФ, на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, осуществляющим функции обозначений в качестве товарных знаков, является Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).


Исключительное право на товарный знак действует до прекращения правовой охраны товарного знака. Правовая охрана товарного знака прекращается: 1) в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак; 2) на основании принятого решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками; 3) на основании принятого решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием; 4) на основании принятого по заявлению любого лица решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с прекращением юридического лица — правообладателя или регистрацией прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя — правообладателя; 5) в случае отказа правообладателя от права на товарный знак; 6) на основании принятого по заявлению заинтересованного лица решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.


Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия исключительного права на него, если правовая охрана изначально была ему предоставлена с нарушением требований ГК РФ (ст. 1512 ГК РФ). В указанном случае оспаривание правовой охраны товарного знака осуществляется в административном порядке путем подачи заинтересованным лицом соответствующего возражения в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.


Досрочное прекращение правовой охраны товарного знака в связи с его использованием осуществляется в судебном порядке (исковое производство) по иску заинтересованного лица.


При этом, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 39 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015), досрочное прекращение правовой охраны товарного знака в связи с неиспользованием означает прекращение исключительного права на товарный знак на будущее время, поэтому требования правообладателя о защите исключительного права, предъявленные до прекращения правовой охраны товарного знака, подлежат удовлетворению. До прекращения правовой охраны товарного знака лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак, не может быть отказано в его защите. Поэтому требования правообладателя о защите исключительного права, предъявленные в связи с нарушением, совершенным до прекращения правовой охраны товарного знака, подлежат удовлетворению. Действия правообладателя по защите исключительного права не являются в данном случае злоупотреблением правом, поскольку совершены до обращения компании в суд с требованием о досрочном прекращении правовой охраны.


Также необходимо иметь в виду, что правообладателю не может быть отказано в защите исключительного права и в том случае, если, по мнению суда, предоставление ему правовой охраны осуществлено с нарушением законодательства.


Пример из судебной практики


ООО «РВА» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ООО «Донская Станица» о запрете незаконного использования обозначения «Усадьба», сходного до степени смешения с товарным знаком «Усадьба» по свидетельству Российской Федерации № 523814, о взыскании компенсации в размере 5 000 000 руб. за нарушение исключительного права на этот товарный знак.


Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований отказано. При этом суды исходили, в том числе, из того, что слово «Усадьба» является общепринятым понятием и неохраняемым элементом, поэтому его использование ответчиком отдельно от других изобразительных элементов товарного знака не является нарушением исключительного права на товарный знак.


Суд по интеллектуальным правам, отменяя обжалуемые судебные акты, указал, что, признавая словесный элемент «Усадьба» в составе комбинированного товарного знака неохраняемым, суды фактически в нарушение вышеприведенных норм ГК РФ, исключив административную процедуру оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку, ограничили правовую охрану товарного знака истца, объем которой установлен соответствующим решением Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) о государственной регистрации товарного знака.


Применительно к данной ситуации необходимо учесть, что ВС РФ и ВАС РФ ранее давались соответствующие разъяснения. Так, согласно п. 22 постановления от 26.03.2009 № 5/29 при рассмотрении судом дел о нарушении интеллектуальных прав возражения сторон, относящиеся к спору, подлежащему рассмотрению в административном (внесудебном) порядке, не должны приниматься во внимание и не могут быть положены в основу решения.


Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак, не может быть отказано в его защите (даже в случае, если в суд представляются доказательства неправомерности регистрации товарного знака) до признания предоставления правовой охраны такому товарному знаку недействительной в порядке, предусмотренном ст. 1512 ГК РФ, или прекращения правовой охраны товарного знака в порядке, установленном ст. 1514 ГК РФ (п. 62 постановления от 26.03.2009 № 5/29).


Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 16577/11 по делу № А40-2569/2011, отказ в иске о защите исключительного права на товарный знак по основанию отсутствия его различительной способности, а также в связи с тем, что товарный знак состоит только из элементов, характеризующих товары, противоречит нормам ГК РФ и разъяснениям, данным в п. 22 и 62 постановления от 26.03.2009 № 5/29.


Вместе с тем правообладателю может быть отказано в защите принадлежащего ему исключительного права на товарный знак при наличии злоупотребления правом.


По общему правилу злоупотреблением признаются такие действия частных лиц по осуществлению принадлежащих им субъективных прав, которые противоречат самой сущности и содержанию этих прав либо выходят за необходимые пределы их осуществления, не соответствуют целевому назначению конкретного права либо преследуют в качестве единственной цели причинить вред другому лицу.


Поскольку приобретение и осуществление исключительных прав на средства индивидуализации и иные объекты промышленной собственности осуществляются в рамках предпринимательской и иной экономической деятельности, соответствующими хозяйствующими субъектами подлежат соблюдению требования законодательства в части недопущения недобросовестной конкуренции.


Согласно пунктам 2 и 3 ст. 10bis Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883, далее — Парижская конвенция) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.


В частности, подлежат запрету:


1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;


2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;


3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара.


Вместе с тем для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом суду необходимо установить, что умысел такого лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав с единственной целью причинения вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей). При этом злоупотребление правом должно носить достаточно очевидный характер, а вывод о нем не должен являться следствием предположений. В этом случае выяснению подлежат действительные намерения лица, приобретающего исключительное право на товарный знак.


Пример из судебной практики


Так, не признавая действия лица злоупотреблением правом, суд указал следующее. Заявляя о злоупотреблении правом со стороны общества «Ликеро-водочный завод “ОША”», общество «Пивоваренная компания “Балтика”» видит его проявление в том, что регистрация оспариваемого товарного знака была осуществлена для получения исключительных прав на обозначение «ТРАДИЦИИ КАЧЕСТВА», используемое различными производителями и обладающее узнаваемостью среди потребителей, с ущемлением прав других субъектов хозяйственной деятельности, что наделяет правообладателя необоснованными преимуществами от использования обозначения «ТРАДИЦИИ КАЧЕСТВА».


Между тем такие утверждения носят предположительный характер.


Обществом «Пивоваренная компания “Балтика”» не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что действия общества «Ликеро-водочный завод “ОША”» направлены исключительно на причинение вреда другим лицам.


Суду не было представлено доказательств того, что на дату приоритета оспариваемого товарного знака существовали конкурентные отношения на российском рынке с использованием обозначения «ТРАДИЦИИ КАЧЕСТВА», что свидетельствует об отсутствии со стороны общества «Ликеро-водочный завод “ОША”» умысла на получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности путем регистрации обозначения «КРЕПКИЕ ТРАДИЦИИ КАЧЕСТВА» в качестве товарного знака.


Также не является злоупотреблением правом сам по себе запрет правообладателем товарного знака на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, маркированных принадлежащими ему средствами индивидуализации, лицами, с которыми не заключены соответствующие гражданско-правовые договоры, предусматривающие ввоз, хранение, перевозку, продажу и использование таких товаров.


Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.


Так же как и при товарном знаке, для предоставления наименованию места происхождения товара правовой охраны оно должно быть в установленном порядке зарегистрировано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.


Правовая охрана наименования места происхождения товара прекращается в случае: 1) исчезновения характерных для данного географического объекта условий и невозможности производить товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований в отношении данного наименования места происхождения товара; 2) прекращения правовой охраны наименования места происхождения товара в стране происхождения товара.


При этом следует учесть различный правовой режим наименования места происхождения товара как обозначения того или иного географического объекта, а также свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара.


В отличие от наименования места происхождения товара действие свидетельства об исключительном праве на него прекращается в случае: 1) утраты товаром, производимым обладателем свидетельства, особых свойств, указанных в Государственном реестре наименований в отношении данного наименования места происхождения товара; 2) прекращения правовой охраны наименования места происхождения товара по основаниям, указанным в указанном пункте; 3) прекращения юридического лица — правообладателя, или регистрации прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя — правообладателя, или смерти такого гражданина; 4) истечения срока действия свидетельства; 5) подачи обладателем свидетельства соответствующего заявления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности; 6) утраты иностранным юридическим лицом, иностранным гражданином или лицом без гражданства права на данное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.


Прекращение правовой охраны наименования места происхождения товара и действия свидетельства или свидетельств об исключительном праве на такое наименование по указанным основаниям осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по заявлению любого лица.


§ 1.1. Субъекты правоотношений по защите исключительных прав на товарный знак и наименование места происхождения товаров


Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.


Также на территории Российской Федерации правом предъявления требований о защите исключительного права на товарный знак обладают иностранные юридические лица в отношении товарных знаков по международной регистрации, которым на территории Российской Федерации предоставлена правовая охрана.


Необходимо иметь в виду, что гражданское законодательство право на защиту исключительного права на товарный знак также предоставляет лицензиату. Так, если нарушение третьими лицами исключительного права на товарный знак, на использование которого выдана исключительная лицензия, затрагивает права лицензиата, полученные им на основании лицензионного договора, лицензиат может защищать свои права способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ, и способами, предусмотренными ст. 1250 и 1252 ГК РФ. Следовательно, лицензиат может быть надлежащим истцом по делам, связанным с нарушением исключительного права на товарный знак, в случаях, если соответствующее право передано на основании исключительной лицензии.


Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 27 постановления от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», при защите прав участников лицензионных и иных договорных отношений в сфере интеллектуальной деятельности применяются обязательственно-правовые способы защиты, предусмотренные ст. 12 ГК РФ, с учетом характера и вида нарушения, норм права, предусматривающих те или иные способы адекватной защиты, и содержания исковых требований правообладателя. При применении ст. 1254 ГК РФ необходимо учитывать, что она не предоставляет лицензиатам — обладателям простой (неисключительной) лицензии право защищать свои права способами, предусмотренными ст. 1250 и 1252 ГК РФ. Таким правом обладают только лицензиаты — обладатели исключительной лицензии.


Правообладателем наименования места происхождения товара может быть как гражданин, так и юридическое лицо. При этом особенностью является то обстоятельство, что указанное наименование может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами.



Судебная защита прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Учебное пособие для магистров

В учебном пособии анализируются особенности и актуальные проблемы судебной защиты интеллектуальных прав, механизм их защиты, способы защиты и меры ответственности, применяемые при нарушении интеллектуальных прав. Также в учебном пособии представлен анализ актуальной судебной практики, в том числе по защите конкретных объектов интеллектуальных прав.<br /> Законодательство приводится по состоянию на январь 2017 г.

179
Юридическая Оганесян А.Н. Судебная защита прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Учебное пособие для магистров

Юридическая Оганесян А.Н. Судебная защита прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Учебное пособие для магистров

Юридическая Оганесян А.Н. Судебная защита прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Учебное пособие для магистров

В учебном пособии анализируются особенности и актуальные проблемы судебной защиты интеллектуальных прав, механизм их защиты, способы защиты и меры ответственности, применяемые при нарушении интеллектуальных прав. Также в учебном пособии представлен анализ актуальной судебной практики, в том числе по защите конкретных объектов интеллектуальных прав.<br /> Законодательство приводится по состоянию на январь 2017 г.