|
ОглавлениеГлава 1. Понятие семейного права как отрасли права Глава 2. История семейного права России Глава 4. Права и обязанности супругов Глава 5. Правоотношения родителей и детей Глава 6. Алиментные обязательства Глава 7. Формы вопитания детей, оставшихся без попечения родителей Глава 8. Правовое регулирование семейных правоотношений с участием иностранных граждан Глава 9. Семейное право зарубежных государств. Ссылки Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГЛАВА 2. История семейного права России§ 1. Семейное законодательство Российской империиВ дохристианский, языческий период племена, населявшие территорию России, и в первую очередь славяне, жили согласно своим обычаям, в том числе и в семейных отношениях. Соответственно последние в этот период регулировались обычным правом, которое разрешало как моногамные, так и полигамные браки. Известны такие существовавшие в данный период формы заключения брака, как похищение невесты без ее согласия, по сговору, за выкуп. Повсеместно существовало многоженство, когда некоторые мужчины имели по две и даже по три жены. Неписаные семейные обычаи говорят об определенном регулировании в сфере имущественных отношений. Так, приданое, которое выделялось семьей невесты, в дальнейшем принадлежало последней. С распространением христианской идеологии на Руси были введены новые понятия о сущности брака. В России начинает действовать «Номоканон» — собрание византийского семейного права, состоящее из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем «Номоканон» был дополнен постановлениями русских князей. Русский перевод «Номоканона» с этими дополнениями получил название «Кормчая книга». Брачно-семейными делами стала заниматься Церковь. Однако Русская церковь, вслед за Византией, не отвергала участия государственной власти в решении некоторых вопросов, относящихся к семейному праву. Требуемые церковью условия и порядок заключения брака, а также его прекращения, принципы функционирования семьи часто нарушались. Церковь отождествляла свои установления с верностью христианству. Поэтому создавалась ложная ситуация, когда Церковь и миряне боролись между собой не за христианские идеи, а за приоритет своих прав и утверждение своей власти. Церковь традиционно придерживалась взгляда на брак как на единобрачие. Таким образом, с религиозной точки зрения не могло быть и вопроса о прекращении брака и о разводе. Исповедуя этот взгляд на брак, Церковь, однако, не могла не считаться с реально существующей ситуацией, когда разводы все же случались. Таким образом, в России произошло поглощение византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке, хотя при этом сохранялись исконно русские особенности. Форма заключения брака была четко определена и включала две процедуры: обручение и венчание. В первые века Русской церкви христианские проповедники прилагали усилия, чтобы браки заключались церковным благословением, а брак по народным обычаям славянских народов считался «богомерзким делом», т. е. языческим. Но даже в конце XIII в., как отмечали исследователи, церковную форму заключения брака соблюдали князья и бояре, а простой народ считал церковное венчание ненужным и продолжал совершать браки по языческим обычаям. Основоположником семейного законодательства Российской империи был Петр I, который издал ряд указов по семейным вопросам. В частности, во время его правления был установлен брачный возраст: для юношей — 20 лет, для девушек — 17 лет. Условием вступления в брак было согласие родителей, однако его отсутствие не влекло признание брака недействительным. Предельный возраст для вступления в брак составлял 80 лет. Согласно Указу Петра I 1722 г., брак являлся добровольным актом, запрещалось женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся». Впоследствии вопросы семейного права регулировались Сводом Законов Российской империи (кн. 1 т. Х «О правах и обязанностях семейных»). В соответствии с ним признавался только церковный брак. Другой — кроме церковной — формы брака российское законодательство того времени не знало. При отсутствии церковного оформления брак рассматривался как незаконное сожительство. Согласно ст. 12 Свода законов «брак не может быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетающихся лиц, посему запрещается родителям своих детей и опекунам лиц, вверенных их опеке, принуждать ко вступлению в брак против их желания». Запрещалось вступать: — в новый брак во время существования прежнего, законом не расторгнутого; — в четвертый брак, даже если на вступающего в третий брак налагалась епитимья. В счет трех браков включались не только признанные недействительными, но и прекращенные разводом; Внимание! Авторские права на книгу "Семейное право. Учебник" (Гришаев С.П.) охраняются законодательством! |