|
ОглавлениеДля бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуСоборы и церквиВ дореволюционное время количество церквей в Санкт-Петербурге переваливало за полтысячи, годы борьбы с религией и невнимательное отношение к памятникам прошлого сократили это число в два с лишним раза. Оказались утрачены многие выдающиеся храмы, не говоря уже про небольшие церквушки и часовни. В частности, были снесены красивый собор Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади, Введенский собор, церковь Христа Спасителя, посвященная памяти моряков, погибших в Цусимском сражении, многие здания уцелели чудом. Выдающийся собор Спаса-на-Крови уже оформили под снос, но реализации планов помешала Великая Отечественная война. Сейчас идет процесс постепенного восстановления некоторых церквей, однако многие горожане полагают, что храмов в Петербурге и без того достаточно. Действительно, соборы и церкви в центре города встречаются часто, причем порой рядом стоящие здания сильно разнятся по оформлению и архитектуре. В этом уникальность Северной столицы, много десятилетий аккумулировавшей лучшие достижения зодчества. Исаакиевский собор на редкость удачно вписался в центр Санкт-Петербурга, и теперь трудно представить себе облик города без этой величавой громадины, чей купол видно за десятки километров. Первый храм, посвященный святому Исаакию, построили рядом с Адмиралтейскими верфями еще при Петре I. Потом деревянную постройку сменила каменная, простоявшая почти полвека. Работы над более крупным зданием начались в 1768 году, закончить их смогли только в 1802 году и то с грехом пополам, совсем не так, как полагалось по проекту. Тогда появилась ядовитая эпиграмма, дескать, низ мраморный, а верх кирпичный, с намеком на блестящее царствование императрицы Екатерины II и сомнительную деятельность ее сына, императора Павла I. Последний, в частности, велел использовать при постройке своей резиденции плиты, приготовленные для Исаакиевского собора, за что и заслужил насмешку. Исаакиевский собор
Новый вариант храма был разработан талантливым французским архитектором Огюстом Монферраном, чей проект пришелся по душе императору Александру I. К возведению здания, призванного олицетворять новую эпоху в жизни России, приступили в 1819 году, однако почти сразу выяснилось, что автор проекта допустил при расчетах ряд ошибок. Пришлось ему внести соответствующие изменения. Потребовалось в общей сложности сорок лет напряженного труда, прежде чем Исаакиевский собор закончили и освятили. К тому времени здание уже признали новой вехой в архитектуре, так как его формы и пышная отделка резко контрастировали с традициями оформления православных храмов. Храм Воскресения Христова больше известен как Спас-на-Крови. Его было решено возвести на том месте, где народовольцы убили императора Александра II; 1 марта 1881 года бомба И. Гриневицкого оборвала жизнь монарха на берегу Мойки. Уже на следующий день после трагедии власти решили увековечить память царя-освободителя, был объявлен конкурс, а по всей стране начался сбор денег. Свои проекты на рассмотрение конкурсной комиссии представили ведущие архитекторы, однако ни один из них не получил одобрения императора Александра III. Только со второй попытки удалось получить такое одобрение, когда будущему собору придали черты традиционной русской архитектуры, ярко воплощенные в облике московского храма Василия Блаженного. Хотя строительство получило поддержку на самом высоком уровне, быстро возвести здание не удалось, и освятили новый собор только в 1907 году, уже при Николае II. Две дюжины лет оказались потрачены не зря: храм стал одним из важнейших украшений города, а его оформление не имеет аналогов. В работе использовались красивые, долговечные, тщательно отобранные материалы. Предметом особой гордости служат мозаичные панно, которые занимают в общей сложности более семи тысяч квадратных метров.
Внимание! Авторские права на книгу "Санкт-Петербург. Путеводитель" (Шуббе Вацлав) охраняются законодательством! |